Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста. Музыкальный руководитель Соколова Светлана Александровна.
методическая разработка (средняя группа)

Соколова Светлана Александровна

Музыкально-дидактические игры являются важным средством музыкальной деятельности. основное их значение - в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры объединяют разделы пения, слушания, музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей малыша. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвоовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie.doc63.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста (исследовательская деятельность).

Актуальность: музыкально-дидактические игры являются важным средством музыкальной деятельности. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры объединяют разделы пения, слушания, музыкально-ритмических движений, игрe на детских музыкальных инструментах. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей малыша. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Объект исследования: дети 1 группы среднего возраста.

Предмет: использование музыкально-дидактических игр как средства развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста.

Цель работы: исследовать такой вид деятельности, как музыкально-дидактические игры и определить их эффективность для развития музыкальности детей 4-5 лет.

Задачи исследования:

  1. Определить особенности методики проведения музыкально-дидактических игр с детьми 4-5 лет.
  2. Исследовать влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальности у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза: состоит в предположении, что систематическое включение музыкально-дидактических игр в работу с детьми 4-5 лет будет существенно влиять на развитие музыкальности.

     При подборе музыкально-дидактических игр я разделила их на 4 вида:

  1. Игры, развивающие у детей звуковысотный слух: «Птица и птенчики», «Качели», «Эхо», «Курицы».
  2. Игры, развивающие ритмическое чувство: «Лесные гости», «Весёлые дудочки», «Кто как идёт», «Петушок, курочка и цыплёнок».
  3. Игры, развивающие тембровый слух: «Узнай свой инструмент», «Угадай на чём играю».
  4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко-тихо».

     При формировании музыкальности детей младшего дошкольного возраста мной была выбрана следующая методика обучения:

- в музыкально-дидактических играх на развитие звуковысотного слуха учить детей различать выразительные возможности музыкальных интервалов: октавы, септимы, сексты, квинты.

- в музыкально-дидактических играх на развитие ритмического чувства учить различать звучания простых ритмических рисунков.

- в музыкально-дидактических играх на развитие тембрового слуха учить различать выразительные звучания контрастных инструментов: колокольчик, дудочка, пианино.

- в музыкально-дидактических играх на развитие динамического слуха учить различать выразительные возможности двух динамических оттенков: громко, тихо.

Использование музыкально-дидактических игр для развития

 у детей 4-5 лет музыкальности.

     Для исследования влияния музыкально-дидактических игр на музыкальность детей я взяла 2 среднюю группу в количестве 20 человек. В течении трёх месяцев я вводила в образовательную деятельность музыкально-дидактические игры, которые подобрала специально для развития музыкальности.

     Развитие певческих способностей является одной из главных задач музыкального воспитания в детском саду. Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогли мне научить детей петь выразительно, непринуждённо, брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Использование приёма исполнения песни подгруппами или с солистом оказывало мне помощь в работе. Так, Моргунова Влада очень любила петь. Она знала много песен. Дети всегда с большим желанием слушали её. На образовательной деятельности области «Музыка» после вопроса: «Кто хочет спеть песню?» - все сразу поворачивались в сторону Влады. Конечно, это хорошо, что пение товарища нравится ребятам. Но моя задача – научить петь каждого ребёнка, поэтому я обращала внимание на малоактивных, застенчивых детей. И я решила музыкально-дидактическую игру «Музыкальный телефон» использовать так, чтобы она помогла каждому выразительно исполнить песню, а не только узнать её по картинке. При этом все дети старались подражать пению Моргуновой Влады. За основу подражания они брали не манеру исполнения песни, а прежде всего каждый стремился чисто интонировать и передавать характер песни так же, как и Моргунова Влада.

     Своё исследование я начала с самых простых игровых приёмов по развитию музыкального слуха. Сначала определила конкретные задания. Иллюстрации из «Музыкального букваря» я увеличивала и использовала на занятии в качестве демонстрационно-игрового материала. Прослушав попевку «Качели», Гончарова Маша получила задание – определить по одному, где находятся качели (внизу или вверху), и показать на картинке. Она справилась с этим заданием с первого раза, все дети ей захлопали. Для определения звуков по высоте я использовала и такую игру.

     Сначала дети слушают мелодии, характеризующие любимые детские игрушки: медведя, зайчика и птичку, затем определяли характер музыки, соответствующий определённому персонажу и ставили соответствующую игрушку на определённую ступеньку музыкальной лесенки (медведя – на нижнюю, зайчика – на среднюю, птичку – на верхнюю). Таким образом, игровая форма задания дала возможность подвести детей к пониманию низких, средних и высоких звуков. Дети часто обращаются к песне с целью выразить через неё своё настроение. Мама Евтушенко Олега заметила, что её сын, играя с солдатиками, всегда напевает одну и ту же маршевую мелодию. Он пытался её петь и на улице, бодро маршируя по дороге в детский сад. Когда мама спросила, что он поёт, Олег ответил: «Это «Походный марш», с этим маршем можно идти в бой». При исполнении песен я учу детей правильно передавать динамические оттенки, которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии, особенно, когда песня звучит тихо.

