Развития речи и обогащение активного словаря дошкольников в ДОУ.
консультация на тему

Марахтанова Екатерина Павловна

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx43.44 КБ

Предварительный просмотр:

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Возрастные особенности психологического  развития ребенка

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Развивается понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Ребенок начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

показатели

характеристика

Ведущая потребность

Потребность в общении, уважении, признание самостоятельности ребенка.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Ведущая потребность

Потребность в общении познавательная активность.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Ведущая потребность

Потребность в общении.

Подготовительная группа к школе (от 6 до 7 лет)

Ведущая потребность

Потребность в общении.

Общение занимает большое место в жизни детей 5 -7 лет; от того, как удовлетворяется потребность ребенка в общении со сверстниками, зависит его настроение, активность и деятельность. Для детей этого возраста характеризуется широта общения, инициативность, деловой и личностный характер общения. Дети вступают в разговоры, обмениваются впечатлениями, замыслами, обсуждают распределение ролей, содержание игр, трудовые дела и т.д. Разностороннее общение детей со взрослыми.

Факторы вызывающие беспокойство

  • Испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.
  • Дети все меньше пользуются словом, как средством общения.
  • Дети не могут поддерживать, развивать и устанавливать контакты.
  • Дошкольники могут по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой стесняются отвечать, если к нему кто – либо обращается.

Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у ребенка к концу первого года жизни.

До полутора лет

Словарь возрастает до 40 слов ( преобладают существительные и глаголы используются как предложения, сопровождаются мимикой, жестами, а речь взрослого воспринимается ребенком, как инструкция к действию. «Возьми ложку и сядь за стол»).

В 1.8

 Словарь ребенка может достигать 100 слов. 

В 2 года

300 слов (прилагательные, местоимения, строятся  2- 3 сложные предложения, пытается применять согласования).

В 3 года

Малыш пополняет свой запас 1300 слов (слова вежливости, легко участвует в разговоре, диалоге, запоминает стихи, адекватно оценивает позитивные и негативные слова). Формируется речевой этикет.

В 4 года

запас 2500 слов (развивается языковой аппарат, подвижность языка,  речевое дыхание; употребляет все части  речи  в разговоре).

В 5 лет

Словарь достигает 3500 слов (ребенок своевременно и логично отвечает на вопросы, формируется образная речь дошкольника).

В 6 лет

Словарь достиг 4000 слов (дети проявляют инициативу в общении, используют слова оценочного содержания, рассказывают интересные события).

В 7 лет

Словарь 5000 слов (завершен процесс  фонематического развития, что делает его готовым к обучению грамоты; дошкольник также усваивает морфологию,  синтаксис одного языка, легко образует новые слова, использует разнообразные лексические эпитеты, сравнения, синонимы, омонимы). Речь образная, разнообразная и эмоциональная.

Учтите, что эта характеристика приблизительная. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают  очень, различными.  

Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развитие значения слов. Четкая предметная соотнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка, а является продуктом развития.

Словарная работа - это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря - это длительный процесс количественного накопления слов, освоение их значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Аспекты словарной работы.

  • Освоение ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей. (Е. И. Тихеева, М. М. Конина, Л. А. Пеньевская, В. И. Логинова, В. В. Гербова, А. П. Иваненко, В. И. Яшина)
  • Усвоение слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами (ознакомление детей с многозначными словами, использование антонимов, синонимов, т. е. развитие смысловой стороны речи). (Ф. А. Сохин и его ученики: О. С. Ушакова, Е. М. Струнина и др.)

перевод

        

Значение словарной работы

Задачи словарной работы

 

Словарная работа

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Таким образом, в словарной работе используется совокупность разных приемов и методов в зависимости от степени овладение детьми словами.

Важнейший метод словарной работы – составление рассказов детьми. В связанной речи вырабатываются навыки употребления слов в сочетании с другими, с учетом контекста.

Словарная работа на занятиях должна сочетаться с активизацией слов в различных видах деятельности, в широкой речевой практике.

К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Алгоритм действия педагога по обогащению активного словаря дошкольника"

Презентация на тему "Алгоритм действия педагога по обогащению активного словаря дошкольника"...

Алгоритм действий педагога по обогащению активного словаря дошкольников

Алгоритм действий педагога по обогащению активного словаря дошкольников...

Игры по обогащению активного словаря дошкольников.

Игры по обогащению активного словаря дошкольников....

Папка-передвижка Игры по обогащению активного словаря дошкольников.

Игры по обогащению активного словаря дошкольников....

Дидактические игры – как средство развития и обогащения активного словаря дошкольников.

К периоду школьного обучения ребенок овладевает таким словарём, который позволяет ему свободно общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, иметь представление...