План-конспект занятия "Соль"
план-конспект занятия (старшая группа)

Познавательное развитие: опытно-экспериментальная деятельность. Формирование у детей представление о свойствах соли; закрепить умение самостоятельно осуществлять практические действия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект о соли2.85 МБ
Файл konspekt_zanyatiya_o_soli_.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Волшебная соль

Слайд 2

Однажды Никита Кожемяка, герой русской народной сказки, решил привезти соль для выделывания сыромятных шкур. Он погрузил на корабль несколько мешков и отправился в путь (в Киев). Но вдруг небо почернело, на море разыгралась буря и мешки волной были выброшены в море. Долго боролся со стихией Никита и когда все же удалось спасти 2 мешка, они оказались пустыми…. Куда делась соль? Это осталось для него неразгаданной тайной.

Слайд 3

?

Слайд 4

Каменную соль добывают в глубоких рудниках. Как она туда попала? Все очень просто - месторождение каменной соли находят высоко в горах. В древности на месте этих гор был океан.

Слайд 5

Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагонетки и на специальных поездах вывозят наверх.

Слайд 6

Соль бывает разная: морская, крупная, мелкая, поваренная.

Слайд 7

Правила поведения в лаборатории 1. Не трогать руками глаза. 2. Соблюдать тишину 3. Не толкать соседа во время работы 4. Сначала посмотри, а потом повтори 5. Выполнил и положи на место

Слайд 8

Где применяется соль? В быту

Слайд 9

Где применяется соль? Соль- чистящее средство.

Слайд 10

Где применяется соль? В народной медицине

Слайд 11

Посещение соляных пещер Где применяется соль?

Слайд 12

Где применяется соль? Применение соли в сельском хозяйстве для домашних животных

Слайд 14

Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешок с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только один мы с вами узнаем в нашей лаборатории.

Слайд 15

Выращивание кристаллов соли.

Слайд 16

Почему же Никита Кожемяка остался без соли?



Предварительный просмотр:

Тема: «Волшебная соль»

Возрастная группа: старшая группа дошкольного возраста.

Цель: Расширение представлений детей о соли и её свойствах.

Задачи:

Обучающие: формировать у детей представление о свойствах соли; закрепить умение самостоятельно осуществлять практические действия.

Развивающие: Развивать у детей наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе, умение соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие: опытно-экспериментальная деятельность.

Интеграция образовательных областей: ОО «Речевое развитие» (восприятие наглядно-иллюстративного материала, развитие свободного общения с взрослыми и детьми), ОО «Физическое развитие» (физминутка), ОО «Социально-коммуникативное развитие» ( взаимодействие со взрослым и сверстниками в процессе экспериментальной деятельности).

Материал и оборудование: шапочки на каждого ребенка, контейнеры с солью, увеличительные стекла, ложечки, одноразовые стаканчики; тазик с водой, мешочек с солью, мешочек с поролоном, стаканы с водой, картофель, стакан горячей воды, нитка на карандаше, марля, воронка, колба.

Методы и приемы:

- Методы формирования сознания: разъяснение опытов, беседа о свойствах соли, рассказ, показ, обращение к опыту детей.

- Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: использование раздаточного материала, приучение, косвенное требование (совет, доверие, просьба, намек).

- Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность, проблемные, занимательные и игровые ситуации; ситуации успеха.

- Методы поисково-исследовательской работы: проведение опытов.

Предварительная работа: просмотр презентаций о соли, беседа о добычи соли, чтение русской народной сказки "Никита Кожемяка", загадывание загадок, рассматривание альбома «Соль-Илецк» Оренбургской области.

Предполагаемый результат: у детей сформированы первичные представления о соли и ее свойствах; ребенок испытывает потребность в общении с взрослыми и сверстниками в процессе экспериментальной деятельности, охотно вступает в беседу, делится впечатлениями, наблюдениями, проявляет эмоциональную активность и сопереживания; ребенок проявляет исследовательскую активность в процессе приобретения собственного познавательного опыта, умеет сравнивать, обобщать и делать выводы; самостоятельно выполняет задания.

Ход

Введение в тему

- Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?

(- Здравствуйте.

- Мы рады вас видеть.

- Добро пожаловать.

- Проходите, пожалуйста.)

- Как много хороших добрых слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится: «Чем больше человек делает добра, тем больше он получает в ответ».

- А теперь: Уши слушают – и все слышат.

Глаза смотрят – и всё видят.

Ноги – руки не мешают, а помогают.

А голова хорошо думает.

- Присаживаемся на стулья.

Проблемная ситуация

- Однажды Никита Кожемяка, герой русской народной сказки, решил привезти соль для выделывания сыромятных шкур. Он погрузил на корабль несколько мешков и отправился в путь (в Киев). Но вдруг небо почернело, на море разыгралась буря и мешки волной были выброшены в море. Долго боролся со стихией Никита и когда все же удалось спасти 2 мешка, они оказались пустыми…. Куда делась соль? Это осталось для него неразгаданной тайной.

Мотивация

- Ребята, а вы смогли бы ответить на этот вопрос? Куда делась соль? Как можно узнать? Что будем делать? (проведём опыты, узнаем что-нибудь новое и интересное о соли).

Актуализация ранее приобретенных знаний

Загадка:

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

На вкус - не так вкусна,

Но в пище - каждому нужна.

- Правильно - это соль. А кто-нибудь из вас знает, как добывают соль? (рассказ сопровождается показом слайдов)

- А какую соль вы знаете? (сопровождается показом слайдов) (Морская, крупная, мелкая, поваренная)

- Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью.

 (проговариваем правила поведения в лаборатории, одеваем шапочки)

Добывание (сообщение и принятие) нового знания

опыт №1

(доски, соль, контейнеры, ложки, увеличительные стекла, пипетки, стакан с водой)

- Пройдите на свои места.

- Скажите, какого цвета соль? (Соль белого цвета)

- Какая она на вкус? (Соль соленая)

- Насыпьте две ложки соли в контейнер. Что вы сделали,

насыпали или налили соль? (Соль насыпали в контейнер)

- Значит соль какая? (Соль сыпучая, рассыпчатая)

- Давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её. Имеет ли соль запах? (Соль не имеет запаха)

- А теперь возьмите увеличительные стекла. Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (Соль похожа на зернышки, кристаллы, крупинки)

- Возьмите пипетки и капните на соль воду. Что произошло?(Соль впитала воду)

- А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а

впитала её? (Соли много, воды мало)

- Возьмите стакан с водой и насыпьте в неё ложечку соли,

размешайте, что произошло с солью? (Соль растворилась)

-  Изменился ли цвет воды? (Нет.)

- А как вы думаете какой стал вкус у воды? (Вкус у воды слал соленый)

- Давайте ложечкой попробуем капельку получившегося раствора.

- Молодцы. А теперь давайте сделаем вывод, что мы узнали о соли?

Вывод: Соль сыпучая, рассыпчатая, без запаха, белого цвета, солёная, впитывает небольшое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).

- Садимся на стульчики.

- Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют? (Солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть, плавают в соленом озере)

(показ слайдов)

Давайте немного отдохнем, встаньте возле своих стульчиков.

Физминутка

Очень опыты мы любим! Шеей влево, вправо крутим.

Соль полезна для еды - Если правда, топай ты!

Солью промываем рот- Делай вправо поворот!

Также нос, и снова рот- Влево делай поворот!

Медицина здесь уместна. Мы попрыгаем на месте!

Чтобы сильными нам стать. А затем весь мир обнять!

(Дети проходят на стульчики)

опыт № 2

- А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте.

Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешок с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только один мы с вами узнаем в нашей лаборатории.

опыт № 2

(мешочек с солью, поролон, тазик с водой)

- Давайте подержим мешочек с солью в одной руке, а в другой мешочек с поролоном. Что легче? (поролон)

- Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело)

- Сейчас я мешочки опускаю в воду. Что происходит с солью? (она растворяется)

- А с поролоном?

- А теперь давайте проверим, что тяжелее мешочки или поролон? (Поролон)

- Давайте подумаем какому ослику было легко плыть. Почему? (Соль в мешках растворилась)

- Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду)

- Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (Соленую)

Вывод: Соль тяжелее чем поролон, в воде быстро растворяется, а поролон впитывает воду и становится тяжелее.

опыт № 3 за столами

(стаканы с водой, соль, ложки, картофель)

- А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой, соль и два картофеля. Попробуем узнать, что будет с картофелем, если его положить в воду. Сначала положим картофель в пресную чистую (не солёную) воду. Что произошло? (он опустилось на дно).

- Во второй стакан добавим три ложки соли, и размешаем. Опустим в этот стакан картофель. Что произошло? (он плавает на поверхности).

- Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут. (Картофель не тонет! Он плавает на поверхности)

Вывод: Правильно, оказывается плотность соленой воды выше, чем пресной. Предметы в соленой воде удерживаются на поверхности. Поэтому и в море нам плавать легче, чем в речке.

-  А сейчас я покажу вам один фокус, я покажу, как можно вырастить кристаллы соли в колбе.

опыт № 4

(стакан горячей воды, много соли, ложка, лейка, марля, нитку с кристаллом соли, колба)

«Выращивание кристаллов соли» (воспитатель выполняет один)

1. Наливаю в стакан горячую воду, насыпаю соль до тех пор, пока она не перестала растворятся (пока стала оседать на дно)

2. Раствор процеживаем через фильтр. Берем колбу, лейку, марлю. Начинаем процеживать, чтобы не осталось соринок.

3. Берем нитку, вешаем на карандаш так, чтобы она погрузилась в раствор, но не достала дно.

4. Ставлю колбу с раствором в теплое место.

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

А теперь будем наблюдать, сколько времени нам понадобится для выращивания кристалла.

Дома, с родителями или старшими братьями, сестрами тоже можете провести такой опыт, а потом сравним кто какой кристалл вырастил и устроим выставку.

Заключительная часть

- Ребята, вы смогли разгадать тайну, почему же Никита Кожемяка остался без соли?

- Все верно, для нас это теперь не тайна, соль просто напросто растворилась в воде, поэтому мешочки оказались пустыми.

- Чем мы сегодня занимались?

- Что нового вы для себя узнали?

- Если вам было интересно возьмите веселый смайлик, а если вам было грустно и скучно возьмите грустный смайлик. Покажите мне ваши смайлики, ваше настроение.

- Сейчас мы покидаем лабораторию, давайте снимем шапочки.

- Скажем гостям "до свидания"!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной  форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...

Музыкальная сказка «Как Медведя поворачивали»: план-конспект итогового события (в рамках реализации тематического плана «Музыкальная капель»)

Музыкальная сказка экспромт расчитана на возраст 4-5 лет. В ней дети превращаются в сказочных героев и пытаются разбудить медведя, чтобы наступила весна.Цель:  включить детей в музыкально-театрал...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

План-конспект организации и проведения экскурсию на природу Тема: План-конспект организации и проведения Экскурсии

Тема: «Пришла Весна с радостью»Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Задачи:Образовательные: расширять и обогащать знания детей...