Применение технологии сказкотерапии в работе с дошкольникми
консультация на тему

Сказкотерапия является методом психотерапевтического воздействия на детей, чтобы передать им знания о жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология сказкотерапии в работе с дошкольниками.

Сказкотерапия - «лечение сказкой».

  Сказкотерапия в работе с дошкольниками является методом психотерапевтического воздействия на детей, чтобы передать им знания о жизни.

  Такой метод можно применять не только работая с детьми, но и с взрослыми людьми. Но именно дети отлично воспринимают жанр сказки, который является главным объектом сказкотерапии.

Основные задачи технологии:

-Способствовать социальной адаптации.

-Формировать позитивную модель поведения в реальной жизни.

-Способствовать развитию стремления к успеху, веры в свои силы.

-Формировать положительные черты характера.

-Развивать познавательный интерес.

-Способствовать формированию положительных межличностных отношений.

-Формировать эстетический вкус.

-Обогащать положительный эмоциональный опыт.

-Воспитывать патриотические качества, гражданскую позицию.

Ситуации, при которых рекомендуется применять сказкотерапию в работе с дошкольниками:

  • Когда ребенок слишком агрессивный, тревожный, капризный, застенчивый, неуверенный в себе, чего-то боится;
  • Полезны занятия сказкотерапии с детьми, у которых, нарушены зрение, слух или опорно-двигательный аппарат;
  • Заниматься сказкотерапией полезно с детьми, имеющими заболевания аутистического спектра. С такими ребятами заниматься должны только специально обученные психологи или учителя;
  • Не помешает сказкотерапия и даже обычным здоровым детям с отличным поведением.

  Сказкотерапия в работе с дошкольниками имеет следующие особенности:

  • Сказка преподносится ребенку с ознакомительной целью и маленькими порциями. Вначале малыш рассматривает картинки, слушает сказку, обсуждает с взрослыми поступки героев;
  • Далее важно чтобы взрослые инсценировали сюжет сказки;
  • Сказка должна преподноситься доброжелательно, ненавязчиво, искренне, и в подходящий момент. Также должна быть свобода самовыражения;
  • Содержание сказки должно быть доступным для понимания ребенком, то есть соответствовало его возрасту и психофизическим особенностям;
  • После прочтения сказки и ее инсценировки нужно, чтобы ребенок проанализировал поступки и отношения героев. Также важно узнать личное мнение ребенка по поводу услышанной сказки.

В работе с дошкольниками  применяются такие виды сказок:

  • Народные сказки воспитывают у ребенка нравственные чувства. К ним относится «Курочка ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Колобок» и так далее;
  • Авторские сказки. Например, сказки Александра Пушкина, Шарля Перо, Павла Бажова и других детских писателей;
  • Психотерапевтические сказки, которые имеют счастливые концовки, из-за чего у ребенка вырабатывается процесс личностного роста;
  • Дидактические сказки, в которых обычные буквы и цифры становятся одушевленными;
  • Психокоррекционные сказки помогают ненавязчиво контролировать поведение ребенка;
  • Медитативные сказки не имеют отрицательных героев, и помогают выстроить положительные взаимоотношения ребенка с окружающим его миром;
  • Диагностические сказки помогают скорректировать характер, а также выявить возможные проблемы у ребенка.

Структура сказки.

Жили –были…

Начало сказки, встреча с её героями.

И вдруг однажды…

Герой сталкивается  какой- либо проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка

Окончание сказки должно быть позитивным.

Мораль сказки…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

Возможности работы со сказкой с детьми в воспитательно – образовательном процессе:

-обсуждение поведения и мотивов действий персонажей (система оценок в категории «хорошо -плохо);

-проигрывание эпизодов сказки (индивидуально, с подгруппой детей

или всей группой);

-использование сказки как притчи-нравоучения;

-рисование по мотивам сказок;

-творческая работа по мотивам сказок (анализ, рассказывание сказки, сочинение сказки).

-чтение сказки;

-упражнения на ритмизацию «Движение героев сказки»;

-понтомимические этюды;

-упражнения на активизацию лексики;

-упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц (с –

использованием музыкотерапии);

-игры и игры-драматизации.
- игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на  различные модальности восприятия:
arrow Игра: « Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).
Цель: развивать сенсорные представления, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.
Цель, которая озвучивается  для детей: принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей.
Дети  выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.  
arrow Игра: «Домики  для друзей-  животных» (по сказке «Теремок»)
Цель: развивать сенсомоторную координацию, конструктивный праксис.
Цель, которая озвучивается  для детей: нужно построить новые яркие домики  для всех, кто жил в теремке.
Каждый ребёнок «строит» свой домик  из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.
-игры на развитие общих речевых навыков:
arrow сила голоса. Игра: « Зайчик услышит наше ау - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»).
Цель: учить повышать и понижать силу голоса.
Цель, которая озвучивается  для детей: зайчик расстроился и  потерялся в зимнем лесу, помогите ему.
arrow речевое дыхание. Упр.: «Произнеси фразы» (по сказке: «Репка»).
Цель: работать над длительностью речевого выдоха.
     Цель, которая озвучивается  для детей:  посадим репку, скажем слова:
     « пусть будет репка большая, крепкая», « пусть репка будет вкусная,    
     сладкая».
Также используются игры и упражнения  по развитию силы и длительности ротового выдоха, дифференциацию носового и ротового дыхания. Игра: «Катится колобок по дорожке», упр.: «Пыхтит мишка».

-игры на развитие лексико- грамматических категорий:

arrow Игра: « Кого встретил в лесу колобок».
Цель: тренировать употребление Р.п. сущ., формировать простую фразу.
Цель, которая озвучивается  для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем  их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).
arrow Игра: « Где прячется Маша? »  (по сказке: «Маша и медведь»).
Цель: развивать правильное употребление  (понимание ) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.
Цель, которая озвучивается  для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под  стулом, на печке, под кроватью).
-игры на развитие связной речи
.
Проходит поэтапно с использованием графической символики:
* договаривание отдельных слов во фразе;
* произнесение отдельных фраз сказочных героев;
* повторение, составление простых фраз;
* рассказывание сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

применение элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

Применение творческих средств в работе с детьми: «СКАЗКОТЕРАПИЯ»....

Технология сказкотерапии в работе с дошкольниками

Доклад "Технология сказкотерапии в работе с дошкольниками" Все мы читаем сказки нашим детям.Но для того. чтобы сказка раскрылась, заиграла, превнесла и заложила нравственные ориентиры, стиму...

Применение метода сказкотерапии в работе с детьми имеющими нарушения в эмоционально- личностной сфере.

В данной статье говорится о коррекционной направленности сказки. На примере сказочных историй, приведенных в статье можно помочь ребенку  справиться с различными трудностями....

Опыт применения воспитателем сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Данный материал содержит информацию по применению воспитателем сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста...

"Применения метода сказкотерапии в работе по профилактике эмоционального выгорания с педагогами"

В статье представлен конспект практического занятия с педагогами, с применением метода сказкотерапии, с целью профилактики эмоционального выгорания....

План по самообразованию Тема: «Применение метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Сказкотерапия-метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. Актуальность...

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ СКАЗКОТЕРАПИИ И ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ

В данной статье рассказывается о технологии пластилинографии в сочетании со сказкотерапией, которые можно использовать для создания лепной картины. Так же вы узнаете, какие элементы сказкотерапии можн...