Индивидуальный план по самообразованию
проект (младшая, средняя группа) на тему

Индивидуальный план по самообразованию "ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 «Созвездие» ЗМР РТ»

Индивидуальный перспективный  план работы по самообразованию

«Формирование элементарных математических представлений с использованием технологии ТРИЗ ОТСМ».

Подготовил воспитатель  

Емельянова Сирина Раисовна

              17.11.2014                

(дата начала работы над темой)

                             31.05.2019

(предполагаемая дата окончании работы)

Зеленодольск,  2014

Введение.

     ФГОС ДО определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно которым, ребенок должен быть любознательным, иметь высокий уровень познавательной активности и воображения. Решить эти задачи невозможно без целостного восприятия мира ребенком.

         Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения, и эту подготовку необходимо начинать с самого раннего детства.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Применение ТРИЗ технологии при изучении математики позволяет не столько сообщать новые конкретные знания, сколько систематизировать имеющиеся, отработать умение самостоятельно добывать и свободно использовать информацию в процессе мотивированной познавательной деятельности.

             Математические игры на ФЭМП по ТРИЗ технологии  интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе развивающих игр по технологии ТРИЗ ОТСМ дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Особенно важно начать формирование элементарных математических представлений в раннем возрасте, когда у ребенка еще только формируется представление об окружающем мире. И происходит это в процессе игры. Внимание у детей этого возраста непроизвольное, мышление наглядно-действенное, и игра является ведущей деятельностью, через которую формируется познавательная активность, выражающаяся в постоянном исследовании и познании окружающего мира. Играя с ребенком в игры по ТРИЗ технологии, можно развить в нем все необходимые знания, умения и навыки. И наиболее продуктивно использование развивающей технологии ТРИЗ ОТСМ на протяжении всего образовательного процесса.

             В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр ТРИЗ ОТСМ.

Использование игровых приемов и методов, развивающей технологии ТРИЗ ОТСМ, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Исходя из этого, я сформулировала следующую рабочую гипотезу: развитие элементарных математических представлений у детей  посредством развивающих игр ТРИЗ ОТСМ  будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.

Объект исследования – элементарные математические представления у дошкольников;

Предмет исследования – развивающие игры по технологии ТРИЗ ОТСМ  при формировании элементарных математических представлений у дошкольников;

Цель:

  • Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений и  связанных с ними логических операций  посредством использования развивающих игр по технологии ТРИЗ ОТСМ. 

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  • изучить развивающие  технологии ТРИЗ ОТСМ  по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста;
  •  составить  подборку дидактических  игр ТРИЗ ОТСМ, заданий  игрового содержания по развитию  математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал при проведении  развивающих математических игр ТРИЗ ОТСМ.

Ожидаемый результат:

  • активизация познавательного интереса дошкольников;
  • развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • формирование навыка сравнения объекта с другими объектами по разнообразным признакам.

Пояснительная записка.

       В современном дошкольном образовании идет активное внедрение инновационных технологий, позволяющих эффективно решать дидактические задачи при максимальном использовании ресурсов самих детей с минимальными временными затратами. Использование технологии ТРИЗ ОТСМ позволяет достичь этих задач.

           При  формировании у детей элементарных математических представлений в моей работе широко используется занимательный математический материал по технологии ТРИЗ ОТСМ.

Игровой материал  включаю в ход самого мероприятия или использую в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры: на количественный счет; на определение цвета, размера и формы; с использованием геометрических фигур; на развитие логического мышления.

            Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Использую развивающие игры по технологии ТРИЗ ОТСМ, дети учатся описывать  предметы и объекты, выделяя их характерные признаки, находят характерные признаки сходства и различия, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным признакам и свойствам. Одновременно, применение мной технология ТРИЗ ОТСМ формирует у детей  умение правильной форме высказываний: «я считаю, что…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни они используют редко. В качестве «умственной гимнастики» использую несложные занимательные задачи. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на  вопросы.  В работе мне помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение.

       Уникальность применения игр по технологии ТРИЗ ОТСМ при формировании элементарных математических представлений состоит еще и в том, что у ребенка формируется любознательность и способность к принятию самостоятельных решение, развивается творческий потенциал. Развивающие игры по технологии ТРИЗ ОТСМ предоставляют ребенку возможность выбора, а воспитатель не подавляет инициативу ребенка, а лишь, направляет ее.

              В группе создан  игровой уголок  ТРИЗ ОТСМ.   В него вошли развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с геометрическими  фигурами, величинами, различными объектами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, учат описывать  предметы и объекты, выделяя их характерные признаки,   способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. В центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в центре занимательной математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей.

      Осуществляю свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями:

- знакомлю с занимательными и развивающими играми;

- провожу консультации, индивидуальные беседы;

- привлекаю родителей к пополнению центра  «Занимательная математика».

Перспективный план:  на 2014 – 2019 гг.

