ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ_РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ СО СКАЗКОЙ
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа) на тему

Симбирцева Дарья Алексеевна

Целью исследования является изучение возможностей влияния сказки на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchteniya.docx440.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА

«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №14»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ СО СКАЗКОЙ

Выполнила:

Воспитатель МКОУ  ШР «НШДС №14»

Симбирцева Дарья Алексеевна

Шелехов,

2015 год

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..2

  1. Теоретическая часть педагогического исследования……………………...3
  1. Особенности творческого воображения детей дошкольного возраста………………………………………………………………………..3
  2. Сказка как источник развития творчества детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..4
  1. Практическая часть педагогического исследования………………………5

2.1.        Диагностика творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в работе со сказкой ……………………………………….........................5

2.2.        Методика развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в работе со сказкой ………………………………………..7

Заключение………………………………………………………………………….9

Список литературы……………………………………………………………….10

Приложения………………………………………………………………………..11

Введение

Проблема развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования»; представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности».

Актуальной становятся работа, направленная на создание условий, способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала ребенка, начиная с самого раннего возраста. К первому классу у детей воображение должно быть уже достаточно сформировано, и ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков.

Развитие воображения как свойства личности ребенка тесно связано с деятельностью ребенка, особенно с игровой. А в игровой деятельности детей одно из центральных мест занимает сказка. В старшем дошкольном возрасте более актуально деятельное применение сказок – оживление сказки, театрализация, перевертывание – то есть моменты, требующие активности детей, их оперирование образами, осмысление.

Со сказкой ребенок встречается в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Он забывает обо всем и целиком погружается в жизнь героев. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, и ее чудесный вымысел. Они черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. На сказках малыши впервые испытывают как бы на себе храбрость и стойкость, добро и зло. Сказки покоряют ребенка богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением сюжета. Герои сказок летают на коврах-самолетах, побеждают чудовищ, пользуются волшебными предметами и в то же время не отличаются от обычных людей.  Это удивительное сочетание правды и фантазии особенно нравится детям.

Целью исследования является изучение возможностей влияния сказки на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  • Рассмотреть особенности творческого воображения детей дошкольного возраста;
  • Изучить особенности сказок, как источник развития творчества детей дошкольного возраста;
  • Апробировать различные методы работы со сказкой, позволяющие развить творческое воображение детей старшего дошкольного возраста;
  • Увеличить степень участия родителей в развитии творческого потенциала детей.

Гипотеза исследования: активная работа детей со сказками под руководством воспитателя, способствует развитию творческого воображения дошкольников, так как: сказка создает условия для пробуждения фантазии, благодаря необычным событиям и героям; сказка хорошо знакома детям, что позволяет, опираясь на знакомое содержание и композицию, создавать свои собственные повествования.

Для достижения поставленных задач необходимы следующие методы исследования:

  • Анализ теоретической и методической литературы данной проблемы; монографий и периодической печати.
  • Констатирующий, формирующий и контрольный этапы исследования;
  • Наблюдение.

Новизна исследования заключается в том, что в работе рассматриваются активные формы работы со сказкой с детьми старшего дошкольного возраста, направленные на формирование и развитие творческого воображения ребенка.

  1. Теоретическая часть педагогического исследования
  1. Особенности творческого воображения детей дошкольного возраста

Изучением и развитием сущности воображения как психического процесса занимались: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Р.С. Немов, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, О.М. Дьяченко. Одной из ведущих форм деятельности по развитию воображения отмечается работа со сказкой (рассказывание сказок - В.А. Сухомлинский, Н.Г. Орланова, П.Г. Воробьев; инсценировки сказок - В.К. Мовсесян; игры со сказками - В.В. Белоусов, Л.С. Топольницкая).

Этими психологами как нельзя лучше была раскрыта реальная подпочва воображения, связь воображения с прежним опытом, с уже накопленными впечатлениями.

Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений.  

