Развитие музыкальных способностей дошкольников в условиях интеграции
методическая разработка по теме

Зинова Наталья Анатольевна

В настоящее время интегрированный подход является приоритетным требованием к организации воспитательно‐образовательного процесса. О.А. Скоролупова и Н.В. Федина отмечают: «Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса»  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный руководитель

ЛГМАДОУ ДСКВ №1 «Теремок» г.Лангепас

Зинова Наталья Анатольевна

Развитие музыкальных способностей дошкольников в условиях интеграции различных видов деятельности.

Музыкальная деятельность осуществляется в тесной связи (интегрируется) с другими видами деятельности в детском саду. Потребность в этом объясняется целым рядом причин. Вопервых, интеграция объединяет разделы дошкольной образовательной программы, что позволяет детям познавать окружающий мир в своем многообразии и единстве. Вовторых, интегрированные занятия развивают потенциал воспитанников, побуждают к развитию коммуникативных способностей, мышления, логики. Втретьих, в силу нестандартности формы проведения интегрированных занятий, они более интересны, использование различных видов работы поддерживает внимание дошкольников на высоком уровне. Вчетвертых, современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности подготовку образованных специалистов необходимо начинать с детского сада, чему и способствует интеграция в ДОУ. Впятых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, способствует раскрытию его способностей

В настоящее время интегрированный подход является приоритетным требованием к организации воспитательнообразовательного процесса. О.А. Скоролупова и Н.В. Федина отмечают: «Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса»  

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы и средства познания музыкального искусства (а через него окружающей жизни и себя самого), с помощью которых реализуется музыкальное развитие. Познание музыки не ограничено эмоциями и чувствами. Понимание эмоциональнообразного содержание музыки углубляет и разнообразит ее восприятие, воздействуя в дальнейшем на исполнительскую или творческую деятельность детей, которая проходит не только во внутреннем плане, но и сопровождается внешними действиями

Музыкальные способности развиваются во всех видах музыкальной деятельности, однако есть виды деятельности, которые в наибольшей степени влияют на развитие той или иной способности. Например, ладовое чувство развивается через восприятие музыки. Музыкальнослуховые представления – через включение в те виды деятельности, в которых они проявляются (пение и игра на музыкальных инструментах по слуху)

Чувство ритма развивается в первую очередь в музыкальноритмических движениях, воспроизведении ритма с помощью хлопков и музыкальных инструментов, в пении. На развитие музыкального (звуковысотного) слуха влияют пение, подбор по слуху мелодий на музыкальных инструментах. В процессе всех видов музыкальной деятельности развивается эмоциональная отзывчивость на музыку  

В переводе с латинского интеграция – это восстановление до целого, т. е. из частностей складывается целое. Интегрировать – это значит приводить к гармоническому целому, перестраивая или добавляя (удаляя) элементы или части.

Интегрированные занятия соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (например, понятие «настроение» рассматривается средствами музыки, живописи, экологии, литературы). При этом на таком занятии воспитатель решает несколько задач развития  

Разделы программы ДОУ могут быть многопланово взаимосвязаны между собой.

Рассмотрим образовательную область «Художественноэстетическое развитие», включающую музыку, изобразительное искусство и художественную литературу, которые можно интегрировать между собой.

Для осуществления взаимосвязи изобразительной деятельности и музыки используется различный песенный репертуар, инструментальная программная и непрограммная музыка. Песни как средство обогащения содержания детских рисунков, лепки, аппликаций можно широко использовать в разных возрастных группах. Программная музыка может выступать во взаимосвязи с изобразительной деятельностью в старшей и подготовительной группах, а непрограммная – только в подготовительной группе. Прослушав произведение, дети высказывают свои впечатления о музыке, а затем в соответствии с этими впечатлениями создают изображения. Это углубляет впечатления детей о музыкальных произведениях и способствует их запоминанию.

Среди методов анализа художественного произведения используются такие методы, как сопоставление произведений разных видов искусств, сравнения произведений по принципу сходства, различия, контраста, повторности. Например, образ осени раскрывается в музыке через песни, звуки природы, музыкальные сочинения (П.И. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Осень»). В изобразительном искусстве тема осени раскрывается в различных жанрах живописи: натюрморте, пейзаже, отображается посредством цвета, композиции (И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Рябинка» и др.); в литературе – через художествен-

ные средства выразительности (А.С.         Пушкин «Осень», А. Толстой «Осень».)

С образовательной областью «Познавательное развитие» музыка интегрируется как:

− разновидность наглядного метода (музыкальные произведения, связанные с решением задач в той или иной области, например, «Апрель» муз. П.И. Чайковского, песня «9 мая» муз. Роот);

− средство оптимизации образовательного процесса (например, усиление эмоциональности восприятия природных явлений украинской песней «Веснянка»

− средство обогащения образовательного процесса, (например, при прослушивании музыкальных произведений «Море» (муз. Н. РимскогоКорсакова), «Дождик» (русская народная мелодия), «Водичка серебристая» (муз. Л. Абелян), «Синяя вода» (муз. В. Шаинского), у детей возникают ассоциации с природными явлениями в разные сезоны);

− средство организации образовательного процесса: обогащение элементарных музыковедческих представлений, освоение музыкальносенсорных предэталонов звука.

В дошкольном образовательном учреждении специфика интеграции музыки и образовательной области «Познавательной развитие» связана с тесным сотрудничеством специалистов – педагогов (воспитателя группы) и музыкального руководителя, которое направлено на решение задач музыкального и познавательного развития и воспитания детей.

Интеграцию музыки и образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие» проявляется в следующем:

− каждое занятие сопровождается музыкой, которая может или предварять его, помогая ребенку войти в нужное эмоциональное состояние, или быть фоном.

Каждая музыкальнодидактическая игра или упражнение включает фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции), движения ребенка так, чтобы через механизм их функционального единства ребенок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады. Образы фантазии сначала задаются педагогом, а затем свободно развиваются воображением каждого ребенка  

Приобщение дошкольников к музыкальной культуре происходит также на основе интеграции музыки и физического развития (образовательная область «Физическое развитие»).

Музыка и движение имеют много общих параметров, к которым относятся:

− все временные характеристики (начало и конец, темп, ритм); − динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движений); − характер произведения и структура двигательной деятельности.

Музыка создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. В качестве музыкального оформления используются фонограммы музыкальных сказок («Волк и семеро козлят на новый лад», «Бременские музыканты» и др.), мюзиклов («Снежная королева»), музыка из мультфильмов («Голубой щенок», «Антошка и компания» и др.).

Таким образом, интегрированный подход соответствует одному из требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объёму, но ёмким, а также занятия интегрированного характера вызывают интерес у детей, способствуют снятию у них перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения внимания воспитанников на разнообразные виды детской деятельности.

Список литературы

1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей. – М.,

2004.        – 283 с.

2.        Зацепина М.Б. Реализация программы воспитания и обучения в детском саду / М.Б. Зацепина // Музыкальный руководитель. – 2007. – №8.

3.        Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – М.,

2005.        – 82 с.

4.        Пронина А. Преодоление, познание, гармония / А. Пронина // Дошкольное воспитание. – 2010. – №10. – С. 2–3.

5.        Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция / О. Скоролупова, Н. Федина // Дошкольное воспитание. – 2010. – №7. – С. 4.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Развитие музыкальных способностей дошкольников в условиях интеграции детского сада и семьи"

Презентация на тему "Развитие музыкальных способностей дошкольников в условиях интеграции детского сада и семьи"...

Система работы по развитию музыкальных способностей дошкольников через проектирование в условиях инновационной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обусловил необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском...

Система работы по развитию музыкальных способностей дошкольников через проектирование в условиях инновационной деятельности.

      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обусловил необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педаго...

Развитие творческих способностей дошкольников в условиях музыкально-театральной деятельности

Исследование по данной теме заключается в необходимости выявления научных основ процесса развития творческих способностей дошкольников в условиях музыкально-театральной деятельности....

Условия развития музыкальных способностей дошкольников

Условия развития музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в контексте ФГОС ДО Развитие музыкально – творческих способностей детей – одна из наиболее актуальны...

Игровая методика обучения детей пению как условие развития музыкальных способностей дошкольников.

В данном материале представлены игровые методики обучения детей пению, игры и упражнения для развития речевого дыхания и диапазона детей дошкольного возраста. ...