Картотека игр по изобразительной деятельности
консультация на тему

картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartotera_igr_po_izo.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр

по изобразительной деятельности

 «ПОДБЕРИ СЛОВО»

  Цель: развивать умение подбирать нужные слова к картине

     Материал: репродукция какой-либо картины.  

    Описание игры: Часто бывает, что картина очень нравится, а рассказать о ней трудно, трудно подобрать нужные слова. Воспитатель  называет 2-3 слова, а дети выбирают из них одно, наиболее подходящее к этой картине, и объясняют свой выбор.

    Например, картина И.Машкова «Снедь московская. Хлебы»

  Звучная – звонкая – тихая

  Звучная. Здесь очень яркие, звучные краски. Их голос не звонкий, хоть и громкий. Скорее он густой, как аромат всех этих хлебов.

Просторная – тесная

   Тесная. Здесь изображено так много предметов. Конечно, им тесно.

Радостная – унылая

   Радостная. Здесь изобилие! И вся эта снедь такая красивая, нарядная, будто на празднике, будто хвастаются булки и хлебы друг перед другом, кто из них лучше.

Лёгкая – тяжёлая

   Тяжёлая. Здесь очень много всего. Хлебы большие, тяжёлые. А вокруг – пышные булочки, пирожки. Всё вместе выглядит, как что-то плотное, тяжёлое. Как только стол выдерживает?

«НАЙДИ КАРТИНЫ, НАПИСАННЫЕ ТЁПЛЫМИ И ХОЛОДНЫМИ КРАСКАМИ»

 Цель: закрепить представления детей о тёплой и холодной цветовой гамме.

   Материал: репродукции натюрмортов, написанные в тёплой и холодной гамме.

   Описание игры: Найти картины, написанные только в тёплой гамме (или в  холодной) или разобрать по группам картины, написанные в тёплой  и холодной гамме.

 «ПОДБЕРИ КРАСКИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ ХУДОЖНИК В СВОЕЙ КАРТИНЕ»

 Цель:  в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.

   Материал: картинки с изображением пейзажа, цветные полоски.

   Описание игры: каждый играющий получает картинку с изображением пейзажа. Прикладывая цветные полоски к изображению, ребёнок отбирает те цвета, которые есть в его картинке.

 «УЗНАЙ НАТЮРМОРТ ПО МОДЕЛИ»

   Цель: закрепить представления детей о композиции, учить детей выделять форму предметов.

      Материал: репродукции картин с натюрмортом, модели (схемы) натюрмортов.

      Описание игры: детям предлагается к натюрморту подобрать подходящую схему.

         

«ОПРЕДЕЛИ И НАЙДИ ЖАНР ПОРТРЕТА (НАТЮРМОРТА, ПЕЙЗАЖА)»

   Цель: уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.

   Материал: репродукции картин.

   Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и положить в центр стола картины, изображающие только натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону.

   2 вариант. У каждого ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет или натюрморт. Воспитатель загадывает  загадки, а дети должны показать отгадки, используя репродукции картин.                  

                              Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется  … (пейзаж)

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это … (натюрморт)

Если видишь, что с  картины

Смотрит кто-нибудь на нас –

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик, или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется  … (портрет).

М.Дудин

    Прозрачен мир литого октября.

    Нетерпеливым пламенем горя,

    Стоят берёзы на краю поляны.

    Костры рябин тревожны и багряны.

                       (пейзаж «Рябинка» И.Грабаря)

Е.Лось «Синие дни»

За окном синица: «Цвинь!

     День – синь, день – синь!»

     Кругом и вправду синий день.

     Синеет от деревьев тень.

      И синий воздух, и снега, и речки – синяя дуга.

      И даже в солнце в небесах

      Плывёт на синих парусах!

                        (пейзаж «Февральская лазурь» И.Грабаря)

А.Блок «На лугу»

      Леса вдали виднее,

      Синее небеса,

      Заметней и чернее

      На пашне полоса,

      И детские звончее

      Над лугом голоса.

      Весна идёт сторонкой,

      Да где ж сама она?

      Чу, слышен голос звонкий,

       Не это ли весна?

       Нет, это звонко, тонко

       В ручье журчит волна …

                        (пейзаж «Грачи прилетели» А.Саврасова)

           

А.Фет

      Зреет рожь над жаркой нивой,

      И от нивы и до нивы

      Гонит ветер прихотливый

      Золотые переливы.

                          (И.Шишкин «Рожь»)

  «СООТНЕСИ СЛОВО И НАСТРОЕНИЕ КАРТИНЫ»

     Цель: вызвать у детей эмоциональное отношение к картине

       Материал: репродукции картин.

       Описание игры: воспитатель показывает репродукции картин, а дети должны угадать их настроение или педагог называет слово, обозначающее настроение, а дети подымают репродукцию картины, в которой выражено данное настроение.

   «ВЫСТАВКА КАРТИН»

Цель: учить распознавать детей жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, составлять рассказ по картине.

       Материал: репродукции картин.

       Описание игры: воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержанию и жанру, оформить выставку. Пока они работают, остальные дети выступают в качестве экскурсоводов – придумывают рассказ по следующему плану:

- Почему эти произведения размещены таким образом? (У них общая тема; они одного жанра - пейзаж, портрет или  натюрморт)

- Какое произведение понравилось и почему? Какие средства художественной выразительности использовал автор? (Цвет, композиция, передача настроения)

    Значок «Лучший оформитель» получает тот, кто удачнее расположил картины, подобрал их по темам, жанру, цветовому сочетанию.

     Значок «Лучший экскурсовод» получает дошкольник, составивший наиболее интересный и последовательный рассказ о картине (согласно предложенному плану), а также верно ответивший на вопросы детей.

     Значок «Лучший зритель» получает тот, кто задал самый интересный вопрос.

     Ребёнок, получивший значок «Лучший оформитель», имеет право выбрать двух первых экскурсоводов из группы детей. После прослушивания их рассказов дети определяют лучшего, вручают ему значок «Лучший экскурсовод», и он выбирает следующую пару экскурсоводов из числа ребят, задавшие интересные вопросы.

«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ САЛОН»

Цель: учить детей составлять рассказ по картине, выделять средства художественной выразительности.

     Материал: репродукции картин.

     Описание игры: дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившиеся.

      Картина «продаётся» в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет его приобрести (в подарок маме, на день рождение друга, для украшения комнаты и т.д.), а также ответил на вопросы: «О чём рассказывает художественное произведение?», «Какое в нём передано

настроение?», «При помощи каких средств художник показал в картине главное?», «Почему картина понравилась?»

      Приобретший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку (в изобразительном уголке) и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели.

 «СОСТАВЬ НАТЮРМОРТ»

     Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и т.д.)

     Материал: разнообразные картинки с изображением цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов или реальные предметы (посуда, ткани, цветы, муляжи фруктов, овощей, декоративные предметы)

     Описание игры: воспитатель предлагает детям составить композицию из предложенных картинок, или составить композицию на столе из реальных предметов, используя для фона различные ткани.

     

  «НАЙДИ ОШИБКУ»

    Цель: учить детей слушать и смотреть внимательно, обнаруживать и исправлять ошибки.

    Материал: репродукции картины.

     Описание игры: педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своём произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры детям даётся установка – смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка.

     Правила. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право быть ведущим в игре – составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.

  Примерный искусствоведческий рассказ воспитателя (с умышленно допущенными ошибками) по картине «Сенокос» А.А. Пластова:

« Перед вами репродукция картины А.А. Пластова «Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о том, как в знойный, ясный день на луг, покрытый зелёной, изумрудной травой (отсутствует описание цветов), вышли косари – старики и женщины (отсутствует в описании образ подростка). Самое главное и красивое в этой картине – белоствольные берёзы, они написаны в центре картины ( ошибоч-ное описание  композиционного центра). В произведении передан покой и тихая радость. Для этого художник использует яркие, сочные краски: жёлтую, зелёную, синюю, красную».

         

       «ЖИВАЯ КАРТИНА»

     Цель: развивать у детей эмпатию, наделяя объекты человеческими чувствами, мыслями, характерами.

     Материал: репродукция картины.

     Описание игры: дети делятся на группы. Каждая группа получает репродукцию картины какого-либо художника. Дети должны от лица тех, кто изображён  на картине (дороги, деревьев, неба и т.д.) рассказать о своих красках и своём настроении, не называя его. Задача всех остальных отгадать, что изображено на той или иной картине, и её называние.

«ЖИВОЙ НАТЮРМОРТ»

    Цель: упражнять детей в умении перевоплощаться.

    Материал: репродукции картин.

    Описание игры:  воспитатель  предлагает детям несколько репродукций натюрмортов. Дети делятся на группы. Каждая группа выбирает какой-либо один натюрморт и изображает его мимикой и жестами. Предупредив, что они могут поменяться одеждой; взять что-либо в руки, чтобы иметь больше сходства с изображаемыми предметами. Остальные угадывают, какой натюрморт изображает та или иная картина.

    « ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТА»

    Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.

   Материал: карточки с разными цветами.

