Консультация для педагогов на тему: «Проблемы социальной адаптации детей с ОИН»
консультация на тему

Мартынова Анна Михайловна

В данной консультации для педагогов раскрыты проблемы социальной адаптации детей с ОИН.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_sotsialnoy_adaptatsii_detey_s_oin.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад № 56», реализующее

общеобразовательные программы дошкольного образования,

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Д.П.Левина

городского округа Сызрань Самарской области

Консультация для педагогов на тему: «Проблемы

социальной адаптации детей с ОИН»

подготовил педагог-психолог:     Мартынова А. М.

2016 год

Социальная адаптация детей с ОИН на сегодняшний день одна из наиболее важных и трудных задач образовательных учреждений. Рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, – все это предопределяет важность социальной адаптации детей с ограниченными возможностями.

Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ОИН, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная – это отношение окружающих к ребенку и к семье в частности. Вторая – это получение доступного и достойного образования для ребенка.

Проблема трудностей социальной адаптации детей с ОИН уже в дошкольном возрасте представляет собой немалый интерес для исследователей, что обусловлено высокой актуальностью вопроса и острой потребностью практики обучения и воспитания данной категории детей, в теоретическом обосновании подходов к рассмотрению проблемы и путей ее разрешения.

К числу основных первичных внешних признаков проявлений дезадаптации ученые единодушно относят затруднения в развитии познавательной деятельности и различные нарушения основных форм поведения вследствие недостаточности эмоционально-волевой сферы.

Социальная адаптация определяется в самом общем виде, как процесс приспособления индивида к изменяющимся условиям окружающей среды. Применительно к контингенту лиц с ОВЗ часто употребляется термин социально-трудовая адаптация, в котором раскрывается содержание задач общества по отношению к этой категории лиц: приспособление их к самостоятельному общественно-полезному труду и воспитание у них способности ориентироваться на определенные нормы, регулирующие поведение человека в обществе.

Однако данная позиция оказывается несколько ограниченной, одноплановой, не соответствующей реальной широте, многогранности и сложности рассматриваемого процесса. Основной сферой протекания процесса адаптации является, прежде всего, сфера межличностного взаимодействия. Нормально протекание адаптации связывается с достаточным уровнем личностной зрелости индивида. Основной механизм адаптации – преодоление проблемных и конфликтных ситуаций. В связи с этим актуальна проблема фрустрации, особенно в ситуациях изоляции или неприятия личности в группе, что часто происходит с проблемными детьми.

Рассматривая проблемы социальной адаптации детей с ОИН, необходимо изначально определить особенности общего развития этих детей, прямо и косвенно обуславливающие специфику адаптивного процесса. Следует уделить особое внимание рассмотрению характера знаний и представлений об окружающем мире изучаемой категории детей, своеобразие деятельности, специфику актуализации знаний, суть семейной социализации, пути становления морального поведения детей с ОИН.

Роль социализации в формировании личности трудно переоценить; социализация, по сути, единственный путь формирования и развития личности, реализующийся в процессах интериоризации и социальной адаптации. Дабы этот путь был как можно более гладким, и адаптация проходила на высоком по качественным характеристикам уровне, не следует забывать об учете возрастной сензитивности. Возрастная сензитивность есть период устойчивого баланса между социальными и биологическими факторами, период наиболее благоприятных условий развития полноценной личности. Выпадение же одного из факторов или нарушение их баланса в онтогенезе приводит к различным нарушениям, иллюстрацией чего и является задержка в развитии. В подобных обстоятельствах границы сензитивных периодов созревания психических функций сдвигаются на год-полтора по сравнению с нормой. Следствием данного факта может стать и смещение сензитивных периодов социального становления ребенка с ОИН, но вероятнее не просто смещение, а искажение качества процесса, в связи с патологическими изменениями органического субстрата.

Подобная ситуация может обостряться, и традиционные методы воздействия останутся безрезультатными в случае несформированного базиса вхождения в социальную среду, которым являются знания и представления об окружающем мире, обнаруживающие у детей с ОИН свою специфику.

Данные знания с одной стороны являются источником, с другой – результатом социальной адаптации, но в обоих случаях имеют неоспоримую значимость.

Характеризуя осведомленность детей с ОИН в различных областях жизненных явлений, можно отметить небольшой объем знаний, неточность, диффузность, недифференцированность, бессистемность самых разнообразных представлений, неумение опереться на имеющиеся знания, пусть даже обедненные и однообразные. Все это приводит к бесспорным сложностям в адаптации.

