Проект «Музейная педагогика и базисные компоненты ДОУ как средство формирования патриотических качеств дошкольников»
проект (подготовительная группа) на тему
В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, любовь к Родине, уважение к представителям других народов, потеря народных корней, отсутствие поликультурной компетентности привели наше общество к чёрствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения.
Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребёнка с окружающим миром: формирование любви к Родине и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
Проект
«Музейная педагогика и базисные компоненты ДОУ как средство формирования патриотических качеств дошкольников»
Воспитатель:
Исаева О.А.
С.Лямбирь
«Музейная педагогика и базисные компоненты ДОУ как средство формирования патриотических качеств дошкольников».
Основная цель данного проекта: создание условий для формирования толерантного отношения у детей дошкольного возраста к представителям других национальных групп средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ.
В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, любовь к Родине, уважение к представителям других народов, потеря народных корней, отсутствие поликультурной компетентности привели наше общество к чёрствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения.
Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребёнка с окружающим миром: формирование любви к Родине и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре.
Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого. В этом нам, несомненно, помогает музейная педагогика.
Мини-музей в детском саду - особое, специально организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребенка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям, привитию чувства патриотизма.
Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры.
Развивающая предметная среда детского сада оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Приобретён необходимый материал к музейным экспозициям (предметы, игрушки народного творчества, литература, открытки, альбомы по краеведению). В помощь педагогам созданы «Картинная галерея» и «Татарская изба».
Музейная педагогика помогает:
- Знакомить детей с основами национальной культуры, приобщать к языку, литературе, истории своего этносоциума.
- Воспитывать понимание самобытности культур разных народов, бережное отношение к национальным ценностям, этническим особенностям.
- Воспитывать детей в духе мира, взаимопонимания с другими народами, осознания уважения к представителям других народов, необходимости сохранения культуры мира.
- Обогащать воспитательно-образовательное пространство новыми формами работы с детьми и их родителями.
- Воспитывать положительное нравственное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.
Работа по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики реализуется в соответствии со следующими принципами:
- доступность содержания
- актуальность
- разнообразие
При реализации данного проекта мы используем игры музейного содержания на формирование художественной культуры.
Игры-упражнения: «Раскрась поднос», «Закончи узор».
Игры-развлечения: «В царстве дымковской игрушки», «Матрёшку принимайте в гости», «Мода из бабушкиного сундука».
Дидактические игры: «Расписное лото» (на закрепление орнамента русской, татарской и мордовской росписи), «Собери целое из частей».
В рамках проекта проводим с детьми беседы о Родине и её символике.
Знакомим с национальным народным костюмом.
Читаем русские, татарские, мордовские сказки, мифы, произведения устного, народного творчества.
Знакомим детей с мордовскими композиторами;
художниками;
спортсменами;
другими известными людьми нашей республики.
Проводим в мини-музее тематические занятия, образовательные и обзорные экскурсии, конкурсы и викторины. Например «Край ты мой любимый», «Секреты старины» (знакомство с люлькой, бытом крестьян, старинной утварью).
Реализация проекта проходит в тесном взаимодействии с педагогическим составом
В декабре, в нашем детском саду проводились недели татарского, мордовского и русского народов. Для детей были показаны
театрализованные и кукольные постановки по народным сказкам с использованием музейной утвари.
Совместно с инструктором по физической культуре разучиваем народные игры- забавы, такие как «Палочка-выручалочка», «Коршун», «Хитрая лиса», «Продаем горшки», «Кто первый», «Тимербай», и др.
С музыкальным руководителем рассматриваем картины для знакомства с жанрами музыкальных произведений, прослушиваем музыкальные национальные композиции, проводим фольклорные развлечения с участием родителей, разучиваем и исполняем национальные песни, стихи, танцевальные композиции.
Семья играет исключительную роль в нравственном становлении личности, в сохранении и передаче культурных ценностей.
Помощь родителей для достижения целей по патриотическому воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
В реализации проектной деятельности мы используем следующие формы работы с семьей:
-Выпуск семейных газет.
-Проектная деятельность.
- Выставки совместных поделок.
- Фотовыставки, конкурсы поделок, семейные фоторепортажи.
-Семейные праздники, фольклорные развлечения с участием родителей.
- Консультации с родителями в вопросе организации мини-музеев и художественных выставок.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, становятся наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появляется познавательный интерес к «настоящему» музею, желание сохранить то, что сберегли для них предки. У детей развивается способность учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/20/picture-320063-1382289733.jpg)
Театрализованная деятельность, как средство формирования нравственных качеств дошкольников
какие сказки используют при театрализации, для формирования нравственных качест дошкольника....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/18/picture-530079-1416302330.jpg)
Презентация «Русские народные подвижные игры как средство формирования физических качеств дошкольников»
Презентация создана для проведения мастер-класса с педагогами ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/23/picture-695465-1490296692.jpg)
« Народные подвижные игры как средство формирования физических качеств дошкольников»
Неотъемлемой частью физического воспитания дошкольников, приобретения ими определенных навыков являются народные игры.В народных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявит...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/28/picture-727525-1461860927.jpg)
Выступление на педагогическом совете: Опыт работы по творческой теме «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»
Опыт работы по творческой теме: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»...
«Народная игрушка как средство формирования патриотических качеств у дошкольников»
Доклад из опыта работы с мастер-классом...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/14/picture-1363347-1636866794.jpg)
Проект « Музыкальная деятельность как средство формирования патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста»
ull;Патриотическое воспитание подрастающего поколения — приоритетное направление современной образовательной политики. Согласно документу «Стратегии становления воспитания в Российской Ф...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/10/picture-1166815-1654859214.jpg)
Статья "Приобщение дошкольников к шедеврам мирового музыкального искусства как средство формирование личностных качеств дошкольника"
Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, ...