«Создание здоровьесберегающей среды в группах младшего возраста»
консультация (младшая группа) на тему

Юренкова Екатерина Викторовна

Закрепить с педагогами понятие здоровьесберегающей технологии, здоровьесберегающее пространство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол

 «Создание здоровьесберегающей среды в группах младшего возраста»

Форма проведения: круглый стол

Задачи:

  • закрепить с педагогами понятия здоровьесберегающие технологии, здоровьесберегающее пространство;
  • дать представление об использовании здоровьесберегающих технологий во второй младшей группе
  • Активизация педагогического мышления при  реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

        Уважаемые коллеги, наше мероприятие мне  хочется начать с вопроса: что такое здоровье ?

Здоровье – это состояние физического, душевного(психологического) и социального благополучия человека. 

Задание 1 «Назови пословицу»

Прошу вас вспомнить пословицы и поговорки о здоровье, высказывания философов, поэтов и др. известных людей:

Будет здоровье – будет - все

Здоровье за деньги не купишь

В здоровом теле – здоровый дух

Здоровье – это движение

Здоровому и врач не надобен

                Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о предупреждающей работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Предварительная работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

        В какой мере современные педагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий?

        Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

        Анализ сложившейся ситуации дает весьма печальные ответы на поставленные вопросы.

Во-первых, существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости "работать над собой".

Во-вторых, имеет место "забалтывание" проблемы здоровья. Существует такой педагогический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становятся меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему.

В-третьих, можно констатировать сужение понятия "здоровье". Существует более 300 определений здоровья. Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.

        Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Я хочу поделиться с вами системой работы нашего ДОУ.

                Модернизация дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в области физической культуры. Чрезмерное увлечение расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребенке. Складывается своего рода противоречие между желанием "больше дать ребенку" (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста. Необходимо создание такой деятельности, при которой возможно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника.

        Исходя из своего опыта работы, я считаю, что при организации и проведении непосредственно образовательной деятельности  необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности дошкольника, расширять общий кругозор. С использованием ИКТ на уроках физической культуры выигрывают все: дошкольники, родители, педагоги, так как эти технологии осуществляют одно из наиболее перспективных направлений, позволяющих  повысить эффективность физкультурно – оздоровительной деятельности – личной заинтересованности каждого обучающегося в укреплении своего здоровья.  Это помогает мне в решении  ещё одной задачи – разбудить заинтересованность дошкольников в формировании здорового образа жизни.

ИКТ можно с успехом применять в своей работе: различные презентации, видеоролики, изготовление слайд-шоу спортивной тематики для популяризации спорта.  

                 Задание 2 «Физкультурный калейдоскоп»

  1. Вспомните  пословицы и поговорки о спорте, смелости и храбрости

Примерные пословицы и поговорки: 

В здоровом теле здоровый дух.

Где здоровье - там и красота.

Движение это жизнь.

Если хочешь быть здоров - закаляйся.

Закаляй свое тело с пользой для дела.

Кто крепок телом тот богат и здоровьем и делом.

Кто спортом занимается, тот силы набирается.

Кто любит спорт, тот здоров и бодр.

Кто не курит, кто не пьет, тот здоровье бережет.

Кто пешком ходит тот долго живет.

Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки

Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.

Пешком ходить — долго жить.

Спорт и туризм укрепляют организм.

Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.

Солнце, воздух и вода - наши верные друзья

- Кто смел, тот и на коня сел.

- Кто смел, тот первый поспел.

- Бой отвагу любит!

- Смелость города берет!

- Любого за пояс заткнет.

- Где смелость, там и победа!

- Один за всех и все за одного!

- Спорт не опасен, если ты мужеством красен!

- Берись дружно – не будет трудно.

- Сильный скачет, а слабый плачет.

2. предлагаю вам отгадать загадки:

 - Скажи, какой железный мяч

   Одной рукой толкнул силач? (ядро)

- Взял дубовых два бруска,

  Два железных полозка,

  На бруски набил я планки

– Дайте снег! Готовы… (санки).

- У меня есть два коня,

  По воде везут меня,

  А вода – то тверда,

  Словно каменная. (коньки).

- Когда весна берет свое,

  И ручейки бегут звеня,

  Я прыгаю через нее

  Или она через меня. (скакалка).

- Кто из вас ребята знает,

Что закалке помогает

И полезно нам всегда?(солнце, воздух, вода).

Заадание 3 «Грамматика фантазий»

Представьте себе, что Вы:

- мяч и кроссовок – ваш диалог;

- ракетка и волан – ваш диалог.

      Я предлагаю Вам вспомнить основные понятия, относящиеся к направлению здооовьесбережения.(тест:  На карточках дано понятие, Вы должны написать определение)

Понятие

Определение

«здоровьесберегающая технология»

- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

«здоровье»

- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

«здоровье физическое»

- это максимальная адаптация к окружающей среде.

«физическая активность»

- естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении.

«здоровье психическое»

- это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

«здоровье социальное»

- это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных условиях микро-, и макросреды (семье, детском саду, социальной группе).

«здоровье нравственное»

- это система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.

        Задание  «пройди тест»

Ваша задача из предложенных вариантов ответов выбрать правильный. Кто быстрей и правильней справиться, тот получает заветный балл здоровья. Удачи!

1) Максимально допустимая продолжительность непосредственно образовательной деятельности  в старшей группе: а) 15 минут; б) 25 минут; в) 30  минут.

2) Чем знаменательна дата 7 апреля?

а) день шофера; б) день здоровья; в) день матери.

3) Наука о правилах лечения  травами:

а) хромотерапия; б) литотерапия; в) фитотерапия

4) Умение согласовывать движения различных частей тела:

а) кооперация, б) координация, в) корпорация.

         

        Детям в любой деятельности должно быть, прежде всего, интересно. И не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы деятельности играет оборудование. Особенно нестандартное.  Хочу познакомить вас с некоторым нестандартным оборудованием,  которое можно изготовить  своими руками и успешно применять их на практике.

 Поролоновые мячи (дети называют их «снежными комками») помогут в различных подвижных играх, а также при обучении основным видам движений:

  • ходьба змейкой между мячами;
  • бросание мяча вдаль из-за головы двумя руками;
  • толкание мяча головой перед собой («бульдозер»);
  • перешагивание через мячи;
  • перебрасывание мяча друг другу из разных положений.

Следочки можно сделать твердыми, мягкими и с «шипами». Используются они для профилактики плоскостопия и массажа ступней ног, а также для развития координации и равновесия.

Мягкие кольца можно использовать как рули для подвижных игр, как подставки для мячей, ориентиры, а также для выполнения ОРУ.

Массажные дорожки предназначены для массажа стоп и применяются для профилактики плоскостопия у детей.

«Гусеница со следами» учит координации движений, сохранять равновесие, прыгая на одной и двух ногах с поворотами в стороны и продвижением вперед.

Разноцветные флажки, ленточки и султанчики мы используем для выполнения ОРУ, в подвижных играх, спортивных танцах.

Короткие косички, на концах которых сделаны ручки из киндер-яиц, можно использовать для выполнения ОРУ, в играх, а также как трансформер (можно из нескольких коротких сделать одну длинную).

Цветные мишени используются в метании, а также как цветные ориентиры.        

 

       

        

        Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Задание «Составь памятку»

-А сейчас, вам необходимо будет собраться с мыслями, вспомнить все, что вы знаете, что узнали нового и использовать эти знания для оставления памятки-рекомендации, которая пригодится вам в дальнейшей   работе с детьми по применению здоровьесберегающих технологий. Перед вами лист ватмана, передавая его по кругу вам необходимо написать свою рекомендацию и передать соседу, который ее дополнит и передать дальше всем участникам.

(Педагоги работают, затем кто-то один зачитывает)

- А я, в свою очередь. Предлагаю вам памятки, которые вы можете использовать в своей работе .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Создание здоровьесберегающей среды в группе и применение её в режимных моментах.

Создание здоровьесберегающей среды в группе и применение её в режимных моментах.                                   ...

Творческий проект по созданию развивающей среды в группе младшего дошкольного возраста "Город детства".

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физическо...

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация предметно-развивающей среды в ДОУ. Предметно-развивающая среда моделируется с учетом реализации основных напра...

Создание предметно-пространственной среды в группах младшего возраста

Методические рекомендации представляют собой рекомендации по созданию предметно - пространственной среды в группах младшего возраста с учетом ФГОС ДОУ....

Создание здоровьесберегающей среды в группе, как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

   Современный детский сад – это место где ребенок, взаимодействуя с окружающим миром, получает жизненный опыт в тех сферах жизни, которые важны для его развития. Дошкольный воз...