«Роль загадки в умственном развитии детей дошкольного возраста»
статья

Гусева Антонина Сергеевна

Одним из средств умственного развитя детей дошкольного возраста может являться  "загадка". С помощью "Загадки" процесс воспитания и обучения можно сделать увлекательным и интересным для ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль загадки в умственном развитии детей дошкольного возраста»

       Одним из самых давних и самых распространённых видов устного народного творчества является загадка.  Люди начали придумывать загадки в глубокой древности. Загадки развивают наблюдательность, учат воспринимать мир многогранно и образно, помогают совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в умственном развитии, в воспитании и  организации  досуга детей дошкольного возраста.

          Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, экспериментировать, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять. Отгадывание загадок может способствовать развитию  у детей находчивости, сообразительности, быстрой реакции, умственной активности, самостоятельности, привычки более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: «что? откуда? что из чего делается? что чему служит?. » Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение. 

Детям же старшего дошкольного возраста, учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать  загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний.

Загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие.

       В работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их  в процесс сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.

Список методической литературы:

1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957.

2. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.

3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре. // Дошкольное воспитание. -1986 - №9.

4. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. // Дошкольное воспитание – 1993 - №7

Работа с детьми Сентябрь Загадки об овощах и фруктах.

5.Елкина Н. В. Тарабарина Т. И. «1000 загадок».- Ярославль, «Академия развития». 1997 г. Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение занимательного материала для умственного развития детей дошкольного возраста.

Материал представлен в виде обобщения опыта, содержит перечень математических игр, задачек и заданий....

Сенсорное воспитание-основа умственного развития детей дошкольного возраста

Мой опыт работы по теме:"Сенсорное воспитание-основа умственного развития детей дошкольного возраста"...

"Использование загадки в умственном воспитании детей дошкольного возраста"

Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества. В древние времена загадка имела определённое значение, служила средством проверки мудрости, имела познавательну...

Презентация Роль дидактической игры в умственном развитии детей дошкольного возраста

ТЕМА РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ«Роль дидактической игры в развитии умственных способностей  детей дошкольного возраста». Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастер...