Образовательная деятельность
проект (старшая группа) на тему

Формировать у младших дошкольников навыки экологических представлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 37 хутора Галицына  муниципального образования Славянский район.

         Проект: « Открываем и узнаём».

Опытно-экспериментальная деятельность.

                                                     Воспитатель:  Радченко Ирина Владимировна.

В познании окружающего мира важную роль играет опытно-экспериментальная деятельность, которая позволяет вырабатывать у детей  определённый алгоритм исследовательских действий, выдвигать предположения, делать выводы.

Опыты с водой.

Цели: Подвести к пониманию того, что вода обладает свойствами. Дать представление о свойствах предметов при взаимодействии с водой. Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи и выдвигать гипотезы.

Предшествующая работа. Экспериментирование с водой, снегом, льдом; наблюдения.

Ход опытов:

Водяной (воспитатель) приглашает детей в гости. Читает стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте

И в сыром лесном болоте,

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить,

Без неё нам не прожить!

Водяной. Хотите посмотреть, какие опыты можно провести с водой?

                   Загадочная виноградинка.

Материалы и оборудование. На подносе – стакан, бутылка минеральной воды, виноград на блюдце.

Водяной наливает минеральную воду в стакан.

Водяной. Что это за вода?

Дети. Минеральная.

Водяной. Как вы догадались?

Дети. Появились пузырьки, выходит газ.

(Водяной предлагает ребёнку бросить виноградинку в стакан.)

Водяной. Что происходит с виноградинкой?

Дети. Она опускается на дно.

Водяной. Виноградинка тонет, потому что она тяжелее воды. А теперь что вы видите?

Дети. Она покрылась маленькими пузырьками и всплывает.

Водяной. Ягодка покрыта пузырьками воздуха, а воздух легче воды и стремится вверх. Вот он поднимает виноградинку. Смотрите – на поверхности пузырьки начали лопаться, воздух  улетучивается, и виноградинка снова опускается на дно.

                           Волшебные яйца.

Материалы и оборудование. На подносе две одинаковые банки с водой, два сваренных вкрутую яйца, соль, ложки для пробы воды на вкус.

Водяной обращает внимание детей на схему, на которой показана последовательность проведения опыта.

Водяной. Что изображено на схеме? (Две банки с водой .) Что показывают стрелочки? ( В одну из банок надо насыпать соль.)

(Водяной предлагает ребёнку насыпать соль в одну из банок и хорошо размешать. Затем надо попробовать воду на вкус из обеих банок.)

Водяной. Какая вода на вкус в этой банке?

Дети. Простая, пресная.

Водяной. Солёная.

Водяной. Всё ли мы с вами сделали по схеме? Что дальше надо сделать?

Дети. Надо опустить яйца в банки с водой. ( Дети кладут яйца на ложки и аккуратно опускают их в банки с водой.)

Водяной. Что происходит?

Дети. В банке с пресной водой  яйцо утонуло, а в  банке с солёной водой – всплыло.

Водяной. Это значит, что солёная вода более плотная, чем пресная, поэтому в ней легче плавать. Как вы думаете, где легче научиться плавать – в реке или в море? Почему?

(Если дети затрудняются с ответом, Водяной помогает вопросами и подсказывает.)

Опыт «Делаем облако».

Материал и оборудование. На столе поднос с банкой и крышкой. Лёд и горячую воду приносят перед самым опытом.

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

 (Облако.)

(Водяной осторожно наливает горячую воду в банку и быстро закрывает её   крышкой. Предлагает детям положить на крышку кусочки льда.)

Водяной. Что мы видим?

Дети. Банка запотела!

Водяной. Вода поднимается в виде пара вверх и охлаждается. Пар превращается в капельки воды. (Объясняет детям, похожим образом в природе образуются облака - тёплый воздух поднимается высоко в небо, где гораздо холоднее, чем около поверхности земли, и охлаждается.)

Опыт «Спичечные бега».

Материалы и оборудование. На подносе тарелка с водой, спички, кусочки сахара, кусочек мыла.

Водяной. Дети, вода нам приготовила ещё один сюрприз. Хотите увидеть?

(Предлагает детям положить на середину тарелки кусочек сахара, затем четыре спички в воду. Спички приблизились друг к другу.)

Водяной. Сахар начинает впитывать воду, возникает течение, которое сближает спички.

(Затем опускают кусочек мыла. Спички разбегаются.)

Водяной. Мыло создаёт плёнку на поверхности воды, которая заставляет спички разбегаться.

Водяной спрашивает детей, понравились ли им опыты и какие.)

Четыре стихии.

Цели. Формировать познавательный интерес, опираясь на исследовательскую деятельность. Развивать образное мышление, воображение, умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. Закреплять знания о четырёх природных стихиях. Активизировать словарь (ветер, ураган, смерч, прозрачная); обогащать лексику (ветерок, ветрище, ветрило).

Предшествующая работа. Наблюдения на прогулках в разное время года за природными явлениями. Экспериментирование с водой, песком, воздухом. Путешествие по географической карте, по глобусу. Рассматривание и чтение познавательной литературы.

Материалы и оборудование. Слайды, микрофон, магнитная доска, глобус, схемы и картинки с изображением стихий, листы ватмана и восковые мелки для рисования, операционные карты.

Ход работы.

Воспитатель (показывает глобус). Перед вами глобус-модель нашей планеты. Посмотрите, какая Земля красивая, разноцветная. (читает стихотворение Я.Акима «Наша планета»

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивлённо.

Береги свою планету-

Ведь другой, похожей, нету!

Земля - самое дорогое, что у нас есть, она бесценна, то есть не имеет цены.

1-й ребёнок (читает отрывок из  стихотворения В. Орлова «Что нельзя купить?»).

Если деньги накопить,

Можно многое купить:

Дом, одежду и завод,

Самолёт и пароход.

Воспитатель подводит детей к выводу, что нельзя купить здоровье, жизнь, хорошее настроение.

2-й ребёнок (читает  отрывок из того же стихотворения).

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелёк

Родничок и тополёк.

Воспитатель. Посмотрите, какого цвета больше на глобусе? Как вы думаете, почему? ( Ответы.) Вода – одна из стихий. Мы знаем, что существуют четыре стихии природы. (Показывает слайды с изображением воды, земли и огня и схемы).

 Загадки о стихиях.

-В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

           На землю падает опять. (Вода.)

-Всех кормит, а сама есть не просит.(Земля.)

Жар-птица летает,

Золотые перья роняет.(Огонь.)

Взрослый предлагает выбрать схему соответствующей стихии.

Воспитатель. Какую из стихий мы не назвали? (Ответы.) Верно, это воздух. Воздух-невидимка. Он вокруг нас всегда, но мы его не видим, поэтому на схеме он изображён в надувном воздушном шарике.

                                              Игра «Стихии».

Дети выстраиваются полукругом; воспитатель показывает картинки с изображением стихий, дети выполняют движения.

Земля - опускают руки вниз

Вода -  вытягивают руки вперёд.

Воздух- поднимают руки вверх.

Огонь – прячут руки за спину.

Воспитатель. О каком природном явлении сейчас пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку.

Без рук, без ног, а дерево гнёт. (Ответы.)

Воспитатель. Верно! Это ветер! Как вы думаете, к какой из стихий он относится? (Ответы.) ветер – это движение воздуха. Ветры бывают разные.

Дидактическое упражнение «Назови слово».

Воспитатель. Как можно назвать лёгкий ветер? (Ветерок, ветерочек.) Как вы скажете о сильном ветре? (Ветрище, ветрило, ураган.) Молодцы! Бывает ветер очень опасный, ураганный, который сметает всё на своём пути. Его называют «смерч». Это сильный вихрь, поднимающий вверх столбом воду, песок, камни, дома, машины, людей, животных. Он вращает их с огромной скоростью. Постараюсь показать, как это происходит.

Опыт « Смерч в бутылке».

Материал и оборудование. Схема последовательности проведения опыта, пластиковая бутылка, алюминиевые шарики (6-8 штук),жидкое мыло, чайная ложка, синий краситель, пипетка.

Воспитатель. Посмотрите, что я делаю?

Дети. Выливаете в бутылку чайную ложку жидкого прозрачного  мыла.

Воспитатель. Что делаю дальше?

Дети. Бросаете алюминиевые шарики в бутылку с водой.

Воспитатель. Добавляю в воду две капли синего красителя. Чем я буду его набирать и капать?

Дети Пипеткой.

Воспитатель (крутит бутылку). Лёгкие алюминиевые шарики поднимаются вверх. Это похоже на то, что происходит во время урагана с разными предметами.

Ураганы и смерчи появляются внезапно и несут разрушения. Учёные научились предупреждать о них заранее.

Сейчас предлагаю вам попробовать нарисовать  смерч.

( Дети рисуют смерч Цветными карандашами, восковыми мелками-навыбор.

3-й ребёнок.

Я и тучка, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу.

И стеклянной быть могу!

Воспитатель. Дети, о чём эта загадка? (Ответы.) верно, о воде. Вспомним, какими свойствами она обладает.

Дети. Прозрачная, жидкая, без запаха, на холоде замерзает, при нагревании превращается в пар.

Опыт « Впитывая водяные капли»

Материалы и оборудование. На пластиковых тарелках-кусочки бумажной салфетки, фольги, пластмассы, ткани, картона (на каждого ребёнка); Ёмкости с водой.

Дети поливают образцы материалов, наблюдают.

Воспитатель. Какие материалы впитали воду? Какие не впитали? Материалы, которые впитывают воду, называются пористыми. Это означает, что в них есть множество крошечных отверстий. (Бумажная салфетка, ткань, картон.)

Воспитатель спрашивает детей, что им больше всего понравилось.

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №  37  г. Славянска – на – Кубани муниципального образования  Славянский  район.

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе по теме:

«Снеговик и ёлочка».

Воспитатель МБДОУ д/с о/в №37

Радченко Ирина Владимировна.

Тема: Снеговик и ёлочка.

Программное содержание: Расширять представления детей о деревьях. Показать свойства снега. Формировать доброжелательное отношение к окружающему миру.

Материал: Игрушка Снеговик, или снеговик, вылепленный из снега; фонарики с петельками; ель (растущая на участке).

Связь с другими видами деятельности: Новогодний праздник. Разучивание стихов о природе. Рисование ёлочки. Исполнение песенки «Ёлочка».

Ход:

Рекомендуется проводить на улице.

Воспитатель приглашает детей подойти к ёлке. Под ёлкой стоит вылепленный из снега (или игрушечный) Снеговик. Дети здороваются с ним.

Воспитатель: Снеговик, а тебе не холодно здесь стоять?

Снеговик: Я мороза не боюсь, меня слепили из снега, поэтому я не мёрзну холодной зимой. Спасибо, что пришли ко мне в гости. Я хочу показать вам мою подругу Ёлочку. Ей тоже очень приятно, что вы пришли к нам в гости.

Воспитатель: Ребята, нам нужно поздороваться с ёлочкой, скажем ей  «Здравствуй, Ёлочка!».  Давайте аккуратно потрогаем веточки ели.

Воспитатель: Какие ветки у Ёлочки?

Дети: Колючие.

Воспитатель: Ветки колючие. На них много острых зелёных иголочек, но если вы потрогаете их аккуратно, то пальчики не уколете и Ёлочке не сделаете больно. Ёлочка зелёная и пушистая, на ней много веточек, а на веточках – иголки. Внизу веточки длиннее, чем на верхушке.

 Если на земле лежат ёлочные ветки, воспитатель  может размять в руке иголочки и дать детям понюхать запах настоящей ёлки.

Воспитатель: Какого цвета ёлочные иголки?

Дети: Иголки зелёные.

Воспитатель: Правильно, зелёные. От других деревьев ёлка отличается тем, что зимой и летом на ней всегда зелёные иголки. Другие деревья стоят зимой без листьев, только снег укрывает их от холода, согревает в зимние дни и ночи. А у ёлочки всегда на ветках зелёные иголочки – и зимой и летом. Поэтому люди придумали загадку про ёлочку: «Зимой и летом одним цветом».

Снеговик: Зимой я любуюсь Ёлочкой, а летом меня здесь нет, ведь я бы просто растаял под тёплыми солнечными лучами. Я слышал, что у вас в детском саду был праздник, и было очень весело. А у нас с Ёлочкой не было праздника. Мы тоже мечтаем о весёлом празднике!

Воспитатель: Дети, какой был у нас праздник? Кто приходил в гости к нам?

Дети:   Новый год. Дед Мороз и Снегурочка приходили в гости.

Воспитатель: Правильно, Новый год. Дед Мороз приносил вам подарки, и ёлка на празднике была нарядная, украшенная разноцветными игрушками, фонариками и огоньками. Снеговик, ты не расстраивайся, мы сейчас украсим твою ёлочку – на её зелёный наряд повесим разноцветные фонарики, и она станет ещё красивее.

Воспитатель:  Ребята, а давайте мы украсим ёлочку фонариками.

Воспитатель украшает с детьми ёлочку, заранее приготовленными разноцветными фонариками (с петельками).

Воспитатель: Ну вот, Ёлочка стала нарядной. Сейчас мы  тебе, Снеговик и твоей ёлочке споём песенку.

Снеговик:  Спасибо Вам, что вы украсили нас и спели песню.

Воспитатель: Теперь у наших друзей настоящий праздник.

Воспитатель: Ребята, посмотрите у Снеговика хорошее настроение. А чтобы Снеговику и Ёлочке было не скучно, давайте слепим им друзей – снеговиков. Для этого мы пройдём в группу.

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с ёлочкой и снеговиком и пообещаем снова прийти в гости.

Воспитатель проходит с детьми в группу, и лепят снеговиков из пластилина. Если есть снег, можно катать снежные комочки, а воспитатель делает из них маленьких снеговиков.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 37 г. Славянска – на – Кубани муниципального образования Славянский район.

 

 Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе

 по теме: «Котёнок Пушок».

Воспитатель МБДОУ д/с о/в  № 37

Радченко Ирина Владимировна.

Тема: Котёнок Пушок.

Программное содержание: Дать детям представление о домашних животных и их детёнышах. Знакомить с русским бытом. Формировать доброе отношение к животным.

Материал: Панорама русской избы, печь, игрушечный котёнок.

Связь с другими видами деятельности: Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных. Экскурсия по русской избе. Рисование клубочка для котёнка. Рассказывание потешки « Пошёл котик на Торжок». Рассказывание стихотворения  В. Берестова «Котёнок». Слушание песенки «Кошка», муз. А. Александрова.

Ход:

Воспитатель приглашает детей в русскую избу. Обращает  внимание на печку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это печка. Взрослые топят печь, чтобы в доме было тепло. Когда на улице очень холодно, на печку забираются дети и греются. Ой, ребята, смотрите, на печке кто-то есть.

Дети: Котик.

Воспитатель: Верно, это котик  (показывает игрушечного котёнка).

Уж ты котенька – коток,

Котя, серенький лобок,

Поздоровайся с детьми,

Сколько деток, погляди!

Воспитатель: Это маленький котёнок. Как вы думаете, почему он лежит на печке?

Дети: Котик замёрз.

Воспитатель: Конечно, ему здесь очень нравится, здесь тепло. На печке тепло и котёнку хорошо, словно он рядом со своей мамой – кошкой. А давайте котика погладим. Какой котик?

Дети: Маленький, пушистый.

Воспитатель: Правильно, котёнок пушистый, маленький, мягкий.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глазки смелые,

Зубки белые.

Воспитатель: Какие у котика глазки?

Дети: Глазки смелые.

Воспитатель: Какие у котика зубки?

Дети: Зубки белые.

Воспитатель: Какая  у котика шёрстка?

Дети: Мягкая, пушистая.

Воспитатель: Этого котёнка зовут Пушок. Он пушистый и очень мягкий, поэтому хозяева назвали его Пушком. Только на его мягких лапках есть коготки – цап – царапки. Как вы думаете, для чего котёнку такие острые коготки?

Дети: Поймать мышку.

Воспитатель:  Котёнок может играть с бантиком. Котёнок может царапаться, если ему что-то  не нравится. А если его ласково погладить, он никогда не поцарапает нас. Давайте погладим котёнка (гладят котёнка). Котята любят, когда их гладят по шёрстке, они при этом начинают мурлыкать. Как мурлычет котёнок?

Дети: Мур - мур-мур.

Воспитатель: А, что котёнок любит кушать?

Дети: Молоко.

Воспитатель: Маленькие котята очень любят молочко.  Как котёнок попросит молочка?

Дети:  Котёнок мяукает: мяу – мяу – мяу!

Воспитатель: Когда котёнку нальют молочка, котёнок язычком лакает молоко, а потом начинает облизываться, умываться. А где котята любят спать?

Дети: На коврике возле мамы.

Воспитатель: Котята любят спать рядом со своей мамой. А кто у котят мама?

Дети: Кошка.

Воспитатель: Правильно, кошка. Если рядом с котёнком нет мамы – кошки, то он ложится там, где спокойно и тепло – на кровати, на коленях хозяина, на печке. Хорошо, когда у котёнка в доме есть своё место, где его никто не будет тревожить. Котёнок играет, когда ему хочется, а если захочет спать, то уходит и ложится на своё место. Давайте положим котёнка обратно в корзину, пусть он спит. Ребята, у кого из вас дома есть котёнок?

Дети: У меня!

Воспитатель даёт детям возможность высказать свои впечатления о котятах, кошках, которые живут у них дома.

Воспитатель: Ребята, брать на руки и играть можно только со своими котятами. Когда котята сытые, они любят играть: бегать за верёвочкой, к которой привязан бантик, а иногда и за своим хвостиком. Маленькие котята очень озорные, они играют, как дети, радуя нас. Мама – кошка учит своих деток быть ловкими и быстрыми.

Серенькая кошечка,

Села на окошечко.

Хвостиком махала,

Деток созывала.

Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем в игру « Кошка и мышки».

Воспитатель: У нас котом будет Вася, а остальные детки – мышки. «Мышки» сидят в норках (на стульчиках или на коврике). А здесь  будет жить котик. «Мышки» тихонько бегают около « кошки», пока она спит. Как только «кошка» начнёт просыпаться, «мышки» бегут в свои «норки».

На скамейке у дорожки

( Дети – «мышки» тихонько бегают.)

( Ребёнок – «кошка» сидит с закрытыми глазами на скамейке.)

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

(Ребёнок – «кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за детьми.)

И мышат всех догоняет:

Мяу! Мяу! Мяу!

(Дети садятся на стульчики.)

« Кошка» не ловит детей, а только бегает за ними.

Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: Молодцы!  Ребята, с кем мы сейчас встречались?

Дети: С котёнком.

Воспитатель: А какой был котёнок?

Дети: Маленький, пушистый, мягкий.

Воспитатель: Правильно. Вам понравилось в гостях у котика.

Дети: Да!

Воспитатель с детьми уходит у группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават

План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе  по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...

Непосредственно образовательная деятельность для детей с задержкой психического развития Старшая группа Образовательная область: «Художественное творчество» (Аппликация) Тема образовательной деятельности: «Бабочка» Тема недели: «Насекомые»

1.Формировать умение детей выполнять предметную аппликацию используя салфетки; 2.Развивать мелкую моторику ребенка. 3.Развивать умение располагать комочки по силуэту; 4. Воспитывать аккуратность при в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"

Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...

Конспект Итоговой непосредственной образовательной деятельности в старшей группе деятельности по образовательной области «Речевое развитие» , по образовательной области «Познавательное развитие»

Итоговой непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (раздел развитие речи), по образовательной области «Познавательное развитие»...