Конспект занятия "Волшебная соль"
план-конспект занятия на тему

Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через познавательно- исследовательскую деятельность.

Задачи исследования.

Образовательные: выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся? узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? исследовать свойства соли опытным путём; стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.

Развивающие: развивать познавательные потребности, стимулировать интерес к изучению неживой природы; творческие способности, воображение, любознательность; монологическую и диалогическую речь, навыки учебной и экспериментальной деятельности.

Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе. Познакомиться со способами выращивания кристаллов; освоить методику выращивания кристаллов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_volshebnaya_sol.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Брусничка»

Конспект исследовательской деятельности

с детьми подготовительной группы по теме «Волшебная соль»

Воспитатель: Чугай Анна Васильевна

        с. Белоярск , 2017

Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи исследования.

Образовательные: выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся? узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? исследовать свойства соли опытным путём; стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.

Развивающие: развивать познавательные потребности, стимулировать интерес к изучению неживой природы; творческие способности, воображение, любознательность; монологическую и диалогическую речь, навыки учебной и экспериментальной деятельности.

Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе. Познакомиться со способами выращивания кристаллов; освоить методику выращивания кристаллов.

Интегрированные образовательные области: познавательное, социально коммуникативное, речевое,

Оборудование для педагога материалы:

Подготовка к исследованию

- карточки с символическим изображением методов исследования:

1. «Подумать самостоятельно»

2. «Посмотреть в книгах»

3. «Спросить у другого человека»

4. «Связаться со специалистами».

5. «Понаблюдать»

6.«Получить информацию у компьютера»

7. «Провести эксперимент»

Оборудование для детей

Энциклопедия от А до Я, мультимедиа (презентация «Где и как добывают соль»  сундучок, соль, мелки цветные, стаканчики по количеству детей, лупа по количеству детей, ложки чайные по количеству детей, стаканы с кипяченой водой,стакан с насыщенным раствором соли, ниточку и кристаллом соли, крупа

Методы формы и приёмы:

1.наглядный (мультимедиа карточки с символическим изображением методов исследования:);

2. словесный (рассказ);

3. игровой

4.приём эмоциональной заинтересованности (сюрпризный момент)

5. исследование,

6.  информационно коммуникативный метод,

7.эксперимент, наблюдение, рассуждение, анализ

Предпосылки учебной деятельности

1. Концентрация внимания

2. Умение понимать задачу, поставленную воспитателем

3. Умение анализировать свою работу с предложенным образцом воспитателя

Ход занятия

Дети входят в группу, на столе шкатулка

Воспитатель. Ребята, посмотрите, ниче у вас в группе не изменилась может что то появилась новое? Появилась шкатулка.Давайте посмотрим, что там лежит (шкатулка не открывается, на ней записка) Шкатулка откроется тогда, когда вы угадаете загадку

«Без нее, ребята, повар как без рук,

И становится вся пища не съедобной вдруг!

Если в ранку попадет - испытаешь боль

Вы, конечно, догадались. Что же это? Правильно, это соль.

Воспитатель. Соль, один из важнейших минералов на земле. Поваренная соль-это пищевой продукт. На первый взгляд может показаться, что это обычная приправа к нашей еде. Но, не так. Когда-то, несколько сотен лет назад соль была очень дорогим товаром. Цена соли была настолько велика, что она играла роль денег. За соль можно было купить все что угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом. Соль подавали на стол в дорогих солонках, ее берегли, экономили, хвастались ею: наличие соли на столе было признаком достатка и благополучия.. Соль-это символ дружбы. Беречь хлеб и соль-значит, дружить. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение. Хотите узнать больше о соли? Я предлагаю вам стать учёными и провести самостоятельное исследование,

Что нужно сделать, чтобы провести исследование?

Дети. Получить как можно больше информации.

Воспитатель. Правильно. Чтобы хорошо запомнить полученную информацию, предлагаю вам в блокнотах делать соответствующие схемы, рисунки.

Воспитатель. Где мы можем получить необходимую информацию?

Дети. Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в книге, спросить у специалиста, посмотреть в телевизоре

(воспитатель выставляет карточки с названием этапов исследования)

I этап.

Воспитатель. Верно, существует много способов сбора информации. Но с чего мы начнем?

Дети. Подумать самостоятельно.

(картинка 1 этапа «Подумать самостоятельно»)

Нужно вспомнить, что мы знаем о соли.

Соль вещество белого цвета, на вкус соленая

 игра «Что можно посолить»

II этап. Воспитатель. Следующий этап (выставляет картинку следующего этапа) Дети. Прочитать в книге.

В какой книге мы можем узнать о соли?

Дети. Словарь, энциклопедия, ….

Воспитатель. Посмотрите, ребята, как в словаре располагаются слова. По - алфавиту. Где, мы будем искать слово «соль». В начале или в конце словаря?

Зачитываю из словаря «Что такое «соль?» (зарисовывают в блокноты)

III этап.

Воспитатель. Какой следующий этап нашего исследования?

Дети. Спросить у взрослых.(комиссия)

(Игра «специальный корреспондент»)

1 ребенок скажите пожалуйста откуда она берётся? (Источниками соли являются моря и океаны)

2 ребенок Для чего нужна соль? (Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц. Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, даже стекла. Животным, тоже нужна соль. Растения тоже нужна соль. Пища растений- это вода, а в воде содержится соль. Значит, и растениям нужна соль.

3 ребенок. Какие виды соли существуют в природе ( Есть много видов соли. Есть морская соль - содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из горных месторождений. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов.

IV этап. Воспитатель. Переходим к следующему этапу. Позвонить специалисту . Ребята мы будем звонить методисту по воспитательной работе он тоже знает что то про соль. И зададим ему Вопрос: Как получают соль?

(На территории России для получения поваренной (пищевой соли) используются следующие способы добычи: шахтный способ; озерный способ; способ добычи из моря; способ выпаривания.)

V этап.

Воспитатель. Следующим этапом нашего исследования что будет?

Дети. Посмотреть по телевизору или на мультимедийной доске.

Прошло очень много времени, прежде чем люди научились получать соль из морской воды, путем выпаривания. Но выпаривание соли - это очень долгий и дорогой процесс. Поэтому люди продолжали искать другие способы добычи соли и нашли их.

Просмотр презентации о добыче соли в глубоких рудниках (шахтах) .(Дети садятся на ковёр и просматривают видеоролик затем делают зарисовки в блокнотах).

VI этап. Воспитатель. Что будем следующим этапом нашего исследования? (показывает на карточки)

Дети. Сейчас мы будем проводить эксперимент

Физминутка «Капуста».
Мы капусту рубим-рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём-мнём,

(«мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём.

(сгибание и разгибание кистей рук)

Повторяют за воспитателем.

Давайте рассмотрим поваренную соль (лежит горкой на черных листиках перед каждым ребенком) Но сначала я вам напомню правила безопасности при проведении опытов.

Опыт 1. Имеет ли соль запах?

Опыт 2. Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?

Соль похожа на порошок. Но если внимательно рассмотреть соль, то видно, что это маленькие кристаллики. Давайте попробуем ложечкой немного придавить соль, что мы слышим? (хруст). Когда мы надавливаем ложечкой, кристаллики ломаются, поэтому мы слышим хруст.рассматривания соли через лупу

Опыт 3. Какая она на вкус?

Опыт 4. А теперь сделаем такой опыт. В стаканчиках вода, в одном -солёная, а в другом - пресная. Беру яйцо, кладу сначала в пресную воду. Что происходит с яйцом? (оно тонет) А теперь положу в солёную воду. Теперь, что происходит с яйцом? (оно всплывает)-Какой вывод можно сделать? (в солёной воде яйцо (предметы не тонут)

4 Про соль говорят: «В воде родиться, а воды боится». А так ли это, действительно ли соль боится воды, мы сейчас проверим. «Соль растворяется в воде» (в сравнении с крупой) .

На мультимедиа показываю озеро соленое. Обратите внимание, края озера покрыты соляными залежами. Это явление в природе называется кристаллизация. Иногда кристаллы образуются прямо из паров, а не из жидкости. В этом случае они бывают особенно правильными. Примером этого является образование инея и снежинок из водяных паров воздуха. Но нас с вами сегодня интересует кристаллизация озера Можно ли такую красоту вырастить дома? Давайте сегодня с вами попробуем вырастить настоящий кристалл.


Опыт №5Скажите, пожалуйста, может ли соль быть цветной? (да) -Чем можно окрасить соль? (цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями)

-Я вам покажу, как покрасить соль цветными мелками. (Тру мел через тёрку, затем насыпаю тёртый мел в стакан с солью и смешиваю. Получилась соль розового цвета.)

Кто хочет рассказать о соли?

Дети рассказывают по схеме

С каким веществом мы познакомились сегодня Что вам понравилось?

Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Соль земли"

НОД  "Соль земли" рекомендуется проводить как заключительную, после проведения нескольких эксперементов с солью. А так же следует провести беседу об использовании соли, как продукта питания...

Конспект занятия "Соль разноцветная"

Конспект занятия по опытно-эксперементальной деятельности для детей подготовительной группы....

Конспект "Волшебница соль"

     Один из основных принципов дошкольного образования — формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности. Позна...

Конспект "Удивительная соль"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19173085","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"359","width":"480"}}]]...

План-конспект занятия "Соль"

Познавательное развитие: опытно-экспериментальная деятельность. Формирование у детей представление о свойствах соли; закрепить умение самостоятельно осуществлять практические действия....

Конспект НОД "Соль"

Вашему вниманию предлагается методическая разработка (конспект) для проведения интегрированного познавательно-речевого занятия на тему "Соль"....

Конспект НОД "Соль и её свойства"

Цель НОД Систематизировать представление детей о соли и её свойствах....