Консультация для педагогов "Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"
презентация

Алиева Елена Станиславовна

Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию дошкольников - это ознакомление детей с природой через дейс

Актуальным в дошкольном образовании является система непрерывного и всеобщего экологического воспитания, одна из составляющих нравственного формирования личности. На этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.твенный метод, на основе которого можно формировать экологические представления дошкольников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ Детский сад № 227 Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста г. Ярославль

Слайд 2

Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию дошкольников - это ознакомление детей с природой через действенный метод, на основе которого можно формировать экологические представления дошкольников . Актуальным в дошкольном образовании является система непрерывного и всеобщего экологического воспитания, одна из составляющих нравственного формирования личности. На этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Слайд 3

Цели моделирования: формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде. Задачи: Вызвать у детей познавательный интерес к окружающему миру природы, дать первоначальные знания о жизни растений, насекомых, птиц, животных. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. Формировать основы экологического мировоззрения и культуры, бережное отношение к природе, понимать её уникальность, неповторимость. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи . На примере самых простых и хорошо знакомых детям природных объектов (например: рыбы, птицы , животные , деревья, цветы) подвести детей к пониманию, осознанию неразрывной взаимосвязи в природе; научить детей конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы . Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Слайд 4

Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематичными изображениями, знаками, символами . Для успешного усвоения знаний об особенностях объектов природы детям можно предложить разные виды моделей (предметные , предметно-схематические и графические ). Модель , как наглядно-практическое средство познания выполняя свою функцию должна соответствовать ряду требований: чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; простота и доступность для создания и действия с ней; ярко и отчётливо передавать свойства и отношения, которые должны быть освоены; облегчать познание . В детском саду в качестве условных заместителей (элементов модели) выступают символы разнообразного характера: создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы), планы и многое другое.

Слайд 5

Предметные модели , воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.

Слайд 6

Предметно-схематические модели , в которых представлены существенные признаки в виде предметов –макетов.

Слайд 7

Изобразительная деятельность используется при предметно- схематическом методе систематизации знаний в процессе ознакомления их с природой. Творческая деятельность

Слайд 8

Графический тип модели передаёт обобщенно признаки, связи и отношения природных явлений ( графики , схемы, планы). Данные модели применяются в дошкольном учреждении и отражают те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частых наблюдений.

Слайд 9

Формы работы с детьми Проблемные ситуации беседа и обсуждение. Экологические экскурсии. Практическая деятельность в природе. Природоохранные акции. Экологические викторины, конкурсы. Коллективные работы, плакаты, буклеты. Кружки «Юный эколог», «Юный исследователь», «Юный путешественник ». Экологическое творчество(выставки и экспозиции ). Ведение экологических карт, календари природы. Экологические сказки, игры-путешествия.

Слайд 10

Методы и приемы, использованные по экологическому воспитанию в ДОУ

Слайд 11

Содержание организации интересной мыслительной деятельности:

Слайд 12

Экологические сказки дают представление о научном видении в занимательной форме

Слайд 13

«Лесные полянки от Виталия Бианки» . Виталия Валентиновича Бианки часто называют «лесным корреспондентом», «лесным сказочником». Всё написанное Бианки – это праздник узнавания. Открытия ждут нас на каждом шагу. Книги Бианки помогают найти ключи ко многим тайнам окружающего нас мира . Он пытался понять, о чём разговаривают птицы, почему так не похожи лапы у крота и ноги у цапли, зачем одному природа подарила длиннющий нос, а другому достался махонький носишко, отчего одни животные строят домишки на деревьях, другие – в чистом поле, а третьи – под водой. Все эти непростые вопросы не давали Бианки покоя. Обо всём, что увидел и узнал, Виталий Валентинович решил рассказать девчонкам и мальчишкам. И начал писать детские книжки, помогая ребятам тоже проникнуть в чудесные тайны природы, которая и стала главной героиней его замечательных произведений.

Слайд 14

Веселый конкурс Вед . Я задаю вам вопросы, а вы, если считаете, что нужно поступить именно так, говорите хором: «Это - я, это – я, это все мои друзья!» Если неправильно – молчите. Вед: Кто из вас поможет птичке, замерзающей синичке? Учащиеся: Это – я, это – я, это все мои друзья! Вед: Кто из леса шёл домой и взял птенчика с собой? Учащиеся молчат. Вед: Наш гусак встает на зорьке, Он к реке сбегает с горки, Он гусиную зарядку Любит делать по порядку. Кто, как наш гусак-загадка, утром делает зарядку? Учащиеся: Это – я, это –я, это все мои друзья ! Вед: Кто из вас готов не раз птичьи гнезда разорять? Учащиеся молчат. Кто друзей имеет много среди птиц, зверья лесного? Учащиеся: Это –я, это –я, это все мои друзья! Вед: Кому на уроке не сидится, считает всё время ворон и ленится? Учащиеся молчат. Кто птичкам помогает, лесные правила не нарушает. Кто пример для всех ребят: школьников и дошколят? Учащиеся: Это – я, это – я, это все мои друзья! Вед: Кто задорный и веселый, лесные правила храня, бережет природу от огня? Учащиеся: Э – я, это –я, это все мои друзья! Вед: Я вижу, что вы все любите птиц и помогаете им. Молодцы!

Слайд 15

Игра «Летает, не летает » ( Ведущий называет птиц, дети машут руками, если птица летает, а если не летает, то хлопают в ладоши) Сова, аист, сокол, воробей, перепёлка, пингвин, ласточка, синица, грач, сорока, попугай, страус, журавль, фламинго, чайка, тетерев, глухарь, галка, ворона, курица, снегирь, жаворонок, соловей, скворец, лебедь, киви.

Слайд 16

Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Музыкально-театрализованные постановки помогают раскрыть сложные явления в природе.

Слайд 17

Игры- путешествия Детям старшего дошкольного возраста присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, при формировании основ естественных и экологических представлений моделирование.

Слайд 18

Практическая деятельность

Слайд 19

Организация календарного наблюдения за птицами и зимней подкормки одно из важных природоохранных и экологически значимых мероприятий в старшем дошкольном возрасте.

Слайд 20

Эксперименты и опыты .

Слайд 21

Экологические зоны на участке

Слайд 22

Природоохранные акции

Слайд 23

Дидактические игры.

Слайд 24

В заключении можно напомнить китайскую пословицу : «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». Использование моделирования является тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе .

Слайд 25

Используемая литература : Романенко О. Г., Данилова Л. И., Дорошина Т. В. Метод моделирования в экологическом воспитании детей . Актуальные задачи педагогики : материалы 2 международной научной конференции. (г. Чита, июнь 2012г.) . – Чита : Издательство Молодой ученый, 2012.- С. 60-62. Николаева Н. С. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве . -М. ,1995г.

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Прогулка с детьми как одна из форм работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Большинство современных детей редко общается с природой, хотя природа повседневно воздействует на ребёнка. Поэтому экологическое образование необходимо начинать в раннем возрасте со знакомства с ...

Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание — это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося озна­комления детей с природой и природоохранительной деятельнос­ти дошк...

«Опыт введения и реализации ФГОС нового поколения» Опыт на тему: «Нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста».

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит е...

«Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

Планирование проектной деятельности по экологии с детьми старшего дошкольного возраста...

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору и конструктированию моделей). Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об осо...

Из опыта работы по самообразованию по теме: «Экологический театр, как инновационная форма работы по экологическому воспитанию и речевому развитию дошкольников».

В работе описан опыт, который рассказывает об экологическом воспитании дошкольников посредством  театрализованной деятельности. К задачам, кроме экологических, добавляются еще и речевые. То есть,...

Консультация для родителей «Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

Проектная деятельность представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы,...