     Музыкальный звуковысотный слух – широкое целостное понятие. Развитие способностей детей различать звуки по высоте формируется в течение всего дошкольного периода. Особенно это прослеживается при прослушивании музыкальных произведений и в пении. В процессе слушания музыки я знакомила детей с инструментальными, вокальными произведениями разного характера. Для того, чтобы ребёнок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, я обратилась к музыкально-дидактическим играм. Во время слушания музыки я использовала различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами, выполнять музыкально-ритмические движения. Всё это способствовало лучшему восприятию материала, его осмысления  и запоминания. Например; в «чудесный мешочек» я спрятала игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Затем проигрывала знакомые мелодии: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Медвежата» М. Красева. Щербаков Женя, Герасимова Соня, Усенова Ясмина, Костоломов Прохор сразу же узнали мелодии, и после этого игрушки доставала из «чудесного мешочка». Но Липин Егор, Рябова Лера, Треньков Саша затруднялись с первого раза узнать мелодии. Постепенно благодаря таким играм дети научились распознавать, различать музыкальные произведения.

     Для закрепления пройденного материала в разделе слушания музыки я использовала музыкально-дидактическую игру «Найди нужную иллюстрацию». Я увидела, что детям очень нравится угадывать знакомую мелодию, подбирать иллюстрацию по её содержанию. Зацарная Маша и Омельченко Саша затруднялись в выборе картинки, а Шишулина Вика, Чепурненко Дима, Юнина Таня готовы были помочь им в выборе.

     Музыкально-ритмические движения – средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку, формирования чувства ритма. Основной задачей я ставила формирование у детей восприятия образов и способности выражать их в движении. Для формирования чувства ритма у детей я использовала в музыкально-образовательной деятельности дидактические игры.  Игровая форма разучивания движений помогла мне  добиваться от детей правильного выполнения ритмического рисунка. Я старалась развивать в детях стремление самостоятельно, с творческими элементами выразительности двигаться под музыку. В этом большую помощь мне оказывали музыкально-дидактические игры. Например, в игре «Кто из лесу вышел?» дети должны не только определить по характеру музыки, кто вышел: медведь, лиса, заяц, но и передать движением неуклюжего медведя, быстрого, трусливого зайца. Каждый ребёнок по-своему применял своё творчество в передаче образа.

   

 Проведя сравнительную диагностику за время исследования, я получила следующие данные:

Начало исследования

Конец исследования

Восприятие высоты звуков

Восприя-тие ритма

Восприя-тие динамики

Восприятие тембра

Восприятие

высоты звуков

Восприятие

ритма

Восприятие динамики

Восприятие тембра

66,7%

68,1%

73,6%

72,2%

80,6%

83,3%

82,0%

86,1%

Итого, прирост составил:

Конец исследования

Восприятие высоты звуков

Восприятие ритма

Восприятие динамики

Восприятие тембра

13,9%

15,2%

8,4%

13,9%

Диаграммы по результатам в начале и в конце исследования.

Начало исследования:

Конец исследования:

     Итак, после проведённых музыкальных мероприятий в конце эксперимента высокому показателю музыкальности соответствует 75% всей группы, группы, среднему показателю – 25%, а низкому – 0%.

     По результатам моего исследования видно: музыкальность формируется в процессе систематических занятий благодаря использованию на них музыкально-дидактических игр. Доля детей с высоким уровнем развития музыкальности увеличилась с 55% до 75%, доля детей со средним уровнем развития музыкальности уменьшилась с 31,2% до 25%, а доля с низким уровнем – уменьшилась с 13,8% до 0%.

   

          

Вывод по результатам исследовательской деятельности.

     Я убедилась в том, что применение музыкально-дидактических игр положительно сказывается на развитии музыкальности детей младшего дошкольного возраста.

     В своём исследовании я пришла к выводу, что музыкально-дидактическая игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для развития музыкальности детей 4-5 лет.

     Известный советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что «музыкально-дидактическая игра – это огромное светлое окно, через которое в мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире».

     Музыкально-дидактические игры, используемые в образовательной деятельности области «Музыка», организуют внимание детей, вызывают повышенный интерес к музыке и творчеству, тренируют память, развивают чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребёнка.

     Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средство...

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Возраст ребенка до 3 лет – самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком. Ценность раннего обучающего...

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра — это искра,...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Консультация "Дидактическая игра, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"....

«Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

работа по теме "Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"...

"Театрализованные игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей  на тему "Театрализованные игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"  с фотоматериалом...