Дополнительная образовательная программа кружковой работы по направлению "Исследовательская деятельность" под названием "Почемучка"
рабочая программа (старшая группа) по теме

Юлия Евгеньевна Соколова

Данная программа расчитана для детей дошкольного возраста (4-7) лет, срок реализации 3 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka-pochemuchka.docx56.73 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида № 35 г. Томска

                                                                                           Утверждено на педсовете

                                                                                           Протокол № ____ от _________

                                                                                           Заведующий МБДОУ № 35 ________Фоминой Е.В.

Дополнительная образовательная программа

кружковой работы по направлению

 «Исследовательская деятельность»

«Почемучка»

Для детей дошкольного возраста (4-7 лет)

Срок реализации программы: 3 года

C:\Users\Юлия\Desktop\i.jpg

                                                                                                                                       Автор-составитель:

Соколова Юлия Евгеньевна

Воспитатель 1кв.категории

Томск 2016

Актуальность

 Согласно новому Федеральному государственному  образовательному стандарту (ФГОС) реализация которого закреплена и новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности дошкольников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении.  Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый дошкольник должен быть обучен этой деятельности.

Практика показывает, что проектная и исследовательская деятельность ведется, практически во всех общеобразовательных учреждениях, но делается это в основном через творческие объединения дополнительного образования – кружки.  Но на сегодняшний день этого недостаточно. Анализ требований, которые  предъявляются ФГОС  к обучающимся, свидетельствует о том, что образование должно стать личностно-ориентированным, направленным на организацию разноуровневой познавательной деятельности учащихся и, если мы хотим, чтобы наши дети  были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое внимание надо уделять развитию исследовательского поведения в образовании детей.

 Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, видеть его ценности.

  В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

 Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

  В старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапом.

Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление и познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Построение педагогического процесса предполагает использование наглядно практических методов способов организации деятельности: наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации.

В практике работы дошкольных учреждений в последнее время всё больший акцент делается на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в её процессе. В ходе поисково – познавательной деятельности дети преобразуют объекты с целью выяснить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Пояснительная записка

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Работая в дошкольном учреждение всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.

Цель

Развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в ходе опытно-экспериментальной деятельности при помощи наблюдательности, мышления, формирования начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.

Задачи

  • Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
  • Обеспечить обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формировать базисные основы личности ребенка.
  • Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
  • Формировать диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира.
  • Формирование у дошкольников коммуникативных навыков, навыков сотрудничества.

Эти задачи реализуются через:

  • Занятия по естествознанию;
  • Опытническую и исследовательскую деятельность детей;
  • Наблюдения;
  • Беседы;

Содержание

В соответствии с внедрением ФГОС ДО, детские сады пересматривают формы и методы работы с дошкольниками, отбирая наиболее адекватные их возрасту. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. Она вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала.

Содержание экспериментальной деятельности Непрерывная Совместная деятельность организованная с детьми (наблюдения, труд, деятельность с детьми, творчество, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы) Совместная работа с родителями Самостоятельная (семинары -практикумы; совместное деятельность детей детско-взрослое творчество (работа в лаборатории) (изготовление поделок из природного материала); проектная деятельность.

 Методы и приёмы, используемые в опытно-экспериментальной деятельности:

  1. Традиционные методы Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).
  2. Практические (игры-опыты, игры-эксперименты, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, дидактические игры, настольно-печатные игры, фокусы, занимательные опыты).
  3. Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).
  4. Инновационные методы Метод игрового проблемного обучения (проигрывание проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы). Дюймовочка хочет написать письмо маме, но боится, что она не сможет его прочесть (увеличительные приборы, банка с водой).Как Винтику и Шпунтику найти гайку, упавшую в коробку с мусором (магниты). Мнемотехника (фиксирование и запоминание результатов эксперимента).

Классификация видов опытно-экспериментальной деятельности:

  • По характеру познавательной деятельности детей:
  • иллюстративные;
  • поисковые.
  • По характеру мыслительных операций:
  • констатирующие;
  • сравнительные;
  • обобщающие.
  • По месту проведения:
  •  в группе,
  •  на участке.
  • По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
  • однократные,
  • многократные,
  • циклические.
  • По месту в цикле:
  • первичные,
  •  повторные,
  • заключительные
  • итоговые.
  • По характеру используемых объектов:
  • объекты живой и неживой природы,
  • человек.
  • По причине проведения:
  • случайные,
  • запланированные,
  •  ответ на вопрос ребенка.
  • По характеру включения в педагогический процесс:
  •  эпизодические,
  • систематические.
  • По количеству детей:
  • индивидуальные,
  •  групповые,
  •  коллективные.
  • По продолжительности:
  •  кратковременные (5-15 мин.),
  • длительные (свыше 15 мин).

Основное оборудование мини-лабораторий в группе Приборы – помощники; Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема материалы; Природные материалы; Бросовый материал; Разные виды бумаги; Красители; Медицинские материалы.

Формирование основ целостного мировидения детей, а также развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования будет успешно реализовано если:

  • -будет осуществляться последовательный системный подход в процессе формирования у детей основ целостного мировидения.
  • -более эффективно будет осуществляться сотрудничество педагога и ребенка.
  • -педагог во взаимоотношениях с детьми будет проявлять больше оптимизма, веры в его силы и поддерживает воспитанника.
  • -создана соответствующая возрасту и требованиям предметно-развивающая среда.

Данная программа рассчитана на 3 года обучения детей дошкольного возраста.

Продолжительность занятий составляет:

Средняя группа: 15-20 мин.

Старшая группа: 20-25 мин.

Подготовительная к школе группа: 25-30 мин.

Занятия проводятся 2 раза в месяц по подгруппам во второй половине дня по 10-12 человек.

Успешность эксперимента:

  • Работать по этой программе  может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.
  • Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5 лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
  • Важно создать способствующую атмосферу и оборудовать мини- лабораторию.
  • Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.

Основные принципы организации детского экспериментирования:

  • Связь теории с практикой
  • Развивающий характер воспитания и обучения.
  • Индивидуализация и гуманизация образования.
  • Природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.
  • Целостность и системность обучающего процесса.
  • Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции ( анализ, синтез, классификацию, обобщение),стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Ожидаемый результат:

1. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

3. Сформированность основ диалектического мышления.

4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду»От рождения до школы».

5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

6. Сформированность коммуникативных навыков.

Задачи обучения детей 4-5 лет:

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

1) сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах, (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»;

2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба-пальто, чай-кофе, туфли-босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»);

3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений ( Почему стоит автобус?);

4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт ( Почему песок не рассыпается?).

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

1) о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево);

2) о природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение);

3) о мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений – гороха, бобов, семян цветов);

4) о способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол» : как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп);

5) о предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнется-ломается, высоко-низко-далеко, мягкий -твердый- теплый и прочее).

Задачи обучения детей 5-6 лет:

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днем оттаивают? Почему мячик катится?);

2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);

3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

1) о материалах ( глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса);

2) о природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы – песок, вода, снег, лед; игры с цветными льдинками);

3) о мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло);

4) о предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.);

5) о геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма);

6) о человеке (мои помощники – глаза, нос, уши, рот и т.д.);

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов ( таких как: сахарница, мыльница и т.д.).

В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).

Задачи обучения детей 6-7 лет:

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:

1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);

2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки-носки), форме (шарф-платок-косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шелковое – шерстяное), плотности, фактуре ( игра «Кто назовет больше качеств и свойств?»).

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

1) о материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон);

2) о природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снега, снегопад) и времени (сутки, день-ночь, сезон, год);

3) об агрегатных состояниях воды (вода-основа жизни; как образуется град, снег, лед, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.);

4) о мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений – цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений);

5) о предметном мире (родовые и видовые признаки – транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный, воздушный и пр.);

6) о геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), а также фразеологизмами (лошадь в яблоках).

Методические рекомендации

Центр детской экспериментально-исследовательской деятельности – это один из элементов развивающей предметной среды. Этот центр создаётся в групповой комнате с целью развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и формирования основ научного мировоззрения. В то же время эта зона является площадкой для организации специфической игровой деятельности ребёнка, так как ведущим видом деятельности остаётся игра. В этой специально оборудованной зоне дети, как на занятиях, так и в свободной деятельности, проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Именно эти первые простейшие и самостоятельно выполненные исследования и формируют у детей научное мировоззрение.

 Оформление центра

Желательно чтобы центр детского экспериментирования располагался рядом с окном и был достаточно просторным (чтобы при необходимости можно было поставить дополнительные, рабочие столики). Так же желательно, чтобы рядом располагалась раковина и источник воды. Это позволит детям мыть руки сразу по окончании занятий, а педагогам быстро приводить в порядок рабочее место. Для хранения оборудования и различных материалов нужно удобно разместить небольшие стеллажи или полки. Подоконник окна можно использовать для размещения на нём ящиков с растениями, посадками для наблюдений.

На видном месте можно повесить табличку с названием экспериментально-исследовательского центра и его эмблемой, либо «поселить» в уголке персонажа, который будет хозяином этого места, и будет помогать детям.

В качестве оформления можно использовать портреты учёных, комнатные растения.

Лабораторное оборудование

Для проведения опытов, в качестве оборудования удобно использовать бросовый упаковочный материал разного размера, формы и фактуры. Например, это могут быть пластиковые стаканчики, бутылочки, трубочки для коктейля, пластиковые ложечки, различные мерные стаканчики, бумажные салфетки в качестве фильтровальной бумаги, воронки, не большие миски, тазики, резиновые груши.

Для демонстрации отдельных опытов нужно приобрести лупы, пипетки желательно на каждого ребёнка. Обязательно должно быть дополнительное оборудование в основном для демонстрации отдельно взятых опытов: микроскоп, термометры, песочные часы, спиртовка, штатив, бинокль, весы, различные пробирки и стеклянные колбы, фонарик, глобус.

Так же необходимы комплекты для игр с водой и песком, с ветром.

Чтобы одежда детей во время проведения опытов оставалась чистой целесообразно иметь на каждого ребёнка клеёнчатый фартук и нарукавники.

 Материалы для работы

Центр детского экспериментирования должен быть оснащён разнообразными природными материалами, предназначенными для проведения разных исследований: глина, земля, песок, камни, ракушки, семена растений, а так же сахар, соль, маслянистые жидкости, пищевые красители.

Для проведения опытов по выявлению некоторых физических свойств   предметов (магнетизм, звук и т.д.) необходимо иметь набор металлических предметов, магниты, деревянные реечки, пластмассовые предметы, колокольчики, стеклянные призмы (примерно 5 штук на подгруппу детей), маленькие зеркала. Весь этот материал используется непосредственно для проведения опытов, поэтому он должен быть в количестве из расчёта на одного ребёнка.

Для наблюдения за живыми объектами можно поместить аквариум с рыбками, большую стеклянную вазу для наблюдения за ростом корней у веток тополя, а так же небольшой прозрачный стакан за наблюдением корневой системы лука.

В качестве демонстрационного материала центр необходимо постепенно пополнять различными коллекциями. Например: коллекция полезных ископаемых, коллекция речных и морских камней, коллекция ракушек, причём в ней могут быть и морские, и речные, и океанические ракушки. Коллекция коры деревьев, коллекция засушенных плодов (шиповник, рябина, черёмуха и т.д.), коллекция перьев (которые предварительно нужно подержать над паром), коллекция сухих листьев, мхов. Весь коллекционный материал собирается вместе с детьми и их родителями.

Для демонстрации некоторых природных явлений и процессов изготавливаются различные макеты. Например, макет строения земной коры, макет для демонстрации образования почвенного слоя, макет солнечной системы, макет действия вулкана и т.д.

Для фиксирования наблюдений, опытов, исследований воспитателю нужно оформить дневник наблюдений, который заполняется детьми с помощью воспитателя.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

  • Внешние (новизна, необычность объекта);
  • Тайна, сюрприз;
  • Мотив помощи;
  • Познавательный мотив (почему так);
  • Ситуация выбора.

Оснащение детской лаборатории:

  • Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты;
  • Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
  • Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
  • Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;
  • Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, нождачная;
  • Красители: ягодный сироп, акварельные краски;
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки , нитки.

В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:

  • Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;
  • Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
  • Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
  • Проявляют интерес к познавательной литературе;
  • Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
  • Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
  • Применяют свои знания в жизни.

Для работы по этой программе необходимо:

  • Наличие живого уголка и уголка – лаборатории для детского экспериментирования в каждой группе;
  • Демонстрационное лабораторное оборудование;
  • Дидактический материал, игры экологического содержания;
  • Условия для практической работы по охране окружающей среды.

 Что дает экспериментальная деятельность?

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.» К. Е. Тимирязев

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружковых занятий "Пластилиновая страна" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 4-5 лет

Программа "Пластилиновая страна" по художественно-эстетическому направлению развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Программа обеспечена тематической подборкой художественног...

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы "Юный шахматист"

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объёме информации, умение ана...

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы "Юный шахматист"

Предложенная программа составлена на основе программы «Шахматы, первый год» И.Г. Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок.В их числе:§  широкое использ...

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии для детей от 4-5 лет «Умные ручки »

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапиидля детей от 4-5 ле...

Дополнительная образовательная программа кружковой работы «Шахматы в детском саду»

Программа  рассчитана на детей 6-7 лет. В состав группы входит 10 детей. Предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: не более 30 минут. На к...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...