Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка. Разенкова Ю. А.
учебно-методический материал на тему

Виноградова Ольга Юрьевна

Разенкова Ю. А. это замечательный автор публикаций, помогающий специалистам Домов ребенка грамотно построить логопедическую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_korrektsionnoy_raboty_s_detmi.docx49.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пути коррекционной работы с детьми

первого года жизни в условиях дома ребенка.

 

Методические рекомендации, часть I.

Ю.А. РАЗЕНКОВА

     

В отечественной и зарубежной специальной педагогике в последние годы значительно возрос интерес к возможно более ранней коррекции отклонений в развитии детей. Раннее начало коррекционно-педагогической работы имеет особое значение в учреждениях интернатного типа, где с первых месяцев жизни воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, развитие которых обусловлено сочетанием биологических факторов риска с неблагоприятными социально-психологическими факторами, в том числе с лишением ребенка эмоционально-психологической связи с матерью или лицом, ее заменяющим.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни, воспитывающимися в доме ребенка, является составной частью комплексной реабилитационной медико-педагогической работы в детском учреждении. Реабилитационная работа помимо коррекционных мероприятий предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, водные процедуры, проведение общеразвивающих и музыкальных занятий, тщательный уход, закаливание и правильно организованный режим жизни детей.

Методические рекомендации разработаны на основе обобщения результатов психолого-педагогических исследований, предмет которых - особенности психомоторного развития детей первого года жизни с различными нарушениями, воспитывающихся в условиях дома ребенка, и предназначены для дефектологов, логопедов, воспитателей, медицинских сестер и руководителей интернатных учреждений.

Ранняя педагогическая работа в интернатном учреждении должна быть направлена на развитие у детей способности ориентироваться в окружающем, на коррекцию и профилактику отклонений в развитии, связанных, с одной стороны, со структурой основного дефекта, а с другой - с влиянием депривационных факторов риска.

В содержании коррекционно-педагогической работы выделены общеразвивающие и коррекционные направления.

Это развитие зрительных ориентировочных реакций, слуховых ориентировочных реакций, эмоций, общения детей со взрослым,   формирование первых контактов между детьми, нормализация тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев руки, развитие движений руки и действий с предметами, общих движений, нормализация дыхания, состояния и функционирования органов артикуляции, развитие предпосылок активной речи и понимания речи, нормализация навыков, необходимых ребенку в процессе кормления.

Содержание коррекционно-педагогической работы может видоизменяться в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития, структуры нарушения. Работая над рекомендациями, представляемыми вниманию специалистов, мы опирались на имеющуюся программу воспитания и обучения детей в доме ребенка (Э.Л.Фрухт, 1987). Свое внимание при этом мы сосредоточили на коррекционных воздействиях при поэтапном, последовательном формировании психологических новообразований у детей первого года жизни с нарушениями психомоторного развития.

Многолетние исследования показали, что коррекционно-педагогический процесс должен проходить в четыре этапа. На каждом этапе необходимо ставить и решать конкретные задачи обучения в зависимости от уровня психомоторного развития детей первого года жизни.

I ЭТАП КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

(РАБОТА С ДЕТЬМИ, УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КОТОРЫХ СООТВЕТСТВУЕТ 1-3 МЕС. НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ)

Развитие зрительных ориентировочных реакций

Задачи данного направления работы: формирование зрительной ориентировочной активности, зрительной ориентировки в окружающем, развитие зрительного сосредоточения и слежения.

Содержание коррекционного обучения на этом этапе включает развитие зрительного сосредоточения на ярких и разнообразных игрушках и на лице взрослого, формирование слежения (на расстоянии 50- 60 см) за движущимися и звучащими предметами и разговаривающим взрослым, когда ребенок находится в положении "под грудью" взрослого или в положении на спине (в манеже, на пеленальнике, на столе, на коленях у взрослого).

Развитие слуховых ориентировочных реакций.

Задачи: формирование слуховой ориентировочной активности ребенка, слуховой ориентировки в окружающем, развитие слухового сосредоточения и локализации звука в пространстве.

