План социального партнерства с семьей на 2016-2017 г.г.
рабочая программа (младшая группа) по теме

Илюшина Татьяна Александровна

Работа с родителями - сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков.  Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Семья – это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. И воспитатели должны стать помощниками и заинтересованными, доброжелательными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.

Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №67» компенсирующего вида

План социального партнерства с семьей на 2016-2017 г.г.

Разработали воспитатели 

МБДОУ «Детский сад №67»

Илюшина Т.А.

Г. Дзержинск 2016 г.

Пояснительная записка

Работа с родителями - сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков.  Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Семья – это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. И воспитатели должны стать помощниками и заинтересованными, доброжелательными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.

Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.

Актуальность.

С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.

И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

Образовательная организация останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.

В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.

Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, была разработана программа социального партнёрства по работе с родителями.

Педагогическое образование родителей детей первой младшей  группы ориентировано на развитие активной, компетентной позиции родителя. Педагог выбирает направления педагогического образования, ориентируясь на потребности родителей группы. Анализируя результаты педагогического мониторинга, воспитатель определяет наиболее значимые темы для педагогического образования родителей группы. Например, «Как заинтересовать ребенка книгой», «Развитие речи детей по средствам театрализованной деятельности» и др. Педагог знакомит родителей с факторами укрепления здоровья детей, обращая особое внимание на их значимость в период адаптации ребенка к детскому саду. Особенно важно вызвать у родителей детей 2-3 лет интерес к вопросам здоровья дошкольника, желание укреплять его не только медицинскими средствами, но и с помощью правильной организации режима, питания, совместных с родителями физических упражнений (зарядки, подвижных игр), прогулок.

Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Родителям необходимо научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Задачи:

• установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;

• приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;

• объединить усилия для развития и воспитания детей;

• приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие;

• обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;

• привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;

• добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;

• постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.

Совместная деятельность педагогов и родителей

Педагог стремится активно включать родителей в совместную деятельность с их детьми - сюжетные и подвижные игры, совместное рисование. Очень важно помочь родителям получать удовольствие от совместных игр, общения со своим ребенком.

Для реализации программы используются следующие формы взаимодействия с родителями:

• Информационно - аналитические:

• Анкетирование

• Вопросы – ответы

• Познавательные:

• Родительские собрания

• Круглые столы

• Консультации

• Беседы, дискуссии

• Совместное создание предметно-развивающей среды

• Наглядно - информационные:

• Папки-передвижки

• Родительский уголок

• Фотовыставки

• Библиотека-передвижка

• День открытых дверей

• Праздники и развлечения

• Дни здоровья

• Выставки, творческие конкурсы

• Выставка семейных коллекций

Таким образом, в ходе организации взаимодействия с родителями младших дошкольников воспитатель стремится развивать их интерес к проявлениям своего ребенка, желание познать свои возможности как родителей, включиться в активное сотрудничество с педагогами группы по развитию ребенка.

В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:

1. Открытость детского сада для семьи;

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

4. Индивидуальный подход;

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

5. Динамичность;

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

6. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.

7. Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания.

Характеристика планируемых результатов в деятельности педагогов и родителей

Мотивационно-ценностный компонент

Родители: осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью реализации ООП ДОУ, формирования - целостной картины мира дошкольников;

Педагоги: осознают необходимость взаимодействия с семьей по реализации ООП, потребность в изменении характера - взаимодействия (от субъект-объектного к субъект-субъектному); обладают устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников.

Когнитивный компонент

Родители: знают психофизиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста; знают приемы и методы взаимодействия с педагогами.

Педагоги: владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей; умеет ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д.

Деятельностно - поведенческий компонент

Родители: реализуют методы, приемы воспитания ребёнка дошкольного возраста; активно взаимодействуют с педагогами ДОУ по реализации ООП;

Педагоги: учитывает социальный запрос родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними; умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей; стремится к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании; признает ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как «помощника».

Рефлексивный

Родители: самостоятельно обдумывают ситуации, конфликты; самостоятельно решают проблемы родительской поддержки, на себе испытывают правильность своего выбора; удовлетворены работой педагогов ДОУ.

Педагоги: владеют самодиагностикой процесса организации общения с родителями, выявления положительных моментов и недостатков; осознают собственные ошибки и трудности в организации общения с родителями воспитанников, формируют установки на доверительное безоценочное взаимодействие с ними.

Таким образом, в ходе реализации программы социального партнерства с семьей:

• Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;

• У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);

• Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;

• Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.

Планирование работы по взаимодействию с родителями воспитанников

Форма и методы работы

Содержание работы

срок

Информационно – аналитическое направление

1

Создание базы данных о детях первой младшей группы

1.Социологический опрос «Портрет семьи»

Цель: Сбор сведений о детях.

Социологическое исследование семей вновь поступивших детей, сбор информации о семейных традициях, микроклимате семьи.

2.Ознакомление родителей с локальными актами ДОУ.

Август- Сентябрь

2

Создание родительского комитета группы комитет ДОУ

1. Выборы родительского комитета группы.

2.  Разработка плана работы родительского комитета.

Сентябрь

3

Анкетирование

  • «Чего вы ждёте от детского сада?»

Цель: Выявление запросов, интересов, пожеланий родителей при организации воспитательно-образовательных услуг ДОУ.

  •  «Ваше мнение о работе в ДОУ»

Цель: Оценка родителями деятельности МБДОУ

Сентябрь

Апрель-май

Организационно просветительское направление.

1

Групповые родительские собрания

Тема: «Вот какой наш детский сад»

Повестка собрания:

1. Адаптация ребенка в детском саду

2. Раскрытие проблемных ситуаций

3. Организационные вопросы

Тема: «Театральный калейдоскоп и нетрадиционные методы рисования»

Повестка собрания:

1. Вопросы-ответы на тему «Читаем сказки вместе с ребенком»

2. Театрализованные игры с детьми

3. Рисуем ватой

3. Организационные вопросы

Тема: «Вот как мы прожили весь год». 

Повестка собрания:

1. Итоги учебного года

2. Работа детского сада в летний период

3. Организационные вопросы

Сентябрь

Февраль

Май

2

Работа с родительским комитетом группы

  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
  • Подготовка подарков к новому году.
  • Подготовка и участие в субботниках ДОУ.

В течении года

3

Индивидуальные беседы

  • Индивидуальные беседы с родителями: информирование о ходе образовательного процесса; о соблюдении правил ДОУ и т.д.
  • Индивидуальные беседы с родителями:

- информирование о ходе реализации проектов: «Что такое книга?»

- информирование о ходе реализации проекта «Формирование здорового образа жизни у детей 2-3 лет с НОДА»

  • По запросам родителей

Ежемесячно;

В течении года

4

Консультации

1.« Художественная литература в помощь маме и папе».

2. «Как заинтересовать ребенка книгой».

3.«Развиваем речь детей по средствам театрализованной деятельности».

4. «Учимся различать цвета»

5. «Нетрадиционные методы рисования».

5. «Здоровье детей в наших руках».

В течении года

Наглядно-информационное направление

Работа в уголке для родителей

 (в раздевальной комнате)

  • Организация информационного стенда для родителей: «темы на месяц», «Визитка группы» «сотрудники д/с»,  «памятка для родителей»
  • Оформление ширм «Советы родителям во время адаптации»
  • Мастерская для родителей «Книги своими руками»

Осень

  • Фотовыставка «Сказка входит в каждый дом»
  • Изготовление атрибутов к сказкам
  • Папка-передвижка « Что такое Мнемотаблицы?»»
  • Информационный лист «Профилактика простудных заболеваний».
  • Фотоальбом «Наши мамы»
  • Фотоколлаж «Рисуем дома"

Зима

  • Мастер-класс «Изготовление пальчикого театра»
  • Презентация проекта «Что такое книга?»
  • Информационный стенд для родителей «Организация летнего отдыха для ребенка»

Весна

  • Совместно-деятельностное направление

Выставки

  • Выставки рисунков, поделок по темам программы.
  • Выставка «Дары осени»
  • Выставка композиций

 «Зимняя сказка»

  • Выставка рисунков

«Рисуем музыку»

  • Выставка поделок

«Пасхальные мотивы»

  • Выставка книг «Любимая сказка»
  • Фотовыставка «Семь-Я»

В течении года

Конкурсы

  • Конкурс внутри детского сада «Очарование осени»
  • Конкурс «Елочка-красавица»
  • Конкурс «Снежная сказка папиными руками»
  • Конкурс «Пасхальные мотивы» (выставка пасхальных поделок)

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

Праздники и развлечения

  • Тематические праздники
  • Праздник «Новый год»
  • Масленичное катание на санях
  • Праздник «Весна»

Декабрь

Март

Апрель

Акции

  • Акция «День пожилого человека»
  • Акция «Елочка желаний»
  • Акция «Покормим птиц зимой»

1 октября

Декабрь

Февраль

Проекты

-«Что такое книга?»

- «Нетрадиционные методы рисования»

В течении года

В течении года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План социального партнерства с семьей

План работы с родителями на 2015-2016 учебный год в средней группе...

План социального партнерства с семьей

План работы с родителями во 2 младшей группе...

План социального партнерства с семьей на 2014-2015 г. г

Поможет воспитателям групп раннего возраста спланировать работу с родителями...

План социального партнерства с семьями 2015-2016 учебный год старшей группы

Цель взаимодействия: сделать родителей активными участниками образовательных отношений...

Программа социального партнерства с семьей на 2016-2017 год.

 Цель:анализ благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса, через взаимодействие с семьёй дошкольника и установление с...

План социального партнерства с семьей воспитанников подготовительной к школе группы на 2018-2019учебный год

      Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они...

План социального партнерства с семьей музыкального руководителя на 2018 – 2019 г.г.

План социального партнерства с семьей  музыкального руководителя на 2018 – 2019 г.г....