В процессе развития воображение реализуется в нескольких видах:

1. Репродуктивное воображение - процесс механического воспроизведения полученного ранее впечатления в виде психического образа;

2. Произвольное воображение - вид воображения, характеризующийся преднамеренным, осознанным воспроизведением и преобразованием полученных ранее впечатлений. Одним их наиболее ярких примеров произвольного воображения является творческое воображение и мечта.

3. Непроизвольное воображение - вид воображения, характеризующийся непреднамеренным воспроизведением и преобразованием полученных ранее впечатлений. Крайним случаем проявления непроизвольного воображения являются сновидения.

Творческое воображение является в известной мере воспроизводящим воображением, как форма деятельности не сливается с памятью. Оно рассматривается как особая деятельность, представляющая своеобразный вид деятельности памяти.

Формирование воображения у детей проходит несколько стадий. Первая стадия - непроизвольное воображение  (2-4года) воображение формируется спонтанно, ситуативно.

В 4-6 лет у ребенка появляется активная форма воображения, когда воображение становится произвольным. Это связано с побуждающей инициативой  взрослого. Процесс воображения становится произвольным, так как ребенок старается его контролировать. В результате образования и развития ребенком своего Я, начинает проявляться аффективная функция воображения.

К шести годам воображение ребенка достигает такого  высокого уровня, что дети в состоянии  «жить» в выдуманном мире. Они с легкостью создают сюжеты, игры и воплощают их на практике, в ходе своей деятельности.

Нестандартное,  оригинальное  образное  восприятие  окружающего  мира -  высший  уровень  развития  творческого  воображения.

  1. Сказка как источник развития творчества детей старшего дошкольного возраста

Сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребенок утверждает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости от того, что он что-то создает. Сказка - одна из самых доступных форм для детей.

Воспитательная и образовательная сила сказок несомненна.

Народные сказки более других произведений фольклора известны детям. Сказки  обычно в числе любимых  книг у детей.

В.Г. Белинский писал: «...посмотрите, как сильно у детей стремление ко всему фантастическому, как жадно слушают они рассказы о мертвецах, привидениях, волшебствах. Что это доказывает? - потребность бесконечного, предощущение таинства жизни, начало чувства поэзии…».

В процессе слушания сказки происходит знакомство с родным языком. Мы никогда не сможем уловить тот миг, когда ребенок, слушая сказку, впитывает ее, овладевает определенным соотношением лексических единиц, открывает для себя употребление глагольной формы, роль какого-нибудь предлога, и, тем не менее, сказка дает ему обильные сведения о языке.

Сказка создает структуру интеллекта ребенка, устанавливает разного рода связи: «Я и другие», «Я и вещи», «вещи подлинные и выдуманные». Сказка нужна ребенку для того, чтобы создать себе представление о пространстве «далеко-близко» и о времени «давно-сейчас», «сначала-потом», «вчера-сегодня-завтра». Традиционное начало сказки «жил-был когда-то» ничем не отличается от «это было тогда-то» подлинной истории, хотя мир сказки - и ребенок очень скоро это обнаруживает - иной, чем тот, в котором он живет.

Следовательно, сказка полезна и с этой точки зрения, она - средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории.

Выделяют  сказки: о животных, о предметах, о растениях, стихиях; сказки волшебные, былинные, исторические, новеллистические или бытовые; былички, народные анекдоты, докучные, прибаутки.

В сказках часто главными героями являются цари, царевичи, короли, королевичи. Но наряду с ними присутствует и простой солдат, крестьянский сын, совершающий что-то особенное.  Часто сказку начинает рассказ о необычном, чудесном рождении героя («Терешечка», «Дюймовочка»).

Необычно в сказке и время действия. Сказочное время грамматически относится к прошлому. Но оно не имеет ни малейшего намека на определенную локализацию в этом прошлом, ставшем историей. Ни одно конкретное событие не имеет места, исторического имени, даты.

В тридевятом царстве, небывалом государстве герой встречается с такими фантастическими существами, как Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей, Идолище поганое, Лихо одноглазое и т. д. Все эти персонажи обладают невероятной силой и имеют очень страшный вид.

Самым действенным в детской сказке является сюжет, который начинается с интригующей завязки, с необычного события, в котором главную роль играет волшебное существо с чудодейственной силой.  Герой  вступает в противоборство с фантастическими силами, преодолевает трудности и побеждает.

Сказки являются источником вдохновения и творческой фантазии детей. Для того, чтобы ребенок мог реализовать свое творческое воображение  через сказку его необходимо учить работать со сказкой.

  1. Практическая часть педагогического исследования

2.1.        Диагностика творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в работе со сказкой

В соответствии с целями и задачами работы было организовано и проведено обследование особенностей  творческих способностей детей старшей группы «Ёлочка» (5-6 лет) на базе МКОУ ШР «Начальная школа - детский сад №14».

Краткий обзор старшей группы «Ёлочка». В нее входит 27 детей, из которых 13 мальчиков и 14 девочек.

По предварительному ознакомлению с психолого-педагогической характеристикой группы было выявлено, что дети достаточно общительны, активны. В ходе наблюдения установлено, что все дети занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, лепят, строят, вырезают. Дети осознают, на что направлены их действия, т.е. охотно рассказывают, что они хотят нарисовать, слепить, сделать. Имеют представления о способах достижения своих целей. В группе есть два ребенка (Алёша К., Артём Б.), которые не всегда доводят дело до конца (игру, задание).

Внимание детей устойчивое - они могут работать  с  шаблонами, с натуры и по замыслу.

Дети посещают детский сад с раннего возраста, усидчивы, умеют слушать воспитателя и понимают объяснения.

Из неблагополучных семей - один ребенок (Хадижа К.). В целом девочка адекватна и обучаема.

В наблюдении не отражались иные виды деятельности, помимо  работы со сказкой, и ее реализации в изобразительной деятельности.

Исследование проводилось в три этапа:

- констатирующий этап исследования;

- формирующий  этап исследования;    

- контрольный  этап исследования.

Констатирующий этап исследования.

Цель:  изучение творческого  воображения   детей старшей группы «Ёлочка» (5-6 лет) на базе МКОУ ШР «Начальная школа – детский сад №14»; выявление оригинальности образов воображения.

Для выполнения данной цели  были использованы методы:

- наблюдение;

- тестирование;

- количественная и качественная оценка экспериментальных данных.

Приняли участие 15 детей.

Проведена диагностика в начале и в конце периода исследования с каждым ребенком с использованием методики «Дорисовывание фигур»  О. М. Дьяченко (Приложение 1).

Количество оригинальных рисунков детей по данным констатирующего этапа исследования приведены в таблице 1 (Приложение 2). Средний коэффициент оригинальности по группе на данном этапе составил – 2.9.

В результате было выделено шесть типов решений задания на воображение:

0 тип – ребенок не принимает задания на построение образа с использованием заданных элементов. Все дети достраивали заданные темы.

1  тип – ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта, но изображение контурное, лишенное деталей.  Таких рисунков в группе было большинство.

2   тип – при этом типе решений тоже изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

3   тип – ребенок изображает отдельный предмет, но он уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (например, изображается действие).

4   тип – ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (может быть композиция – например, человек под дождем, или ребенок + животное).

5   тип – при этом заданная фигура используется качественно по-новому, т.е. она выступает не основным компонентом, а второстепенным.

        Чем сложнее тип решения, тем выше у ребенка коэффициент оригинальности.                                                                        

У детей старшей группы появляется 4-й и 5-й типы решения задач (которые не свойственны более младшим детям).

При этом заданный элемент служит просто толчком к вновь созданному образу. Происходит опора на впечатления, свободное манипулирование ими для вновь созданного образа. Это и обеспечивает наибольшую его оригинальность. Поэтому в следующем этапе исследования встал вопрос о возможностях направленного  воздействия  на  воображение детей.