Содержание коррекционно-педагогического обучения основано на поэтапном развитии слухового сосредоточения (ребенок находится в положении "под грудью" взрослого или на спине). Ребенка побуждают к поиску справа-слева, сверху-снизу звучащей игрушки или взрослого, разговаривающего с ним, напевающего ему. Основное внимание на первом этапе коррекционно-педагогической работы уделяется формированию зрительно-слуховых и зрительно-двигательно-слуховых связей у ребенка.

Развитие эмоционально - положительных реакций.

Задача: развитие первых эмоционально-положительных реакций.

Содержание обучения направлено на обогащение тактильных, вестибулярных, зрительных и звуковых впечатлений ребенка в целях вызывания и стимулирования первой улыбки. Далее улыбка вызывается, закрепляется и поддерживается в ответ на социальные воздействия (на вид, голос, улыбку взрослого, эмоционально-речевое обращение взрослого к ребенку).

Развитие предпосылок к эмоциональному общению со взрослым

Задачи: установление и поддержание контакта взглядами, поддержание эмоционально-положительных реакций и звуковой активности детей.

Установлению и поддержанию контакта взглядами способствуют физические воздействия взрослого: поглаживание, покачивание, переборы пальчиков малыша и т.д., а также разговор взрослого, эмоционально выразительный и личностно адресованный малышу, напевание песенок, потешек. Эмоционально-положительные реакции ребенка поддерживаются ответной улыбкой взрослого. Развитию звуковой активности способствуют игры с воспроизведением звуков из "набора" самого малыша.

Формирование первых контактов между детьми.

Задачи: формирование зрительного сосредоточения на другом ребенке и эмоционально-положительного отношения к нему.

В целях формирования первых эмоциональных контактов между сверстниками следует развивать длительность зрительного сосредоточения на другом ребенке. Малыша кладут на спинку рядом с другим ребенком, более старшего возраста. Эмоционально общаясь со старшим ребенком, взрослый добивается от него звуков гуления или лепета, с тем, чтобы привлечь зрительное внимание младшего, а затем добиться и зрительного сосредоточения на лице другого ребенка. Если внимание малыша не удается привлечь к другому ребенку, взрослый берет его ручки и обхватывает ими лицо его старшего соседа, тем самым устанавливая зрительный контакт между ними. Можно приближать детей друг к другу и разводить, держа их на руках в вертикальном положении.

Нормализация тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев руки

Данное направление в работе является необходимым для детей, у которых наблюдается синдром двигательных нарушений в виде нарушений нервно-мышечного тонуса. Значимость этого направления работы особенно велика, если иметь в виду роль развития движений руки в формировании речи.

Нормализация тонуса рук осуществляется посредством дифференцированного массажа. Нервно-рефлекторный механизм воздействия массажа является ведущим фактором, однако не единственным. Нам представляется существенным психологический аспект его действия, когда телесный физический контакт ребенка и взрослого создает условия для формирования у малыша, воспитывающегося в интернатных условиях, чувства защищенности и безопасности, что в дальнейшем является важной предпосылкой для формирования потребности в общении со взрослым.

Приемы массажа рук и те или иные упражнения целесообразно подбирать совместно с врачом лечебной физкультуры и массажистом для каждого ребенка отдельно, в зависимости от структуры двигательных нарушений.

Развитие движений руки

Задачи: обогащение тактильной чувствительности рук, формирование первых движений наталкивания, схватывания и ощупывания предметов.

На основании ладонного (хватательного) рефлекса следует вызывать рефлекторное схватывание и удержание мягких и теплых предметов, удовлетворяющих потребность ребенка в безопасности и защищенности, обогащать тактильную чувствительность рук, подготавливая появление осязания, побуждать наталкиваться и схватывать одной своей ручкой другую, схватывать коленочку, ножку, ощупывать лицо взрослого, свое лицо в положении на спине, на коленях у взрослого, в положении на животе.

Побуждать ребенка наталкиваться ручками на низко висящие игрушки, захватывать их, ощупывать.

