Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
статья (развитие речи, подготовительная группа) по теме

Васильева Светлана Семеновна

Использование  методов  работы со сказкой в развитии  связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  методов  работы со сказкой в развитии  связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

      Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Значение сказки для жизни маленького человека, его эмоционального мира никто не пытается оспаривать. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка.

     В  дошкольном периоде  сказки  читаются  детям  всех возрастов. Из  сказок дети  черпают  множество   познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным  миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость, стойкость, увидеть  добро и зло. Она забавляет ребёнка, увлекает его загадочным сюжетом; слушая сказку, ребёнок живёт  мыслями и чувствами  героями.

   Меня интересовал вопрос  использования  различных методов работы со сказкой в развитии  творчества и связной  речи детей старшего дошкольного  возраста. Работа велась  в нескольких  направлениях: использование  сказки  в развитии  словесного творчества и развитие изобразительного творчества под влиянием сказок.

    В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность в художественно-речевой деятельности. Это выражается при пересказах, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных сочинениях – рассказах, сказках. В творчестве детей отражаются впечатления действительности и воспринятых ребёнком образов искусства. Поэтому фольклор, в частности сказка, рассматривается как один из факторов, оказывающих влияние на творчество.

   Формирование словесного творчества происходит по этапам:

  1.  Накопление  художественно-речевого опыта. Создаётся запас сказок, и произведений фольклора, усваивается содержание образов сказок, происходит обогащение новыми сказками.
  2.  Овладение детьми способами творческого действия в процессе попыток собственного сочинения и переход к самостоятельному развитию повествования.
  3.  Проявляется наибольшая самостоятельность в сочинении собственной сказки.

Практика показала, что имеется известная условность в определении границ этапов формирования творчества. Обогащение и расширение словесного запаса  продолжается и в период, когда дети переходят к самостоятельному сочинению.

   Усваивая содержание и знакомясь с образами русской народной сказки, дети усваивают и художественные средства их раскрытия  - композицию, выразительные средства языка.

   Естественно, что необходимые для формирования словесного творчества условия – широкая работа по развитию речи в целом и совершенствование речи в её эстетической функции – не только предшествуют этапам формирования, а осуществляются на протяжении всего периода руководства творчеством.

   Существуют приёмы, которые мы использовали на протяжении всего процесса развития творчества. Передавая приёмы, ребёнок овладевал опытом поэтической и разговорной речи. Часто рассказывая хорошо знакомые сказки, он значительно обогащал свои навыки и умения в рассказывании, что является необходимым условием для сочинения собственных сказок.

   На этапе усвоения традиционных фольклорных способов художественного изображения  мы использовали приёмы, способствующие пониманию и более глубокому восприятию традиционных приёмов развития сюжета, построения сказок. В упражнениях  на сочинение собственной сказки, дети используют разные способы художественного изображения. Тот или иной способ выбирается в зависимости от особенности сказки. Детей нужно постоянно вовлекать в театрально – игровую деятельность. Обучая отдельным способам образной выразительности, детей нужно знакомить с новыми формами игр. Самый простой способ из всех форм – это театр игрушек. К следующей форме – плоскостному театру лучше переходить, когда дети освоятся и будут достаточно свободно, творчески осуществлять свои замыслы. Эти сказки можно рисовать по эпизодами составлять панно.

  Практика показывает, что в подготовительной группе детей уже не удовлетворяет изображение какого-то одиночного предмета, они всё больше увлекаются сюжетом. Ни одна сказка не может обойтись без изображения фигуры человека или животного, включённые в событие, в действие. Изображать живые существа трудно. В среднем дошкольном возрасте детей не смущает в рисунках примитивное изображение человека и животного. Очень мало детей, кто может передать движение, изменение позы в рисунке. В подготовительной группе у детей более высокое общее развитие, выше умения и навыки изобразительной деятельности, богаче впечатление полученные через наблюдения. Их уже не удовлетворяет схематичность, упрощённость изображений, они более требовательны к результатам своего труда. Стремление познать мир полнее, закрепить виденное в своей деятельности – одна из основных причин детского творчества.

    Мы используем сказки для развития изобразительного творчества. Первоначальной целью было научить рисовать героев в разной одежде в зависимости от сюжета сказки, наиболее правильно располагать пропорции. С помощью сказки мы знакомим с особенностями русского костюма. Рассматривая иллюстрации к сказкам, дети упражняются по декоративному рисованию как на занятиях так и в свободное время.  Для закрепления и усвоения пропорций человека предложить слепить  Снегурочку, и только после этого рисовать персонаж в русском костюме. Рисунки получаются более яркими, точными, ярче и богаче костюмы. С детьми, у которых неудачно получились, продолжать заниматься индивидуально.

          Следующая цель – сюжетное рисование по сказкам.

Сначала мы читаем сказку, показываем иллюстрации, разбираем содержание сказки. Особенно повышается интерес к сказке, когда мы предлагаем подумать и выбрать тему для рисования. Рисунки получаются разные по содержанию, каждый ребёнок проявляет свою выдумку, фантазию. Почти в каждой сказке встречаются сказочные избушки: простые, на курьих ножках, терема, дворцы. Чтобы рисовать дома, необходима предварительная работа (чтение сказки, показ иллюстраций). Каждый ребёнок старается придумать что-то своё, дополнить что-то особенное. Дети, каждый по своему, проявляют выдумку и фантазию.

