«Лэпбук – как форма работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
материал

«Лэпбук – как форма работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gaynutdinova_m.v._zmo.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Гайнутдинова Марина Витальевна

Воспитатель, 1 квалификационная категория

МБДОУ Детский сад №30

Дидактическое пособие «Лэпбук» как средство формирования патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста

(из опыта работы).

В условиях реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) педагогу приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить ребёнка ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития является создание методического пособия «Лэпбук». В дословном переводе («лэп» — колено, «бук» — книга) лэпбук обозначает «наколенная книга».

«Лэпбук» - новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка. Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

Лэпбук - одна из интересных форм организации материала. Потому, что рассматривая и выполняя различные задания, дети получают много интересной и познавательной информации, это отличный способ для повторения пройденного материала.

Для того чтобы доступно и интересно объяснить детям данного возраста о нашей родине, я изготовила дидактическое пособие Лэпбук - «Наша Родина Россия».

Цель данного пособия - воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, любви к своей родине России. Лепбук или как еще его называют интерактивная папка - это самодельная бумажная книжка. Его можно использовать в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по патриотическому воспитанию.

Размер готового лэпбука - папка А4 в сложенном виде, обклеенная самоклеящейся бумагой под цвет государственного флага России. На задней части поместила карту России. На страницах папки имеются различные кармашки, в которых собрана информация по теме:

        Портрет президента России.

Цель: закрепление знания о президенте нашей страны В.В Путина.

        Государственный флаг России.

Цель: закрепляем знания о цвете и последовательности цветов флага, о значении каждого из них.

 Задание: рассказать детям что обозначает каждый из цветов флага (белый это цвет мира, синий это вера и верность, красный цвет силы)

Гимн России.

Цель: развивать слуховое внимание и воспитание чувства патриотизма.

        Герб России.

Цель: закрепляем знания о гербе России, и о том, что на нем изображено.

Задание: рассказать, что изображено и что означают главные элементы российского герба.

        Дидактическая игра: «Сложи символику России из пазлов».

Цель: закрепить знания дошкольников о символике России (о гербе и флаге)

Задание: из разрезанных частей сложить символику нашей родины, рассказать, что они запомнили.

        Карта Российской Федерации.

Цель: формировать знания детей о том, как выглядит наша страна.

Задание: рассказать и показать на карте столицу, и нашу малую родину Свердловскую область.

        Пословицы и поговорки о Родине.

Цель: Знакомить с устным народным творчеством России.

Задание: рассказать, что у каждого народа есть фольклор и традиции, выучить с детьми пословицы и поговорку о родине.

        Стихи и рассказы о Родине.

Цель: развивать внимание, память, учить внимательно, слушать литературные произведения о своей родине.

Задание: знакомить детей с произведениями о родине, заучить стихи.

        Народы России.

Цель: познакомить детей с населением страны, и о том сколько разных национальностей проживает на территории России.

Задание: рассказать Россия – большая страна, кроме русских в ней живет много других народов, у каждого народа своя культура, традиции, язык, дома, одежда.

        Раскраски «Народы России».

Цель: научить правильно, подбирать цвета к костюмам каждой национальности.

Задание: рассказать и показать детям что у каждого народа который проживает на территории страны есть свои национальные костюмы.

        Картотека подвижных игр народов России.

Цель:         формирование        устойчивого, заинтересованного, уважительного

отношения к культуре родной страны.

        Праздники России.

Цель: познакомить детей с главными праздниками нашей страны.

Задание: рассказать о том какие главные праздники есть в России (23 февраля, 8 марта, День Победы, День Весны и труда, День России)

        Промыслы России.

Цель: познакомить детей с разнообразием промыслов России.

Задание: познакомить с географией народных промыслов России, историей их создания и художественной ценностью. Расширить знания об обычаях русского народа

        Достопримечательности

Цель: познакомить детей с достопримечательностями России

Задание: познакомить с некоторыми достопримечательностями русских городов России.

Собранная по теме информация, охватывает все пять образовательных областей.

Лэпбук можно рассматривать как часть развивающей предметно пространственной среды в ДОУ и отвечает требованиям ФГОС ДО:

  1. Информативен (информация, которая содержится в лэпбуке, должна быть в первую очередь доступна ребёнку)
  2. Прочен (учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким, прочным)
  3. Эстетичность (лэпбук должен быть оформлена так, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки и изучить)
  4. Вариативен (желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части)
  5. Доступен (его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста). Взяв, лэпбук в руки, ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.
  6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра).

Какое значение имеет лэпбук для педагога? Он способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования; способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности; способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

В нашей книжке - раскладушке, которую мы создали совместно с детьми, поместилось много информации в очень привлекательной, интересной и красочной форме. Но каждый может сделать его по-своему усмотрению и поместить туда ту информацию, которая нужна в данный момент. И по мере изучения добавлять и усложнять информацию. Дети группы очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.

Результат: Благодаря этой форме работы дошкольники узнали много нового и интересного о России, о своей малой родине, знают и с удовольствием читают наизусть стихи, рассуждают над смыслом поговорок и пословиц, знают достопримечательности России и своего родного города. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Работа с лэпбука позволила мне разнообразить мою работу и повысить познавательный интерес к своей стране у детей и их родителей.

Практическая значимость: Данный        материал        может         быть полезен

воспитателям детских садов, родителям.

Литература:

  1. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
  2. Микяева Н.А. Нравственно-патриотическое воспитание
  3. Носова Е.Ю. Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста / Е.Ю. Носова, Т.В. Федорова // Продуктивное обучение: опыт и перспективы: материалы IX Международной научной конференции.
  4. Новикова Е.В. Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС [Электронный ресурс]
  5. Шаповалова С.Е. Лепбук своими руками для детского сада [Электронный ресурс].
  6. Интернет ресурсы

        


       

                               

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание — это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося озна­комления детей с природой и природоохранительной деятельнос­ти дошк...

«Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

Планирование проектной деятельности по экологии с детьми старшего дошкольного возраста...

План работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Планирование по патриотическому воспитанию детей включает в себя:- Обобщение и систематизазию знаний детей о России;- формирование уважительного отношения к государственным символам;- развитие у детей...

Лепбук, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Статья о эффективном применении дидактического пособия -лэпбука для систематизации и закрепления знаний детей....

Консультация для родителей «Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

Проектная деятельность представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы,...