Аналитический отчет о деятельности опорной площадки «Инновационная технология ТРИЗ как средство развития речевого творчества дошкольников» «Детский сад комбинированного вида «Радуга» за 2014-2015 учебный год.
статья на тему

Аналитический отчет о деятельности опорной площадки

«Инновационная технология ТРИЗ как средство развития

 речевого творчества дошкольников»

 «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

 за 2014-2015 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_po_opornoy_pl._2.docx40.29 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет о деятельности опорной площадки

«Инновационная технология ТРИЗ как средство развития

 речевого творчества дошкольников»

 «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

 за 2014-2015 учебный год.

1. Введение

В соответствии с приказом начальника Управления образования города Югорска «Детский сад комбинированного вида Радуга» от 26.06.2014 №361 присвоен статус городской опорной площадки по теме «Инновационная технология ТРИЗ как средство развития речевого творчества дошкольников».

Цель деятельности опорной площадки:

Создать условия для освоения педагогическими работниками дошкольных учреждений города механизмов внедрения инновационной педагогической технологии ТРИЗ, обеспечивающих содержательное обновление дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

Задачи:

  • Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов через обучающие семинары с практическим показом актуального педагогического опыта.
  • Расширять арсенал средств, форм и методов инновационных технологий, используемых в работе с детьми, через организацию деятельности профессионального педагогического сообщества

Критерии оценки эффективности:

  • взаимодействие педагогов образовательных учреждений на основе открытости взаимообогащения установление и расширение деловых и творческих контактов с педагогами города;
  • совместный поиск решения методических, педагогических проблем ДОУ по теме
  • повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

В соответствии плана работы опорной площадки «Инновационная технология ТРИЗ как средство развития речевого творчества дошкольников» «Детский сад комбинированного вида «Радуга» на 2014-2015 учебный год были запланированы и проведены заседания в форме обучающих семинаров по следующим направлениям:

  • «Развитие навыков речевой творческой деятельности». Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.  
  • «Развитие навыков управляемого воображения». Творческая деятельность человека – это создание чего-то нового, будь это вещь внешнего мира или построение новой мысли, чувства, которые обнаруживаются в самом человеке. Общеизвестно, что деятельность может быть воспроизводящей (репродуктивной) и творческой (продуктивной). Воспроизводящий вид деятельности теснейшим образом связан с нашей памятью. Творческая деятельность основывается на комбинирующей способности нашего мозга, которая является механизмом воображения.
  • «Калейдоскоп проектов» - метод проектов в образовательной деятельности. Метод проектов, являясь дидактической категорией, представляет собой способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», - его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Что бы добиться этого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, быть способным прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Использование метода проекта позволяет развить познавательные навыки детей,  научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве.

2.Анализ результатов деятельности опорной площадки.

Направления работы опорной площадки

За 2014-2015 учебного года  был реализован комплекс практических мероприятий по направлениям деятельности опорной площадки: 2- обучающих семинара, 8 мастер-классов и открытых показов, 12 педагогов учреждения представили опыт работы в проектной деятельности, методические выставки пособий по каждому направлению.

1) Направление «Развитие навыков речевой творческой деятельности».

 На обучающем семинаре по развитию навыков речевой творческой деятельности были представлены 3 мастер-класса с открытыми показами по основным направлениям речевой работы с дошкольниками:

«Составление творческих рассказов по картине» как система игровых заданий, в результате которых практически каждый ребенок может составить несколько творческих рассказов по картине;

«Развитие творческой речевой деятельности дошкольников через составление сравнительных характеристик», содержит технологические цепочки мыслительных действий, позволяющие достаточно гарантированно научить детей 3 – 7 лет составлению сравнений, загадок и метафор;

«Составление дошкольниками рифмованных текстов», данная технология развивает у детей способность к созданию рифмованных текстов.

Всего в данном семинаре приняли участие 20 педагогов города.

2) Направление «Развитие навыков управляемого воображения». 

На обучающем семинаре по развитию навыков речевой творческой деятельности были представлены 2 мастер-класса по основным направлениям работы с дошкольниками: 

Фантастические преобразования объектов по признакам», типовые приемы фантазирования (далее ТПФ) адаптированы для работы с дошкольниками и активизируют мыслительную деятельность; 

«Формирование понятие имени  признака как средства становления коммуникативной компетентности дошкольника», работа направлена на становление коммуникативной компетентности дошкольников, через усвоение детьми набора Имен признаков объектов материального мира и описание их конкретных Значений.  

В данном семинаре приняли участие 14 педагогов ДОУ города.

3) Направление «Метод проектов в образовательной деятельности с дошкольниками»

Обучающий семинар был организован в форме «Калейдоскопа проектов». Педагогами ДОУ были презентованы 12 проектов. На семинаре педагоги показали, что в практике ДОУ используются различные типы проектов: исследовательские - «Вред газированных напитков»,  «Что такое снег?», «Патриотическое воспитание. Мой родной край»; информационно-познавательный проект - «Земля – наш общий дом»; педагогические проекты - «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр», «Развитие творческой речевой деятельности дошкольников через составления сравнительных характеристик»; словесно – эвристический (частично – поисковый) - «Сказки водят хоровод»; информационно - практико-оздоровительный - «За здоровьем в детский сад»; творческий, практико-ориентированный - «Салют! Победа!»; информационно-исследовательский - «Широкая масленица»; творческий, познавательный, игровой «Моя любимая мамочка», «День Защитника Отечества».

В работе семинара приняли участие -18 педагогов ДОУ города.

Заключительным  заседанием работы опорной площадки  2014-2015 учебного года стала мини-конференция, на которой были представлены педагогами ДОУ 3 открытых показа по своим темам самообразования:·«Создание образных характеристик объектов» (подготовительная группа), «Анализ литературного произведения  сказки «Лиса и рак» (старшая группа), «Составление сказки динамического типа» (старшая группа); 5 педагогов представили выступления в форме докладов-презентаций по использованию Технологии ТРИЗ в педагогической практике: «Анализ литературных произведений», «Составление сравнений», использование приема ТРИЗ «Системный оператор» как средство развития системного логического мышления детей дошкольного возраста», «Через сказку к знаниям. Составление сказок с помощью метода «Каталога», «Патриотическое воспитание. Мой родной край».

В работе мини-конференции приняли участие 11 педагогов ДОУ.

В результате работы опорной площадки:

Заседания опорной площадки за 2014-2015 учебный  год всего посетило 63 педагога  из них: 15 педагогов ДОУ города.

Были созданы условия для освоения педагогическими работниками дошкольных учреждений города механизмов внедрения инновационных технологий, обеспечивающих содержательное обновление дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. Организованные обучающие семинары способствовали повышению профессиональной компетентности педагогов, расширению арсенала средств, форм и методов инновационных технологий по представленным направлениям. Педагоги имели возможность познакомиться с методическими пособиями, литературой и сборниками с методическими рекомендациями по предложенным направлениям работы. Была представлена возможность посмотреть открытые показы НОД, игры-тренинги, задать вопросы и обсудить, сделать выводы.

Начата работа по созданию единого методического комплекса по целенаправленному воздействию на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством инновационной технологии ТРИЗ.

Педагогами подготовлены методические разработки занятий с использованием и рекомендации по работе с дидактическими пособиями для формирования сборника.

В ходе опроса выявлено, применяют методы и приёмы технологии ТРИЗ «часто» и «иногда»- 75% от числа участников опорной площадки.

21% (13 человек) от числа участников опорной площадки – приняли участие в конкурсах профессионального мастерства (городской конкурс УММ), в своих материалах использовали методы или приёмы Технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками.

Выявленные проблемы:

По практике работы ШПМ (Школа педагогического мастерства) повторяется проблема нестабильного контингента, а концу года низкой заинтересованности и слабой активности педагогов образовательных учреждений при осуществлении сотрудничества. Это выражается в том, что образовательным учреждением не определена постоянная группа педагогов, работающих и обучающихся по направлению работы опорной площадки.

3. Итоги работы опорной площадки

Педагоги ДОУ города в течение года делились опытом использования методов и приемов технологии ТРИЗ в непосредственно образовательной  деятельности, совместной деятельности с детьми и отметили, что данные методы и приёмы способствуют повышению эффективности и качества учебно-воспитательного процесса, высказывали пожелания о необходимости дальнейшей деятельности, как эффективного, результативного, инновационного сообщества педагогов.

Заключительным этапом каждого заседания являлся круглый стол, рефлексия  мероприятий. Педагогами отмечена высокая эффективность работы опорной площадки. По календарю рефлексии получены следующие результаты:

- 32%  педагогов отметили, что полученная информация в рамках проведения заседаний опорной площадки очень интересна, неизвестна, будут изучать технологию в дальнейшем;

- 26% педагогов отметили, что полученная информация полезна, частично знакома, и они знают, где будут её применять.

Можно сделать вывод: опорная площадка на базе нашего дошкольного учреждения выполняет план мероприятий по повышению педагогической компетентности работников ОУ города с целью формирования личности дошкольников с высокой творческой активностью  в полном объёме.  

Заведующий «Детский сад                                                                                         комбинированного вида «Радуга»                                                                Т.В. Кутузова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по взаимодействию с родителями МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» на 2015 - 2016 учебный год

Перспективный план по взаимодействиюс родителямиМАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» на 2015 - 2016 учебный год...

Рабочая программа реализации основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ детский сад комбинированного вида "Радуга" в старшей группе для детей 5 - 6 лет на 2014- 2015 учебный год.

Рабочая программа реализации основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ детский сад комбинированного вида "Радуга" в старшей группе для детей 5 - 6 лет на 2014- 2015 уч...

Технологии проектной деятельности «Формирование речи дошкольников средствами различных форм фольклора, с использованием элементов инновационной технологии ТРИЗ».

        Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произв...

План работы по взаимодействию с семьей МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Радуга» на 2021-2022 учебный год

На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, ди...

План работы по взаимодействию с семьей МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Радуга» на 2019-2020 учебный год

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение,...

План работы по взаимодействию с семьей МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Радуга» на 2021-2022 учебный год

Современные условия деятельности ДОУ ставят взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и в...