Виды детской деятельности в образовательном процессе ДОО в соответствии с ФГОС
консультация на тему

Константинова Ольга Борисовна

Детская деятельность – активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого происходит онтогенетическое формирование его психики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 28_sentyabrya.docx52.03 КБ

Предварительный просмотр:

С О О Б Щ Е Н И Е

на тему: « Виды детской деятельности в образовательном процессе

ДОО  в соответствии с ФГОС»

        

Педагог-психолог

                                                                                           Константинова О.Б.

                                                                                           МБДОУ №17

г.Энгельс

2016 г.

Детская деятельность – активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого происходит онтогенетическое формирование его психики.

Согласно ФГОС п.2.7  рассматриваются следующие виды детской деятельности:

- в младенческом возрасте(2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

-в раннем возрасте(1год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто ипр.), общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действие с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследование предметов окружающего мира и экспериментирование с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд ( в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями )формы активности ребенка.

 1.  Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятие ребенком условной ( в отличие от его реальной жизненной ) позиции.

Как отмечает В.А.Сухомлинский :  «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"

Существует традиционная классификация детских игр:

Творческие игры:

- режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым;

по мотивам литературных произведений; с сюжетами, придуманными сами детьми);

- сюжетно – ролевые;

- игры-драматизации;

 - театрализованные;

- игры со строительным материалом (со специально созданным материалом; напольным и настольным строительным материалом; строительными наборами, конструкторами; с природным материалом; с бросовым материалом);

- игры – фантазирование;

- импровизированные игры-этюды.

Игры с правилами:

- дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические;

по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные – игры-поручения, игры-беседы, игры-путешествия, игры-предложения, игры-загадки);

 - подвижные (по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности;

по преобладающим движениям: игры с прыжками ,с бегом, лазанием;

по предметам: игры с мячом, с обручем, скакалкой;

- развивающие;

- музыкальные;

-компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии, обучающие)

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач .Игры Воскобович

ИГРА

4-й год жизни

Виды: сюжетно-ролевые, режиссёрские (по сюжетам сказок, стихотворений, мультфильмов), показ сценок при помощи игрушек, игровые задания☹»покажи как колобок убегал от волка», учить озвучивать роли.

Игровые импровизации: игры-имитации (« Мы мышки бегаем тихо, тихо и пищим») Поскачем как лошадки, полетаем как бабочки.Совместные игры-имитации: кружатся снежинки, летят большие и маленькие птицы, веселые и грустные бабочки.

Хороводные игры, пальчиковый театр, куклы-варежки; учить передавать игровые действия, сопровождать их речью, вступать в диалог.

Игры-экспериментирование с различными предметами и материалами.

Игры с песком и снегом «Лепим колобки»,»Делаем фигурки»,»Делаем дорожки и узоры из песка»,»Цветной снег»(поливают снег окрашенной водой, рисуя узоры,)»Разные ножки бегут по дорожке»

Игры с водой и мыльной пеной («Веселые путешественники», «Веселые кораблики», «Вот какая пена» ( кто лучше взобьет пену в тазиках).

Игры с бумагой «Снежки», «Блестящие комочки», Бумажный вихрь»

Игры с тенью.

Дидактические игры. Игры с готовым содержанием и правилами.

Обратить внимание:

Игры однообразны, ребенок воспроизводит одни и те же действия.

Проявляет       неустойчивость в игровом общении: дружеское отношение часто сменяется конфликтами, попытками завладеть игрушками других детей

В дидактических играх часто не принимает игровую задачу и просто манипулирует с игровым материалом

5-й год

Сюжетно-ролевые. Режиссерские.

Игровые импровизации и театрализация

Учить мимикой, жестами, движениями передавать разное эмоциональное состояние персонажей (зайчик заблудился, испугался, но его нашли медвежата, приласкали, отвели домой и все смеются, хлопают в ладоши, радуются)

Учить показать жестом: маленькая бусинка, куколка – вот такая; огромный снежный ком, дом, гора – вот такие.

Участие в театрализациях («Репка», Колобок», «Кот, петух и лиса»)

Самостоятельно воспроизводить эпизоды сказок, мультфильмов.

Игры-экспериментирование с различными предметами и материалами.

Игры с водой, снегом, льдом «Волшебная вода», «Цветные капельки»,»Льдинки», «Тонет – не тонет», «Снежные фигурки», «Кто прошел».

