Вариативные формы музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в современных условиях
материал на тему

Гавва Розалия Тальгатовна

Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в том числе и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Другими словами, музыка и детская музыкальная деятельностьесть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации совего "Я" социуму.  И это является основным ориентиром для музцкальных руководителей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx29.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Вариативные формы музыкальной деятельности

детей дошкольного возраста в современных условиях.

Как уже известно, образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим всё образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Другими словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. И это является основным  ориентиром для музыкальных руководителей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

         Основное содержание образовательной области «Музыка» представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством, что позволяет нам научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу  и в этом все виды искусства похожи.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает реализацию следующих целей, представленных на слайде:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности.

Рассмотрим задачи вариативной формы музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в современных условиях.
Это задачи, связанные с вхождением ребенка в мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам.
Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром.

Исходя из этого в нашем дошкольном учреждении, работая с  детьми в возрасте от 3 до 8 лет, мы используем следующие виды музыкальной деятельности:

  • игровую;
  • двигательную деятельность;
  • слушание;
  • пение;
  • игры на детских музыкальных инструментах.

         Традиционные формы музыкальной деятельности вам, известны, это: музыкальные занятия; праздники и развлечения; самостоятельная музыкальная деятельность детей,

Рассмотрим вариативные формы музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Музыкальная сюжетно-ролеваяигра. Она имеет единую сюжетную линию, объединяющую всё занятие.   Данная форма музыкальной деятельности позволяет нам научить детей понимать воображаемую игровую ситуацию, действовать в соответствии с ней, развивать чувство ритма, темпа, умение определять характеры героев сюжетно-ролевой игры, например, такой как игра «Цирк», моменты из которой вы видите на слайде. В начале игры распределяются роли (ведущий, клоуны, дрессированные собачки, гимнастки и т.д.). Ведущий объявляет номера, а артисты цирка изображают образы героев в соответствии с музыкой.

Также можно использовать такие игры как: «Музыкальный магазин», «Мы – музыканты»  и другие.

Следующая форма музыкальной деятельности – этоИгровые проблемные ситуации на музыкальной основе – это тожесюжетно-ролевая игра, но она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий, сказочного или литературного произведения,  хорошо знакомого  дошкольникам. В содержании игры присутствуют все её компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей, характер действий и пр.  Например, игра  «День рождения». У куклы Маши сегодня день рождения.  Она хочет пригласить к себе домой на праздник друзей. Но возникла проблемная ситуация. Дети должны помочь ей устроить праздник:

-  Как это сделать?      Чем угостить гостей?Что подарить?

И дети делают подарок в виде импровизированного концерта с  чтением стихов, использованием песен и танцев.

Такие несложные проблемные ситуации используются для детей среднего возраста

В старшем дошкольном возрасте дети начинают решать Проблемные и ситуационные задачи. В этом случае педагог включает  ребенка  в  поиск решения  новых  для  него  проблемных  вопросов  и  ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение.  Постановка проблемной задачи и процесс ее решения происходит в совместной  деятельности  педагога  и  детей:  педагог  увлекает воспитанников  на  поиск  решения,  оказывает  им  помощь  в  форме указаний,  разъяснений,  вопросов,

 а дети  свободно высказывают свои мысли,

Например: При слушании «Колыбельной музыки» кукла, пришедшая на занятие, начинает весело плясать или маршировать и, наоборот, во время веселой – спать. Детей можно спросить:

 -Правильно ли поступила кукла? А какие движения нужно было выполнять под данную музыку? (детьми решается данная проблема,и все приходят к единому мнению)

Или детям можно поставить задачу: изготовить необычный музыкальный инструмент. Для этого они могут использовать: баночки, горох, пшено и стеклянные шарики.  Дети заполняют баночки доверху  и пробуют позвенеть ими.  Получился ликакой-нибудь звук? Получился.  А что нужно сделать, чтобы зазвучали эти баночки?     Отсыпать содержимое.
Догадались? Так получился  звук из наполненных баночек наполовину.Какое можно придумать название этому музыкальному инструменту.

Вот таким образом дети могут решать проблемные ситуации.

Следующая форма -  Музыкальные игры фантазирования.Что мы чувствуем?  Что представляем, слушая музыку? И взрослые, и дети в любом возрасте склонны к фантазированию. Игра «День-ночь».  - Сейчас у нас ясный, солнечный день. Все птицы летают, веселятся и тут наступает ночь, все птицы летят к себе в гнездышки, ночь накрывает их звездным небом (купол из ткани)  и наши птички начинают фантазировать.

-Что вы чувствуете? Такая ли страшная темнота? Что нужно представить, чтобы преодолеть страх?

