«Народная игрушка как средство формирования патриотических качеств у дошкольников»
учебно-методический материал

Суханова Светлана Николаевна

Доклад  из опыта работы с мастер-классом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_s_master-klassom_narodnaya_igrushka.docx675 КБ

Предварительный просмотр:

«Народная игрушка, как средство формирования патриотических качеств у дошкольников»

(доклад из опыта работы с мастер-классом)

В культуре русского народа всегда особое место занимала игрушка. Сегодня возрождается интерес к русскому народному творчеству. Взрослые все активнее приобщают детей к национальной культуре. Приобщение к ней детей является средством формирования у них патриотических чувств.

Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные глиняные игрушки и игры с ними. Начиная с младших групп детского сада, мы знакомим детей с этим видом народного промысла. Дети осваивают отдельные элементы, а далее технику росписи и начальные этапы лепки народной игрушки. Постепенно подводим детей к осмыслению понятия «народная игрушка», знакомим с историей возникновения и мастерами, создававших ее.

В художественно-эстетической области программы в разделе изодеятельности  декоративная лепка начинается в старшей и подготовительной группе, где дети учатся лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек из Дымки, Каргополя, Филимоново.

Наша группа два года вела кружок «Город мастеров», на занятиях которого дети знакомились с истоками русской культуры и традициями русского народа, народными промыслами и  народной игрушкой.

Результаты нашего общего с детьми и родителями труда были оценены серебряной медалью во всероссийском конкурсе «Призвание – воспитатель» и золотой медалью в Международной выставке «Методика».

       Сегодня я хочу поговорить с вами о Дымковской игрушке.

Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет,  и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

      Но, к сожалению, в наше время дымковская продукция  утратила основные качества народной игрушки -  непосредственность и дешевизну. Дымка стала просто сувениром.

     Сегодня дымковскую игрушку, простоте узоров, яркости палитры,  может изготовить любой человек, не имеющий специального образования, даже ребенок. Нужна только глина или подручный материал, кисточка, краски и  фантазия.

В ходе знакомства с ней,  дети учатся навыкам лепки и росписи. Игрушка влияет на замысел ребенка во время лепки, обогащает его представление об окружающем мире, расширяет возможности  в сюжетной лепке, развивает умственную деятельность дошкольника, его творческие способности.

     Общение с дымкой  позволит воспитанникам почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями, передающимися из поколения в поколение.

Дымка полностью соответствует педагогическим требованиям и  служить средством гармоничного развития дошкольника.

     Для создания предметно-пространственной среды в группе по художественно-эстетическому развитию  требуются немалые финансовые затраты. Поэтому альтернативой явилось создание изделий народных промыслов из подручного материала.

     Содержание моего мастер-класса направлено на изучение техники изготовления, приемов лепки, этапов росписи и создание народной дымковской игрушки из пластилина с использованием бросового материала с учетом определённых художественно-конструкторских правил дымковских мастеров.

 Работа над изготовлением поделки творческая, кропотливая, требующая усидчивости.

     Для изготовления игрушки используется клей ПВА, обычный не мягкий пластилин (старый использованный), акриловые краски, бросовый материал. Каждый из перечисленных материалов имеет сертифицированный товарный знак, подтверждающий, что продукция экологически безопасна, гипоаллергенна, не токсична, а значит, не несёт вреда здоровью и окружающей среде.

Для того, чтобы Ваша дымковская игрушка получилась эстетически привлекательной, необходимо соблюдать следующие рекомендации:

1.Перед началом работы изучите материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточните методы и приёмы лепки и росписи.

2. Необходимо тщательно готовить пластилин к лепке, старательно оглаживать все детали, убирая все неровности и трещины.

3. Для грунтовки использовать акриловую краску и клей ПВА не с истекшим сроком годности, иначе на готовом изделии появятся трещины.

4.Важно соблюдать определенную последовательность в росписи игрушки.

5.При росписи игрушки можно использовать нетрадиционные способы рисования (штампики, ватные палочки).

6.Соблюдать правила техники безопасности при работе с клеем и акриловыми красками, лаком.

7. Изделие требует правильного хранения (не допускать попадания прямых солнечных лучей, не ронять, сильно не давить). При правильном обращении оно долго будет  радовать своей яркостью и неповторимостью.

    Проведение мастер-класса        

 

Дымковская карусель заняла 3 место в районном конкурсе для педагогов ДОУ «Творческая мастерская педагога».

    Созданные своими руками игрушки являются наглядно-дидактическими пособиями  для знакомства с народным промыслом-дымковской игрушкой. Необходимы  во время проведения НОД  и в кружковой работе, для оформления интерьера центра народного декоративно-прикладного творчества «Город мастеров», как выставочный  материал на народных фольклорных праздниках и развлечениях, творческих выставках, как подарок к праздникам, сделанный своими руками.

    Надеюсь, мой мастер-класс будет полезен.

C:\Users\Комп\Desktop\11фото конкурс\DSC04507.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему «Русское народное творчество, как средство формирования патриотических и общечеловеческих ценностей дошкольников».

Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества формирует у детей патриотические чувства и общечеловеческие ценности, которые помогут им стать патриотом и гражда...

Проект «Музейная педагогика и базисные компоненты ДОУ как средство формирования патриотических качеств дошкольников»

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, любовь к Родине, уважение к представителям других народов, потеря народных корней, отсутс...

Русская народная игра как средство формирования физических качеств дошкольника

Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигну...

Проект « Музыкальная деятельность как средство формирования патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста»

ull;Патриотическое воспитание подрастающего поколения — приоритетное направление современной образовательной политики. Согласно документу «Стратегии становления воспитания в Российской Ф...

Консультация "Русская народная игра как средство формирования физических качеств дошкольника"

Консультация "Русская народная игра как средство формирования физических качеств дошкольника"...

Народная подвижная игра, как средство формирования физических качеств у дошкольников.

Всем известна фраза "Движение - это жизнь", чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, тем крепче здоровье. Для развития и ...