Развитие познавательной деятельности у детей раннего возраста по средством игр с песком и водой
статья (младшая группа) на тему

Алабугина Оксана Валериевна

Ранний возраст чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается: речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВОМ ИГР С ПЕСКОМ И ВОДОЙ

                          Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню, дай

Попробовать – и я пойму.

Китайская пословица

Дети и природа – тема вечная. С одной стороны ребенок – часть природы, с другой современные дети все реже общаются с природой, все чаще реальная природа заменяется искусственной и виртуальной.

Ранний возраст чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается: речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Иван Михайлович Сеченов в своих работах указывал, что способность отличать один предмет от других приобретается человеком в раннем детском возрасте. Дети начинают познавать качества материалов, через их чувственное различие, и в этом им окажут большую помощь «Игры с песком и водой».

В требованиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта уделено большое внимание познавательно-исследовательской деятельности объектов окружающего мира и экспериментирования с детьми раннего возраста. Анализ ФГОС указал на приобретение ребенком новых знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию согласно требованиям стандарта.

Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является детское экспериментирование. В настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в поисковой–экспериментальной деятельности. Таким образом, вытекает противоречие между огромным исследовательским потенциалом ребенка в учебно-познавательной деятельности и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников, актуальной становится разработка системы методической работы по осуществлению деятельностного подхода к проблеме детского экспериментирования.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в нашей группе создана предметно-развивающую среду, которая строится на принципах доступности, новизны и с учетом личностно-ориентированной модели взаимодействия –  уголок-лабораторию центра воды и песка.  Центр художественно оформлен, оснащен дидактическими играми, пособиями, которые постепенно пополняются в связи с расширением тематики экспериментов. Мы разработали игровое оборудование «Песчаная вселенная» для организации работы с детьми раннего возраста в нашей группе, цель которого расширить у детей знания о свойствах окружающих предметов, развить у малышей мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, логическое мышление.

На первоначальном этапе обучения при знакомстве с песком и водой усваиваются сведения об объективных свойствах предметов, которые разделяются на три направления: первое направление разовьётся в игру, второе - в эксперимент, третье – в труд При знакомстве детей со свойствами песка мы разработали развивающие упражнения например, «Давай познакомимся» : дети рассматривают небольшую горсть сухого песка на листе бумаги. Игра «Привет я пришел поиграть» - педагог просит детей поздороваться с песком разными способами, не повторяя действий другого: дотронуться до песка пальцами поочередно одной, потом другой рукой, затем двумя руками одновременно; сначала легко, потом с напряжением сжать кулачки с песком и медленно высыпать его в песочницу; дотронуться до песка всей ладошкой; перетереть песок между ладонями. Дети описывают, какие ощущения у них возникли: тепло, холодно, песок шершавый, влажный, сухой.

Для поддержания и дальнейшего интереса детей к детскому экспериментированию мы разработали систему познавательные приемы, любимый герой Капелька,  дидактические игры – Незнайка, Зайчика – Любознайчика, Снеговика, которые делают первые открытия вместе с детьми.

Играя с песком и водой,  дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию.  При игре с песком формочками дети изучают цвета, величину и  форму. Строят высокие и низкие горы из песка, прячут ладошки в песок, проводят опыты с песком с помощью песочных часов, узнав, что сухой песок рассыпается, из него ничего нельзя построить, но зато его можно пересыпать тонкой струйкой или просеять через сито.

Использование нетрадиционного дидактического материала позволяет нам внести разнообразие в игры с водой и песком, в процессе которых дети успешнее адаптируются к условиям детского сада, становятся эмоционально отзывчивыми, доброжелательными, начинают пользоваться речью как средством общения со сверстниками. У них улучшается координация движений, моторика, пространственная ориентация.

Используя игрушки для игр с песком и водой мы учитываем  индивидуальные особенности каждого ребенка: способность сохранять позу и использовать руки; умственного развития в целом, способности понимать речь и концентрировать внимание, в частности. Лучше всего подобрать игрушки и игры, подходящие именно конкретному ребенку.

Одной из инновационных форм работы,  для поддержания интереса к познавательной экспериментальной деятельности, в нашей группе вместе с родителями мы организовали мастер – класс, в котором происходили обучение с песком и водой, где родители учились  лепить, строить, выполнять упражнения. Через такие игры у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия успешности. Родители становятся для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Также в своих играх-экспериментах мы используем художественное слово (чтение отрывков из художественных произведений, загадывание загадок, чтение стихов о воде и песке). Это способствует более быстрому усвоению материала и помогает углубить интерес детей при закреплении знаний о свойствах воды и песка во время экспериментирования.

          Таким образом, мы считаем, что игры с песком и водой, могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повысить жизненный тонус, снять напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей. Еще К.Д. Ушинский писал: «дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которых они не могут изменить по своему желанию… лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом … для детей лучшая игрушка – куча песка».

Литература

1. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / Авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. –Волгоград: Учитель, 2011

2.  Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособия для работников дошкольных учреждений. - Иванова А. К М. : ТЦ Сфера, 2003.

3.  Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольни-ков. /Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. - М. : ТЦ Сфера, 2002.

4. Исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении / Т. Костевская [и др. ] // Дошкольное воспитание. – 2012. - №2. – С. 37-42.

5. Миленко, В. Учение с увлечением [Текст] / В. Миленко, В. Лепетюха // Дошкольное воспитание. – 2012. - №1. – С. 25-30.

6. Семенова, Н. С разрешения Песочной феи: Опыт использования игры с песком / Н. Семенова // Школьный психолог. – 2011. – ноябрь. – С. 12-14.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством работы в центре песка и воды

Играя с песком и миниатюрными фигурками, мы приближаем к себе наш внутренний мир, чтобы повнимательнее рассмотреть его: понять свои желания, открыть источники внутренней силы, увидеть лучшее ре...

Рекомендации родителям . Формирование познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством работы в центре песка и воды.

Доказано, что песок и вода, как естественные материалы, обладают уникальными свойствами и способны вызывать образы определенного характера, которыми не наделен ни один из материалов, применяемых в тер...

"Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста средствами сенсорного воспитания как фактор повышения качества образования в ДОУ"

Ранний   возраст   —   возраст   становления   и   развития   наиболее   общих   способностей, которые п...

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности у детей раннего возраста.

Развитие познавательной активности детей раннего возраста путем дидактической игры....

Выступление на тему «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста средствами сенсорного воспитания».

На сегодняшний день актуальной является тема познавательного развития детей в раннем возрасте, так как именно в этот период жизни детей закладываются основы познавательного интереса, любознательности....

Курсовая работа по теме: «Организация экспериментальной деятельности как средства развития познавательной активности у детей раннего возраста.»

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...