Формирующий этап исследования.

Цель: развитие творческого воображения детей, путем реализации активных форм работы со сказкой.

В формирующем этапе исследования принимала участие вся группа детей.

С ними была проведена непосредственно образовательная деятельность  на развитие у  детей  творческих способностей, творческого воображения, фантазии. Использовались активные формы работы со сказкой.

Так же была проведена работа в виде цикла  игр - сказок.

Фрагмент цикла «Путешествие по сказочной стране Удивляндия» (Приложение 3).

После окончания цикла с детьми было проведена повторная диагностика по методике О.М. Дьяченко, с использованием  рисунков детей на выявление развития степени оригинальности, т.е. воображения (Приложение 4). Средний коэффициент оригинальности по группе на контрольном этапе исследования составил – 5.4.

Общее количество оригинальных рисунков в группе детей по данным констатирующего и контрольного  этапов исследования представлено на графике 1 (Приложение 5).

2.2.        Методика развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в работе со сказкой

Как видно из диагностики, уровень развития воображения детей старшего дошкольного возраста улучшился.

Опыт работы воспитателя Симбирцевой Д.А.

В работе использовались русские народные сказки и литературные сказки русских и зарубежных авторов: А.С. Пушкина, П. Ершова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В. Бианки, К.И.Чуковского, Г.-Х. Андерсена, Ш. Перро, Д. Родари и др.

Направления в работе:

-Познавательное развитие,

-Речевое развитие,

-Социально - коммуникативное развитие,

-Физическое развитие,

-Художественно-эстетическое развитие.

Формы организации работы с детьми:

-Непосредственно образовательная деятельность: «Путешествие по сказкам», «Сказка в гости приходи» и т.д.

-Совместная деятельность педагога с детьми (Приложение 6).

-Самостоятельная игровая деятельность детей: сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры, дидактические игры, театрализованная деятельность и т.д.

-Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

-Экскурсии в библиотеку.

-Совместная деятельность родителей с детьми. Чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. На родительских собраниях родители делились опытом изготовления поделок из природного материала. Интересными встречами с родителями стали  мастер-классы «Сказочные герои», «Русская народная игрушка», «Домашняя мастерская». Результатом совместной работы детей и взрослых стали выставки «Умелые руки не знают скуки»,

-Вечера развлечений, досуги «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского», КВН «Сказка, сказочка», выставки рисунков «Мой любимый сказочный герой», «В сказочной стране».

- Презентации «Путешествие по сказкам», «В гостях у сказки».

Методы и приемы, используемые в работе со сказкой:

-Беседы по сказкам: «Расскажи о сказочном герое».

-Универсальная методическая схема.

-Артикуляционная гимнастика (Приложение 7).

-Мимические  упражнения.

-Пантомима (выразительные движения). Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

-Элементы театрализованной деятельности;

-Моделирование сказок - предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста. В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры, то есть прятать героев в фигурки, которые можно легко угадать по форме, величине.

-Элементы РТВ-технологии: коллаж из сказок, сказка продолжается, сказка по-новому, сказки к волшебным рисункам, семейная сказка, сказки презентации, творческие задания.

-Сюжетно-ролевые игры.

-Нетрадиционные техники рисования: кляксография, пальцеграфия, коллаж, рисование по-сырому, волшебный рисунок, рисование «тычком», рисование ладошками.

-Дидактические игры (Приложение 8).

-Загадки, пословицы, поговорки, стихи.

-Физкультурные паузы, физкультминутки.

-Динамические паузы под ритмическую музыку.

-Пальчиковые игры.

-«Юмористические паузы» (небылицы, перевертыши, присказки, повторы из сказок).

-Вопросы поискового характера.

-Проблемно - игровые ситуации.

-Включение в непрерывную непосредственно образовательную деятельность продуктивных видов деятельности (изготовление поделок, рисование отдельных предметов, упоминаемых в сказке).

Заключение

Сказка занимает одно их ведущих мест в развитии воображения ребенка. Развитие детского воображения в процессе работы со сказкой приводит  к увеличению выразительности речи и действий ребенка. Дети, играя или воспроизводя сказку, учатся переносить качества и свойства живых людей на неодушевленные предметы. От сказки к сказке расширяется круг сказочных героев, сказка является одним из средств развития у детей фантазии, творческого воображения.

По  результатам  исследования  в соответствии с целью работы и поставленной гипотезой можно сделать вывод, что развитие творческого воображения детей находится в тесной зависимости от возможностей реализации способности  детей к фантазированию, оперированию образами, общим развитием ребенка, и осуществляется в ходе общего развития и обучения детей. Важнейшим методом активизации воображения детей является работа со сказкой.

Таким образом, работа со сказкой, используемая с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческого воображения способствует решению целевого ориентира на этапе завершения дошкольного образования «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности» «Федерального государственного стандарта дошкольного образования».

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Программа развития – М.: Сфера, 2005. – 96с.
  2. Богоявленская М.Е. Игровая методика развития творческих способностей старшего дошкольного возраста. //Игра и развитие личности дошкольника. – М.: Посвещение,  1990. – С. 23
  3. Вачков И.В. Сказкотерапия – М.: Ось, 2001. – 144с.
  4. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 144с.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк – М.: Просвещение, 1991.  - 93с.
  6. Дьяченко О.М. Развития воображения дошкольника - М.: Просвещение, 1966. – 122с.
  7. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности // Воспитание дошкольников – 2006, №3 – С. 21
  8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М.: Академия, 2006. – 416с.
  9. Кудрявцев В. Дети в перевернутом мире // Дошкольное воспитание – 1996, №11 – С. 65
  10.  Луцив И. Дети сочиняют и ставят сказки // Дошкольное воспитание – 2004, №10 – С. 39
  11.  Мелешко Е. В гостях у сказки // Дошкольное воспитание -2006, №1 -с. 17
  12.  Немов  Р.С.  Психология-М:  ВЛАДОС,1997. – 546с.
  13.  Новлянская З.Н. Методика исследования чувства материала как одного из аспектов художественного воображения // Вопросы психологии – 2006, №5 – С. 165
  14.  Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога – М.: Академия, 2006. – 368с.
  15.  Соловей Л.Б. Сказка в развитии творчества // Психолог в детском саду – 1999,№1 – с. 78
  16.  Театрализованные игры – занятия  / Баряева Л., Вечканова И. и др. – СПб.: Союз, 2001. – 309с.
  17.  Тумина Л.Е. Кружок Сочини сказку – М.: Перспектива, 1995. – 375с.
  18.  Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду – М.: Просвещение, 1972. – 166с.
  19.  Фигдор Г. Сказки и психическая переработка душевных конфликтов // Дошкольное воспитание – 2007, №1 – С. 13
  20.  Художественное творчество и ребенок / Под. ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1972. – 255с.
  21.  Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды - М.: Просвещение , 1995. – 265с.
  22.  http://dohcolonoc.ru/stati/6665-razvitie-tvorcheskogo-voobrazheniya-u-detej.html

Приложение 1

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

Материал: в качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.

http://www.psylist.net/praktikum/i/00148_1.jpg

Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Обработка данных. Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы.

Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).

Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла.

Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего.

Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

http://www.psylist.net/praktikum/i/00148_2.jpg

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»). Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

Приложение 2

Таблица 1. Количество оригинальных рисунков детей по данным констатирующего этапа исследования

Имя Ф.

Фигуры для дорисовывания

Алёша К.-2

мяч

окно

снеговик

человек

дом

хвост

флаг

капля

цифра

колесо

Артём Б.-3

мяч

дом

снеговик

чупа – чупс

крыша

лист

флаг

овал

сердце

колесо

Андрей Б.-4

мишка

телевизор

снеговик

цветок

дом

лист

забор

яйцо

ухо

радуга

Влада У.-2

цветок

дом

снеговик

человек

дом

хвост

корона

гриб

буква

тропа

Галя М.-4

цветок

ящик

неваляш

ка

солнце

дом

лиса

прин-

цесса

лицо

ухо

река

Егор Т.-4

шарик

вагончик

цветок

шарик

дом

усы

флаг

шарик

заяц

сушка

Ксюша П.-5

рожица

автобус

кошка

цветок

дом

капля

корона

матреш

ка

клюв

колесо

Лиза М.-5

вишенка

аквариум

ваза

человек

дом

лиса

мороже

ное

лицо

боти

нок

радуга

Настя А.-0

шарик

вагончик

снеговик

человек

дом

лист

корона

гриб

ухо

колесо

Настя Р.-3

колесо

дом

кольцо

шарик

дом

лиса

флаг

гриб

сердце

хвост

Саша Б.-5

человек

танк

мальчик

шарик

дом

капля

конверт

снеговик

гиря

машина

Стёпа М.-0

мяч

окно

снеговик

человек

дом

хвост

флаг

лицо

ухо

колесо

Ульяна Б.-1

цветок

дом

снеговик

шарик

дом

лиса

сумка

гриб

сердце

радуга

Юра Н.-5

планета

вагончик

мишка

человек

палатка

лиса

конверт

лицо

зуб

лава

Яна В.-1

человек

поезд

снеговик

цветок

дом

лист

корона

гриб

ухо

радуга

Средний коэффициент оригинальности по данным констатирующего этапа исследования по группе (15 человек) = 44/15=2.9

У 4 детей преобладает низкий уровень выполнения задания;

У 7 детей преобладает средний уровень выполнения задания;

У 4 детей преобладает высокий уровень выполнения задания.

Приложение 3  

Фрагмент цикла «Путешествие по сказочной стране Удивляндия»

Попадая в сказочную страну Удивляндию,  ребенок приобретает сказочное имя - это может быть Капелька, Фонарик, снежинка, лучик и т.д. Обращение в «стране» исконно русское: судари и сударыни. В сказке есть города и улицы, носящие названия, выражающие эмоциональные состояния - Счастливая, Радостная, Бульвар Веселья и т. д. или Грязная, Болотная, Противная.

Приключения в стране «Удивляндия».

Цели игры: Мотивационные: формирование интереса у ребенка к желанию помочь сказочным героям, попавшим в беду (ребенок выступает как активный участник сказочных событий).

Развивающие: развитие психомоторных функций; развитие воображения; развитие знаково-символической функции; развитие пространственной   ориентации.

Воспитательные: воспитание   чувства сопереживания другим людям.

Краткое описание.

1. Каждый ребенок называет одного сказочного героя - это пароль входа в сказку.

2. Символический переход в сказочную реальность - дети проходят через
волшебный экран телевизора.

3. Знакомство со сказочными персонажами (ведущими), введение в сюжет и мотивирование детей к оказанию помощи сказочным героям.

4. Посвящение   детей   в   жителей страны Удивляндии - выбор сказочного имени.

5. Стук в дверь Дракона (отдаленная ситуация страха сказочного персонажа, метод десенсибилизации).

6. Волшебный обед - фантазирование.

7. Знакомство со сказочной реальностью (из чего сделаны деревья, реки -
ТРИЗ, метод моделирования).

8. Музыкальный урок:  а) ритмические движения показывает Балетмейстер; б) дети под музыку танцуют сами;

9. Мимические упражнения. Пароль удивлян - удивленное лицо.

10. Изодеятельность - рисунок на свободную тему «Что удивило в сказке?»

11. Выход из сказки.

Техническое сопровождение: костюмы   воспитателей  (корона,   цилиндр, у Балетмейстера - брючный костюм; трон Королевы; пианино; ковер; большой экран телевизора (1 х 1 м); магнитофон с аудиозаписями; детские столы и стулья; несколько наборов кубиков с наклеенными на сторонах маленькими человечками (ММЧ - моделирование маленькими человечками); медальоны; план выхода из сказки; альбомные листы, карандаши, краски, кисточки, баночки с водой; тетрадь наблюдений.

Приложение 4

Таблица 2. Количество оригинальных рисунков детей по данным контрольного этапа исследования

Имя Ф.

Фигуры для дорисовывания

Алёша К.-2

дом

ракета

чашка

буква К

кот

девочка

цветок

сердце

человек

клюв

Артём Б.-3

окно

дом

лодка

дерево

собака

девочка

мальчик

сердце

ветка

дракон

Андрей Б.-7

ракета

девочка

миска

забор

утка

шапка

колобок

зуб

восемь

бабочка

Влада У.-5

дом

поплавок

чашка

цветок

кот

девочка

мальчик

платье

бутылка

зонт

Галя М.-8

робот

мельница

девочка

буква Ж

лицо

девочка

шарик

шляпа

вилка

двойка

Егор Т.-3

дом

девочка

лодка

дерево

кот

кукла

конфета

забор

восемь

копыто

Ксюша П.-7

стол

пирамида

балерина

флажок

фрукты

мальчик

цветок

сердце

ваза

пешка

Лиза М.-6

бант

ракета

конфет

ница

дерево

утка

погрему

шка

цветок

облако

рогатка

ботинок

Настя А.-5

дом

гол.птички

лодка

птица

бусы

девочка

вертушка

птица

цирк

конь

Настя Р.-6

юла

елка

чашка

корабль

утка

девочка

мальчик

жук

скакалка

девочка

Саша Б.-8

весы

замок

корабль

буква К

человек

космо

навт

мальчик

береза

мороженое

орел

Стёпа М.-3

дом

ракета

лодка

флажок

кот

девочка

часы

сердце

цветок

плетка

Ульяна Б.-4

знак

дом

юбка

дерево

утка

девочка

цветок

сердце

ножницы

вешалка

Юра Н.-8

очки

рыбка

индеец

снеговик

лягушка

сигнал

врач

сердце

колосок

копыто

Яна В.-6

подарок

девочка

чашка

метла

кот

кегля

мальчик

шорты

платье

горка

Средний коэффициент оригинальности по данным контрольного этапа исследования по группе (15 человек) = 81/15=5.4

У 5 детей преобладает низкий уровень выполнения задания;

У 5 детей преобладает средний уровень выполнения задания;

У 5 детей преобладает высокий уровень выполнения задания.

 

Приложение 5

График 1. Изменение количества оригинальных рисунков в группе после      формирующего этапа исследования

                                                                                 

                Количество

                оригинальных

                рисунков

81

44

                           2.9                                       5.4

Констатация                                                Контроль

                        

Приложение 6

Совместная деятельность педагога с детьми

Слушаем сказку.

      Знакомство детей с новой для них  сказкой. Взрослый рассказывает или  читает сказку, задает вопросы по сюжету повествования, разъясняет детям непонятные какие-либо обороты речи. Затем задает вопросы юным слушателям о персонажах сказки. Вопросы помогут детям лучше запомнить сюжет и понять смысл сказки. Дети отгадывают загадки и играют в игру, во время которой употребляют новые слова и закрепляют в своей речи грамматические формы слов, тематически связанные с сюжетом сказки.

Рассказываем сказку.

      Дошкольники коллективно пересказывают сказку: дети рассказывают сказку, а взрослый иллюстрирует ее, меняя декорации, передвигая фигурки персонажей. Кроме того, взрослый помогает рассказчикам - указывая на ребенка, которому следует пересказать очередной отрывок сказки; если необходимо, начинает следующую фразу сам или задает ребенку наводящий вопрос. Когда пересказ будет закончен, дети переходят к дидактическим играм, способствующим развитию у них таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Можно провести подвижные игры, совершенствующие общую и мелкую моторику дошкольников. Все игры и задания должны быть непосредственно связаны с сюжетом пересказанной детьми сказки.

Показываем сказку.

      Дети показывают инсценировку знакомой сказки. Это предполагает распределение ролей между детьми, выбор декоратора. В качестве зрителей выступают дети, не участвующие в спектакле, или игрушки, посаженные в «зрительный зал». В задачу взрослого входит режиссура спектакля и чтение текста «от автора». После показа спектакля на импровизированной сцене дети выполняют несколько учебно-игровых заданий, таких, как пантомима, психогимнастика или артикуляционная гимнастика. Здесь детям предлагаются развивающие игры, в которых они демонстрируют свою наблюдательность и изобразительные навыки, например, умение рисовать или копировать голоса разных животных.

Читаем сказку.

      Дети знакомятся со звуками и буквами, а затем еще раз проводят инсценировку сказки. При этом на сцене вместо нарисованных фигурок персонажей сказки детьми выставляются карточки и начальными буквами  имен этих героев. После представления дошкольники выполняют задание по прописыванию этих букв. Завершается деятельность загадками «волшебного барабанчика». В этой обучающей игре дети по количеству ударов в барабан, произведенным взрослым, учатся определять количество слогов в словах. Когда дети овладеют этими навыками, то сами по очереди берут барабанную палочку и загадывают аналогичные загадки друг другу.

Рисуем сказку.

     Перед детьми ставятся проблемные задачи, решение которых требует владения карандашом. Ребята помогают своим любимым сказочным героям, выполняя для этого различные рисунки и графические работы. Обязательным заданием является конструирование из счетных палочек, после которого дети перерисовывают выложенное ими изображение на лист бумаги в крупную клетку.

Взрослому необходимо как можно чаще хвалить ребенка, даже за небольшие успехи. Даже игровая деятельность, для ребенка дошкольного возраста – нелегкий труд.

Приложение 7

Артикуляционная гимнастика

Приложение 8

Игры с детьми старшего дошкольного возраста

  1. Словесно-дидактическая игра «Радио»

Дидактическая задача: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей

Игровое правило: слушать и не мешать товарищам

Игровое действие: Воспитатель, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок»).
2. Словесно-дидактическая игра «Вершки-корешки» 

Дидактическая задача: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле)

Материал: картинки с овощами и фанты

Игровое действие: Вариант 1. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками», а что – «корешками». «Съедобный корень овоща будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, т.к. в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки». «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибся, платит фант.

Вариант 2. Воспитатель говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедены вершки. Эту игру хорошо проводить после чтения русской народной сказки «Мужик и медведь»  

  1. Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку»

Дидактическая задача: развивать у детей интеллектуальные способности

Игровое правило: По сигналу воспитателя начать «расколдовывать» сказку

Игровое действие: Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал зверей из сказки: петушка превратил в круг, собачку в овал, ежика в крестик и т.д. Вначале воспитатель закрывает часть таблицы с условными знаками белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ. Затем закрывает «заколдованных» животных и предлагает детям назвать их. Когда задание будет выполнено можно с детьми сочинить небольшие сказки и записать их на карточки, заменив героев знаками. Ребенок «расколдовывает» свою сказку, подставляя нужный персонаж.

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность

Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение  важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....

Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Использование  методов  работы со сказкой в развитии  связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста...

Доклад на тему: "Интегрированная педагогическая психология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста"

Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития творческого воображения, что обусловленно возрастными и физиологическими особенностями ребенка....

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»...

Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"

Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей  старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"...

Из опыта работы "Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность темы исследования состоит том, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального формиров...

Из опыта работы "Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность темы исследования состоит том, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального фор...