Консультация для воспитателей "Зачем детям стихи?"
консультация на тему

Консультация для воспитателей "Зачем детяи стихи?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachem_detyam_stihi.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                          Зачем детям стихи?

Цель: углубление знаний и повышение уровня профессионализма педагогов детского сада по чтению и разучиванию стихов с детьми дошкольного возраста.

План:

1. Зачем детям стихи?

2. Методика заучивания стихотворений.

3. Рекомендации для воспитателей.

4. Памятка для родителей.

    Стихи отлично развивают память, воображение, тренируют речь ребенка и помогают понять причинно-следственные связи.

    Детская литература вообще и, в частности, стихи для детей, - это абсолютно уникальный раздел литературы. В отличие от своих «взрослых» сородичей, стихи для детей – это прежде всего очень действенное средство воспитания. Ведь по-настоящему хорошие стихи для детей, самых маленьких, исподволь прививают своим читателям лучшие человеческие качества: трудолюбие, уважение к окружающим, способность сопереживать чужим бедам и т.д.

    При этом большей частью стихи для детей, как ни парадоксально не читают сами дети, если говорить о дошколятах. Эти малыши способны лишь воспринимать на слух то, что им читают взрослые, и рассматривать яркие иллюстрации в книге.

     Наиболее полезным способом «общения» с детскими стихами справедливо считается их заучивание наизусть. Для чего же ребенку нужно учить стихи для детей?

     Во-первых, разучивание стихов является одним из лучших способов развития памяти у ребенка. Стихи для детей – это так называемая проза высшей степени концентрации. В них есть яркость образов, ритмичность, а детским стихам свойственна и наибольшая простота слога. Все эти свойства способствуют очень быстрому запоминанию стихов детишками.

     Во-вторых, привычку ребенка с удовольствием читать разученные стихи для детей можно успешно использовать в воспитательных целях.

      Наконец, стихи для детей – это катализатор развития для ребёнка. Они обогащают словарный запас, учат рифмовать слова, вслушиваться и понимать ритм. Стихи для детей по степени своей полезности для детского ума подобны витаминам для детского организма: обойтись без них можно, однако с ними организму проще расти и сохранять здоровье.

Методика заучивания стихотворений


           При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание в целом, отдельных трудных мест и слов, обеспечить запоминание, научить выразительно читать перед слушателями, воспитывать любовь к поэзии. Все эти задачи определяют построение занятий и выбор основных приемов для лучшего усвоения и заучивания детьми текста.
        При отборе стихотворений для заучивания учитывается их объем: 1—2 строфы для младших групп, несколько больше — для старших. Списки произведений, рекомендованных «Программой воспитания в детском саду», обеспечивают подбор произведений для заучивания их детьми. Кроме того, воспитатель может сам подбирать стихи из вновь вышедших, учитывая интересы детей. В среднем дети заучивают в течение месяца 1—2 стихотворения (на занятиях). Некоторые произведения (потешки, считалки, песенки) запоминаются детьми непроизвольно, в процессе игр, прогулок.
                   С теми, кто хочет, воспитатель может заучивать стихотворения сверх программы. Разученные стихи дети могут прочитать на утреннике, что будет сюрпризом для группы. Воспитателю нужно интересоваться также тем, какие стихи дети выучили дома; некоторые можно прослушать на занятиях, вечерах досуга.
                 Процесс заучивания стихотворений довольно сложен и для детей, так как им приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для воспитателя, который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти. Педагог должен знать, кто из детей запоминает быстро, кто медленно, кто прочно, кто непрочно, кому помогает проговаривайте текста вслух и т. д.
            Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст. Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения. Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.
                    За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения.     Затем стихотворение читают дети.
Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором; только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних. В начале занятия, обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места, повторяет свои указания и разъяснения по поводу характера чтения. Иногда дает развернутую оценку некоторым ответам.
               Если дети читают невыразительно, педагог может вновь предложить образец чтения. Он вызывает для ответа и тех, кто запоминает медленно, старается, чтобы они произнесли весь текст ритмично, без длинных пауз (активно подсказывает им, поощряет). Как в процессе разъяснительной беседы, так и при заучивании проводится большая работа по формированию выразительности и непосредственности детского чтения.
             Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую
детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение, и т. д.
            Обычно заучивание не занимает всего времени, отведенного на занятие. Оставшееся время посвящают другой деятельности, учитывая принцип тематического единства: дети повторяют выученные ранее стихи, слушают еще раз какое-либо прозаическое произведение, можно провести знакомое им упражнение или организовать игру по
технике речи.
           Психологи отмечают, что для заучивания стихотворения требуется 8—10 повторений, но желательно делать это не на одном и том же занятии, а на нескольких. «Чтобы поддержать интерес детей к запоминаемому и, следовательно, улучшить результаты запоминания, очень важно менять и форму повторения». На занятии заученное стихотворение можно читать по частям, в лицах, включать в игру «Угадай, кто читает?»; в дальнейшем его повторяют при подходящих обстоятельствах (на других занятиях, на праздниках, в быту, в игре). В результате стихотворение сохраняется в памяти ребенка надолго, легко воспроизводится им, используется в устной речи.

Памятка для воспитателя

По разучиванию стихотворений.

Метод простого запоминания:

1) Прочитайте стихотворение ребенку, разберите непонятные слова и выражения.

2) Несколько раз повторите первую строчку стихотворения, пока ребенок не начнет воспроизводить ее без запинки, не стоит переходить ко второй. Затем повторите вторую строчку. Когда она будет выучена, соедините две строки и повторите их вместе, пока малыш не запомнит. Так постепенно ребенок выучит все стихотворение.

3) Учить более двух строчек в день не стоит, малыш будет перегружен. Тем более неделя – вполне нормальный срок для ребенка, чтобы выучить нужное стихотворение.

Метод ассоциаций:

1) Прочитайте ребенку стихотворение, детально обсудите его содержание, если есть непонятные слова – разъясните их смысл.

2) Свяжите каждую фразу стихотворения с какой-либо визуальной ассоциацией, например, можно вместе нарисовать сюжет на бумаге или найти иллюстрации в книжке. Опираясь на картинки, ребенок без труда перескажет стих и выучит рифмы.

3) Если ребенок кинестетик (т.е. лучше воспринимает информацию путем тактильного контакта, физических действий), можно разработать ассоциативный ряд, основанный на движениях (мини-спектакль).

Музыкальный метод:

1) Прежде чем познакомить малыша со стихом, придумайте мелодию к нему. Для этого подойдет абсолютно любая известная мелодия.

2) Напойте стишок как песенку малышу. Замечено, что стихи в виде песенок намного лучше запоминаются детьми. 

И помните: заучивание стихов – вовсе не обременительное задание воспитателя, а инструмент развития вашего ребенка!

Рекомендации для воспитателей

            (по разучиванию стихотворений с детьми)

1.Не рекомендуется заучивать стихи хором.

2.Стих заучивается целиком.

3.Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии.

4.Учитывать индивидуальные особенности детей.

5.Создать «атмосферу поэзии» в детском саду.                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей средней группы «Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему».

Консультация для родителей детей средней группы«Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему»....

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице"

Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей.Ст...

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста  поможет софрмировать пре...

Консультация для родителей детей 6-7 летнего возраста "Подготовка детей к школе"

Родители озабочены главным вопросом: как будет учиться их ребёнок в 1 классе, будет ли успевать, хорошо бы стать гордостью класса, первым учеником... По крайней мере, без троек. И изучение иностранных...

Логопедическая консультация для родителей детей дошкольного возраста "Развитие речи детей в ваших руках!"

Уважаемые родители! Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи....

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"

Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подраж...