доклад к презентации по познавательно-исследовательской деятельности
статья (старшая группа) на тему

Червоткина Надежда Владимировна

Доклад к презентации по познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад «Буратино» п. Пруды

Сообщение на тему:

«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

(из опыта работы

«Песочное царство»)

Выполнила: воспитатель

Старшей группы

 МАДОУ детского сада

«Буратино» п. Пруды

Червоткина Н.В.

П. Пруды, 2015 г.

 

Актуальность

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. 

Задача педагога в современных условиях – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей, не только преподносить им готовые знания, но и помогать им, добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования. 
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизвестное, непознанное. Именно исследовательское поведение и создаёт для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалась как процесс саморазвития. 

В природе всё взаимосвязано: люди, растения, животные, почва, реки, воздух и вода. Всё находится в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой и наоборот. Но у человека связь с неживой природой ещё сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, чистой питьевой воде. Поэтому именно в поисково-познавательной деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно- следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочивать свои представления о неживой природе. 
Таким образом, поисково-познавательная деятельность способствует развитию у детей умения анализировать проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их, сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира и неживой природы как её составляющей. 

Поэтому мной был разработан проект который называется «Песочное царство».

Новизна опыта заключается в разработке проекта по познавательно-исследовательской деятельности детей..

Адресность опыта. Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, заинтересованным и внимательным родителям.

       Технология опыта

Технологический паспорт проекта 

1. Название проекта «Песочное царство» 

2. Тип проекта Познавательно-исследовательский 

3. Участники проекта Педагоги, дети, родители старшей группы 

4. Масштаб Краткосрочный, 2 недели 

Цель данного проекта: Развитие познавательного интереса к неживой природе.
           Задачи: 
1. Формировать у детей представление о неживой природе и ее свойствах 
2. Развивать умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы 
3.Систематизировать элементарные знания о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду и т.д.), глины (вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду); об использовании человеком песка (строительство, песочные часы и т.д.), глины (производство посуды, игрушек, строительство); 
4. Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы. 

В работе использую следующие методы:

- наглядный метод;

-словесный метод;

 -игровой метод;

- практический метод.

Стратегия и механизмы реализации: 
Для детей: 
1. Беседы: «Песок и глина в природе», «Где используют песок и глину».
2. Наблюдение: «Песочницы после дождя и в сухую погоду». 
3. Практическая деятельность: 
- опыты с песком и глиной; 
- игры-эксперименты: 
• «Песчаный конус» 
• «Песчаные бури» 
• «Свойства мокрого песка» 
• «Волшебный материал» 
• «Где вода?» 
• «Ветер» 
• «Песочные часы» 
• «Замок из песка» 
• «Строительство из глины»

Для родителей:
 
1. Рекомендации «Организация экспериментирования с явлениями неживой природы дома». 
2. Памятка по развитию любознательности. 
3. Шпаргалка «Правила поведения во время игр с песком». 
 
Результативность опыта.

В результате проделанной работы у детей повысится интерес к познавательно-исследовательской деятельности .

В ходе проведения познавательно-исследовательской деятельности дети выяснили что: песок – это очень маленькие камешки разного цвета, разной формы, разного размера . Песок – тяжелый, он опускается на дно баночки. Мокрый песок может менять цвет. Мы и дальнейшем будем проводить опыты и игры с неживой природой.

Трансляция проекта 
1. Информационный лист для родителей. 
2. Фоторепортаж «Юные исследователи». 
3. Презентация проекта на педсовете. 
4. Выставка работ «Наши скульптуры».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М., 2014.

            2. Николаева С. Н. Юный эколог..

            3. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. – М., 2015.

4. Дыбина О. В. Ознакомление с окружающим.



Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад «Буратино» п. Пруды

Сообщение на тему:

«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

(из опыта работы

«Песочное царство»)

Выполнила: воспитатель

Старшей группы

 МАДОУ детского сада

«Буратино» п. Пруды

Червоткина Н.В.

П. Пруды, 2015 г.

 

Актуальность

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. 

Задача педагога в современных условиях – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей, не только преподносить им готовые знания, но и помогать им, добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования. 
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизвестное, непознанное. Именно исследовательское поведение и создаёт для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалась как процесс саморазвития. 

В природе всё взаимосвязано: люди, растения, животные, почва, реки, воздух и вода. Всё находится в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой и наоборот. Но у человека связь с неживой природой ещё сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, чистой питьевой воде. Поэтому именно в поисково-познавательной деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно- следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочивать свои представления о неживой природе. 
Таким образом, поисково-познавательная деятельность способствует развитию у детей умения анализировать проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их, сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира и неживой природы как её составляющей. 

Поэтому мной был разработан проект который называется «Песочное царство».

Новизна опыта заключается в разработке проекта по познавательно-исследовательской деятельности детей..

Адресность опыта. Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, заинтересованным и внимательным родителям.

       Технология опыта

Технологический паспорт проекта 

1. Название проекта «Песочное царство» 

2. Тип проекта Познавательно-исследовательский 

3. Участники проекта Педагоги, дети, родители старшей группы 

4. Масштаб Краткосрочный, 2 недели 

Цель данного проекта: Развитие познавательного интереса к неживой природе.
           Задачи: 
1. Формировать у детей представление о неживой природе и ее свойствах 
2. Развивать умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы 
3.Систематизировать элементарные знания о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду и т.д.), глины (вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду); об использовании человеком песка (строительство, песочные часы и т.д.), глины (производство посуды, игрушек, строительство); 
4. Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы. 

В работе использую следующие методы:

- наглядный метод;

-словесный метод;

 -игровой метод;

- практический метод.

Стратегия и механизмы реализации: 
Для детей: 
1. Беседы: «Песок и глина в природе», «Где используют песок и глину».
2. Наблюдение: «Песочницы после дождя и в сухую погоду». 
3. Практическая деятельность: 
- опыты с песком и глиной; 
- игры-эксперименты: 
• «Песчаный конус» 
• «Песчаные бури» 
• «Свойства мокрого песка» 
• «Волшебный материал» 
• «Где вода?» 
• «Ветер» 
• «Песочные часы» 
• «Замок из песка» 
• «Строительство из глины»

Для родителей:
 
1. Рекомендации «Организация экспериментирования с явлениями неживой природы дома». 
2. Памятка по развитию любознательности. 
3. Шпаргалка «Правила поведения во время игр с песком». 
 
Результативность опыта.

В результате проделанной работы у детей повысится интерес к познавательно-исследовательской деятельности .

В ходе проведения познавательно-исследовательской деятельности дети выяснили что: песок – это очень маленькие камешки разного цвета, разной формы, разного размера . Песок – тяжелый, он опускается на дно баночки. Мокрый песок может менять цвет. Мы и дальнейшем будем проводить опыты и игры с неживой природой.

Трансляция проекта 
1. Информационный лист для родителей. 
2. Фоторепортаж «Юные исследователи». 
3. Презентация проекта на педсовете. 
4. Выставка работ «Наши скульптуры».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М., 2014.

            2. Николаева С. Н. Юный эколог..

            3. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. – М., 2015.

4. Дыбина О. В. Ознакомление с окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Организация познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности дошкольников».

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний....

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Доклад «Роль загадки в познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Важным средством развития умений давать определения понятиям у дошкольников являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, ...

Доклад на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

В данном докладе представлена работа  логопедической подготовительной группы по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования....

Доклад на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное,чтобы ребёнку захотелось ещ...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Доклад "Радищевский пион": организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в области патриотического воспитания"

Выступление на областном семинаре «Проектирование образовательного контента и практико – ориентированного инструментария в области патриотического воспитания дошкольников»....