Развитие общих движений

Учитывая положение педагогики раннего возраста о единстве и взаимодействии моторного и психического развития, в занятиях дефектолог должен активно использовать игры и упражнения, формирующие общие движения. Игры и упражнения для каждого ребенка подбираются совместно с врачом-невропатологом и врачом лечебной физкультуры с учетом возраста ребенка, синдрома двигательных нарушений и уровня развития движений.

Задачи: развитие общей двигательной активности детей, развитие умения удерживать голову в горизонтальном и вертикальном положениях, развитие упора ног в горизонтальном положении (лежа на спине).

Основное внимание в работе уделяется развитию приподнимания и удерживания головы ребенком в положении лежа на животе и в вертикальном положении на руках у взрослого. Для развития приподнимания и удерживания головы, опорной реакции рук, приподнимания корпуса можно использовать специальные упражнения лечебной физкультуры, способствующие тренировке этих движений, а также различные приспособления: валики, клиновидные подушки, надувные круги, надувные бревна.

В целях развития опорной реакции детей побуждают отталкиваться ножками от боковины пеленальника, от стены или манежа.

Нормализация дыхания

Нормализация дыхания приобретает особенно важное значение для детей с ранним поражением центральной нервной системы, в генезисе которых имеется гипоксия головного мозга, для недоношенных детей в связи с несовершенством у них дыхательной системы и детей часто болеющих. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики для каждого ребенка необходимо подбирать совместно с врачом-педиатром и врачом лечебной физкультуры. Целесообразно использовать упражнения дыхательной   гимнастики,   предложенные В.Л.Страковской и В.Е.Ладыгиной (1990, 1991) для недоношенных детей первого года жизни.

Дыхательная гимнастика на I этапе коррекционной работы должна быть направлена на активизацию вдоха и выдоха.

Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции

Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции достигается посредством массажа мышц лица, губ, языка и пассивными упражнениями артикуляционной гимнастики. Массаж и артикуляционная гимнастика способствуют нормализации тонуса мышц, стимулированию кинестетических ощущений. На I этапе коррекционно-педагогической   работы применяется только поглаживающий массаж. Приемы массажа и пассивные упражнения для губ и языка подбираются индивидуально для каждого ребенка совместно с врачом-невропатологом.

Развитие предпосылок активной речи

Задачи: развитие гуления, стимулирование звуковой активности, развитие предпосылок к голосовому подражанию.

В ходе занятий стараются вызывать на выдохе первые ответные голосовые реакции детей - гуканье и гуление на основе имитационного заражения эмоциями взрослого, побуждают проявлять голосовую активность в ответ на тактильные, вестибулярные, двигательные, звуковые, зрительные и эмоционально-речевые воздействия. В дальнейшем необходимо поддерживать произносимые детьми звуки, "перекликаясь" с ребенком.

Нормализация навыков, необходимых ребенку в процессе кормления

В нормализации этих навыков нуждаются дети с нарушениями нервно-мышечного тонуса в мимической и жевательной мускулатуре, дети с черепно-лицевой патологией. Эта работа ведется на дополнительном занятии, проводящемся перед кормлением детей этой категории.

Цель проведения такого занятия - расслабление или укрепление мышц губ и языка, нормализация положения губ и языка в момент сосания.

Начинается занятие с проведения дифференцированного массажа лица и губ, далее тренируются движения губ и языка. После этого осуществляется кормление ребенка. С каждым воспитателем группы приемы формирования этих навыков отрабатываются индивидуально. В дальнейшем дефектолог проводит массаж и артикуляционную гимнастику перед кормлением и контролирует правильность действий, осуществляемых воспитателям.

Основные позиции ребенка и взрослого при проведении игр и упражнений

Важным условием коррекционной работы является ситуация, в которой взрослый проводит игры и упражнения с детьми. О влиянии ситуаций на характер ответных реакций ребенка, на его активность в различных видах деятельности указывали Н.Л.Фигурин и М.П.Денисова (1949), затем А.В.Запорожец и М.И.Лисина (1974). Опираясь на эти положения, мы предлагаем систему основных позиций ребенка и взрослого для проведения игр и упражнений.

На I этапе коррекционной работы используются контактные позиции ребенка и взрослого: ребенок на руках у взрослого "под грудью"; ребенок на коленях у взрослого; ребенок на груди у взрослого в положении на животе; взрослый держит ребенка "на весу", поднимая его лицом к себе, при этом одна рука взрослого поддерживает шею и затылок ребенка, а другая - ягодицы; взрослый держит ребенка в вертикальном положении спиной к себе, его голова опирается на плечо взрослого.

На занятиях используются и неконтактные позиции ребенка и взрослого: поза ребенка на спине, на животе, на боку.

Для подавления тонической рефлекторной активности, если она наблюдается у ребенка, целесообразно применять специальные "рефлексзапрещающие позиции", предложенные для занятий с детьми с детским церебральным параличом (Е.М.Мастюкова, 1985).

II ЭТАП КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (РАБОТА С ДЕТЬМИ, УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КОТОРЫХ СООТВЕТСТВУЕТ 3-6 МЕС. НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ)

Развитие зрительных ориентировочных реакций

Задачи: развитие слежения в положении на животе; развитие зрительных дифференцировок цвета и формы, формирование узнавания и различения взрослых; дальнейшее развитие зрительной ориентировочной активности.

Коррекционно-педагогическая работа продолжает начатую на I этапе работу по вызыванию слежения за движущейся игрушкой, звучащей игрушкой, говорящим взрослым в различных положениях ребенка (на спине, на боку, на руках взрослого, на животе).

Основное содержание работы на этом этапе направлено на формирование узнавания близких людей. С этой целью знакомят детей со всеми взрослыми, работающими в группе, в ходе игр-забав, игр-знакомств, с напеванием песенок, чтением потешек.

В целях развития дифференцировок по цвету и форме показывают детям разнообразные по форме и цвету игрушки. Проводится работа по формированию восприятия отражения: ребенка подносят к зеркалу, вызывают сосредоточение и рассматривание, радость; приближая и удаляя ребенка от зеркала, вызывают развитие зрительного предвосхищения, формируют рассматривание ребенком лица взрослого и другого малыша в зеркале.

Развитие слуховых ориентировочных реакций

Задачи: развитие локализации звука в пространстве, формирование слуховых дифференцировок: узнавания голоса близких людей, различения интонации голоса взрослого, различения мелодий; развитие слуховой ориентировочной активности и положительной эмоциональной реакции на свое имя.  

Содержание работы на II этапе направлено на дальнейшее развитие прислушивания к голосу взрослого, звучанию игрушек, музыкальных инструментов; на развитие умения искать и находить глазами источник звука, поворачивая голову, поворачиваясь на бок, переворачиваясь со спины на живот и обратно; на развитие узнавания голоса близких людей, различения интонации голоса взрослого, различения мелодий. Для этого используются детские песенки, потешки и стихи, которые предполагают изменение интонации голоса взрослого, его мимики:

"Мишка косолапый", "Киска-киска-брысь!", "Как у наших у ворот муха песенку поет", "Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик", "Ах, ты, котя-коток, котя - серенький хвосток", "Серенькая кошечка", "Дудочка" и т.д. Важным направлением в работе является развитие эмоционально-положительных реакций ребенка на свое имя. Для того взрослый многократно повторяет имя ребенка с различной интонацией.

Развитие эмоционально - положительных ответных реакций

Задачи: развитие ответной улыбки, "комплекса оживления" и смеха.

В целях создания благоприятных условий для развития ответных эмоционально-положительных реакций взрослый может активно использовать сочетание тактильных, вестибулярных, зрительных, звуковых воздействий с эмоционально-речевыми. Формированию "комплекса оживления" способствуют игры с ручками и ножками ребенка.

Развитие эмоционального общения ребенка со взрослыми

Задачи: формирование потребности у ребенка в доброжелательном внимании и эмоциональном общении со взрослым.

Содержание обучения направлено на развитие и поддержание активности детей, общении со взрослым через эмоционально-речевые воздействия: через восприятие вида взрослого, его мимики, призывного взгляда. Активизации всех компонентов комплекса оживления" способствуют игры-пляски: "пляска с ручками и ножками ребенка", "кадриль", игры-забавы с воздушными шариками, напевание песенок и потешек. Развитию активности в эмоциональном общении способствует чередование игр по вызыванию "комплекса оживления" с молчаливым присутствием взрослого в поле зрения ребенка.

Формирование первых контактов между детьми

На II этапе коррекционно-педагогической работы в этом направлении основной задачей является развитие интереса, эмоционального отношения у малышей друг к другу, подражание движениям другого ребенка и звукам, которые он издает.

Детей укладывают на живот лицом друг к другу. Взрослый ласково разговаривает с тем младенцем, на которого смотрит другой ребенок. Если зрительное сосредоточение вызвать не удается, то взрослый, поддерживая ручки ребенка за локти, слегка подвигает малыша к другому ребенку и обхватывает  его ручками лицо соседа. Установлению длительного зрительного сосредоточения способствует показ интересной игрушки со стороны другого ребенка. В целях создания благоприятных условий для рассматривания других детей и проявления радости по отношению к ним проводят игры-пляски детей в вертикальном положении на руках у взрослого, а также игры-знакомства, когда взрослый демонстрирует одного ребенка другим, разговаривает с ним, приближая его и удаляя от других детей.

С целью развития умения брать из рук другого ребенка игрушку можно использовать показ яркой и озвученной игрушки сразу двум детям.

Нормализация тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев руки

Массаж на II этапе работы направлен на нормализацию тонуса в руках. В занятиях используются приемы поглаживания, растирания, разминания и вибрации. Широко можно применять различные ворсовые щетки, массажные мячи и массажные щетки. Наряду с приемами массажа на этом этапе работы используются приемы лечебной физкультуры: потряхивание одной, двух ручек ребенка с фиксацией в локтевом или лучезапястном суставе; перекрестное потряхивание конечностей с фиксацией в суставах; потряхивание "на весу"; покачивание на мяче, буме, валике.

Развитие движений руки

Задачи: развитие целенаправленного схватывания, ощупывания и удержания предметов, развитие манипулятивной деятельности, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие осязания.

В начале II этапа работа направлена на вызывание движений руки по направлению к предмету. Используя совместные, частично совместные действия, побуждают ребенка при случайном прикосновении к предмету захватывать его; побуждают ощупывать игрушки различной фактуры, величины и цвета, ощупывать свою вторую ручку, коленочку, ножку, свое лицо, лицо взрослого.

Далее формируется умение брать и удерживать игрушку, которую ребенку протягивает взрослый над рукой (правой и левой), над грудью. Учат ребенка брать игрушку одной рукой и двумя руками, отпускать удерживаемую игрушку.

Следующий этап в работе связан с формированием умения захватывать и удерживать игрушки из разных положений: сбоку, лежащую рядом; из рук взрослого, находясь в вертикальном положении на руках у другого взрослого; лежа на животе. Затем обучают детей брать по игрушке в каждую руку и удерживать их, а затем отпускать их по просьбе взрослого. Большое внимание в работе уделяется развитию осязания при захватывании предметов, изготовленных из различных материалов: дерева, резины, ткани, полиэтилена.

Значительное время на занятиях уделяется раскрытию пальчиков руки ребенка, выведению большого пальца из кулачка наружу, противопоставлению большого пальца остальным при схватывании предметов, формированию "щипкового" захвата.

Развитие общих движений

Задачи: развитие двигательной активности детей, умения лежать на животе, высоко подняв голову; развитие опорной реакции рук под контролем зрения, поворотов туловища (со спины на живот и с живота на спину), опорной реакции ног в горизонтальном положении, подползания.

Работа начинается с того, что стимулируют приподнимание головы и плечевого пояса в ответ на поглаживание от затылка вниз по позвоночнику, в ответ на зрительные и звуковые воздействия. При этом можно использовать вспомогательные средства: валик, надувной круг, бум, клиновидную подушку. Одновременно продолжается развитие умения удерживать голову в вертикальном положении на руках взрослого. Далее стимулируется приподнимание головы и плечевого пояса с опорой на кисти рук. Для тренировки опорной реакции рук можно использовать мяч и валик. Активно стимулируют повороты ребенка на бок.

Для развития опорной реакции рук и ног в горизонтальном положении используют мяч, валик, колени взрослого. Опорную реакцию ног хорошо тренируют упражнения типа "скользящие шаги", отталкивание предметов и игрушек ножками.

В целях развития подползания взрослый показывает ребенку яркую звучащую игрушку и одновременно использует свою ладонь для того, чтобы ребенок уперся в нее ножками, таким образом, отталкиваясь и двигаясь вперед.

Нормализация дыхания

Задачи: увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, тренировка глубины и ритмичности дыхания.

Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции

На II этапе эта работа должна быть направлена на развитие непроизвольных движений, развитие гуления, "певучего гуления", на переход к лепету.

Применение дифференцированных приемов массажа зависит от состояния нервно-мышечного тонуса мышц лица и артикуляционных мышц у каждого конкретного ребенка.

Развитие предпосылок активной речи

Задачи: развитие голосовой активности ребенка, развитие гуления и "певучего" гуления, переход от гуления к лепету, развитие голосового подражания.

Звуковая активность ребенка и гуление развиваются в ходе эмоционально-речевого общения, чему способствуют, например, игра "перекличка", напевание песенок, потешек, распевание гласных звуков, имеющихся в гулении ребенка. В целях перехода от гуления к лепету с детьми проводят игры, стараясь вызвать ритмичное смыкание и размыкание губ, что создает возможность для произнесения губных звуков. Стимулирование вибрации губ малыша создает предпосылки для произнесения проторных звуков.

Нормализация навыков, необходимых ребенку в процессе кормления

Задачи: нормализация положения губ, языка и нижней челюсти в момент, когда надо снять пищу губами с ложки, пить из чашки.

Перед кормлением ребенка дефектолог проводит массаж и пассивно-активную артикуляционную гимнастику для губ и языка. Наблюдая за ребенком во время кормления, следует подобрать для него индивидуальные корригирующие приемы в зависимости от структуры дефекта. Дефектолог обучает воспитателей этим приемам работы, в дальнейшем осуществляя только контроль за кормлением детей.

Основные позиции ребенка и взрослого при проведении игр и упражнений

Активность детей на занятиях поддерживается контактными позициями ребенка и взрослого: ребенок на коленях у взрослого; ребенок на груди у взрослого в положении на животе; взрослый держит ребенка "на весу"; держит его на руке, как в люльке; ребенок в позиции на животе с опорой на голень или бедро взрослого.

На занятиях используются и неконтактные позиции ребенка и взрослого: ребенок укладывается на спину, на живот, на бок.

Для некоторых детей необходимо применять "рефлекс - запрещающие" позиции..

Пути коррекционной работы с детьми

первого года жизни в условиях дома ребенка.

 

Методические рекомендации, часть II.

Ю.А. РАЗЕНКОВА

     

III этап коррекционно-педагогической работы (работа с детьми, уровень психомоторного развития которых соответствует 6-9 мес. нормально развивающихся детей)

Сенсорное развитие

Задача: развитие дифференцированного восприятия окружающего.

В целях совершенствования зрительного восприятия и зрительных дифференцировок детям предлагаются крупные игрушки, разные по цвету, форме и величине. Продолжается работа по формированию восприятия отражения: ребенок рассматривает себя, взрослого и другого ребенка в зеркале. Значительное время должно быть посвящено развитию зрительного предвосхищения: состояния ожидания того, что предмет вот-вот появится в определенном месте, умения находить полуспрятанную игрушку, затем - целиком спрятанную. Дети учатся следить за движением падающей игрушки.

