Консультация для родителей «Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
консультация

Марина Александровна Долгая

Проектная деятельность представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов на основе анализа информации при проведении экспериментов и исследований. Этот метод организует обучение через желание, активизирует обучение, стимулирует природную любознательность детей. Мотивирует интерес к самостоятельному приобретению знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Консультация для родителей

«Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

В настоящие время, когда жизнедеятельность человека всё больше стала отделять его от природы, появилось множество проблем, с которыми столкнулся человечество. Одна из них – взаимоотношения человека и природы. На современном этапе развития общества необычно расширилось и углубилось воздействие человечества на окружающую среду. Стихийное и неконтролируемое воздействие человека на природу создало угрозу нарушения её динамического равновесия и целостности, следовательно, современное общество стоит перед проблемой сознательного управления процессами взаимодействия с природой.

Но причинами экологического кризиса являются не только условия экологического развития общества, но и невысокий уровень экологического воспитания и образования. Воспитание экологической культуры у подрастающего поколения создаёт возможность человеческому обществу приблизиться к новому, экологически целесообразному мироустройству. На сегодняшний день всеобщая экологическая грамотность, бережное и ответственное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Насущной задачей стало единение человека с природой, сохранение природы ради самой природы.

Исследования Н.Г. Лаврентьевой, С.Н. Николаевой, Н.П. Рыжовой свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства детей можно сформировать предпосылки экологического сознания и начала экологической культуры – правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, составляют непосредственное окружение в этот период жизни.

В данное время уделяется большое внимание экологическому воспитанию детей. Система экологического воспитания является основным средством формирования экологической культуры подрастающего поколения. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления составляет нравственную позицию ребёнка, которая проявляется его самостоятельного поведения.

В процессе реализации данной цели в работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать технологии проектной деятельности. Проектная деятельность представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов на основе анализа информации при проведении экспериментов и исследований. Этот метод организует обучение через желание, активизирует обучение, стимулирует природную любознательность детей. Мотивирует интерес к самостоятельному приобретению знаний.

К организации проектной деятельности предъявляются следующие требования: значимость проблемы, необходимость исследовательского поиска для её решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность детей в течение различного по продолжительности времени; использование совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов, использование современных средств информационных технологий.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: исследовательско-творческие, ролево-игровые, информационно-практико-ориентированные, творческие.

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (то 1занятия до 2 дней) и длительные (от 1 недели до 3 месяцев и года).

Работа над проектом, включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) работа над частями проекта, коррекция;

8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

Старший дошкольный возраст:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения методы определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведения конструктивной беседы в процессе деятельности;
  • развитие способности выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.

Разберём один из них – информационно-практико-ориентированный тип, где доминирующей является исследовательская деятельность с целью информационного поиска.

В ходе проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста необходимо придерживаться следующей структуры исследовательской деятельности:

  • предмет информационного поиска,
  • аналитическая работа над собранным материалом,
  • корректировка первоначального направления,
  • анализ новых фактов, обобщение, выводы,
  • оформление результатов,
  • использование полученных результатов в практической деятельности.

Основные требования к использованию проекта:

  • в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
  • проект – «игра всерьёз», результаты её значимы для детей и взрослых;
  • обязательные составляющие проекта: детская самодеятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков;
  • применение дошкольниками полученных знаний и умений.

В рамках данной работы можно разработать следующие проекты: «Защитники природы», «Жалобная книга природы», «Покормите птиц зимой», «Лаборатория неживой природы», «Ужасно интересно всё то, что неизвестно».

Алгоритмы действий взрослого и детей на этапах освоения проектирования:

  • ставим перед собой цель, выбираем тему, исходя из интересов и потребностей детей;
  • вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначаем «детскую» цель);
  • намечаем план движения к цели (поддерживая интересы детей).
  • обращаемся за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск);
  • собираем информацию, материал с родителями и детьми;
  • осуществляем проект через все виды деятельности детей;
  • даём домашние задания родителям и детям;
  • переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, выставки рисунков, альбомов)
  • организуем презентацию проекта (праздники, развлечения, открытые занятия, акции, КВН);

Подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», проводим обобщение опыта.

К участию в проектах необходимо привлекать и родителей, с помощью которых идёт подбор материально-технической базы, проводиться анкетирование родителей, консультации, совместные мероприятия выставки.

Таким образом, благодаря использованию технологии проектной деятельности в работе с детьми по экологическому воспитанию решаются такие задачи как:

  • развитие поисково-познавательной деятельности;
  • формирование у дошкольников гуманного отношения к окружающему миру;

установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогом, родителями и детьми;

  • развитие творчества, мышления, воображения, внимания;
  • проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательный настрой.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований

  Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию   детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований...

Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание — это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося озна­комления детей с природой и природоохранительной деятельнос­ти дошк...

«Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

Планирование проектной деятельности по экологии с детьми старшего дошкольного возраста...

Лепбук, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Статья о эффективном применении дидактического пособия -лэпбука для систематизации и закрепления знаний детей....

Статья на тему: "Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"

quot;Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"...

Презентация к опыту работы тема: "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Задачи экологического воспитания:1. изучить теоретический материал по проблеме воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.2. развивать игровую деятельность в процессе воспитания экол...

«Лэпбук – как форма работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Лэпбук – как форма работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»...