Условием нормального врастания ребенка в цивилизацию является единство двух планов развития – естественного (биологического) и социального (культурного). Рассматривая первый план становления ребенка помимо выделенных составляющих благополучия как в развитии психических процессов, так и в общем физическом развитии, невозможно упустить особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ОИН, в силу их объективной значимости  для процесса социализации.

Этапы развития личности – это этапы постепенного включения ребенка в многообразные социальные отношения с одновременным формированием  целостной и иерархизированной структуры личности.  В процессе личностного развития формируются определенные социальные ориентиры по отношению к себе и другим. Основным же негативным последствием патологического уровня личностного развития является наличие выраженных затруднений в социально-психологической адаптации, проявляется во взаимодействии личности с социумом и с самим собой.

Особенности темперамента как психофизиологической основы личности у детей с ОИН имеют достаточно яркие проявления. Обуславливая индивидуально-типический стиль взаимодействия ребенка с окружающим миром, темперамент является базой для формирования характера, выражающегося в устойчивом отношении к окружающему и самому себе, и проявляющегося как познавательной деятельности, так и в общении, а, значит, и в адаптации в конечном счете.

  В дошкольном возрасте, начиная с младенческого периода, по критерию обеспечения успешной социально-психологической адаптации выделяют легкий, промежуточный и трудный темперамент. У детей с ОИН наблюдается преобладание трудного (44%) и промежуточного (28%) темпераментов, признаками которых являются: повышенная моторная активность, высокая отвлекаемость, низкая выносливость, нарушения настроения.

Таким образом, уже на уровне темпераментных особенностей у детей с ОИН имеются предпосылки для формирования эмоционального дисбаланса и возникновения трудностей в организации своего поведения  и деятельности. Если к этому добавляется неучет со стороны социального окружения наиболее уязвимых сторон психосоциального развития таких детей, то создаются прямые предпосылки для формирования патологического пути как социального, так и личностного развития.

Детям с ОИН свойственны определенные трудности восприятия и понимания эмоций человека. Дети имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. А у некоторых детей с ОИН возникает страх перед детским коллективом и они избегают его. В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе, зачастую формируется агрессивно-защитный тип поведения.

У детей с ОИН наблюдается несколько способов разрешения конфликтных ситуаций: агрессия; бегство; репрессия, так как ребенок не хочет быть большим и самостоятельным, это приносит ему одни неприятности; отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации.

В ситуации выбора партнера для общения дошкольники с ОИН наибольшее предпочтение отдают общим положительным качествам, личностным свойствам сверстника, т.е. данный выбор производится без осознанного мотива, которым должен быть интерес к главной совместной деятельности – игре. Дети не владеют адекватными способами сотрудничества, у них оказываются несформированными навыки кооперации, а это необходимые составляющие процесса эффективного общения (Л.В. Кузнецова).

Все это ограничивает возможности успешного вхождения ребенка с ОИН в общество, искажает процесс социальной адаптации, придавая ему ярко выраженную, порой не поддающуюся коррекции, специфику. Однако, не стоит забывать, что процесс адаптации обоюдоострый: равно как и проблемы детей с ОИН накладывают свой отпечаток на его ход, так и само общество со своими «проблемами» обуславливает динамику приспособления к социальному окружению особого ребенка. Именно поэтому проблемы социальной адаптации детей с ОИН – явление многогранное и трудноразрешимое, требующее тщательной разработки и основательности подхода.

Литература

  1. Акатов Л.И.  Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, М., 2003
  2. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2007

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Социальная адаптация детей к новым условиям жизни»

Как организовать благоприятную адаптацию на переходе от дошкольного к начальному образованию? Желательно создать детям психолого-педагогические условия в этот период:  Организация режима шк...

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»...

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»

консультация для педагогов по адаптации детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов и родителей Особенности адаптации детей раннего возраста.

В консультации рассмотрены особенности адаптации детей раннего возраста....

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»...

Консультация для педагогов групп раннего возраста: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".

Цель: расширение представлений педагогов об адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»

Первые шаги ребенка в детском саду, как правило, непростые. Начало посещения детского сада - это не только новые условия жизни и деятельности, режима и питания, - но и новые контакты, окружение, новые...