Выступление на тему: "Развитие познавательной активности ребенка в процессе опытно-исследовательской деятельности с объектами живой и неживой природы"
консультация (старшая группа) на тему

Низамова Ирина Инзифовна

выступление было подготовлено для педагогического совета по теме:"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_irina.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемым в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

        Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

          Теоретической базой этой работы являются исследования Н.Н.Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н.Подьяков, 1995).

             Поисковая деятельность принципиально отличается от  любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Н.Н.Подьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

               Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

                 Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

               

Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей.

Тема: «Песок , глина – наши помощники».

Цель: закрепить свойства песка и глины.

Тема: «Песчаный конус».

Цель: помочь определить, может ли песок двигаться.

Тема: «У воды нет запаха»

Цель: дать представление о том, что чистая вода не имеет запаха.

Тема: «С водой и без воды»

Цель: помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

Тема: «Этот удивительный воздух».

Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Тема: «Нужен ли корешкам воздух?

Цель: помочь выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать , что растение дышит всеми частями.

Тема: «Что любят растения?»

Цель: помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

В своей деятельности мы опираемся на ведущие принципы развития дошкольников:

- психологическая комфортность;

- природосообразность (развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем…);

- активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность)

        Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования):

- емкости для игр с водой разных объемов и форм;

- природный материал: камешки, песок, ракушки, листья деревьев, мох, семена, кора деревьев;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, ткани, пробки, разные виды бумаги;

- красители: гуашь, акварельные краски;

- медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновая груша, шприцы (без игл), вата, марля, шпатели;

- лупы;

- песочные часы;

- лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, салфетки;

- бумажные полотенца;

- технический материал: гайки, болты, гвозди;

- сыпучие продукты: желуди, фасоль, горох, манки, мука, соль.

Опыты мы организовываем на занятиях, на прогулках, в свободной деятельности.

Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой природы. В декабре мы посадили лук и наблюдали с детьми за его ростом: какое влияние на развитие растений оказывает человек, зависит ли рост лука от комнатных условий. Результаты мы заносим в тетрадь: «экспериментальная деятельность по посадке лука». Обязательно пишем начало (дату) эксперимента.

В январе месяце мы посадили: укроп, петрушку, морковь, свеклу. Также с детьми наблюдаем за развитием растений. В первую очередь наблюдали за затем, что первым покажется из земли: петрушка или укроп. Первым показался укроп. У моркови со свеклой мы наблюдаем за ростом вершков. У моркови уже появились вершки, а у свеклы еще нет.

       Экспериментальную деятельность я использовала на занятии по конструированию: «Пингвины на льдине» (фрагмент занятия).

        При проведении экспериментальной деятельности мы с детьми соблюдаем правила безопасности (моем руки после работы с землей, нельзя брать в рот предметы, с которыми работаем…)

Работа с родителями:

- анкетирование по проблемам детского экспериментирования,

- консультации по проблеме: «Эксперимент в детском саду», «Познавательная активность старшего дошкольника».

- проведение викторин, конкурсов для детей и родителей исследовательской направленности,

- совместный труд детей и родителей в природе,

- организация выставок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие познавательной инициативы детей в исследовательской деятельности через объекты живой и неживой природы"

Развитие познавательной инициативы детей в исследовательской деятельности через объекты живой и неживой природы...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Развитие познавательной активности ребенка в процессе опытно- исследовательской деятельности"

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи &nd...

Конспект НОД в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов живой и неживой природы, математическому и сенсорному развитию) Тема: «Лес и его обитатели»

Конспект НОД в старшей группепо познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов живой и неживой природы, математическому  и сенсорному развитию)Тема: «Лес и его обитател...

План работы по самообразованию "Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами живой и неживой природы»

Активно работаю над самообразованием, повышаю уровень профессионального мастерства, изучая новые методы и технологии в работе с детьми....

Выступление на педагогическом совете «Развитие познавательной активности ребенка в опытно-исследовательской деятельности с объектами живой и неживой природы»

Природа наделила человека таким качеством как любознательность: стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы. Поэтому мы можем говорить о том, что ребенок от природы исследователь...

Конспект проведения образовательной деятельности познавательное развитие с детьми старшей группы. Тема: «Наблюдение с объектами живой и неживой природы»

Конспект проведения образовательной деятельности познавательное развитие с детьми старшей группы.Тема: «Наблюдение с объектами живой и неживой природы» Цель: «Формирование целос...