"Конкурс. Конспект доклада «Взаимодействие педагога с семьей в формировании духовно-нравственных качеств у детей раннего возраста»
методическая разработка по теме

Малютина Надежда Михайловна

Доклад для Республиканской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила: Малютина Н.М., воспитатель

Тема: «Взаимодействие педагога с семьей в формировании духовно-нравственных качеств у детей раннего возраста»

Современное Российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Сегодня материальные ценности в семьях доминируют над духовными, поэтому у детей распространены искажённые представления о великодушии, доброте, любви, патриотизме. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневной жизни детей в детской деятельности.

Слабым местом воспитания духовно-нравственной личности является семья, в раннем возрасте происходит усвоение социальных норм и образцов поведения на основе подражания, поэтому в семье должны сохраняться и передаваться нравственно-духовные ценности и  обычаи.

Одна из основных задач образования – это формирование духовно – нравственной личности.

В своей работе стараюсь создать такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями по данному вопросу стало обоюдно интересным и продуктивным, интерес у родителей возникает к какой-либо деятельности, когда это лично касается семьи или ребёнка.

Работу с семьей начинаю со знакомства – посещение семьи на дому, чтобы познакомиться со всеми членами семьи, узнать особенности и традиции, условия проживания, наладить контакт с семьей, также провожу для этого анкетирование «Давайте познакомимся».

Основные направления взаимодействия с семьёй являются: изучение потребностей родителей в воспитании духовно-нравственных качеств для определения содержания работы и форм организации. Просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры исходя их этих направлений, осуществляю работу по взаимодействию с семьями.

Работу реализую через традиционные (родительские собрания, консультации, анкетирование, семинары, Дни открытых дверей, утренники, оформление информационных стендов) и нетрадиционные (участие родителей в конкурсах, массовых мероприятиях д/с, выставки родительских работ по ИЗО, деловая игра, викторины, круглый стол вечера вопросов и ответов, творческие выставки и т.д.) формы работы.

Работа начинается с информационного стенда для родителей, на котором расположена информация для родителей о духовно-нравственных ценностях, рукописные журналы, где подобраны памятки, советы и т.д. посвящены семейным традициям, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи.

Родительское собрание «Вся семья вместе, так и душа на месте».

Консультация «Духовная природа семьи  - основа духовно-нравственного воспитания ребёнка», «Этикет для малышей», «Детская агрессивность», «Культура общения», «Особенности воспитания мальчиков», «Мать  -  пример для дочери».

Семинар-практикум «Отец в жизни ребёнка», «Роль семейного общения в развитии речи детей раннего возраста».

Тренинг семейных отношений.

Совместно с родителями пополнили копилку  поговорок и пословиц на тему «Семья».  Активное участие родители принимали в подборе материала оформлении стенгазет «Мамочка, мама», «День защитника отечества». Проводили чаепитие «День матери». Подготовили памятки «Почему нужно беречь родных», «Что разрушает семью», «Значение пословиц в жизни общества», «Как приучать выполнять простые просьбы и поручения».

В группе создана соответствующая развивающая среда. С помощью родителей оформлен уголок краеведения: куклы в русском и хакасском национальных костюмах, мини-музей по русской культуре. Фотоальбомы «Моя семья», «Мой дом», «Любимый детский сад», «Улица, на которой я живу», «Я делаю сам».

Особой популярностью пользуются совместные мероприятия родителей с детьми.

Провели фольклорный праздник «Масленица», для которого мамы готовили блины вместе с детьми. Цель – приобщение к истокам русской культуры. «Колядки», где родители принимали участие в сценарии праздника.

Так же родители принимают участие в театрализованных представлениях сказок: «Колобок, румяный бок», «Вкусная репка», где взрослые исполняют главные роли. Принимают участие в конкурсах «Лучший участок», «Зимняя сказка».

Проводили акцию «Зимующая птица», родители изготовили кормушки, организовали подкормку птиц в зимний период.

Родители приняли участие в реализации проекта «Моя семья», цель которого: воспитание любви и уважения к семье, как и к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких, в семейном досуге «Вечер дружной семьи», были проведены развлечения.

Всё это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи. Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт,  что семья колыбель духовного рождения человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа по теме: « Поиск современных форм сотрудничества с семьей при формировании социально – нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

В настоящее время без специального вмешательства взрослого в воспитательный процесс, трудно говорить о развитии нравственных качеств у детей. Жизнь в современном обществ...

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей раннего возраста.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей раннего возраста....

«Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию основ экономической грамотности у детей дошкольного возраста»

   В течение первых лет жизни семья является психологической микросредой, где проходит экономическая социализация ребенка, ведь каждой семье присущи свои принципы ведения домашнего хо...

Взаимодействие педагога с семьёй в формировании духовно - нравственных качеств у детей раннего возраста.

В статье представлен опыт работы с семьёй в формировании духовно - нравственных качеств у детей раннего возраста....

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей раннего возраста.

методическая разработка (младшая группа) по теме:  Духовно-нравственное развитие и воспитание детей раннего возраста....

Доклад для педагогов на тему «Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста».

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, граммати...