(Может, мы представим, что звездное небо – это теплое одеяло, под которым совсем не страшно).

Эта игра позволяет детям познать темноту как обычную и необычную реальность, развить воображение и фантазию.

Рассмотрим следующую вариативную форму музыкальной деятельности -

Игры-этюды по мотивам музыкальных произведений

             Игры-этюды содействуют всестороннему развитию личности дошкольников по средствам малых  музыкальным форм, развивают творческие способности, интерес к импровизации, развивают  воображение, фантазию, самостоятельный творческий поиск.

Следующая  вариативная форма -Игры-эксперименты, которыемы используем для детей среднего возраста. Дошкольникам предлагается провести эксперименты со звуком при помощи предметов – заменителей. Так мы можем предложить детям при помощи  инструментов или предметов  изобразить звуки дождя, грома или другого природного явления.  Как вы видите на слайде, дети при помощи бумаги изображают  шум шагов по осенним листьям, при помощи металлофона и обычных карандашей изображают шум дождя и т.д.

Для детей старшего возраста задания усложняются, и это будет уже не просто игра - эксперимент, а экспериментально-исследовательская деятельность.

Следующая форма - Музыкально-дидактические игры.  Являются  важным средством развития музыкальной деятельности  детей. Ценность их заключается в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают у них интерес и желание участвовать в них. Дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить и понимать музыку. Игра «У меня, у соседа». Нужно взять в руки 2 музыкальные конфетки. В левую руку возьмите конфетку, а вторую положите на колени. Под музыку надо ритмично передавать соседу конфету, а другой рукой брать у соседа.

        С детьми старшего дошкольного возраста  эффективным является использование такой формы дидактических игр как интерактивные игры.        

Внимание детей  привлекают анимационные герои, которые вызывают интерес и вместе с тем позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала, дают возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное,  в результате чего у детей снимается напряжение. Игра «Четвертый лишний»,(Как вы думаете, какой инструмент здесь лишний?),  игра «Кто автор этого произведения?», (Давайте послушаем музыкальные  произведения и вспомним какой композитор его написал.), игра  «Из какого мультфильма эти песни?».

Театрализованная деятельность — является одним из основных направлений работы нашего детсада. Элементы театрализации используем на занятиях, кружковой работе, развлечениях, праздниках. Ежегодно  у нас проходят недели театра, где дети с удовольствием показывают друг другу свои спектакли.

Проектная деятельность является одним из направлений инновационной работы нашего детского сада.

           Использование  метода  проектов  позволяет  формировать  активную, самостоятельную и инициативную позицию ребенка и поддерживать устойчивый музыкальный  интерес.  

Интегративная деятельность (художественная полидеятельность) -

Включает в себя  разные образовательные области, различные виды деятельности, разные виды искусства, работающих на раскрытие в первую

Интеграция дает ребенку возможность выбирать средства выразительности художественного образа, его воплощения на бумаге или в движении, в слове или в музыкальных звуках, а выбор – всегда следствие инициативности и самостоятельности.

                Клуб музыкальных интересов

В  учреждении могут быть  организованы  такие музыкальные клубы как  «Музыкальная гостиная «Реченька», «Сударушка»,  связанные с народными традициями, праздниками, а также кружки «Танцевальная мозаика» и «Детская театральная студия «Буратино».

Музыкальные игры – импровизации.

Импровизация решает задачи раскрепощения, развитие фантазии, ощущение свободы своего тела, ощущение партнера и пространства.Можно предложить детям поиграть в такие игры как «В зоопарке» или «Веселые лягушата».

Поверьте вы глазам детей

Ведь ангелы хранят их души.

Пусть безмятежный их покой

Ничто во веки не нарушит.

Чуткому детскому сердцу

Сердце свое открой

И ощущение чуда

Будет всегда с тобой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях

Практическое использование музыки, движений как средства развития, коррекции и лечения детей, в нашей стране началось в начале XX в. в период становления отечественной дефектологии. В это время в сист...

«Педагогическое просвещение родителей детей дошкольного возраста в современных условиях. Нетрадиционные формы работы с семьей».

Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия...

Вариативные формы музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в современных условиях

Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошколь...

«Организация образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в современных условиях реализации ФГОС»

ДОКЛАДк педагогическому советутема: «Организация образовательной деятельностипо речевому развитию детей дошкольного возрастав современных условиях реализации ФГОС»...

ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТЕОРЕТИЧЕКИЙ АСПЕКТ

В статье изложены функции современного педагогического коллектива в оргагизации музыкальной деятельности детей дощкольного возраста через призму последних исследований известных ячёных ....