Проект «Разработка модели взаимодействия ДОУ и общеобразовательного учреждения»
проект на тему

Глухова Елена Николаевна

Цель проекта. Изучить теоретически  проблему преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между МБДОУ и общеобразовательным учреждением и на основе изученного разработать и реализовать проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_dlya_kursov.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и

профессиональной переподготовки работников образования

Итоговая аттестационная работа (проект)

ТЕМА

«Разработка модели взаимодействия ДОУ и общеобразовательного учреждения»

Авторы проекта

  1. Глухова Елена Николаевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»
  2. Евсеева Елена Владимировна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»
  3. Мингазова Галия Рустамовна, педагог- психолог, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»
  4. Русяева Елена Михайловна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»
  5. Сафуанова Амина Абдулаевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»
  6. Трошкина Равиля Раисовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»
  7. Хисамова Гузель Рубесовна, учитель- логопед, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»

Научный руководитель Шайхелисламов Р.Ф., д.э.н, проф.

Казань, с 20 по 31октября 2014 г.

Введение

Постановка проблемы

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это связь между различными ступенями развития. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

Наш проект разработан на основе теоретических положений и практико– ориентированных направлений ряда дошкольных образовательных программ, рекомендованных к реализации Федеральным агентством по образованию РФ. В основе проекта лежит также собственный опыт работы ДОУ и практические исследования в области предшкольного образования и воспитания дошкольников.

Проект  создан на основе  следующих нормативно-правовых документов:

– «Законом об образовании РФ» (принят 10 июля 1992 года № 3266-1,  в ред.  от  28.02.2012 № 11-ФЗ);

– «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановления  Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая  2013 г. № 26г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая  2013г. Регистрационный№ 28564);

–– «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ от 17 октября 2013 года №1155).

Проект  составлен на основе комплексирования программ:

Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Региональная программа образования детей дошкольного образования. Р. К. Шаехова. – РИЦ, 2012.

 «Непосредственно образовательная деятельность в детском саду» под ред. З.М.Зариповой,  А.Х.Габдрахмановой, А.Т.Миникаевой

Актуальностью  являются следующие аспекты:

– различные взгляды воспитателей и учителей на содержание образовательного процесса и педагогических технологий в аспекте гуманистического подхода:

– проведение предшкольной подготовки в стенах дошкольного учреждения более благоприятно сказывается на здоровье и психологическом состоянии детей, чем, если бы подготовка проходила в стенах школы. Специалисты пришли к выводу, что детский сад со своими возможностями, специфическими методами работы более благоприятен для обучения детей;

– согласно концепции предшкольной подготовки детей, ключевым условием эффективности предшкольной группы является организация педагогической и предметно-пространственной среды, которая обеспечивает познавательно-речевое развитие, мотивационную готовность, эмоциональное благополучие детей, отвечает их интересам, потребностям, желаниям, склонностям;

– у части детей слабо развита устная речь. Не достаточно сформировано умение организовывать свою деятельность, на низком уровне навыки самообслуживания (гипперопека со стороны родителей), не у всех детей сформированы навыки работы в группе сверстников;

– в настоящее время игровая деятельность требует особого пересмотра, так как в игре дети учатся общаться со сверстниками, осваивают социальные связи, получают коммуникативные навыки и морально-нравственные основы, здесь происходит первичная профессиональная ориентация у ребенка;

– одним из важных факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении;

– психологом МОУ “СОШ № 4” были освещены результаты психолого-педагогического исследования готовности первоклассников к обучению в школе: у 80% первоклассников нормальный уровень адаптации; средняя степень дезадаптации у 15,5%, низкая степень дезадаптации у 4,5% .

Цель проекта. Изучить теоретически  проблему преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между МБДОУ и общеобразовательным учреждением и на основе изученного разработать и реализовать проект.

Задачи проекта.

  1. Подготовить нормативно-правовую основу, по организации предшкольной подготовки в ДОУ. Обеспечить педагогов и узких специалистов методической, диагностической и учебной литературой для подготовки к работе с детьми предшкольного возраста и их родителями.
  2. Изучить  концепции ФГОС, направленной преемственности.
  3. Повышать уровень профессиональной ответственности, самостоятельности и творчества педагогов для обеспечения дальнейшего роста качественных показателей воспитания и развития детей.
  4. Разработать ряд методических рекомендации для педагогов МБДОУ и школы.
  5. Провести отбор УМК, соответствующих требованиям ФГОС.
  6. Наладить тесный контакт с шефствующей школой (СОШ №4).

Целевая группа проекта

  1. Глухова Елена Николаевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида    № 5»
  2. Евсеева Елена Владимировна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»
  3. Мингазова Галия Рустамовна, педагог- психолог, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»
  4. Русяева Елена Михайловна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»
  5. Сафуанова Амина Абдулаевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»
  6. Трошкина Равиля Раисовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»
  7. Хисамова Гузель Рубесовна, учитель- логопед, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5»

Срок реализации проекта с 20 октября 2014 года по 15 июня 2015 года.