     Постепенно, мы замечаем, что благодаря рисованию на тему сказок у детей появляется всё больше желания рисовать используя разные выразительные средства.

     Наряду с традиционными направлениями работы со сказкой, мы взрослые, пытаемся подойти к использованию сказочного материала  нетрадиционными методами.  Нетрадиционно – это значит научить оригинально, непривычно, по-своему, творчески преобразовывать, придумывать, смешивать различные средства.

     Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи. Сказки расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи. Главное, сделать речь эмоциональной, образной, красивой. Для решения этой задачи необходимо использовать следующие методы и приёмы:

  1.  Конструирование слов, словосочетаний, предложений. Вместе с детьми придумывать однокоренные слова ( лес – лесок – лесник – лесовичок и др. ).
  2.  Придумывать новые названия известных сказок, не искажая идеи произведения.
  3.   Придумывание нового персонажа вместо главного героя.
  4.  Введение частицы «не» ( «не репка выросла на грядке, а …….») и др.

Для формирования чуткости к слову использовать следующие приёмы в работе со сказкой:

  1. Найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова.
  2. Сочинить длинное и смешное слово ( например: о лисе – длиннохвостная, пушистохвостная).
  3.  Объяснить происхождения слов.

Воображение очень полезно и важно для дошкольников: оно делает жизнь детей индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Хорошо детям предложить придумать новую сказку или какой-то эпизод, объединить две сказки в одну с новым сюжетом, составить коллаж из сказок, составить фантастическую сказку о себе. Хорошо нарисовать сказку.

  Виды творческого изображения при рисовании сказок.

  1. Групповое  рисование.

Творческие переживания на одну тему активизируют творческое воображение, креативное проявление личности, позволяют получить опыт не только индивидуальный, но и коллективный, более разнообразный.

   Методы:

А).  Воображение « на чужой каракуль»: обсуждение  - что это может быть, какие у него функции, дорисовывание по кругу.

Б).  Совместные «путешествия» с преодолением препятствий, решение противоречий ( «Поход в волшебный лес» и др.)

   Способы рисования:

Дорисовывание по кругу, рисование с запретом на обсуждение и др.

  1.  Рисование  с  партнёром.

Рисование в паре помогает научиться согласовывать свои действия с действиями другого человека, творчески решать коммуникативные затруднения, развивать чувство уверенности в общении.

    Методы:

А).  Одновременное или поочерёдное рисование на одном листе, с запретом на вербальное обсуждение.

Б). «Управляемый карандаш». Двое рисующих держат один карандаш, рисуют молча, стараясь согласовывать свои действия.

В).  «Чепуха». Рисуют по очереди, поэлементно, закрывая глаза во время рисования партнёра.

3.   Индивидуальное  рисование (с коллективным обсуждением).

Позволяет расширить личные границы в творчестве, способствует развитию системного мышления, снять лишние ограничения, свойственные психологической инерции, приобрести дополнительную уверенность в себе, своих возможностях.

                      ОСНОВНЫЕ  СКАЗОЧНЫЕ  ФУНКЦИИ.

     Отлучка.

Завязывается сказочный сюжет ( Царь отправляется на войну. И др.)

     Запрет.

Отлучающий запрещает что-либо герою сказки (запрет передвижения, действия, на свободу действия.)

    Нарушение  запрета.

Влечёт за собой беду для героя.

    Получение волшебного средства.

( ковёр-самолёт, крылатый пони, джин из бутылки, шапка-невидимка, сапоги-скороходы, чудодейственные напитки и плоды и др.)

    Способ  достижения  цели.

Действия героя по исправлению ошибки, во время которых обычно и проявляют своё могущество волшебные предметы.

    Преследование.

В пути герою будут мешать, препятствовать его стремлению добраться до цели ( злой колдун, драконы…).

    Содержание  победы.

Описание решающей битвы героя в сказках обычно даётся очень кратко. И важно помнить, что победить можно не только силой, но и смекалкой, и даже милосердием, не исключена и помощь друзей.

    Счастливый  конец.

Все действующие лица собираются вместе, беды позабыты, враги, если живы, то прощены. Часто описывается грандиозный праздник. Иногда конец сказки может стать как бы началом следующего сюжета.

     Сказка полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности и красоте. Она дает богатейшую пищу детской фантазии, развивает воображение - эту важнейшую черту творца в любой сфере жизни. А точный, выразительный язык сказки столь близок уму и сердцу ребенка, что запоминается на всю жизнь. Недаром интерес к этому виду народного творчества не иссякает. Из века в век, из года в год издаются и переиздаются классические записи сказок и литературные обработки их. Сказки звучат по радио, передаются по телевидению, ставятся в театрах, экранизируются.

   

     

   

 

                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....

Технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством техники рисования «по мокрому»

В процессе своей работы я не ставила целью повысить уровень технических навыков и умений детей и поэтому из множества изобразительных техник  способ рисования «по-мокрому» выбран намеренно....

Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность

Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение  важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....

Реферат на тему: «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»

Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста....

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

Как разные виды деятелности, такие как игры с цветом, лепка и рисование влияют на развите творческого воображения....

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ_РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ СО СКАЗКОЙ

Целью исследования является изучение возможностей влияния сказки на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста....