Актуальные проблемы воспитания и обучения одаренных детей и детей с ОВЗ в период детства Материалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск
статья на тему

Ольга Гибадулловна Газиева

 

Актуальные проблемы
воспитания и обучения
одаренных детей и детей с ОВЗ
в период детства
Материалы Всероссийской научно-практической конференции

 

(интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск

 

Организация психолого - педагогического сопровождения

одаренных детей в ДОУ

Проблема одаренности в настоящее время становиться все более актуальной. Это, прежде всего,  связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Ранее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_odarennost_2.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация психолого - педагогического сопровождения

одаренных детей в ДОУ

                                                                              Газиева О.Г., педагог-психолог

МАДОУ №36 г.Белебея «Аленький цветочек», РБ

 Проблема одаренности в настоящее время становиться все более актуальной. Это, прежде всего,  связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Ранее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. В развитие отечественной психологии по проблеме способностей и одаренности внесли большой вклад работы Л.С. Выготского, Б. М. Теплова, Н.С Лейтеса, Ю.Д. Бабаевой, Д.Б. Богоявленской и др.

Научно доказано, что одаренность и способности не бывают врожденными. Врожденными могут быть только задатки, которые при соответствующем их развитии могут стать способностями, а те в свою очередь - одаренностью. Таким образом, можно утверждать, что развивать задатки одаренности  нужно в детстве. В психологии понятие «одаренный ребенок» имеет два разных значения: одаренный как ребенок с повышенными умственными возможностями, опережающим развитием - это возрастная одаренность; и одаренный как носитель природного дара - это индивидуальная одаренность. Так как в детстве чаще всего обнаруживается возрастная одаренность, то в практической работе вместо понятия «одаренные дети» следует использовать понятие «дети с признаками одаренности», с повышенными умственными способностями.

Палитра проявлений одаренности дошкольника разнообразна - это умственная, творческая, музыкальная, художественная, психомоторная одаренность. Для диагностики детской одаренности психологами используются тестовые методики, среди них прогрессивные матрицы Равена; интеллектуальная шкала Векслера, предназначенная для выявления уровня развития интеллекта детей от пяти лет и старше; фигурные тесты П. Торренса на творческое мышление детей пяти лет и старше, методика «Определение склонностей ребенка»  А.И.Савенков, методика экспертных оценок по определению одаренных детей ЛосеваА.А., тест-анкета для обследования предрасположенности ребенка к различным видам человеческой деятельности А.да Хан и Г.Каф и т.д.

Но тесты - лишь один из источников сведений, необходимых для принятия решения о наличии незаурядных способностей. По мнению Е.И. Щеблановой, в работе с дошкольниками допустимо и вполне достаточно ограничиться использованием отдельных заданий (функциональных проб) на внимание, память, развитие речи, абстрактное мышление, воображение. Но все же самым ценным источником информации о возможностях ребенка остается наблюдение за ним, изучение его творческих работ. Но  рассматривать и оценивать результаты творчества дошкольника следует не только по конечному результату, но и давать оценку процессу работы, в ходе которого раскрывается самостоятельность, сообразительность, незаурядность ребенка. При этом надо ориентироваться на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, речи, внимания, памяти, мышления. Наблюдение за развитием познавательной потребности позволяет предположить сферу раскрытия дарований дошкольника.

Передо мной встала проблема организации сопровождение одаренных детей. Встал вопрос, как провести работу, чтоб было охвачено большое количество детей в  ДОУ. Как развить способности детей, как раскрыть таланты,  научить мыслить детей творчески, находить нестандартные варианты? Ведь каждый ребенок способный, ему только нужно помочь.

Одно из направлений сопровождения одаренности  это разработка и внедрение определенных мероприятий, которые рассматриваются как условие успешного развития и обучения ребенка и самое важное условие успешности работы с одаренными и способными детьми - это слаженные действия всех педагогов и родителей. В своей работе  выделила направления:

1. Создание развивающей среды  в группах детского сада.  Активно ведя сотрудничество с родителями,  создали уголок ряженья «Бабушкин сундучок» с помощью него дети могут переодеваться в разных героев, что способствует развитию творческих и актерских способностей.

2. Организация выставок и конкурсов детских работ на базе ДОУ. Несколько лет подряд   совместно с педагогами проводим выставки и конкурсы детских рисунков и поделок - «Елочная игрушка», «Новогодняя открытка», «Золотая ниточка, волшебная иголочка», «Машины прошлого и будущего» и др., которые приурочиваются к праздникам, работы сделаны руками родителей и детей, также организовали конкурс чтецов.

3. Организация и участие детей во всероссийских конкурсах и марафонах: «Веселая математика», «В мире животных», «Новогодняя открытка» и др. участвовали в фотоконкурсах.

Опыт  работы  показал,  при занятии  с ребенком родители могут передать свои знания и опыт, показать, что многие вещи можно сделать своими руками из бросового материала -это способствует развитию вкуса, воображения, творческого мышления, способностей, а также формированию умения ценить  поделки, сделанные своими руками и руками других людей. У ребенка повышается самооценка, изменяется негативное отношение к себе, вырабатывается уверенность, стремление к успеху. Успехи влияют на развитие интереса к учебе, ребенку непременно хочется повторить свой успех. Закрепление же успеха будет способствовать формированию познавательного мотива. Ребенок учится трудиться и получать удовлетворение от своей работы. В глазах сверстников ребенок приобретает значимость, чувствует себя взрослым, а также у него появляется гордость за своих родителей, которые его чему- то научили.

4. Создание методических разработок и пособий  по организации познавательно- исследовательской деятельности детей: «Трудиться – хлеба добиться» (2012г.) - помогает детям увидеть весь цикл производства  не только хлеба из пшеницы, ржи, но и продуктов из гречихи, овса, проса; «Земля» (2013г.) - помогает детям понять роль земли в жизни человека, увидеть ее недра и оценить их значимость в жизни, пособие можно использовать как мобильную лабораторию; «Материки планеты «Земля» («Географическая карта») (2014г.)- дети знакомятся с материками, а также с государствами граничащих с РФ; «Экологический проект  «Путешествие в хвойный лес» (2015г.), которое состоит из пособий: «Хвойные деревья Республики Башкортостан»; «Экосистема леса», оформлена дидактическая игра «Книга «Дерево в нашей жизни»».

Ценность данных проектов-пособий  в том, что: пособия позволяют четко структурировать и систематизировать информацию, могут использоваться педагогами в своей работе. Пособия мобильны, компактны, после совместной работы с педагогом, дети могут самостоятельно работать с этим материалом. Пособия  дают возможность детям  заниматься исследовательской деятельностью, экспериментировать, синтезировать полученные знания, правильно структурировать и систематизировать информацию, развивать умственные и творческие способности.

Следовательно, для развития способностей детей необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, разрабатывать и проводить мероприятия,  по сохранению и дальнейшему развитию способностей, объединяя усилия всех педагогов ДОУ и родителей.

Литература:

  1. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.:Просвещение, 1996.-352 с.
  2. Одаренные дети как интеллектуально-творческий, инновационный потенциал общества: Материалы Международной научно-практической конференции 25 марта 2011г. г.Бирск / под ред докт.пед.наук, проф., академика МАНПО Ю.И. Юрички.- М.: Бир ГСПА, 2011.-323 с.
  3. http://bo0k.net/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции

Статья раскрывает поликультурность гайдаровского сбора....

Швецова А.Д., Пак Сун Хи Кинетическая сказка в коррекционной работе с детской тревожностью //Современная психология образования: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс]: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции

Стаья посвящена описанию одного из возможных вариантов коррекционной работы со старшими дошкольниками с повышенной тревожностью посредством сказкотерапии, построенной в системе занятий на основе приме...

Публикация в сборнике статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (10 апреля 2018 г.)

Публикация в сборнике статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (10 апреля 2018 г.) "Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития" по тем...

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (Новосибирск, 15 марта 2019 г.) НОВОСИБИРСК 2019

quot;РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ". В данной статье обсуждается роль организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении. Автор рассматри...

Статья в материалах Всероссийской научно-практической конференции "Реализация ФГОС ДО: проблемы, возможности, опыт и перспектива"

Статья в материалах Всероссийской научно-практической конференции  "Реализация ФГОС ДО: проблемы, возможности, опыт и перспектива"  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ...

Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Улан-Удэ, 17–18 декабря 2020 г.)

Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Улан-Удэ, 17–18 декабря 2020 г.)...

Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Рисуем Победу-2019»

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"27954998","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"828","width":"579"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":...