«Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа) на тему

Шакурина Наталья Николаевна

Планирование проектной деятельности по экологии с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

     «Технология  проектной деятельности,

          как  эффективная форма работы по

          экологическому воспитанию детей  

           старшего дошкольного возраста»

                                       Выступление на педсовете

                                       Автор: воспитатель высшей категории        

                                                         Шакурина Н.Н.

    В настоящие время, когда жизнедеятельность человека всё больше стала отделять его от природы, появилось множество проблем, с которыми столкнулся человечество. Одна из них – взаимоотношения человека и природы. На современном этапе  развития общества необычно расширилось и углубилось воздействие человечества на окружающую среду. Стихийное  и неконтролируемое воздействие человека на природу создало угрозу нарушения её динамического равновесия и целостности, следовательно, современное общество стоит перед проблемой сознательного управления процессами взаимодействия с природой.

    Но причинами экологического кризиса являются не только условия экологического развития общества, но и невысокий уровень экологического воспитания и образования. Воспитание экологической культуры у подрастающего поколения создаёт возможность человеческому обществу приблизиться к новому, экологически целесообразному мироустройству. На сегодняшний день всеобщая экологическая грамотность, бережное и ответственное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Насущной задачей стало единение человека с природой, сохранение природы ради самой природы.

   Исследования Н.Г. Лаврентьевой, С.Н. Николаевой, Н.П. Рыжовой свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства  детей можно сформировать предпосылки экологического сознания и начала экологической культуры – правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, составляют непосредственное окружение в этот период жизни.

   В данное время уделяется большое внимание экологическому воспитанию детей. Система экологического воспитания является основным средством формирования экологической культуры подрастающего поколения. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления составляет нравственную позицию ребёнка, которая проявляется его самостоятельного поведения.

   В процессе реализации данной цели в работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать технологии проектной деятельности. Проектная деятельность представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов на основе анализа информации при проведении экспериментов и исследований. Этот метод организует обучение через желание, активизирует обучение, стимулирует природную любознательность детей. Мотивирует интерес к самостоятельному приобретению знаний.

    К организации проектной деятельности предъявляются следующие требования: значимость проблемы, необходимость исследовательского поиска для её решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность детей в течение различного по продолжительности времени; использование совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов, использование современных средств информационных технологий.

   В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: исследовательско-творческие, ролево-игровые, информационно-практико-ориентированные, творческие.

  По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (то 1занятия до 2дней) и длительные (от1недели до 3месяцев и года).

  Работа над проектом, включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит несколько этапов:

1)постановка цели;

2)поиск формы реализации проекта;

3)разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4)организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5)определение направлений поисковой и практической деятельности;

6)организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7)работа над частями проекта, коррекция;

8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

Старший дошкольный возраст:

*формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

*развитие умения  методы определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

*формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

*развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведения конструктивной беседы в процессе деятельности;

*развитие способности выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.

Разберём один из них – информационно-практико-ориентированный тип, где доминирующей является исследовательская деятельность с целью информационного поиска.

     В ходе проектной деятельности  с детьми старшего дошкольного возраста необходимо придерживаться следующей структуры исследовательской деятельности:

*предмет информационного поиска,

*аналитическая работа над собранным материалом,

*корректировка первоначального направления,

*анализ новых фактов, обобщение, выводы,

*оформление результатов,

*использование полученных результатов в практической деятельности.

Основные требования к использованию проекта:

*в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

*проект – «игра всерьёз», результаты её значимы для детей и взрослых;

*обязательные составляющие проекта: детская  самодеятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков;

*применение дошкольниками полученных знаний и умений.

   В рамках данной работы можно разработать следующие проекты:

«Защитники природы», «Жалобная книга природы», «Покормите птиц зимой», «Лаборатория неживой природы», «Ужасно интересно всё то, что неизвестно».

Алгоритмы действий взрослого и детей на этапах освоения проектирования:

*ставим перед собой цель, выбираем тему, исходя из интересов и потребностей детей;

*вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначаем «детскую» цель);

*намечаем план движения к цели (поддерживая интересы детей).

*обращаемся за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск);

*собираем информацию, материал с родителями и детьми;

*осуществляем проект через все виды деятельности детей;

*даём домашние задания родителям и детям;

*переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, выставки рисунков, альбомов)

*организуем презентацию проекта (праздники, развлечения, открытые занятия, акции, КВН);

Подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», проводим обобщение опыта.

К участию в проектах необходимо привлекать и родителей, с помощью которых идёт подбор материально-технической базы, проводиться анкетирование родителей, консультации, совместные мероприятия выставки.

   Таким образом, благодаря использованию технологии проектной деятельности в работе с детьми по экологическому воспитанию решаются такие задачи как:

-развитие поисково-познавательной деятельности;

-формирование у дошкольников гуманного отношения к окружающему миру;

-установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогом, родителями и детьми;

-развитие творчества, мышления, воображения, внимания;

-проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их,  создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательный настрой.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей.

Формы экологического воспитания:        1.1 Занятия.         Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлен...

Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста

Формы и методы экологического воспитаниядетей дошкольного возраста...

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору и конструктированию моделей). Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об осо...

Формы и методы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы:НаблюдениеБеседаИсследовательская деятельностьЭкспериментальная деятельность...

Консультация для педагогов "Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию дошкольников - это ознакомление детей с природой через дейсАктуальным в дошкольном образовании является система непрерывного и всеобщего эко...