Задачи:

  1. Развить у детей интерес к математике в дошкольном возрасте;
  2. Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников с использованием ТРИЗ технологии;
  3. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:  обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Форма работы

Сроки выполнения

Подбор литературы

ноябрь

Подготовить консультацию для родителей на тему «Роль развивающих игр ТРИЗ ОТСМ  в воспитании детей дошкольного возраста»

декабрь

Проведение индивидуальных бесед с родителями

На протяжении всего времени

Создание авторских развивающих игр по теме (волшебные коробочки, волшебная труба, бабочки, угадай, что за фрукт, большой – маленький, вкладыши, что звучит? длинный - короткий)

Январь - март

Выступление на семинаре молодых педагогов ЗМР РТ «Новая система образования и современный ребенок»

март

Публикация авторского материала на сайте Педагогическая копилка

Март, апрель, май

Участие в муниципальном семинаре – практикуме «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста»

апрель

Участие в региональном семинаре «Основы логико-математического развития детей дошкольного возраста»

май

Показ открытого мероприятия для родителей «ФЭМП  с использованием ТРИЗ игр в раннем возрасте»

май

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Форма работы

Сроки выполнения

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала.

сентябрь

Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы  на следующих сайтах: «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maaam.ru», «Pro.Школу.ru».

Сентябрь- май

Работа над модернизацией предметно-развивающей среды в группе (создание и пополнение игрового центра ТРИЗ ОТСМ)

Сентябрь-май

Создание авторских игр по ФЭМП по технологии ТРИЗ ОТСМ

Сентябрь-май

Изучение литературы по теме

Сентябрь-май

Посещение городских методических объединений

Сентябрь-иай

Участие в муниципальном семинаре «Реализация задач ФГОС ДО через организацию детских видов деятельности»

декабрь

Родительское собрание «ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии»

декабрь

Участие в муниципальном семинаре «Основы логико – математического развития детей дошкольного возраста»

декабрь

Участие в муниципальном конкурсе «Дебют года»

декабрь

Участие во Всероссийском  конкурсе профессионального мастерства педагогических работников «Лучшая авторская разработка»

февраль

Участие в ХI Всероссийских педагогических Занковских чтениях

март

Показ открытого мероприятия для родителей «ФЭМП с использованием развивающих игр по технологии ТРИЗ ОТСМ»

апрель

Участие в региональном семинаре «Основы логико – математического развития детей дошкольного возраста»

апрель

Показ открытого мероприятия на муниципальном методическом объединении «Формирование математических представлений в разных видах образовательной детской деятельности»

апрель

Публикация конспекта открытого мероприятия «Путешествие с колобков» в Альманахе

май

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Форма работы

Сроки выполнения

Разработать картотеку развивающих игр ТРИЗ ОТСМ по ФЭМП

сентябрь

Разработка памятки для родителей «Математика дома»

ноябрь

Выставка поделок «Волшебные математические объекты»

январь

Круглый стол с родителями «Вечер математических сказок»

февраль

Показ открытого мероприятия для родителей

апрель

Подбор литературы по теме самообразования

сентябрь

Создание новых дидактических игр

Сентябрь-май

Пополнение математического материала

Сентябрь-май

Посещение открытых мероприятий

Сентябрь-май

Выступления на МО

Сентябрь-май

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете

май

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Форма работы

Сроки выполнения

Подбор литературы по теме самообразования

Создание новых дидактических игр

Пополнение математического материала

Посещение открытых мероприятий

Выступления на МО

Показ открытого мероприятия для родителей

Разработка памяток и рекомендаций для родителей

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Форма работы

Сроки выполнения

Подбор литературы по теме самообразования

Создание новых дидактических игр

Пополнение математического материала

Посещение открытых мероприятий

Выступления на МО

Показ открытого мероприятия для родителей

Разработка памяток и рекомендаций для родителей

Литература по теме:

  1. Программа «Истоки»
  2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
  3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.
  4. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
  5. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.
  6. «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б. П. Никитин.
  7. «Методы формирования навыков мышления, воображения, и речи дошкольников» - Т. А. Сидорчук.
  8. « Я познаю мир» - Т. А. Сидорчук.
  9. «Технологии развития интеллекта»  - Т. А. Сидорчук
  10.  «Формирование системного мышления» -  Т. А. Сидорчук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию «Использование компетентностного подхода в художественно- эстетическом развитии детей через музыкальное воспитание» 2017-2018г..

Повышение профессиональной компетентности педагога через обогащение эстетической, музыкальной культуры как часть всей духовной культуры....

Индивидуальный план по самообразованию на 2011-2015 год. Воспитатель: Салахова Ляйсан Галиахметовна.

Индивидуальный план по самообразованию на 2011-2015 год.Воспитатель: Салахова Ляйсан Галиахметовна....

Индивидуальный план по самообразованию педагога

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога на 2013-2018г....

Индивидуальный план по самообразованию

План работы на 2013-2018 уч.годы...

Индивидуальный план по самообразованию на 1 квалификационную категорию

Индивидуальный план по самообразованию на 1 квалификационную категорию...

Индивидуальный план по самообразованию на тему:« Совершенствование работы в обучении дошкольников игре на духовых музыкальных инструментах»

Обучая игре на музыкальных инструментах, для детей открывается мир музыкальных звуков. Они различают красоту звучания инструмента, развивают качество слуха, ритма....