Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях внедрения ФГОС
презентация

Макарова Светлана Юрьевна

Качественное повышение уровня профессионализма педагога

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях внедрения ФГОС Подготовила: Макарова С.Ю г. Выкса 2020г.

Слайд 2

Модернизация образования Качественное повышение уровня профессионализма педагога

Слайд 3

Актуальность Политика государства в области образования Требования социума современной деятельности Региональные направления развития образовательной системы Миссия образователь ной организации

Слайд 4

Требования к профессиональной компетентности педагога дошкольного образования определены в нормативных документах Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (рег. в Минюсте России 06.10. 2010 г. № 18638) «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г., № 1155, (рег. в Минюсте России 14.11.2013 г. № 22303) «Профессиональный стандарт педагога» - Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (рег. в Минюсте России 06.12.2013, № 30550) Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н, р. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Слайд 5

Исследование профессиональной компетентности педагога — одно из ведущих направлений деятельности целого ряда ученых В.Н. Введенский, Г.Воронцова, Е. Вторина, И.А. Зим­няя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Г.Молчанов, Л.А. Петровская, Г.С. Сухобская, Т.И. Шамова «Профессиональная компетентность» рассматривается как : совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; направление профессионализации; теоретическая и практическая готовность к труду ; способность к сложным культуросообразным видам действий; основанный на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности .

Слайд 6

Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний; профессиональных (объективно необходимые) педагогических умений; профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.

Слайд 7

Современные представления о профессиональной компетентности Профессиональная компетентность педагога информационные коммуникационные ориентационные аналитические мобилизационнные прогностические проективные организационные

Слайд 8

Содержание педагогической компетентности

Слайд 9

Современному педагогу необходимо быть: Профессионально компетентным Творчески активным Конкурентно способным Уметь позиционировать себя в условиях дошкольного учреждения, на муниципальном, областном и всероссийском уровнях.

Слайд 10

Структура профессиональной компетентности когнитивный компонент - включает профессиональные знания в области психолого-педагогических и методических наук деятельностный компонент - профессиональные умения и опыт профессионально-личностный компонент - личностные качества и профессиональные ценностные ориентации педаго га

Слайд 11

Модель компетентности педагога

Слайд 12

(Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности) Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу. Умение отслеживать динамику развития ребенка. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

Слайд 13

Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью

Слайд 14

«Я – концепция» Когнитивный компонент – образ своих: качеств; способностей; внешности; социальной значимости. Эмоциональный компонент: самоуважение; себялюбие; самоуничижение. Оценочно-волевой компонент: стремление повысить самооценку, завоевать уважение. Компоненты «Я-концепции»: Я – реальный (каким я вижу себя в настоящее время); Я – идеальный (каким я должен стать, ориентируясь на моральные нормы и профессиональные установки); Я – динамический (каким я стараюсь стать); Я – фантастический (каким я хотел бы быть, если бы все было возможно). Структура «Я-концепции»:

Слайд 15

метод «Ассоциации» Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “компетентность”? (Слова должны начинаться с букв данного слова). к - креативность… о - организованность… м -модернизация… п - планирование… е - единство… т - толерантность… е - единомышленники… н - новизна… т - творчество… н - научность… о - осведомлённость… с - сотрудничество… т - терпимость… ь

Слайд 16

Основные пути развития профессиональной компетентности педагога Работа в методических объединениях, творческих группах; Исследовательская, экспериментальная деятельность; Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; Различные формы педагогической поддержки; Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах; Обобщение собственного педагогического опыта.

Слайд 17

Сущность педагогических способностей Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности педагога, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Слайд 18

Профессиональные умения - способность специалиста применять полученные профессиональные знания в практике своей деятельности исследовательские -гностические: поиск, восприятие и отбор информации, ее анализ, интерпретация проектировочные -прогнозирование; конструирование: постановка целей и задач, подбор и сочетание содержания, методов и средств исполнительские -реализации плана и организаторские: создание условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых коммуникативные -контактность, общение, артистизм, взаимоотношения; восприятие и анализ действий субъектов педагогического процесса рефлексивные - оценка, самоанализ собственной личности, деятельности и общения.

Слайд 19

Трудовые функции педагога в образовании РАЗВИТИЕ ОБУЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЕ Воспитание Обучение Развитие

Слайд 20

Самообразование – необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Слайд 21

Компетентность – это личностная характеристика, а компетенция – это совокупность конкретных профессиональных качеств. Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств. Профессиональные компетентности педагога ДОУ: Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности; Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию. Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах. Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Слайд 22

Анкета 1.Общительность 2. Требовательность к людям 3. Преданность делу 4. Принципиальность 5. Инициативность 6. Умение предвидеть 7. Умение контролировать исполнение 8. Чувство юмора 9. Требовательность к себе 10. Умение слушать 11. Умение убеждать 12. Самокритичность 13. Внимательное отношение к людям 14. Вежливость 15. Искренность 16. Тактичность 17. Справедливость 18. Доверчивость 19. Работоспособность 20. Выдержка 21. Умение оценить работу 22. Воображение 23. Умение инструктировать 24. Умение заинтересовать работой 25. Умение показать личный пример 26. Активность в общественной работе 27. Умение организовывать людей 28. Умение управлять своими эмоциями

Слайд 23

Модернизация системы образования предъявляет новые требования к современному педагогу, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу и соответствующего Стандарту педагога

Слайд 24

Умение ориентироваться в информационных потоках Осваивать новые технологии Искать и использовать недостающие знания Обладать такими качествами: Универсальность мышления Мобильность Динамизм Самообразовываться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ФГОС."

Данный материал может быть использован заведующими для работы с кадрами, в качесте косультации при подготовке к педагогическим советам и т.д....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДО В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в п. п. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, н...

Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ФГОС

Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ФГОС...

Инструментарий для оценивания уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС

Инструментарий для оценивания уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ФГОС

Основные составляющие и пути развития профессиональной компетентности педагога ДОУ...

Требования к профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО

Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностны...