Технологии проектной деятельности «Формирование речи дошкольников средствами различных форм фольклора, с использованием элементов инновационной технологии ТРИЗ».
проект по развитию речи (средняя группа)

Валентина Александровна Логинова

          Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения  характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью.

           Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

           Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_rechi_s_ispolzovaniem_triz-tehnologii_1.docx387.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида № 37 «Золотая рыбка» (2 корпус)

Технологии проектной деятельности

«Формирование речи дошкольников средствами различных форм фольклора, с использованием элементов инновационной технологии ТРИЗ».

г. Керчь 2015 г.

Дети всех любят, особенно тех, которые любят и ласкают их. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Лев Толстой.

Пояснительная записка.

Актуальность:

          Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения  характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью.

           Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

           Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

       Особенностью речи дошкольников любого возраста является неумение «пользоваться» богатым, красочным, неповторимым русским языком. А именно:

  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  • неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
  • бедность речи, недостаточный словарный запас;
  • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, если это необходимо и уместно;
  • неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи;
  • плохая дикция.
  • неумение слушать и слышать художественные произведения.
  • эмоциональная и речевая скованность в процессе драматизации художественных произведений.

       

Цель проекта:

формирование грамматически правильной, интонационно оформленной  речи детей  младшего,   среднего и старшего дошкольного возраста средствами различных  форм фольклора с использованием элементов инновационной технологии ТРИЗ.

Задачи проекта:

  1. Формировать представления детей о фольклоре.
  2. Знакомить детей с устным народным творчеством.
  3. Учить внимательно слушать и запоминать художественные     произведения.
  4. Учить отгадывать загадки.
  5. Побуждать принимать участие в драматизации сказок.
  6. Побуждать детей к использованию фольклорных произведений в повседневной жизни.
  7. Активизировать в речи слова из фольклорных произведений.
  8. Работать над правильным звукопроизношением.
  9. Вырабатывать правильное дыхание, дикцию, интонацию детей.
  10. Продолжать обогащать словарь детей словами из фольклорных произведений.
  11. Активизировать в речи «фольклорные» слова.
  12. Учить подбирать качественные прилагательные к существительным.
  13. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
  14. Учить детей отвечать полными, распространёнными предложениями.
  15. Учить детей поддерживать диалог со взрослыми и со сверстниками, как в повседневной жизни, так при рассказывании фольклорных произведений и участии в театрализованной деятельности.
  16.  Побуждать детей к театрализации фольклорных произведений.
  17. Учить детей играть в речевые, театрализованные, сюжетные и подвижные игры, с использованием средств фольклора.
  18. Вызвать интерес детей к фольклорным произведениям. Формировать чувство уважения, гордости, любви к русскому фольклору.

Вид (тип) проекта:

Ролево-игровой

Сроки реализации:

Долгосрочный: 2015 – 2018 учебные года.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Организация предметно-развивающей среды («Читалия» (Центр развития речи), Центр развития словесно-логического мышления, Центр развития художественного творчества, Центр театрализации).
  2. Методический инструментарий (картотеки пословиц и поговорок, картотека потешек, загадок, конспекты занятий по развитию речи дошкольников с использованием различных форм фольклора и элементов инновационной технологии ТРИЗ, картотеки пестушек, закличек, колыбельных песен, речевых игр, картотеки народных подвижных игр, картотеки наглядно-демонстрационного материала, картотеки пальчиковых игр, игр по коррекции эмоционального состояния дошкольников.
  3. «Библиотека неравнодушного родителя» (информационный материал по формированию речи дошкольников различными формами фольклора и с использованием элементов инновационной технологии ТРИЗ.

Формы работы с дошкольниками:

  1. Непосредственная образовательная деятельность по формированию речи дошкольников средствами различных форм фольклора с использованием инновационной технологии ТРИЗ.
  2. Беседы с дошкольниками.
  3. Чтение художественной литературы.
  4. Праздники и развлечения.
  5. Экскурсии в библиотеку.
  6. Русские народные игры.
  7. Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Формы работы  с родителями:

  1. Анкетирование, проведение опросов родителей с целью выявления компетентности родителей в данном вопросе.
  2. Беседы с родителями (групповые, подгрупповые, индивидуальные).
  3. Консультации для родителей (групповые, подгрупповые, индивидуальные.
  4. Семинары, семинары-практикумы для родителей.
  5. Совместное проведение праздников и развлечений для детей и родителей.
  6. Привлечение родителей к изготовлениям поделок и наглядно-демонстрационного материала, пособий по данной теме.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап  (сентябрь 2015)
  • Анализ предметной среды группы.
  •  Сбор информации, материала для реализации проекта.
  • Формулирование цели и задач проекта.
  •  Организация игрового взаимодействия.
  1. Основной этап (октябрь 2015 - сентябрь 2017)
  • Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора.
  • Динамика речи воспитанников на начало года.
  • Выставка книг с различными жанрами фольклора.
  • Чтение и рассматривание иллюстраций.
  • Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений – слушание сказок и колыбельных перед сном.
  • Совместное создание аппликаций и рисунков по фольклорным произведениям.
  • Показ театров с использованием русских  народных  персонажей.
  • Обыгрывание фольклорных произведений на музыкальных инструментах.
  • Выступление на педагогическом совете.
  • Пополнение развивающей игровой среды в группе на основе фольклорных произведений.
  • Подбор материала в соответствии с тематическим планированием.
  • Консультация для родителей  и педагогов учителя - логопеда «Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора».
  • Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.
  • Пополнение книгами в твёрдом переплёте с различными жанрами фольклора.
  •  Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.
  • Родительское собрание «Инновационная технология ТРИЗ, как средство развития речи».
  • Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.
  • Совместное создание мини – книжек своими руками на основе фольклорного произведения.
  • Выставка рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений.
  • Чтение книг с различными формами фольклора и рассматривание иллюстраций.
  • Заучивание, наиболее понравившегося фольклорного произведения.
  • Совместное создание аппликаций и семейных рисунков по фольклорным произведениям.
  • Изготовление подарков  для родных и близких людей, для друзей.

Заключительный этап (декабрь 2017 год):

  1. Диагностика речевого развития воспитанников на конец года.
  2. Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на методических объединениях, Педагогическом совете, размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, рекомендации для педагогов ДОУ  и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию: « Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому ...

Модифицированная программа "Развитие речи дошкольников средствами различных форм фольклора"

Программа модифицированная. Срок реализации: 4 года. Рекомендуемый возраст детей: 3 - 7 лет....

«Формирование речи дошкольников средствами различных форм фольклора, с использованием элементов инновационной технологии ТРИЗ».

Дети всех любят, особенно тех, которые любят и ласкают их. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Лев Толстой.Пояснительная записка.Актуальность:...

Конспект прогулки в подготовительной группе с использованием средств различных форм фольклора и элементов инновационной технологии ТРИЗ. Тема: «Здравствуй, весна-красна!»

Цель: формирование представлений детей о весне, весенних изменениях в природе.Задачи:· формировать  представления  детей  о  признаках  весны  и  называть...