Исследовательская работа Тема: «Для чего птице перья?»
проект (подготовительная группа) на тему

Гафурова Нурфия Василовна

Исследовательская работа

 

Тема: «Для чего птице перья?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

“Управление дошкольного образования”

Исполнительского комитета Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

 «Детский сад общеразвивающего вида №25» 

Нижнекамского муниципального района РТ  

Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов детей старшего дошкольного возраста «Я познаю мир»

 

Секция  «Мир вокруг меня»

 

Исследовательская работа

Тема: «Для чего птице перья?»

 

48237167

Руководитель проекта:

          Гафурова Нурфия Василовна

воспитатель высшей

квалификационной категории

Воспитанница: Гинатуллина Карина                                        

подготовительная к школе группа №5

г. Нижнекамск, РТ

 2016 г.

 I. Введение

Проблема

 Недавно в нашей группе воспитатель Нурфия Василовна провела занятие о птицах.

Мы сравнивали птиц по внешнему виду: как летают по небу, передвигаются по земле, чем питаются, какое оперение. Потом мы делали воробья из шишек сосны и перьев.

Я задумалась: а что же я знаю о перьях? Почти ничего. Знаю только то, что тело птицы покрыто перьями.  

 

Выбор темы исследования.

По дороге из детского сада  или  просто гуляя по улице, я с мамой  люблю  наблюдать за птицами. Нам очень нравятся птицы!   У них есть крылья,  лапы с когтями и клюв. Тело всех птиц покрыто перьями. Птицы такие разные и по величине, и по цвету перьев. И у меня возникли вопросы: как устроено птичье оперение,  а зачем птицам перья  и  могут ли птицы обходиться без перьев?  Поэтому тему своего исследования я назвала так:  «Для чего птице перья?»

   

Актуальность

    Я думаю, что эта тема интересна не только мне, но другим детям.  А исследовательская работа по данной теме позволит расширить мои знания и  представления   о птицах;  о том,  какие бывают перья, как они устроены; предназначение каждого типа пера;  значение перьев в жизни птиц.

Цель исследования.

Узнать, для чего птицам нужны перья.


 Гипотеза: мы предполагаем, что перья птицам нужны для:

- полёта;

- сохранения тепла тела;

- спасения от жары и холода;

- чтобы не промокнуть;

 - чтобы быть незаметным;

- для привлечения внимания.

Новизна

На  сегодняшний день в книжных магазинах почти невозможно найти  книги  о том,  зачем птицам нужны перья для нас, детей дошкольного возраста. Значит, эта тема недостаточно раскрыта. Я хочу, чтоб таких книг было много и чтоб они были доступны для всех.  

Новизной моей исследовательской работы является комплексное использование элементов  детского экспериментирования.

Изучив строение и  назначение перьев птиц ближайшего окружения путём наблюдения, рассматривания и экспериментирования,  я могу  рассказать обо всём и показать наглядно  другим   детям  по этой теме.

Задачи исследования:  

- проанализировать данные в энциклопедической литературе по теме исследования;

- собрать информацию о видах перьев;

- описать особенности оперения птиц;

- узнать, как устроено птичье оперение;

- изучить строение  и  назначение перьев птиц;

- выяснить отличие перьев водоплавающих и неводоплавающих птиц;

 - изучить значение перьев в жизни птиц. 

   

II. Основная часть

Литературный обзор

Есть такая легенда о Дедале и Икаре: « … Однажды, Дедал, сидя у моря, поднял глаза в широкое небо и подумал: « …  Птицы рассекают крыльями воздух и летят куда хотят. Разве человек хуже птицы?» И ему захотелось сделать себе крылья, чтобы улететь из плена. Он стал собирать перья больших птиц, искусно связывал их льняными крепкими нитками и скреплял воском. Скоро он сделал четыре крыла - два для себя и два для своего сына Икара. Перевязью крест-накрест прикреплялись крылья к груди и к рукам.   И вот наступил день, когда Дедал попробовал свои крылья, надел и, плавно махая руками, поднялся над землёй. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полёт в ту сторону, куда хотел. Спустившись вниз, он надел крылья сыну и учил его летать: «Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя».  Но Икар настолько увлекся полётом, что забыл наставление отца и поднялся очень высоко, приблизившись слишком близко к Солнцу. Лучи Солнца растопили воск, в результате Икар упал и утонул».

Многие народы и их культуры придают перу птицы особое значение. С этим предметом связаны ритуалы, обряды. Приметы и суеверия. Вожди индейских племен делали амулеты с перья и головные уборы, которые выступали не только оберегом, но и символом их власти. Они считали, что найти перо птицы к удаче. Она будет способствовать во всем. С перьями птицы связано много мудрости разных народов, то создавались в течение многих столетий.
      Недавно  вышла очень интересная книга о птицах: Колмановский Илья “Почему птицы не падают?». Книга посвящена птичьему полёту. Автор очень последовательно задает вопросы и сам же отвечает на них. Как птица может опираться о воздух крыльями? Получится ли то же самое у человека? Как устроены крыло и перо? Чем гусь отличается от шестилетнего мальчика.

А из книг я узнала, что разноцветные, яркие перья украшают птицу. Чаще всего яркую окраску имеют самцы (павлин).  Окраска оперения помогает птицам привлекать партнеров. Например,  чтобы привлечь самку, самец синей райской птицы цепляется за ветку головой вниз и распушает роскошные перья крыльев и хвоста. Длинные перья хвоста при этом изгибаются эффектными дугами. Значит, перья помогают  найти себе пару.  

         У многих птиц оперение имеет защитную   окраску. Тем самым окраска перьев  делает  птиц незаметными на фоне окружающей природы  и  помогает птице сохранить себе жизнь (серая куропатка).

Хищные птицы летают почти бесшумно. Это связано с тем, что маховые перья их крыльев имеют очень мягкие пушистые края.

А людям тоже нужны перья.  Перья люди  используют для поделок, ими украшают шляпы, одежду, перьями набивают подушки, одежду, куртки, на перьях даже рисуют. 

А мое желание  –   узнать  для чего птице перья?

Объект исследования: птицы

Предмет исследования: птичьи перья

Методы исследования: наблюдение, сбор информации из книг, Интернет ресурсы,   практическая исследовательская работа (экспериментирование),   обобщение.

Описание работы:  

Своё исследование мы спланировали так:  

  • изучаем книги, справочники, читаем рассказы о птицах;
  • наблюдаем за птицами нашей местности;  
  • собираем   перья разных птиц, обитающих в нашей местности;  
  • экспериментируем с перьями;  
  • делаем выводы.

Материал и оборудование для экспериментов: перья птиц, ёмкость с водой, ёмкость растительным маслом, ножницы, ложечка, кисточка, картон, бумага, салфетка, лупа,  детский микроскоп.

Я наблюдала птиц в тёплые и холодные дни и заметила следующее: когда птице тепло, она прижимает оперение, увеличивая его теплопроводность.   А когда птице холодно, она распушает оперение, сидит нахохлившись. Так она запускает между перышками больше воздуха, который плохо проводит тепло, то есть уменьшает его теплопроводность. Так птицы спасаются от холода.

Потом у меня возник  вопрос: а кто такие птицы?  И я нашла ответ. Оказывается,  птицы  – это животные, тело которых покрыто перьями.  Неслучайно птиц часто называют пернатыми. 

Для экспериментов я с мамой и воспитательницей собирала перья птиц.  И для того чтобы узнать какое перо от какой птицы, мы заглянули  в   “Атлас - определитель перьев птиц”.  Оказалось, что мы собрали перья вороны, галки, голубя, сороки, воробья и синицы. То есть перья тех птиц, которые обитают в нашей местности. Съездив в деревню, мы привезли перья гуся и курицы.

Чтобы узнать, как устроены перья разных птиц, я взяла  маховые перья и рассматривала их через лупу и микроскоп.  Посмотрев через лупу и микроскоп я обнаружила что у перьев есть стержень, от стержня отходят волоски и есть

крючочки, которые сцепляют волоски между собой как бы «застегивая» поверхность пера. Потом  я рассматривала пуховые перья птиц, чтобы  выяснить, чем они отличаются от маховых перьев. Пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий,  перо  значительно меньше по размеру.

       Положив перо  на ладонь, я дунула на него. Перо полетело.  Значит оно очень легкое. Перья, покрывающие тело птицы очень легкие – чтобы птица смогла летать. Возник вопрос: почему оно легкое?  Тогда я взяла ножницы и отрезала кончик

пера ножницами и рассмотрела перо внутри. Я увидела пустоту. Стержень пера пуста:   вот почему оно легкое.

Ещё возник вопрос: а всегда перо лёгкое? Чтобы найти ответ на этот вопрос я обмакнула перо в масло и подула на него.  Перо не полетело, стало тяжёлым. Значит если птица испачкается мазутом, нефтью, она не сможет летать, так как перья при этом становятся тяжёлыми.

       После взяла на руку большое и жёсткое гусиное перо и опустила его  в ёмкость с водой. Потом вытащила, а с него вода скатилась,  а  перо осталось сухим. Мне объяснили, что гусь – это водоплавающая птица. А у водоплавающих птиц есть специальная железа, выделяющая жир,   которыми гуси при помощи клюва смазывают перья и остаются сухими. Чтобы это проверить, взяла перо (вырезанное из бумаги), намазала его жиром (кисточкой),   пипеткой набрала воду и капнула на перо.  Вода скатилась, перо не намокло. Вывод: значит, жир и вправду не дает перьям намокать в воде.

       Исследовав большие и жёсткие, покровные перья, я взяла на руку мягкие пуховые перья и приложила их к щеке. От них было тепло. Значит, маленькие и пушистые пуховые перья помогают птицам сохранять тепло.  

Выводы

В ходе исследования было обнаружено следующее:

1. Тонкая двухслойная кожа птиц лишена потовых желёз и покрыта пухом и перьями;

2. Перья  у разных птиц действительно разные по размеру, цвету, форме.  Ни у каких других животных перьев нет. Перья спасают птицу от ушибов, от холода и жары, намокания и пересыхания. Перья - это одежда птиц;

3.  В оперении птиц различают четыре главных типа перьев: пуховое перо, кроющее перо, перо крыла (маховое), перо хвоста (рулевое). Маленькие и пушистые пуховые перья помогают птицам сохранять тепло, поэтому многие птицы зимуют даже в очень суровых условиях Севера

3.  Перья не дают птицам промокать под дождем, поскольку вода с перьев просто благополучно стекает, не доходя до кожи.

4. Перья делают тело птиц обтекаемым и обеспечивают полет;

5. Летают птицы с помощью жёстких и упругих кроющих и маховых перьев;

6. Перья служат для украшения, для привлечения внимания и для маскировки;  

7. С помощью перьев птицы передают друг другу сигналы;

8. Хищным птицам перья помогают охотиться;

9. Без  перьев птицы  жить не могут.  

Заключение

      Проводя свое исследование, я стремилась найти ответы на свои  вопросы:  как устроено птичье оперение и какую роль оно играет в жизни птиц и человека, могут ли птицы обходиться без перьев?  Ответы я нашла и еще больше заинтересовалась птицами, и тем, что с ними звязано.  Возможно, когда я стану взрослой, я стану орнитологом.

       Орнитолог – это ученый, деятельность которого связана с птицами. Он изучает птиц – как их анатомию, так и их жизнь в природе и в неволе. Из всего множества   наук изучение птиц представляется одним из наиболее интересных занятий. Ученых-орнитологов не так уж много, уж очень редкая  и непростая это профессия.

Человек, который выбрал данную профессию, должен обладать широким набором личностных качеств:

  • Прирожденная внимательность даже к самым мелким деталям;
  • Умение рисовать (по крайней мере, это были обязаны делать все без исключения ученые-биологи до недавнего времени);
  • Способность анализировать события и находить причинно-следственные связи;
  • Любовь к животным в частности и к природе в целом. Только тот, кто получает неподдельное удовольствие от своей работы, может делать настоящие научные открытия.

       Думаю, у меня есть такие качества. Став орнитологом я смогу принести большую пользу природе, и окружающей среде в целом.

       Моя исследовательская работа помогла мне не только найти ответы на все интересующие меня вопросы, но и выбрать свою будущую профессию.        

Список  литературы:

1. Животные. Энциклопедия для мальчиков и девочек /Ростов н /Д.: Владис, М: РИПОЛ классик, 2014. – 208с.

2. Колмановский  И. А.   Почему птицы не падают?  Серия: Библиотека карманного ученого. Издательство: Розовый жираф, Москва, 2016 г.  – 32с. Книга: http://shop.bookashki.net/product/pochemu-ptitsy-ne-padayut

3. Корепова Д. А.  Атлас-определитель перьев птиц / науч. ред. О. Л. Силаева — Ульяновск, 2016. — 320с. 

4. myths.kulichki.net/lostcivil/greece/myth0003/ Смирнова В. Дедал и Икар//Герои эллады,- М.:"Детская литература", 1971 - c.86-89

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Для чего нужна книга?""

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, – один из самых эффективных. Самые ценные и прочные...

Познавательно-исследовательский проект "Для чего нужны лягушки?"

Детско-родительский проект, где мы выяснили, где живут лягушки, узнали,  какую пользу, и вред они приносят людям и животным, создали познавательный альбом о лягушках...

Познавательно-исследовательский проект "Из чего строят дома"

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе детского сада "Из чего строят дома"...

Исследовательская работа «Для чего нужно чистить зубы?» старшая группа

Ислледовательская работа "Для чего нужно чистить зубы"...

Научно-исследовательская конференция "Для чего на аккордеоне столько разных кнопочек?" для детей подготовительной к школе группы.

Министерство образования Саратовской областиМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8              Научно-иссл...

Конспект занятия исследовательской деятельности «Для чего птицам нужны перья».

Цель: расширение знаний детей о птицах, как об объектах живой природы умеющих летатьРазвитие у детей желания заниматься исследовательской деятельностью, умения высказать предположения.Задачи:Образоват...