      Описание игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.

     Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.

 «УГАДАЙ КАРТИНУ»

     Цель: учить детей находить по словесному описанию картину.

     Материал: репродукция картины.

     Описание игры:

    1 вариант. Педагог описывает картину какого-либо художника, не называя её

и не рассказывая, какие цвета использовал художник. Например: «В комнате за столом сидит девочка. У неё мечтательное лицо. На столе фрукты. За окном летний день». Дети рассказывают, какими красками и оттенками изображено всё, о чём рассказал воспитатель. Затем воспитатель показывает репродукцию картины детям. Побеждает тот, ответ которого наиболее близок к истине.

    2 вариант. Под музыку воспитатель подробно описывает какой-либо пейзаж. Затем он показывает детям репродукции картин разных пейзажей, среди которых находится и тот, который он описывал. Дети должны узнать пейзаж по описанию и объяснить свой выбор.

«СМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО»

     Цель: побуждать детей к выделению и называнию объектов на картине, активизировать внимание детей, учить детей составлять диалоги.

     Материал: репродукция картины.

     Описание игры:  В течение десяти секунд воспитатель показывает детям натюрморт, а потом просит описать его по памяти. Затем дети вместе с воспитателем  рассматривают опять этот же натюрморт. После этого педагог включает музыку и просит детей представить, что они берут в руки те или иные предметы, изображённые на натюрморте, разговаривают с ними.

 

      «ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ПЕЙЗАЖ»

     Цель: закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях и частях.

     Материал: разнообразные картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные и т.д.

     Описание игры: воспитатель предлагает детям разнообразные картинки. Дети должны отобрать только те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновывая свой выбор.

   

«НАЙДИ  НЕДОСТАТОК  В  ПОРТРЕТЕ»

     Цель: Закрепить  знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачок, нос, ноздри, щёки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.

     Материал: 10 карточек с изображением одного лица с разными недостатками.

     Описание игры: воспитатель предлагает детям  рассмотреть картинку  и определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют.

«СОБЕРИ ПЕЙЗАЖ»

       Цель: Закрепить  знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года, учить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (осенний, летний, весенний, зимний).

       Материал: Цветные изображения деревьев, цветов, трав, грибов и т.д., отражающие сезонные изменения в природе.

     Описание игры: детям нужно с помощью цветных изображений составить пейзаж по собственному замыслу или по заданному воспитателем сюжету.

«ЧАСТИ СУТОК»

      Цель: Определить, к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относятся предложенные пейзажи, выбрать цветную карточку, с которым ассоциируется та или иная часть суток.

      Материал: Репродукции картин с пейзажами, которые ярко выражают части суток.

      Описание игры: создать игровые ситуации с игрушками, отражающие их поведение в различное время суток.

       Рассмотреть различные репродукции картин, определив, какое время суток изобразил художник. Обосновать свой выбор коротким описательным рассказом, подчеркнуть значение цвета в произведении.

       Можно использовать в игре художественные тексты о частях суток:

Утро.            Весенний лес хранит в секрете,

 Что он увидел на рассвете,

 Как ландыш держит на весу

 В стеклянных чашечках росу.

День.            День работал целый день –

                     Передал много дел;

                      И жалел под вечер,

                      Что заняться нечем.

Вечер.           Постукивает поезд вдалеке,

                      Плеснула рыба в розовой реке,

                      Присело солнце за притихший лес …

                      День погрустил немножко и исчез.

Ночь.            Звёзд полно – и в небе, и в воде.

                      На земле – ни огонька нигде.

                      Звери и букашки спать легли.

                      Тишина от неба до земли.

        «ПЕРСПЕКТИВА»

      Цель: дать детям знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов переднем и заднем плане картины.

       Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линией горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие)

      Описание игры: детям предлагается разложить силуэты на картинной плоскости с учётом перспективы.

 «ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ НАТЮРМОРТ»

       Цель: Закрепить  знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепить  знания о предметном мире, его назначении и классификации.

       Материал: разнообразные картинки с изображением предметов, цветов, ягод, грибов, животных, природы, одежды и т.д.

       Описание игры: среди разнообразных картинок детям нужно отобрать только те, на которых изображены элементы, присущие только жанру натюрморта.

        «УЗНАЙ ПО ПРОФИЛЮ»

       Цель: определить персонажей по силуэтному профилю. Назвать те признаки, по которым узнали и определили персонаж.

       Материал: силуэты профилей персонажей различных сказок.

       Описание игры: воспитатель показывает детям портрет сказочного персонажа, дети по определённым признакам пытаются узнать, кто на нем изображён.

       «СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ»

       Цель: закрепить  знания детей о половых и возрастных особенностях людей.

       Материал: 6 портретов, разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы и подбородок), отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки).

       Описание игры: из разрезанных частей составит портреты: мамы, папы, бабушки, дедушки, сестрёнки и братишки. И назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого.

«СОСТАВЬ ПОРТРЕТ»

        Цель: закрепить  знания о жанре портрета. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица по цвету и форме.

        Материал: разнообразные модификации частей лица по цвету и форме.

        Описание игры: детям предлагается из разных частей лица составить портрет мальчика или девочки.

Можно использовать в игре загадки:

Между двух светил                        Не сеют, не сажают,

Я в середине один.                         Сами вырастают.

(Нос)                                                  (Волосы)

Красные двери в пещере моей,                   Один говорит, двое глядят,

Белые звери сидят у дверей.                        Двое слушают.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою –            (Язык, глаза, уши)

Я с радостью белым зверям отдаю.          

(Губы, зубы)                                               Живёт мой братец за горой,

                                                                    Не может встретиться со мной.

                                                                         (Глаза)

«ВРЕМЕНА ГОДА»

     Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года.

     Материал: Репродукции картин с пейзажами, аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года»

     Описание игры: на стене развешены разные репродукции картин, воспитатель предлагает детям отобрать те из них, в которых рассказывается об одном времени года.

       Можно использовать в игре аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года»

 художественные тексты о временах года:

            Четверо художников, столько же картин.

             Белой краской выкрасил всё подряд один.

             Лес и поле белые, белые луга.

             У осин заснеженных ветки, как рога …

             У второго – синие небо и ручьи.

             В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

             На снегу прозрачные льдинки-кружева.

             Первые проталинки, первая трава.

              На картине третьего красок и не счесть:

              Жёлтая, зелёная, голубая есть …

               Лес и поле в зелени, синяя река,

               Белые, пушистые в небе облака.

               А четвёртый золотом расписал сады,

               Нивы урожайные, спелые плоды…

                Всюду бусы-ягоды зреют по лесам.

                Кто же те художники? Догадайся сам!

             

               Унылая пора! Очей очарованье!

               Приятна мне твоя прощальная краса –

               Люблю я пышное природы увяданье,

               В багрец и золото одетые леса … (А.С.Пушкин)

     Белый снег, пушистый,

                В воздухе кружится,

                И на землю тихо

                Падает, ложится.

                И под утро снегом

                Поле забелело,

                Точно пеленою

                Все его одело.

                Тёмный лес, что шапкой,

                Принакрылся чудной

                И заснул под нею

                 Крепко, непробудно …

                 Божьи дни коротки,

                 Солнце светит мало,

                 Вот пришли морозы и зима настала.   (И.Суриков «Зима»)

 «ПОХОЖЕ – НЕ ПОХОЖЕ»

    Цель: учить детей сравнивать картины.

    Материал: репродукции картин.

    Описание игры: взрослый или ребёнок выбирает две картины. Ребята по очереди называют замеченные сходства и различия.

   Вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак. Когда дети научатся определять один контрастный признак, при сравнении двух картин они могут назвать различные отличительные

признаки – по цвету, расположению, освещённости, динамике.

   «ПОДЗОРНАЯ ТРУБА»

    Цель: учить дошкольников выделять объекты, изображённые на картине.

    Материал: репродукция картины, альбомный лист.

    Описание игры: детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Дети должны навести глазок подзорной трубы на один объект, назвать и описать его.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по изобразительной деятельности

Здесь собраны различные игры на развитие изобразительной деятельности...

Методическое пособие "Картотека нетрадиционных приемов изобразительной деятельности для работы с детьми дошкольного возраста"

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют  быстро достичь желаемого результата. Поэтому дети дошкольного возраста проявляют повышенный инт...

КАРТОТЕКА ИГР ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Составь букетЦель:1. Научить детей различать тёплые и холодные цвета, закрепить в активном словаре их названия2. Закрепить в речи детей обобщающие слова: теплые, холодные (цвета) — и поупражнять...

Картотека игр по изобразительной деятельности

игры по изобразительной деятельности...

КАРТОТЕКА нетрадиционных методов изобразительной деятельности

КАРТОТЕКАнетрадиционныхметодов изобразительной деятельности...

Картотека дидактических игр «Изобразительная деятельность»

В картотеке собраны дидактические игры по изобразительной деятельности...

Картотека игр по изобразительной деятельности с использованием игровой мотивации

В данной картотеке представлены игровые мотивы для развития творческих способсностей и художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста...