"Развитие творческой личности через синтез искусств"
методическая разработка на тему

Поддубская Марина Николаевна

реферат - исследовательская работа по теме "Развитие творческой личности через синтез искусств"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поддубская Марина Николаевна

Развитие творческой личности через синтез искусств

Выполнил: педагог дополнительного

образования ДДТ

                                                   

                                                     

                                                     

Содержание.

Введение…………………………………………………………......... 3

I. Искусство в жизни человека.

    1.1. К прекрасному через прекрасное…………………………... 5

    1.2. Искусство и общество……………………………………….. 6

    1.3. Проблемы несовершенства программ обучения………….9

II. Применение современных методов обучения на практике…11

Заключение……………………………………………………………18

Список литературы………………………………………………….20

Приложение.

Введение.

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений.

Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем шире сфера эстетических потребностей.

«Практика выявила два конкретных эффективных пути эстетического воспитания школьников: включение эстетических проблем в процессы художественного воспитания детей на уроках литературы, пения, рисования и акцентирование эстетических аспектов в процессе преподавания всех без исключения остальных школьных дисциплин»[1].

Однако ни в массовую школу, ни в детские сады еще не пришло такое глубинное интегрирование предметов эстетического цикла. По-прежнему задачи эстетического воспитания решаются отдельными курсами: ИЗО, музыка, литература – без сквозного рассмотрения отдельных проблем художественного видения мира и особенностей его отражения в искусстве как целостной системы, что не дает учащимся достаточных оснований, чтобы составить общую картину развития культуры.

По данным социологических исследований бывшего Министерства культуры, только 17% населения страны можно квалифицировать как духовно развитые личности[2]. Таково следствие недостаточно квалифицированного преподавания предметов эстетического цикла в школе, как и занятий в детском саду, а также несовершенства ныне действующих программ, бедности материально-технической базы школы и учреждений дошкольного образования.

Будущее страны – это сегодняшние дошкольники и школьники. Их завтрашний уровень эстетического сознания закладывается сейчас. Поэтому особо актуальными представляются поиск возможных форм эстетического воспитания не только на занятиях предметами эстетического цикла, но и во взаимосвязи различных дисциплин, разработка новых технологий интегрированного подхода к эстетическому образованию, как в школе, так и в дошкольном концентре.

I. Искусство в жизни человека.

1.1. К прекрасному через прекрасное.

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту… Красота существует независимо от нашего сознания и воли. Но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе…» В.А. Сухомлинский.

Опираясь на понимание прекрасного как природного начала, которое существует независимо от человека, но отражается его познанием.  В.А. Сухомлинский строит систему эстетического воспитания, которая, по его мнению, должна быть в центре внимания школы и семьи. Свой идеал эстетического воспитания он усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его сознанием обогащают человека, умножают его силы, цементируют мировоззрение.

В.А. Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы.

Большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи и музыке. Искусство, открывая глаза на мир родной природы, как бы настраивает струны души на ту волну, которая передает звучание красоты мира, побуждая чувство прекрасного и доброго. «Как в живом, трепетном слове родной речи, так и в музыкальной мелодии перед ребенком открывается красота окружающего мира. Но мелодия доносит до детской души не только красоту мира. Она открывает перед людьми человеческое величие и достоинство. В минуты наслаждения музыкой ребенок чувствует, что он настоящий человек».

1.2. Искусство и общество.

Произведение подлинного искусства – всегда чудо. Даже когда все в нем кажется простым и ясным. Чудо потому, что и самое простое, и самое сложное в искусстве всегда поражает: как, по каким неведомым нам законам могли родиться в уме и сердце художника, а затем воплотиться в красках, звуках или словах эти чудесные образы? Чудо потому, что встреча с произведением большого искусства рождает в нас переживания, мысли, чувства, природу которых очень трудно объяснить. Чудо потому, что берем мы от искусства часто несравненно больше того, что дает художник.

Искусство является сложной системой, включающей в себя многие виды – литературу, живопись, музыку, театр, кино и т.д. Их необходимо максимально синтезировать и, таким образом, воссоздать в представлении ребенка общую картину искусства конкретной эпохи, конкретного народа и человечества вообще. Каждый из видов искусства обладает своим художественно-образным языком, спецификой воссоздания действительности, которая, в свою очередь, диктуется особенностями тех или иных жизненных явлений и обстоятельств.

Не всегда то, что подвластно музыке, может выразить скульптура, а то, что отображает литература, может быть выражено средствами живописи. Следовательно, для воспроизведения определенных жизненных реалий той или иной эпохи достаточно средств художественной выразительности какого-либо вида искусства, но для создания обобщенного образа эпохи необходим синтез различных видов искусства.

Кроме того, искусство исторично. Следовательно, оно связано с конкретной социально-исторической средой. Каждая эпоха выбирает какой-либо вид и жанр искусства в качестве наиболее адекватной формы художественного сознания и самосознания и тем самым закладывает условия неравномерности их развития как во времени, так и в различных национально-социальных обществах. Значит, по уровню развития того или иного вида искусства в тот или иной исторический период можно судить о характере эпохи, особенностях данного этапа развития общества. Рассмотрение различных видов искусства во взаимосвязи, в контексте различных форм отражения действительности дает возможность проследить эволюцию художественного освоения мира и преемственности творческий позиций и направлений, которые порой выходят за рамки одного вида искусства и обогащают другие как мировоззренческими позициями, так и поисками новых форм художественной выразительности.

На современном этапе развития педагогической науки особую важность приобретают идеи гуманизации и гуманитаризации образования, создания у детей представления о процессах развития и преемственности единичных культур, являющихся частью общечеловеческого достояния, что дает возможность определить облик человека будущего, свободного от идейных стереотипов, способного вести самостоятельный поиск духовный ценностей и формировать свой эстетический вкус на лучших достижениях мировой культуры.

Осознание художественной картины мира как общенационального достояния, формировавшегося на протяжении всего развития человечества, может стать побудителем к движению отдельных наций и народностей навстречу друг другу в поиске духовных ценностей и идеалов через осмысление особенностей каждой национальной культуры и ее места в едином процессе культурного прогресса.

Горизонтальные и вертикальные связи в развитии искусства помогут восстановить картину мира в его единстве, а также создать представление об искусстве как едином срезе духовной культуры, в котором каждый отдельный вид как бы определяет и предопределяет собой другой, дополняет новыми гранями отображения действительности.

Парадигмальность мышления, которая и является базисом общности проявления художественных направлений и стилей, должна стать основой знакомства с искусством и изучения его в дошкольной и школьной практике. Если расчленение искусства на отдельные виды является метафизическим процессам, помогающим понять особенности литературы, музыки, живописи, театра и т.п., то обратный процесс – соединение знаний об отдельных видах искусства в единый сплав, как уже было сказано, дает представление об образе эпохи в ее конкретном историческом развитии.

Такой подход может стать стержнем, на который будут нанизываться знания об отдельных видах искусства, изучаемых на занятиях эстетического цикла. Это поможет ребятам более полно использовать полученные знания для формирования своих эстетических убеждений, эстетического вкуса и идеала, то есть непосредственно повлияет на развитие эстетического сознания человека.

Подобную интеграцию в школе можно проводить на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, применяя систему заданий, направленных на формирование навыков восприятия и анализа произведений искусства через смежные виды.

Рассмотрение конкретного явления культуры в системе мировых духовных ценностей дает представление об общих закономерностях эстетического освоения мира через искусство. Например, литовский художник и композитор М.Чюрленис является новатором синтетического отображения мира через символические образы. Его музыкальные и живописные композиции в равной мере принадлежат как живописи, так и музыке. Через поиск аналогий визуального и звукового  изображения действительности Чюрленис стремился воссоздать образ единства мира в различных формах его материального проявления (зрительного и звукового). Однако он не был единственным в своем роде. Подобными изысканиями занимался русский композитор А.Скрябин, стремившийся к созданию целой системы цветовой окраски звукового ряда. Подобные попытки синтезирования различных образных систем характерны для русской поэзии начала ХХ века, когда содержательная сторона литературного образа порой подвергалась давлению со стороны формы с целью нахождения наибольшей мелодичной адекватности (футуризм, частично символизм).

1.3. Проблемы несовершенства программ обучения.

Б.М. Неменский, один из авторов программы по изобразительному искусству для детей разных возрастных групп, справедливо видит задачу обучения искусствам не только в формировании умения понимать прекрасное, но и способности творить его в своей повседневной жизни. В основу единой системы эстетического воспитания он предлагает положить знакомство детей с принципами художественного творчества. Опираться при этом надо на включенные в программу обучения виды искусства – литературу, музыку, ИЗО. Существенное внимание предлагается уделять эмоционально-чувственной стороне эстетического воспитания средствами искусства, обосновывая непосредственную связь уровня эстетического развития личности с ее профессиональной ценностью. Однако в этой программе недостаточно прослеживается связь изобразительного искусства с другими его видами, а делается попытка осмыслить все художественные категории через живопись, что не дает полного представления о культуре как явлении универсальном, включающем в себя различные формы отражения жизни со своей спецификой и особенностями, а также ограничивает мир художественного переживания визуальными образами. Это во многом обедняет ассоциативное мышление детей.

Тот же недостаток присущ и программе по музыке, разработанной под руководством Д.Б.Кабалевского. Немногочисленные примеры соотнесения музыки и живописи, музыки и литературы не дают нужного представления о тех глубинных связях, которые существуют между этими видами искусства. В программе имеется установка на понимание музыкальной конкретики в отрыве от ее образности, рассуждение о музыке подменяет понимание ее как вида искусства, как составной части культуры.

Обе вышеназванные программы носят яркие индивидуальные черты их авторов и, естественно, рассчитаны на яркую индивидуальность учителя. Такая ярковыраженная индивидуальная эстетическая направленность порой снижает поисковый интерес учащихся, заставляет их смотреть на явления искусства «чужими» глазами, не дает развиться индивидуальной эстетической оценочности и эстетическим ориентирам, которые исходили бы из объективной художественной ценности того или иного произведения искусства, мешает осознанию искусства как единства всех видов художественного творчества.

II. Применение современных методов обучения на практике.

Главной задачей современного обучения дошкольников является максимальное развитие творческих способностей детей, формирование эстетически развитой личности, выработка навыков восприятия произведений различных видов искусства.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Каждый ребенок – это личность, каждая личность это целый огромный мир. Задача педагога увидеть каждую личность, подойти к ней индивидуально.

В детях надо поддерживать любое стремление к творчеству, какими бы наивными и не совершенными были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, сочиняет стихи в которых корявые рифмы, рисует картинки на которых изображены какие-то фантастические существа. За этими наивностями кроются искренние и подлинные проявления его хрупких чувств и не сформировавшихся еще мыслей. Может быть он не станет ни музыкантом, ни художником, ни поэтом, но возможно станет отличным математиком, учителем, врачом и вот тогда дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.

Одним из основных принципов современных методов обучения является принцип охраны здоровья ребенка от бессмысленных перегрузок. Согласно данного принципа продолжительность занятий не должна превышать 30 минут. Занятия в основном носят комплексный характер - сочетание некоторых видов деятельности (игра, двигательная активность, речевая разминка). Создание благоприятной эмоциональной обстановки на занятиях вызывает у детей не только интерес, но и радость. Стиль общения педагога с детьми с авторитарного меняется на демократический.

В своей работе с детьми в школе раннего развития я основываюсь на программе  О.А.Куревиной и Г.Е. Селезневой «Путешествие в прекрасное» (синтез искусств). Программный материал строится на выявлении принципов взаимосвязи литературы, музыки, изобразительного искусства и театра.

                                              Словесное искусство.

Эстетическое развитие ребенка невозможно без формирования навыков речевого общения, способности логично отвечать на вопросы и рассуждать на предложенные темы.

В достижении этих целей особое место занимают беседы – общения, во время которых педагог в непринужденной обстановке вызывает детей на коллективное обсуждение тех или иных ситуаций, событий, природных явлений. Задача заключается не только в том, чтобы получать правильный и логичный ответ на тот или иной вопрос, но и в том, чтобы дать возможность каждому ребенку высказать свою точку зрения.

Тематика бесед может быть самой разнообразной, но главное – всегда должно быть место понятиям нравственности и красоты, иными словами, задача подобного общения – это формирование индивидуальной нравственно-эстетической позиции.

Другим методом развития речи может быть художественное рассказывание и художественный пересказ литературных произведений (сказок, небольших рассказов, притч и т.д.). ребенок с детства должен слышать хорошо оформленную звучащую речь, правильно построенные и логически связанные фразы и сюжеты, эмоционально переданное субъективное впечатление от того или иного литературного произведения. Желательно, чтобы для такой работы отбирались произведения уже знакомые детям, прочитанные ранее.

Особо стоит обратить внимание детей на то, что происходит рядом с ними, в природе, в мире растений и животных, в мире окружающих вещей. Каждый предмет может быть обыгран как сюжетный образ, стать центром повествования. За сюжетную основу можно взять уже известные литературные ходы (например, деревянную куклу Буратино можно заменить на стеклянную, тряпичную или резиновую – соответственно и сюжет известной сказки будет развиваться по-другому).

Игра «Составляем сказку». Ребята при помощи педагога коллективно составляют устный рассказ на заданную тему, на предложенный сюжет. Затем кто-то из них рассказывает эту сказку или передает рассказ самостоятельно.

Игра «Перепутаница». Хорошо известную детям сказку педагог умышленно рассказывает с отступлениями от сюжета и изменением деталей. Ребята должны найти ошибки и исправить их.

Музыка.

Восприятие музыкального произведения у детей дошкольного возраста строится на создании внутренне-визуальных картин, то есть на воображении определенных картин внешнего мира, близких и знакомых, пропущенных через собственный социальный опыт. Эти впечатления могут быть почерпнуты из личного опыта, из рассказов взрослых, из знакомых литературных произведений, из просмотренных кинофильмов и театральных спектаклей. Особо в работе по развитию ассоциативного мышления в процессе восприятия музыкального произведения стоит подчеркнуть роль педагогического такта: как важно предоставить детям свободу самовыражения – пусть ощутят они свои возможности, обретут чувство интеллектуальной и эмоциональной раскованности.

Универсализация впечатлений от музыки недопустима, так как она сковывает воображение и гасит творческое начало.

Исполнив или дав прослушать то или иное музыкальное произведение, доступное восприятию ребенка данного возраста, педагог предлагает описать картины, которые рождаются в воображении в момент звучания музыки. Так как музыкальный художественный образ не несет в себе ярко выраженной конкретности, воображаемые картины могут быть самыми различными. Главное, чтобы дети почувствовали настроение, то есть нашли визуальный и словесный образ, адекватный образу музыкальному.

Игра «Настроение». Определенные понятия (грусть, радость, веселье, мечтательность и т.д.) «озвучиваются» музыкой. Из нескольких предложенных отрывков ребята выбирают тот, который соответствует тому или иному понятию.

Игра «Подбираем музыку». К предложенным ситуациям (котик плачет, заяц танцует на поляне, девочка потерялась, мальчик играет со щенком и т.д.) ребята подбирают соответствующую по ладу музыку из предложенных преподавателем нескольких музыкальных фрагментов.

Разминка «Музыкальный портрет». Преподаватель предлагает ребятам репродукцию портрета с ярко выраженным эмоциональным состоянием героя. Дети выбирают из нескольких музыкальных отрывков подходящий по настроению.

Изобразительное искусство.

Для восприятия произведений изобразительного искусства ребенку необходимо освоить цветовое богатство красок. Только после того, как дети хорошо узнают цвета и их оттенки, можно приступать к работе по различению холодной и теплой гаммы цветов.

Активное освоение холодной и теплой гаммы цветов поможет детям на только органично воспринять характер и настроение произведения живописи, но и углубить визуальные ассоциации, рождающиеся при прослушивании музыки (холодные цвета можно связывать с ладом минор, а теплая цветовая гамма ассоциируется  с мажорным ладом), при наблюдении за явлениями окружающей жизни, а также взглянуть на себя глазами художника, то есть оценить себя и окружающих в их повседневном облике с позиций эмоционально-эстетических.

Игра «Угадай, кто я». Преподаватель показывает тот или иной флажок, и дети называют предметы того же цвета.

Игра «Подбери цвет». Звучит музыка мажорного или минорного лада. Задача ребят, выбрав какой-то один цвет, объяснить, почему он соответствует музыке. Цель: выработать быструю реакцию на ладовое своеобразие музыкального образа и вызвать цветовую ассоциативность.

Разминка «Если бы я был художником», то нарисовал бы маму, папу, бабушку, друга, учителя, сегодняшний день, свое настроение… тем или иным цветом. Ребенок должен не просто предложить цвет, но и объяснить, почему он его выбрал. Цель: формировать ассоциативную связь между явлением действительности и эмоциональным значением того или иного цвета.

Пластика.

Развитие пластики, освоение динамической красоты движений, богатства мимического рисунка, ощущение пространства составляют важный аспект эстетического воспитания. Следующий вид двигательно-пластических упражнений связан с ощущением выразительности и умением управлять своими жестами. Эти упражнения можно выполнять и сидя, и стоя. Желательно, чтобы они сопровождались музыкой, совпадающей по характеру, темпу и ритмическому рисунку с образами, передаваемыми жестами. При оценке выполнения данных упражнений ребенком педагог должен учитывать его субъективные особенности, темперамент, творческое воображение. Образы, предлагаемые для пластического воплощения, должны быть предварительно охарактеризованы самими детьми на основе их личного опыта и наблюдений.

Игра «Встали в круг». Под музыку дети расходятся по всему пространству класса или группы. Можно добавить элемент воображения (гуляют в лесу, собирают ягоды, играют в снежки и т.д.) При счете «раз, два, три» ребята должны быстро встать в круг, выбрав для себя любое место или же зафиксированное заранее.

Игра «Я – портрет». Ребенок воображает себя нарисованным на портрете. Его задача – выбрать для себя фон, на котором он хотел бы быть изображен. Остальные угадывают этот фон и называют его. Например: Витя на фоне розовой стены, Ира на фоне окна, Таня недалеко от двери и т.д.

Пластический этюд «Музыкальные руки». Этот этюд рассчитан на развитие воображения и координации движений в соответствии с музыкальным образом. Под звучание музыкального произведения дети руками создают образ, эмоционально и ритмически ему соответствующий. Причем конкретность образа необязательна; важно, чтобы ребенок ощутил через движение ритмическое и мелодическое своеобразие произведения. Могут прозвучать марш (движения четкие, геометрические), вальс (движения скользящие, волнообразные), другие танцы (движения плавные, выразительные). В данном этюде ценно по-своему пластически «прочитать» музыкальный образ.

                                               Заключение.

Искусство – это особый язык, которым разговаривает с нами писатель, художник, скульптор, и чтобы понимать этот язык, надо его изучить. В одних случаях он более прост, доступен, в других – более сложен.

Умение видеть и слышать в применении к искусству означает нечто большее, чем просто внимательность и вдумчивость. Можно очень пристально рассматривать картину или скульптуру, внимательно читать книгу или смотреть спектакль – и все же не увидеть и не услышать самого важного, не понять замысла художника, остаться равнодушным к тому, что восхищает других.

Чем выше общая культура человека, чем больше он знает, видел, слышал, тем скорее разберется в том, что для малоподготовленного останется непонятным, недоступным. Но все же и ему нужна подготовка для того, чтобы свободно ориентироваться в искусстве. И если она не предполагает обязательного владения техникой искусства (для того, чтобы любить и понимать музыку и живопись, вовсе не обязательно самому играть на рояле и писать картины), то почти всегда требует знания основных его законов, истории и, конечно, опыта, опыта и опыта. Только тот, кто регулярно бывает в театре или на концертах, систематически посещает выставки и музеи, читает книги по истории изобразительного искусства, музыки, театра, знакомится с творчеством выдающихся художников не только по тем немногим произведениям, которые имеет возможность увидеть, но и по репродукциям с десятков других работ, по специальным монографиям, может научиться видеть и ценить в искусстве то, чего не видел и не ценил раньше, восхищаться тем, мимо чего проходил когда-то равнодушно. Как писал В.Г. Белинский, для полного, истинного постижения искусства, а, следовательно, и полного, истинного наслаждения им необходимо основательное изучение, развитие; эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на степень эстетического вкуса, приобретаемого изучением и развитием.

Список литературы.

  1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль: Академия развития: Академия К; Академия Холдинг, 2001г.
  2. Ветлугина И. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. – М.: Просвещение, 1989г.
  3. Кабалевский Д. Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-3 классы, -  М.: Просвещение 1980г.
  4. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003г.
  5. Стрельникова Т.М., Гаритова С.В., Хорохорина Ю.Н., Системный подход к выявлению и развитию способностей детей // Сборник Детская одаренность: проблемы раннего выявления и развития. Тамбов 2000г.
  6. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем, М. 1986г.
  7. Шорыгина Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003г.

   


[1] Пути и средства эстетического воспитания /Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзер, Б.Н. Абросимов и др. – М., 1989г.

[2] Данные приведены на 1988 год. Современные социологические исследования показывают, что интерес к эстетической деятельности продолжает снижаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эстетического сознания дошкольников через синтез искусств – музыки, поэзии, живописи.

Выступление на МО педагогов города из опыта работы по теме:"Формирование эстетического сознания дошкольников через синтез искусств – музыки, поэзии, живописи"....

Опыт работы "Развитие творческой личности через нетрадиционные техники рисования"

Опыт работы строится на развитии творческой личности с помощью творческого воображения через использование нетрадиционных техник рисования....

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе: Художественно-эстетическое воспитание детей через синтез искусства «Белые лебеди» по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» (аппликация, рисование)

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе:Художественно-эстетическое воспитание детей через синтез искусства  «Белые лебеди» по картине А.А.Рылова  &l...

«Развитие творческой личности через театрализованную деятельность» доклад к пед.совету.

В настоящее время дети хорошо информированы, разбираются в компьютерных играх, но в то же время у них снижена фантазия, творческая активность, речь; реже восхищаются и удивляются, все чаще проявляют р...

Доклад "Формирование творческой личности, через знакомство с декоративно – прикладным искусством в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

Каждое поколение приносит в судьбу человечества, что то новое, что- то качественно новое, то чего раньше не было. Чтобы мир развивался, чтобы совершались открытия мирового значения, подрастающее покол...

Методическая разработка перспективного планирования : "Развитие творческой личности, через игры драмматизации"

Методическая разработка перспективного планирования: "Развитие детского творчества, через игры драмматизации"...