Игры с мыльной водой и пеной.

Игры с зеркалом  «Солнечные зайчики» ,»Поймай солнышко»

Игры со светом «Театр теней», «У кого тень интересней»

Игры со стеклами «Мир меняет цвет» ( рассматривание через различные стекла), «Все увидим, все узнаем» (рассматривание через увеличительное стекло мелких предметов)

Игры со звуками «Погремушки» ( какие предметы лучше гремят в коробках из разных материалов), «Угадай, что шуршит, что гремит» ( узнать с закрытыми глазами разные звуки: разрывание бумаги, насыпание песка)

Дидактические игры. Игры с готовым содержанием и правилами

«Составь картинку», «Пазлы», «Найди по схеме», «Волшебные знаки», развивающие игры «Сложи узор», «Точечки», «Уникуб».

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей.

Затрудняется выполнять разные роли в одной с/р игре.

Испытывает затруднение в согласовании игровых действий с партнерами, вступает в конфликты Нуждается в помощи воспитателя для установления игрового взаимодействия со сверстниками.

В играх с правилами путает последовательность действий.

Затрудняется назвать и перечислить любимые игры.

6-й год

Сюжетно-ролевые(«Музей» «Книжный гипермаркет», «Туристическое агенство»)

Режиссерские игры и игра фантазирование

Игровые импровизация и театрализация

Игра экспериментирование с различными предметами и материалами

Игры с водой, льдом, снегом («Царство цветных льдинок», «Очистим воду, «Испытание кораблей»

Игры со светом («Пускаем солнечные зайчики», «ПоисК)

Игры с магнитами, стеклом, резиной («Таинственные фигурки»,

«Попрыгунчики»).

Игры с бумагой

Дидактические и развивающие игры. Игры с готовым содержанием и правилами

Игры на узнавание предметов по описанию («Угадай , что задумали», «Вопрос – ответ»)

Составление целого из частей, игры с ориентировкой по схеме

Плану, условным знакам («Найди путь к домику»), речевые игры, народные игры, игры с запрещающими действиями и правилами

(«Черное и белое»). Лото .Интеллектуальные развивающие игры     (головоломки, лабиринты «Танграм», «Волшебный квадрат»)

Обратить внимание

  1. Не умеет согласовывать свои действия с другими детьми.
  2. В играх с готовым содержанием увлекается процессом игры и не следит за правилами.

3.  Нет интереса к развивающим играм.

7-й год

Сюжетно-ролевые, режиссерские, игра-фантазирование, игра-экспериментирование с различными  материалами.

Дидактические и развивающие игры. Игры с готовым содержанием и правилами.

Обратить внимание

1.В совместных играх неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим игровым замыслом.

Тяготеет к шаблонным игровым сюжетам. Речевая активность снижена. Стереотипные действия.

3.Знает мало игр, затрудняется в объяснении игровых правил другим.

4. не проявляет настойчивости в решении игровой задачи,если это требует интеллектуальных усилий, отказывается от игры, или просто манипулирует игровым материалом.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике.

Психолого-педагогические особенности игры

1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

2.Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).

3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.

6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.

8. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей

2.   Познавательно-исследовательская деятельность - форма активности ребенка направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.

Как доказывал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.

 Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, сначала представляя собой, простые действия с предметами, в ходе которых дифференцируется восприятие, у ребенка возникает способность различать предметы по цвету, форме, назначению, им осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены объекты, предметы, стремлением узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере окружающей действительности.

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира ( мира взрослых и детей, деятельности детей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной), безопасного поведения,освоение средств и способов познания (моделирования и экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.

Выделяют следующие формы работы  по познавательно-исследовательской деятельности: наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций,экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.

В процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношении с другими объектами и со средой обитания;

- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;

- происходит накопление фонда умственных операций;

- детское экспериментирование важно для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения результата;

 - в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности, развивается речь..

Китайская пословица гласит:" Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму" Усваивается все  прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

   3.Коммуникативная деятельность - форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте. Она включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретенный детьми в других видах деятельности.

Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей коммуникативных навыков как залога их благополучного развития, легкой адаптации в социуме.

В процессе коммуникативной деятельности происходит развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками, развитие эмоционального и социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формируется готовность к совместной деятельности.

М. И.Лисина считает, что в дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное и три формы общения со свертниками: эмоционально-практическое, ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое.

Следуя высказываниям психологов можно выделить главное: общение – вид самостоятельной человеческой деятельности; общение – атрибут других видов человеческой деятельности; общение – взаимодействие субъектов.

В трудах Л. С.Выгодского, М. И.Лисиной, А. В.Запорожца, Т. А.Репиной прослеживается мнение, что умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

 4.  Двигательная деятельность - форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции.

   Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка,стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы.

Формы двигательной активности: физкультурные занятия; утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами; физминутки; соревнования;

развлечения, ритмика, аэробика, спортивные праздники, двигательная активность на прогулке, упражнения после дневного сна, психогимнастика.

Физкультурное занятие — основная форма физического воспитания, направленная на ознакомление детей с основными, общеразвивающими движениями, играми.

Утренняя гимнастика представляет собой комплекс общеразвивающих упражнений, направленный на повышение функциональной активности жизнеобеспечивающих систем организма. Упражнения нормализуют общий и эмоциональный тонус организма, улучшают функции системы внешнего дыхания и кровообращения, активизируют обмен веществ.

Физкультминутка — комплекс специальных упражнений и игровых заданий для отдельных групп мышц. Физкультминутка проводится на занятиях малоподвижного характера с целью освобождения от мышечного и умственного напряжения, создания положительных эмоций, подъема активности детей.

 Физкультурная пауза — перерыв между занятиями, во время которого проводятся игры, игровые задания, комплексы упражнений. Физкультурная пауза необходима для снятия эмоционального напряжения и утомления у детей, повышения двигательной активности детей.

 Упражнения после дневного сна содействуют постепенному переходу организма из состояния сна в бодрствование, повышают эмоциональный и мышечный тонус, способствуют эффективному закаливанию, хорошо сочетаются с водными процедурами.

 Организованная двигательная активность детей на прогулке (утренней и вечерней) направлена на совершенствование двигательных действий, воспитание личностных качеств в игровой деятельности.

 Коррекционное занятие — комплекс мероприятий медицинского, физического, психологического характера, которые направлены на восстановление индивидуального здоровья детей.

Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон развития психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоциональной сферы.

5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд  - форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть, потрогать, почувствовать.

Виды детского труда:

- самообслуживание;

- хозяйственно-бытовой;

- труд в природе;

 - ручной труд

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело.

Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужны для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

6.Изобразительная деятельность - форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт.

Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети знакомятся с материалами (бумага, краска, глина, мел и др.) с их свойствами, выразительными возможностями,приобретают навыки работы. Дети осваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). Овладение этими действиями способствует их умственному развитию.

Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения.

В процессе наблюдений детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете.

В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка, развивается речь, наглядно-образное мышление.

В процессе изобразительной деятельности у детей воспитываются нравственно-волевые качества: наблюдательность, настойчивость, активность, самостоятельность, инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи, умение выслушивать и выполнять задание, потребность и умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности, доброта, справедливость.

Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей.

Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития дошкольников.

7. Конструктивная деятельность - форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь

Виды конструирования:

Конструирование по образцу  вид конструирования имеет много положительного: у детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительных материалов

. Конструирование по заданной теме подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены темой. 

 Конструирование по собственному замыслу. 

Конструирование по условиям способствует формированию обобщенных представлений.

Конструирование из различных материалов:

- из строительного материала;

- из бросового материала (коробки, катушки, пенопласт);

- из природного материала (семена, листья, каштаны);

- из бумаги

8.Музыкальная деятельность - это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя.

Задачи:
развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений; обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры;

формировать навыки культуры слушания музыки, учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые мелодии, высказывать свои впечатления;

обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно;

формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст, учить сочинять мелодию марша;

формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой, совершенствовать танцевальные движения;

способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений; обучать инсценированию песен, музыкальных игр и постановке небольших музыкальных спектаклей.

Направления в работе с детьми:

  • фронтальные музыкальные занятия

  • праздники и развлечения

  • индивидуальные музыкальные занятия (творческие занятия, развитие слуха и голоса, упражнения в освоении танцевальных движений)

  • игровая музыкальная деятельность(театрализованные музыкальные игры, музыкально-дидактические игры, игры с пением, ритмические игры)
  • совместная деятельность взрослых и детей (театрализованная деятельность, оркестры, ансамбли)

музыка на других занятиях

Виды музыкальной деятельности:

-  восприятие музыки (различной по содержанию, разных жанров, разных стилей и эпох);

 -  исполнительство (вокальное, инструментальное):

  -пение,

- игра на музыкальных инструментах

-музыкально-ритмические движения); 

творчество (песенное, танцевальное и игровое, музицирование на инструментах);

 музыкально-образовательная деятельность (сообщение сведений общего характера о музыке и специальных знаний о способах исполнительства);

 музыкально-игровая деятельность (театрализованные музыкальные игры, игры с пением, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические игры).

Разные виды музыкальной деятельности специфически воздействуют на развитие личности ребенка. Ученые установили, что музыкальное искусство:

- способствует снижению эмоционально-психического напряжения, создавая положительные эмоции;

- способствует формированию моторики и укреплению физического здоровья;

- развивает артикуляционный аппарат, речевой слух и речедвигательную координацию;

- развивает певческие и речевые навыки - звукообразование, дыхание, дикцию, чистоту и выразительность интонирования;

- влияет на развитие памяти, внимания и музыкальных способностей;

- формирует нравственные качества у дошкольников;

- способствует умственному развитию детей;

- развивает творческие способности и фантазию дошкольников.

9. Восприятие художественной литературы и фольклора - форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Восприятие художественного произведения - сложный психический процесс.

 А.В. Запорожец отмечал: "…  восприятие не сводится к пассивной констатации известных сторон реальности, хотя бы очень важных и существенных. Оно требует, чтобы  воспринимающий как-то вошел вовнутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях"

Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет основу художественного восприятия. Формирование в дошкольном возрасте этой внутренней деятельности позволяет ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, что имеет решающее значение для последующего психического развития

 Задачи деятельности по ознакомлению с художественной литературой:

- воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства и литературной речи;

- совершенствовать умения художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста;

- воспитывать литературно-художественный вкус, способствовать пониманию настроения произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов;

- обеспечить возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности.

Виды деятельности:

- чтение (слушание);

- обсуждение (рассуждение);

- рассказывание (пересказывание);

- разучивание;

- ситуативный разговор

Психологи выделяют 2 типа отношения к художественному миру произведения

1.Эмоционально-образный – эмоциональная реакция  ребенка на образы главных героев.

2.Интеллектуально-оценочный – зависит от житейского и читательского опыта опыта , в котором есть элементы анализа.

Схема понимания художественного произведения:

Сопереживание герою – понимание авторской позиции – обобщенное восприятие художественного мира – осознание своего отношения.

Никифорова О.И. – 3 стадии в развитии восприятия художественного произведения

1 стадия – непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов ( работа воображения)

2 стадия – понимание идейного содержания произведения ( в основе мышление)

3 стадия – влияние художественной литературы на личность читателя

(через чувства и сознание)

В соответствии с ФГОС дошкольного образования речевое развитие предполагает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Важнейшим условием реализации этой задачи является знание возрастных особенностей восприятия дошкольников, в данном случае, восприятия произведений художественной литературы.

В 3-4 года (младшая группа) дети понимают основные факты произведения, улавливают динамику событий. Однако понимание сюжета связано у них с непосредственным личнымопытом. 
Малыши лучше 
осмысливают начало и конец произведения. Представить самого героя, его внешность они смогут, если взрослый предложит им иллюстрацию. В поведении героя они видят только действия, но не замечают его скрытых мотивов поступков, переживаний. Например, они могут не понять истинных мотивов Маши (из сказки «Маша и медведь»), когда девочка спряталась в коробе. Эмоциональное отношение к героям произведения у малышей ярко выражено.

В 4-5 лет (средняя группа) у детей обогащается опыт знаний и отношений,расширяется круг конкретных представлений. Дошкольники легкоустанавливают простые причинно-следственные связи в сюжете. Могут вычленить главное в последовательности действий. Однако скрытые замыслы героев, их переживания детям еще не понятны.
дают правильную оценку действиям героя, но выделяют только простые и понятные им поступки. Эмоциональное отношение к произведению в этом возрасте более контекстно, чем у 3-летних.

В 5-6 лет дети способны понять события, которых не было в их непосредственном опыте. Они способны установить в произведении многообразные связи и отношения среди героев. Наиболее любимыми становятся «длинные» произведения – «Золотой ключик» А. Толстого, «Чипполино» Д.Родари и др.
Появляется осознанный 
интерес к авторскому слову, развивается слуховое восприятие. Дети учитывают не только поступки и действия героя, но и его переживания, помыслы. При этом старшие дошкольники сопереживают вместе с героем. Эмоциональное отношение опирается на характеристику героя в произведении и более адекватно авторскому замыслу.

Огромное значение для развития личности ребенка имеет восприятие сказки

Как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Сказка может завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, способствовать повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования речевое развитие предполагает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Важнейшим условием реализации этой задачи является знание возрастных особенностей восприятия дошкольников, в данном случае, восприятия произведений художественной литературы.

В 3-4 года (младшая группа) дети понимают основные факты произведения, улавливают динамику событий. Однако понимание сюжета связано у них с непосредственным личнымопытом. 
Малыши лучше 
осмысливают начало и конец произведения. Представить самого героя, его внешность они смогут, если взрослый предложит им иллюстрацию. В поведении героя они видят только действия, но не замечают его скрытых мотивов поступков, переживаний. Например, они могут не понять истинных мотивов Маши (из сказки «Маша и медведь»), когда девочка спряталась в коробе. Эмоциональное отношение к героям произведения у малышей ярко выражено.

В 4-5 лет (средняя группа) у детей обогащается опыт знаний и отношений,расширяется круг конкретных представлений. Дошкольники легкоустанавливают простые причинно-следственные связи в сюжете. Могут вычленить главное в последовательности действий. Однако скрытые замыслы героев, их переживания детям еще не понятны.
дают правильную оценку действиям героя, но выделяют только простые и понятные им поступки. Эмоциональное отношение к произведению в этом возрасте более контекстно, чем у 3-летних.

В 5-6 лет дети способны понять события, которых не было в их непосредственном опыте. Они способны установить в произведении многообразные связи и отношения среди героев. Наиболее любимыми становятся «длинные» произведения – «Золотой ключик» А. Толстого, «Чипполино» Д.Родари и др.
Появляется осознанный 
интерес к авторскому слову, развивается слуховое восприятие. Дети учитывают не только поступки и действия героя, но и его переживания, помыслы. При этом старшие дошкольники сопереживают вместе с героем. Эмоциональное отношение опирается на характеристику героя в произведении и более адекватно авторскому замыслу.

В 6-7 лет (подготовительная группа) дошкольники начинают осмысливать произведения не только на уровне установления причинно-следственных связей, но и понимают эмоциональный подтекст. Дети видят не только разнообразные действия героя, но и выделяют ярко выраженные внешние чувства. Усложняется эмоциональное отношение к героям. Оно зависит не от отдельного яркого поступка, а от учета всех действий на протяжении сюжета. Дети могут не только сопереживать вместе с героем, но и рассматривать события с точки зрения автора произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные технологии построения взаимодействия в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО»

Сeгодня в дoшкольном образoвании проглядывается тенденция  рeализации госудaрственных стaндартов черeз соврeменные пeдагогические тeхнологии. Во главe пeдагогической тeхнологии стоит позиция ребе...

Памятка для воспитателей «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО»

Данная памятка поможет воспитателям планировать работу с детьми, используя разнообразные формы, охватывать все образовательные области....

Совершенствование системы комплексно-тематического планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО

Выступление на педагогическом совете "Совершенствование системы комплексно-тематического  планирования образовательного процесса  в соответствии с ФГОС ДО...

Консультация для воспитателей "Планирование воспитатательно- образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО"

Основная функция планирования — обеспечить системность и качество образовательного процесса, преемственность в развитии и образовании на разных ступенях дошкольного возраста, а также внутри каждой воз...

Виды контроля в дошкольной образовательной организации в соответствии требованиям ФГОС ДО

Виды  контроля в  дошкольной образовательной организации в соответствии требованиям ФГОС ДО...

Статья на тему "Моделирование образовательного процессе в соответствии с ФГОС и образовательной программой организации"

В статье рассматриваются особенности организации работы с дошкольниками. Педагог должен уметь интегрировать содержание образовательных областей в целостный педагогический процесс, охватывающий все вид...