Доклад «Роль загадки в познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
статья на тему

Москвичева Надежда Григорьевна

Важным средством развития умений давать определения понятиям у дошкольников являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все, же вполне серьезное задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида  «Ёлочка» с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей

Доклад

«Роль загадки в познавательно -  исследовательской деятельности

 детей дошкольного возраста»

                                                                                     

Воспитатель

    Н.Г. Москвичева

                                                                               

Важным средством развития умений давать определения понятиям у дошкольников являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все, же вполне серьезное задание.

Загадки – один из древних жанров народного творчества. Своего рода современное тестирование. Помните в сказках? Отгадаешь три загадки – отдам царевну в жены и полцарства, а не отгадаешь – не сносить тебе головы.

Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают у них умение выделять существенные признаки предмета или явления, доказывать правильность своего решения. Однако, чтобы процесс отгадывания загадки имел познавательно – развивающий эффект, необходимо формировать у ребенка определенные умения.

Научить выделять указанные в загадки признаки неизвестного предмета и сопоставлять эти признаки между собой. Такое сопоставление и приводит постепенно к отгадке. Если ребенок затрудняется найти решение, не нужно сообщать отгадку сразу и растолковывать ответ даже в том случае, когда малыш просит об этом. Главное не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ, как результат правильного умозаключения.

Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Например, в загадке: «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана», иносказательно представлена капуста. В загадке о реке: «Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит -  не выбежит есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, нет иносказания.  Есть загадки другого типа. Например: «Без чего человеку жить нельзя? Такие загадки требуют хорошо развитого мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Мало ли, например без чего не может жить человек: и без воды, и без воздуха, и без еды. Но все – таки отгадка – «Без имени» - удовлетворит, пожалуй, всех. Много есть загадок, имеющих шуточные отгадки, например: «Какой месяц короче всех?» Ответ: «Февраль, но правильный ответ май ». (Всего три буквы)

Типы загадок:

  • загадки иносказания;
  • загадки – описания;
  • загадки – вопросы;
  • загадки – игры.

Есть еще один тип, загадки – задачки, они очень похожи на задачки из учебников.

Семь маленьких котят.

Что дают -  все едят,

А один сметаны просит.

Сколько же всего котят?

Загадки – задачки, загадки – вопросы, это действительно тесты на сообразительность, они развивают, активизируют нашу мыслительную деятельность. Все типы загадок носят познавательно – развивающий характер, способствуют развитию мыслительной деятельности человека.

Развивая мышление. Загадка стремилась через свое поэтическое «окошечко» познакомить ребенка с окружающим его миром, причем привлечь внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаз, привыкшего схватывать, только внешние их признаки.

О чем загадки? Обо всем, что окружало человека, и о нем самом. Хорошо использовать такие загадки  при «Путешествиях по реке времени». Они помогают лучше запомнить истории жилища, транспорта, книги и т.д. Дети принимают активное участие в придумывании загадок, дома с родителями составляют книжки – самоделки.

Загадки помогают обобщить получаемую информацию, выделить основные части, формировать представления о трудовой деятельности человека и бережного отношения к предметам рукотворного мира.

В процессе познания природы используются загадки – вопросы или «Почемучки», они способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию логического мышления, развитию речи.

Например:

 Кто летом гуляет, а зимой засыпает?

Что шумит без ветра?

Во время прогулки детям  дается задание «Я загадаю загадку, а отгадку вы найдете на участке, около песочнице, на дереве и т. д. Такие загадки развивают познавательно – исследовательскую деятельность, наблюдательность, внимание, способствуют общению между детьми. Во время игры «Отгадай загадку, нарисуй отгадку» можно определить, как дети запомнили материал недели:  мебель, транспорт, посуда и т. д.. Загадки можно использовать во время образовательной деятельности, во всех режимных моментах. Используются следующие виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, продуктивная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

Информация о том, как сказки влияют на нравственность детей. Развитие и воспитание в душе каждого ребёнка духовного начала....

Доклад на тему "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экологического воспитания"

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитания. В докладе рассматриваются формы и методы экологического воспитания дошкольников, благодаря которому повышается уровень их...

Роль загадки в развитии речи детей дошкольного возраста

Развитие речи детей с помощью загадки...

Доклад «РОЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства....

Доклад «Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете на тему: «Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста»...

«Роль загадки в умственном развитии детей дошкольного возраста»

Одним из средств умственного развитя детей дошкольного возраста может являться  "загадка". С помощью "Загадки" процесс воспитания и обучения можно сделать увлекательным и инте...

Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ познавательного развития средний возраст

Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“                             ...