План по самообразованию "Профессиональная компетентность педагогов ДОУ в условиях ФГОС"
методическая разработка на тему

План по самообразованию старшего воспитателя ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya.doc75.5 КБ
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

на 2016– 2017учебный год

Старшего воспитателя

Рыжих Натальи Викторовны

тема:

«Профессиональная компетентность педагогов  ДОУ в условиях ФГОС»

Современное дошкольное общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "Образование для всех, образование через всю жизнь":  Коренным образом изменились требования к педагогам – дошкольникам. Современный воспитатель - это:

  • Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
  • Способный отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания  для реализации поставленных задач;
  • Обладить высокой профессиональной компетенцией.
  • Умеющий  организовать рефлексивную деятельность;

Самообразование является одной из  наиболее важных форм  повышения  профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов  стала в условии информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.     Поэтому современная система образования   требует от  воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации:  в учебных заведениях - очное обучение, заочное обучение, дистанционное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары , интернет - семинары и т.д.  Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет.  Имея многолетний опыт работы с педагогами, я пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот то наиболее верное решение, тот жизненный принцип современного человека, который поможет  идти «в ногу со временем». Предварительно изучив  инновационные  методы методической работы по самообразованию,  я попыталась их структурировать и применить  в работе с педагогами.  

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово.

План самообразования на тему:

«Профессиональная компетентность педагогов  ДОУ в условиях ФГОС»

Цель: 

Систематизировать  методическую работу в ДОУ по самообразованию, поиск эффективных путей и стремлений к  совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов, обеспечивающую развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Задачи:

  • Совершенствовать аналитические умения педагогов, поддерживая интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.
  • Способствовать организации раскрытию творческого потенциала педагогов, их научно-методической деятельности.
  • Создавать условия  выхода педагогов на уровень активного саморазвития.
  • Поиск эффективных путей и стремлений к самосовершенствованию.
  • Ориентироваться в вариативном образовательном пространстве.
  • Грамотно отбирать технологии и методики, способствующие решению задач развития детей.

Этапы

реализации

Содержание работы

Форма методической работы с педагогическими кадрами

Предполагаемый результат

Подготовительный этап: сентябрь-октябрь

2016-2017гг.

1.Изучение научно-методической литературы.

2. Изучение и анализ уровня профессиональной компетенции педагогов.

Оформление информационных материалов по проблеме, анкетирование, использование диагностических карт, мониторинг пед.кадров:

«Оценка профкомпетентности педагога ДОУ»

Выявить трудности в работе педагогов

Основной этап: ноябрь 2016 – апрель 2017гг.

Совершенствование и нарабатывание аналитических  и  инновационных умений и методов работы по самообразованию.

Развитие рефлексивных способностей педагогов и способностей изучать и выбирать педагогические технологии, соответствующие образовательным задачам ДОУ.

Посещение семинаров, конференций, занятий коллег

Трасформация передового опыта,

Проектировочные семинары, педагогические гостиные, круглые столы

повышение профессионализма через изучение опыта работы коллег

Самостоятельное изучение новинок методической литературы

Повышение  профессионализма педагога через самостоятельную работу с литературой

Работа в малых творческих группах с презентацией педагогических достижений

Мотивация к освоению новых методик и технологий

Использование Интернет- сайта

Повышение новой информации

Заключительный этап:

май 2017г

Овладение педагогами навыками самостоятельной работы, развитие самооценки профессиональных качеств.

Обобщение опыта работы по самообразованию.

Система мониторинга по вопросам самообразования

Отслеживание эффективности самообразования педагогов

План мероприятий

Мероприятие

Срок

Ожидаемый результат

1 этап
подготовительный

1. Анкетирование педагогов “Оценка реализации потребностей педагогов в развитии”

Сентябрь

Определить стадии развития педагогов:

Активно реализуют свои потребности в саморазвитии,

Отсутствует сложившаяся система развития,

Стадия остановившегося развития.

2. Анкетирование педагогов “Выявление факторов стимулирующих и препятствующих развитию педагогов”

Сентябрь

Выявить способности педагогов к самообразованию

3.Анкетирование педагогов “Степень владения навыками самостоятельной работы”

Октябрь

Оценить уровень владения необходимыми навыками самостоятельной работы

Разработка памятки по самообразованию

Октябрь

Организация последовательной системной работы по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов ДОУ по самообразованию.

2 этап
основной

Составление педагогами плана по самообразованию

Октябрь

Направить работу педагогов на получение профессиональных достижений.

Оформление памяток по работе с методической литературой, подготовка докладов, выступлений, памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению»

Ноябрь

Совершенствовать умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.)

Разработка рекомендаций “Исследовательская работа педагога как условие совершенствования профессиональной деятельности”

Ноябрь

Умение выделять главные, ключевые понятия в информационном материале, формулирование темы, целей и задач.

Консультация на тему: «Современные представления о профессиональной компетентности»

Декабрь

Способствовать современному пониманию педагогов о профессиональной компетенции

Практическое занятие “Деловая игра “Аукцион идей”

Январь

Закрепить умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой.

Самоанализ педагогов по итогам работы за 1 полугодие, год

Январь

май

Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, составлять прогноз на будущее.

Оформление инновационного банка

Февраль

Анализ текущей обстановки в детском саду, составление прогноза развития.

 Алгоритм  работы над  темой самообразования.

Презентация на тему:

« Профессиональная компетентность специалиста дошкольного образования в условиях ФГОС»

По плану ДОУ

в течение года

Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов.

Участие педагогов в работе консультационного центра для родителей. Выпуск тематических газет

В течение года

Пополнить копилку знаний педагогов эффективными, приоритетными приемами работы с родителями.

Участие педагогов в мероприятиях городских творческих объединений

В течение года

по плану

Развитие потребности в постоянном пополнении педагогических знаний.

Изучение нормативно-правовых документов

В течение года

по плану ДОУ

Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.

Повышение уровня профессиональной информированности педагогов: обзор новинок методической и научной литературы (при участии педагогов)

Ежемесячно

Самостоятельное систематическое ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики.

3 этап
заключительный

Семинар - практикум: «Организация работы творческой группы в ДОУ»

Содержание работы по самообразованию

Май

Помочь педагогам в организации работы творческой группы Формирование общественного мнения коллектива по актуальным проблемам ДОУ и дошкольного образования в целом.

Консультация на тему: «Ценностные отношения и профессионально-личностные  качества педагога

Май

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками.

Подведение итогов работы, оценка результатов, оформление методических пособий, программ

Май

Развитие потребности педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний.

Прогнозируемые результаты

         Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Результаты самообразования педагогов:

• разработаны  методические пособия, программы, сценарии;

• разработаны дидактические материалы, тесты, наглядность, игры и пособия;

• разработаны  и проведены открытые занятия по собственным, авторским технологиям;

• выступление педагогов по итогам работы и обмену опытом;

• составление картотек по проблеме;

•советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;

• составлены перспективные планы работы с детьми;

• организованы выставки работ детей и педагога по теме самообразования;

• повышение качества ЗУНа у детей



Предварительный просмотр:

План по самообразованию

на 2016– 2017учебный год

Старшего воспитателя

Рыжих Натальи Викторовны

тема:

«Профессиональная компетентность педагогов  ДОУ в условиях ФГОС»

Современное дошкольное общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "Образование для всех, образование через всю жизнь":  Коренным образом изменились требования к педагогам – дошкольникам. Современный воспитатель - это:

  • Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
  • Способный отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания  для реализации поставленных задач;
  • Обладить высокой профессиональной компетенцией.
  • Умеющий  организовать рефлексивную деятельность;

Самообразование является одной из  наиболее важных форм  повышения  профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов  стала в условии информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.     Поэтому современная система образования   требует от  воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации:  в учебных заведениях - очное обучение, заочное обучение, дистанционное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары , интернет - семинары и т.д.  Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет.  Имея многолетний опыт работы с педагогами, я пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот то наиболее верное решение, тот жизненный принцип современного человека, который поможет  идти «в ногу со временем». Предварительно изучив  инновационные  методы методической работы по самообразованию,  я попыталась их структурировать и применить  в работе с педагогами.  

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово.

План самообразования на тему:

«Профессиональная компетентность педагогов  ДОУ в условиях ФГОС»

Цель: 

Систематизировать  методическую работу в ДОУ по самообразованию, поиск эффективных путей и стремлений к  совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов, обеспечивающую развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Задачи:

  • Совершенствовать аналитические умения педагогов, поддерживая интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.
  • Способствовать организации раскрытию творческого потенциала педагогов, их научно-методической деятельности.
  • Создавать условия  выхода педагогов на уровень активного саморазвития.
  • Поиск эффективных путей и стремлений к самосовершенствованию.
  • Ориентироваться в вариативном образовательном пространстве.
  • Грамотно отбирать технологии и методики, способствующие решению задач развития детей.

Этапы

реализации

Содержание работы

Форма методической работы с педагогическими кадрами

Предполагаемый результат

Подготовительный этап: сентябрь-октябрь

2016-2017гг.

1.Изучение научно-методической литературы.

2. Изучение и анализ уровня профессиональной компетенции педагогов.

Оформление информационных материалов по проблеме, анкетирование, использование диагностических карт, мониторинг пед.кадров:

«Оценка профкомпетентности педагога ДОУ»

Выявить трудности в работе педагогов

Основной этап: ноябрь 2016 – апрель 2017гг.

Совершенствование и нарабатывание аналитических  и  инновационных умений и методов работы по самообразованию.

Развитие рефлексивных способностей педагогов и способностей изучать и выбирать педагогические технологии, соответствующие образовательным задачам ДОУ.

Посещение семинаров, конференций, занятий коллег

Трасформация передового опыта,

Проектировочные семинары, педагогические гостиные, круглые столы

повышение профессионализма через изучение опыта работы коллег

Самостоятельное изучение новинок методической литературы

Повышение  профессионализма педагога через самостоятельную работу с литературой

Работа в малых творческих группах с презентацией педагогических достижений

Мотивация к освоению новых методик и технологий

Использование Интернет- сайта

Повышение новой информации

Заключительный этап:

май 2017г

Овладение педагогами навыками самостоятельной работы, развитие самооценки профессиональных качеств.

Обобщение опыта работы по самообразованию.

Система мониторинга по вопросам самообразования

Отслеживание эффективности самообразования педагогов

План мероприятий

Мероприятие

Срок

Ожидаемый результат

1 этап
подготовительный

1. Анкетирование педагогов “Оценка реализации потребностей педагогов в развитии”

Сентябрь

Определить стадии развития педагогов:

Активно реализуют свои потребности в саморазвитии,

Отсутствует сложившаяся система развития,

Стадия остановившегося развития.

2. Анкетирование педагогов “Выявление факторов стимулирующих и препятствующих развитию педагогов”

Сентябрь

Выявить способности педагогов к самообразованию

3.Анкетирование педагогов “Степень владения навыками самостоятельной работы”

Октябрь

Оценить уровень владения необходимыми навыками самостоятельной работы

Разработка памятки по самообразованию

Октябрь

Организация последовательной системной работы по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов ДОУ по самообразованию.

2 этап
основной

Составление педагогами плана по самообразованию

Октябрь

Направить работу педагогов на получение профессиональных достижений.

Оформление памяток по работе с методической литературой, подготовка докладов, выступлений, памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению»

Ноябрь

Совершенствовать умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.)

Разработка рекомендаций “Исследовательская работа педагога как условие совершенствования профессиональной деятельности”

Ноябрь

Умение выделять главные, ключевые понятия в информационном материале, формулирование темы, целей и задач.

Консультация на тему: «Современные представления о профессиональной компетентности»

Декабрь

Способствовать современному пониманию педагогов о профессиональной компетенции

Практическое занятие “Деловая игра “Аукцион идей”

Январь

Закрепить умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой.

Самоанализ педагогов по итогам работы за 1 полугодие, год

Январь

май

Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, составлять прогноз на будущее.

Оформление инновационного банка

Февраль

Анализ текущей обстановки в детском саду, составление прогноза развития.

 Алгоритм  работы над  темой самообразования.

Презентация на тему:

« Профессиональная компетентность специалиста дошкольного образования в условиях ФГОС»

По плану ДОУ

в течение года

Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов.

Участие педагогов в работе консультационного центра для родителей. Выпуск тематических газет

В течение года

Пополнить копилку знаний педагогов эффективными, приоритетными приемами работы с родителями.

Участие педагогов в мероприятиях городских творческих объединений

В течение года

по плану

Развитие потребности в постоянном пополнении педагогических знаний.

Изучение нормативно-правовых документов

В течение года

по плану ДОУ

Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.

Повышение уровня профессиональной информированности педагогов: обзор новинок методической и научной литературы (при участии педагогов)

Ежемесячно

Самостоятельное систематическое ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики.

3 этап
заключительный

Семинар - практикум: «Организация работы творческой группы в ДОУ»

Содержание работы по самообразованию

Май

Помочь педагогам в организации работы творческой группы Формирование общественного мнения коллектива по актуальным проблемам ДОУ и дошкольного образования в целом.

Консультация на тему: «Ценностные отношения и профессионально-личностные  качества педагога

Май

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками.

Подведение итогов работы, оценка результатов, оформление методических пособий, программ

Май

Развитие потребности педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний.

Прогнозируемые результаты

         Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Результаты самообразования педагогов:

• разработаны  методические пособия, программы, сценарии;

• разработаны дидактические материалы, тесты, наглядность, игры и пособия;

• разработаны  и проведены открытые занятия по собственным, авторским технологиям;

• выступление педагогов по итогам работы и обмену опытом;

• составление картотек по проблеме;

•советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;

• составлены перспективные планы работы с детьми;

• организованы выставки работ детей и педагога по теме самообразования;

• повышение качества ЗУНа у детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ФГОС."

Данный материал может быть использован заведующими для работы с кадрами, в качесте косультации при подготовке к педагогическим советам и т.д....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДО В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в п. п. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, н...

Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ФГОС

Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ФГОС...

Инструментарий для оценивания уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС

Инструментарий для оценивания уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ФГОС

Основные составляющие и пути развития профессиональной компетентности педагога ДОУ...

Требования к профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО

Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностны...

Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Качественное повышение уровня профессионализма педагога...