Выступление на тему «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста средствами сенсорного воспитания».
методическая разработка (младшая группа)

Кожевникова Алёна Алексеевна

На сегодняшний день актуальной является тема познавательного развития детей в раннем возрасте, так как именно в этот период жизни детей закладываются основы познавательного интереса, любознательности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста средствами сенсорного воспитания».

СЛАЙД 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Я представляю вам выступление на тему «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста средствами сенсорного воспитания».

СЛАЙД 2 Известно, что ранний возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.

СЛАЙД 3  На сегодняшний день актуальной является тема познавательного развития детей в раннем возрасте, так как именно в этот период жизни детей закладываются основы познавательного интереса, любознательности.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте сложно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Недаром профессор Николай Матвеевич  Щелованов называл этот возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

СЛАЙД 4 Следовательно, можно выделить задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста. Их вы видите на экране.

Основываясь на задачи сенсорного воспитания, на третьем году жизни дети должны научиться:

-с интересом и удовольствием действовать со взрослым и самостоятельно с предметами, дидактическими игрушками и материалами;

-успешно выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов; СЛАЙД 5

-подбирать пары, группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырех разновидностей;

-различать среди двух-трех большие и маленькие предметы, длинные и короткие, высокие и низкие при условии резких различий;

-проявлять интерес к количественной стороне множеств предметов и другие.

        СЛАЙД 6 Исходя из этого, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности детей раннего возраста и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

В этом им помогут средства сенсорного воспитания детей раннего возраста, которые вы видите на экране.

СЛАЙД 7 Развивающая предметно-пространственная среда группы является одним из важных условий для развития творческих и познавательных способностей детей. И очень важно обеспечить единство развивающей предметной-пространственной среды и содержательного общения с взрослыми. Важно так организовать среду, чтобы она была вариативной и обеспечивала ребенку активный образ жизни. Для детей образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. Причем развивающая предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого. При проектировании развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать следующие требования, которые представлены на слайде.

Исходя из этих требований, в группе создана развивающая предметно – пространственная среда, стимулирующая процесс познания маленького ребёнка. Выделены специальные зоны, где дети с помощью взрослого и самостоятельно могут познавать разнообразные предметы, исследовать их свойств.

СЛАЙД 8 В нашей группе есть центр сенсорики, где представлены различные пособия и игры для сенсорного развития детей, некоторые из них сделаны руками педагогов и родителей – солнышко из прищепок, пирамидки, вкладыши, мозаики, шнуровки, удочки с магнитом, матрешки, составные картинки, стаканчики разной величины и цвета и другие. Стараемся подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (одного цвета, но разного размера, одинакового размера, но разного цвета и т.п.).    СЛАЙД 9 Организуя предметную деятельность детей, мы следим за тем, чтобы каждый вид дидактического пособия использовался ребёнком по назначению, в случае отсутствия у него умения действовать с игрушкой мы обучаем детей, пользуясь методом пассивных движений.

СЛАЙД 10 Создан центр воды и песка, в котором представлены следующие предметы: совки, формочки, некрупные игрушки для закапывания, палочки, грабельки, набор резиновых и пластиковых игрушек, сачок, черпачок, пластиковые шарики и т.д. СЛАЙД 11 Игры с песком и водой в раннем возрасте вызывают массу положительных эмоций, так как это одна из форм естественной жизни ребёнка. Они развивают тактильные ощущения, воображение, внимание, познавательный интерес.

СЛАЙД 12 Игры со строительным материалом очень интересны и увлекательны для малышей, они также незаменимы для умственного развития и воспитания ребёнка. Для этого создан центр конструирования, в котором представлены - кубики (разного цвета и величины), строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины. СЛАЙД 13 Конструируя, дети узнают цвет, форму предметов, их величину, приобретают элементарные пространственные представления, что обогащает сенсорный опыт малышей.

Таким образом, деятельность в условиях  обогащённой развивающей предметно-пространственной среды  позволяет ребёнку  проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому  отображению познанного, познавательного интереса.

СЛАЙД 14 Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи - ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. СЛАЙД 15 Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов.

СЛАЙД 16 Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся автодидактические игрушки, т. е. сами подсказывающие способ игры.

СЛАЙД 17 Таким образом, работа по формированию предметных действий у детей раннего возраста способствуют развитию познавательного интереса,  сотрудничеству со взрослыми и детьми,  действиям с предметами; мотивирует к самостоятельным действиям с предметами в соответствии с их функциональным назначением; положительно влияют на становление у детей ведущего вида деятельности.

СЛАЙД 18 В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. В своей работе по формированию представлений о сенсорных эталонах дидактические игры применяю  в качестве одного из методов проведения самих занятий, СЛАЙД 19 а также в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений. И провожу их не от случая к случаю, а в определённой системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей. 

СЛАЙД 20 Руководя дидактическими играми, я сохраняю заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму. Считаю, дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. СЛАЙД 21 Если материал был неизвестен детям, я оказываю активное педагогическое воздействие. В своей практике по сенсорному воспитанию детей раннего возраста использую такие виды дидактических игр: игры-забавы; настольно-печатные; словесные; музыкальные.

СЛАЙД 22 Считаю, что обязательным элементом дидактических игр является: отражение учебного материала; выделение игровых задач; наличие правил, действия играющих; подведение итогов игры.

Таким образом, развитие познавательного интереса у детей раннего возраста с помощью одного из средств сенсорного воспитания – дидактических игр и упражнений будет успешным, если будут созданы условия для эффективного их использования.

СЛАЙД 23 Работа по развитию познавательного интереса у детей раннего возраста средствами сенсорного воспитания осуществляется мной в тесном сотрудничестве с семьёй. Целью работы с семьёй, является не только просвещение родителей в вопросах развития интереса и сенсорного воспитания у детей, но и возможность  сделать этот познавательный процесс интересным для них.

СЛАЙД 24 Была проведена и оформлена консультация по теме «Дидактические игры в детском саду и дома». Подробно рассказала родителям на родительском собрании о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. СЛАЙД 25 Объясняла взрослым, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома.

Таким образом, использование средств сенсорного воспитания для развития познавательного интереса у детей раннего возраста становится возможным при выполнении следующих условий, которые вы видите на экране. СЛАЙД 26

Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме развития познавательного интереса детей раннего возраста уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме. Таким образом, используя средства сенсорного воспитания при решении проблемы развития познавательного интереса детей, педагог обеспечивает, качественные изменения в развитии познавательной деятельности детей раннего возраста.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста средствами сенсорного воспитания Исполнитель: Кожевникова Алёна Алексеевна воспитатель группы раннего возраста стаж 1 год МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №22» Г.БУГУРУСЛАНА Бугуруслан, 2017 год 1

Слайд 2

Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи 2

Слайд 3

3 В соответствии с п. 2.6. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, познавательное развитие – это одна из пяти образовательных областей, которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, …, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)…

Слайд 4

4 Задачи сенсорного воспитания: 1. п оддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком, водой и снегом ; 2. ф ормировать представления о свойствах и качествах предметов окружающего мира, развитии разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного ; 3. ф ормировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы ;

Слайд 5

5 4. поддерживать положительные переживания детей в процессе общения с природой: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов; 5. содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов – названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше ) Задачи сенсорного воспитания:

Слайд 6

6 Средства сенсорного воспитания детей раннего возраста: развивающая предметно-пространственная среда; действия с предметами; дидактические игры и упражнения

Слайд 7

7 Требования при организации развивающей предметно-пространственной среды: индивидуальные особенности детей; интересы , склонности, предпочтения, потребности детей; возрастные особенности; обогащение содержания среды; учет безопасности и защищенности малышей; возможность свободного освоения детьми этой среды

Слайд 8

8 Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС)

Слайд 9

9 Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС)

Слайд 10

10 Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС)

Слайд 11

11 Согласно п.2.7 ФГОС ДО предметная деятельность является ведущей деятельностью детей раннего возраста . Она состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Предметы начинают выступать не только как объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления

Слайд 12

12 В работу по формированию предметных действий я включаю задания, с предметами, материалами и веществами, стимулирующие интерес у детей к продуктивными видами деятельности: рисование, лепка, элементы аппликации, конструирование

Слайд 13

13 Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона, их приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость , способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения

Слайд 14

14 Организацию дидактических игр осуществляю по трем основным направлениям: подготовка к проведению дидактической игры; её применение; а нализ

Слайд 15

15 наличие детской деятельности для освоения ими сенсорных эталонов и перцептивных действий; постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными сенсорными эталонами в процессе содержательной детской деятельности; наличие эффективных методов и приемов работы с детьми; совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей ) Условия развития познавательного интереса средствами сенсорного воспитания детей раннего возраста:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

Дошкольное детство — период особой социально — эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. С первых дней у малыша появляется жажда активной деятельности, стремление...

Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста

я представляю материалы, которые могут  пригодиться педагогам для работы. Надеюсь, что этот раздел будет интересен и востребован....

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практ...

Доклад на тему: Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов

Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов...

"Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста средствами сенсорного воспитания как фактор повышения качества образования в ДОУ"

Ранний   возраст   —   возраст   становления   и   развития   наиболее   общих   способностей, которые п...

Выступление на педсовете на тему : "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4 «ЕЛОЧКА»ГОРОДА ДЮРТЮЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ  РАЙОН Р...

Доклад на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания"

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего Мирприроды с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечныйисточник детского разума.В. Сухомлинский....