Место реализации проекта муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5»

г. Лениногорска муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Этапы реализации проекта

  1. Вводная часть  (с 20 по 31 октября)

- изучение теоретической, методической и научной литературы;

- подбор рабочих материалов;

- разработка содержания проекта.

2. основная часть (с ноября 2014 г по июнь 2015 г.)

 - практическое применение и реализация проекта;

 - апробация проекта.

3. заключительная часть (май-июнь 2015г.)

- обобщение  результатов реализации проекта;

- анализ итогов;

- проверка результативности.

Основное содержание проекта

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

ответственный

1

Проведение праздника – Дня знаний  для детей старшей и подготовительной  групп

МБДОУ№5

сентябрь

Воспитатели  групп

2

Экскурсия с детьми «Дорога в школу»

СОШ №4

сентябрь

воспитатели

3

Организация работы с шефствующей школой №4

МБДОУ№5

СОШ №4

ежемесячно

Замы по УВР

Халимова Г.З.

Анисимова Е.А.

4

Экскурсия с детьми в библиотеку школы

СОШ №4

октябрь

Воспитатели, библиотекарь школы.

5

Тематический педсовет: «Преемственность  между детским садом и школой как непрерывный процесс воспитания и обучения детей двум государственным языкам»

- Новые подходы в обучении детей татарскому языку в ДОУ и в начальной школе

-   Роль развивающих диалогов в обучении детей двум государственным языкам

- Просмотр и анализ открытых занятий по УМК

- Выставка дидактических игр по теме

- Состояние индивидуальной работы по обучению дошкольников двум государственным языкам (итоги тематической проверки)

- Результаты мониторинга освоения образовательной программы и развития интегративных качеств

МБДОУ №5

ноябрь

Заведующая Илюхина Ю.Н.

Мингазова Г.Р., психолог;

Муртазина А.Ф., учитель татарского языка СОШ №4

Гайнутдинова А.Д.

Илюхина Ю.Н.

Глухова Е.Н.

Анисимова Е.А., Хисамова Г.Р.

Зам по ВМР, специалисты

6

Презентация проекта «Преемственность в работе ДОУ с семьей и школой по реализации задач математического развития детей»

МБДОУ №5

СОШ №4

декабрь

Трошкина Р.Р.

Сафина Н.З., учитель нач.кл

7

 О результатах успеваемости первоклассников- выпускников детского сада за 1 полугодие- выступление на педсовете.

МБДОУ№5

январь

Зам по УВР

Халимова Г.З.

8

Посещение праздника «Прощание с букварём»

СОШ №4

январь

Зам по УВР

Халимова Г.З.

учитель нач.кл,

воспитатели,

9

Выступление: «Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях ФГОС»

МБДОУ №5

февраль

Учитель СОШ №4 Салахов Ш.М.,  

Нурсаетова З.Г

10

Доклад «Приобщение к культурным ценностям – основа обновления содержания художественно-эстетического образования дошкольников и младших школьников»

МБДОУ №5

март

Русяева Е.М.

11

Мастер-класс: показ уроков и интегрированных занятий (совместно со школой)

МБДОУ №5

СОШ №4

март

Учителя нач. классов СОШ №4,

Евсеева Е.В.

Сафуанова А.А,

Хисамова Г.Р.

12

День открытых дверей

СОШ №4

апрель

Учителя СОШ №4

13

Проведение совместного родительского собрания «Подготовка к школе в системе детский сад- семья –школа»

МБДОУ №5

апрель

воспитатели,

Специалисты, учителя нач. классов

14

Участие первоклассников в празднике «До свидания, детский сад!»

МБДОУ №5

май

Воспитатели подг. гр,

учителя 1 классов

15

Совместная  экскурсия с детьми ДОУ и школы в краеведческий музей

МБДОУ №5

июнь

Воспитатели подг. гр,

учителя 1 классов

Ресурсы

условия

необходимость

имеется

источники

сроки

Нормативно-правовые:   1.«Законом об образовании РФ» (принят 10 июля 1992 года № 3266-1,  в ред.  от  28.02.2012 № 11-ФЗ);

2. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановления  Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая  2013 г. № 26г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая  2013г. Регистрационный№ 28564);

3. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ от 17 октября 2013 года №1155).

+

+

+

Интернет

Интернет

Книга «федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» - М: УЦ Перспектива, 2014

Октябрь

Октябрь

октябрь

Материально-технические:

1. ноутбук;

2.интерактивная доска;

3.подключение интернета.

+

+

+

Кадровые:

1. воспитатели;

2. психолог;

3. методист;

4. воспитатель по обучению татарскому языку;

5. логопед.

+

+

+

+

+

 Научно-методические:

1.методические журналы;

2. дидактические материалы;

3.методическая литература.

+

+

+

Библиотека МБДОУ

Личная библиотека

В течение года

Информационные:

Сайты;

Выступления;

Конкурсы;

Конференции;

Презентации;

Информационные стенды.

+

+

+

+

+

+

Интернет

Библиотека МБДОУ

Личная библиотека

В течение года

Мотивационные:

Повышать мотивацию педагогов;

Повышать мотивацию детей;

Самообразование;

Обучение на конкурсах;

Конкурсы, досуги, беседы.

+

+

+

Интернет

Библиотека МБДОУ

Личная библиотека

В течение года

Организационные:

Проведение мероприятий;

Родительские собрания;

Разработка плана содержания.

+

+

+

Интернет

Библиотека МБДОУ

Личная библиотека

В течение года

 

Финансовые:

Приобретение призов, грамот.

Подписка на методическую литературу.

+

+

Руководство МБДОУ

Собственные средства

В  течение года

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Организацию эффективной работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием мы видим в:

 1.Обновлении системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);

2. Создании условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребенка;

3.. Развитии ведущей деятельности каждого периода жизни. Формировании предметных и личностных достижений будущих первоклассников и учеников начальной школы;

4. Создании комплекса УМК;

5. Формировании структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;

6. Создании новых творческих мастерских и проектов.

7.  Обеспечении выполнения ФГОС второго поколения при переходе к следующему возрастному этапу,

    8. Гарантии прав ребенка на равные стартовые возможности успешного        обучения в школе.

Критерии эффективности проекта (методы диагностики)

  • Обеспечение доступности и повышение качества предшкольного образования;
  • Стабильный рост личностных достижений дошкольника, готовность к обучению в школе;
  • Готовность учителя, воспитателя к организации учебно-воспитательного процесса в контексте ФГОС;
  • Повышение квалификации педагогов;
  • Удовлетворенность родителей достигнутыми результатами, готовность к активному сотрудничеству с ДОУ и школой;
  • Конкурентоспособность, востребованность ДОУ и школы.

Литература:

  1. Основная

1. «Законом об образовании РФ» (принят 10 июля 1992 года № 3266-1,  в ред.  от  28.02.2012 № 11-ФЗ);

  1.  «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановления  Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая  2013 г. № 26г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая  2013г. Регистрационный № 28564);
  2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ от 17 октября 2013 года №1155).
  3. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  4. Региональная программа образования детей дошкольного образования. Р. К. Шаехова. – РИЦ, 2012.
  5.  «Непосредственно образовательная деятельность в детском саду» под ред. З.М.Зариповой,  А.Х.Габдрахмановой, А.Т.Миникаевой.

.

  1. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.
  2. Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.
  3. Доронова Т.Н, Рунова М.А, Якобсон С.Г, Гризик Т.И, Соловьева Е.В. Проект примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста. / – М.: 2007.
  4. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М., 2006.
  5. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.
  6. Черникова Т.В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление ДОУ. – 2005 - №4

13.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

14. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Вераксы Н.Е.. - М.: Мозаика - Синтез, 2007. - 112с.

15. Определение готовности детей к обучению в школе: диагностические методики, рекомендации педагогам и родителям, развивающие занятия. - (Из опыта работы школьного психолога) / Сост. Е.А. Чаус, Г.П. Потапова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 90 с.

Стожарова М.Ю. Предшкольное образование: модели и реальность. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. -221 с

  1. Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет. / Т.Н. Доронова, Л.Н Галигузова, Л.Г Голубева и др. М.: Просвещение, 2007.
  2. Шашкова З.В. Занятия по предшкольной подготовке: развитие творческого мышления. / – М.: Глобус, 2007.
  3. Проблемы и перспективы развития предшкольного образования. – Детский сад от А до Я. / 2. 2008. с, 40.
  4. План – программа “Предшкольное образование детей”. / Управление ДОУ. / 1. 2008. с, 23.
  5. Образование детей старшего дошкольного возраста. / Управление ДОУ. / 7. 2008. с, 72.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДЕЛЬ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ НЕТИПОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Приоритетным направлением российского образования является выстраивание системы дошкольного и предшкольного образования через создание условий для обеспечения равного стартового уровня детей при...

Статья: «Структурно-функциональная модель взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи»

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости...

Реализация структурно-функциональной модели взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями по Т.Н.Дороновой в работе учителя-логопеда I категории Мальцевой Е.С.

Уважаемые коллеги! Тема данного доклада несомненно является очень значимой и актуальной. В проведённом исследовании Мальцева Е.С. доказывает, что планомерная работа учителя-логопеда с родите...

Презентация «Разработка модели взаимодействия ДОУ и общеобразовательного учреждения»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий...

Проект «Разработка и внедрение модели формирования имиджа дошкольного учреждения»

Имидж ДОУ - эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристикамии призванный оказывать психологическое вли...

ПРОЕКТ «РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ЕДИНОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СО-ОТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО»

В этом учебном году мы начали реализацию данного проекта. Он очень важен, так как родители наших воспитанников должны стать настоящими заинтересованными участниками образовательных отношений....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Модель взаимодействия педагогов и специалистов в реализации коррекционных мероприятий в группах компенсирующей направленности.

В группе компенсирующей направленности коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят з...