Продолжается работа по умению прислушиваться к звучанию игрушек, предметов, издающих различные звуки; к низкому и высокому звучанию музыкальных инструментов, к плясовым и спокойным мелодиям. Учат детей по-разному реагировать на спокойные и плясовые мелодии, побуждая двигать руками и ногами в ответ на пение взрослого. Формируется слуховое предвосхищение на основе зрительно-слуховой ориентировки: умение прислушиваться к звучанию невидимой игрушки, ожидать ее появление в одном и том же месте: из-под платочка, из коробки и т.д. Ребенка учат узнавать голос знакомого взрослого и различать интонации: ласковую и строгую, побуждающую, вопросительную.

Развитие эмоционально-положительных ответных реакций

Задача: развитие ярких дифференцированных эмоций.

Наиболее значимыми являются игры-занятия, развивающие смех и двигательное оживление у ребенка (игры с воздушным шариком, мыльными пузырями, сюрпризными коробочками, подвижные игры - "Догоню-догоню", "Коза рогатая" и т.д.); дифференцированные эмоции формируются на основе различения интонации голоса взрослого и различения "своих" и "чужих" взрослых.

Формирование предпосылок к ситуативно-деловому общению ребенка со взрослым

Задача: переход от эмоционального общения со взрослым к формированию ситуативно-делового общения через развитие потребности в сотрудничестве.

Это не означает, что эмоциональное общение с ребенком отсутствует. Оно играет стимулирующую роль в возникновении у ребенка потребности в сотрудничестве. Сотрудничество формируется в ходе общения при рассматривании, ощупывании игрушек, в игре, где между взрослым и ребенком устанавливаются свои правила, например очередность действий и т.п. Большое значение уделяется формированию у ребенка указательного жеста.

   

Формирование первых контактов между детьми

Задача: способствовать возникновению положительных контактов между младенцами и интереса к действиям другого ребенка.

Для установления устойчивого эмоционального контакта полезно организовать тактильное взаимодействие между детьми. В это время дети проявляют большой интерес к действиям с игрушками других детей. осле показа интересной игрушки по такой же игрушке получает каждый ребенок. В такой ситуации ребенок начинает соотносить свои действия с действиями других детей, таким образом, развивается подражание, на основе которого возникают игровые действия "рядом".

Нормализация нервно-мышечного тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев руки

Задачи: развитие предметной деятельности ребенка, умения перераспределять пальчики рук в зависимости от формы, объема и величины предметов, формирование дифференцированных захватов предметов и игрушек.

Нормализация нервно-мышечного тонуса достигается приемами массажа, укрепляющего или расслабляющего и приемами лечебной физкультуры.

   

Развитие действий с предметами

Задача: формирование манипулятивных действий.

Работа направлена на поэтапное развитие активных движений рук ребенка в различных положениях: лежа на спине, на животе, опираясь на выпрямленные руки, сидя, стоя, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого. Ребенка обучают притягивать игрушки, лежащие перед ним или сбоку на расстоянии вытянутой руки, учат перекладывать игрушки из руки в руку. Развивают умение менять положение тела в пространстве с ориентировкой на предметы, лежащие впереди или сбоку на небольшом расстоянии.

Побуждают детей переходить от одного-двух действий с игрушками к нескольким: захвату игрушки, обследованию с помощью губ и рта, ощупыванию рукой, постукиванию, размахиванию, отбрасыванию и  вновь притягиванию и т.п.

Затем детей обучают разнообразным действиям с игрушками в зависимости от их физических свойств: толкать мяч; высыпать мячи, кубики и другой материал из миски, переворачивая ее; вынимать игрушки по одной из емкости; открывать разнообразные коробочки, устройство крышек которых подсказывает способ открывания.

Умение перераспределять пальцы руки на игрушке формируется с помощью разнообразных по величине, толщине и объему предметов. Детей обучают захватывать предмет двумя и тремя пальцами. Продолжается работа по развитию тактильной чувствительности ладоней и пальцев руки, осязания: подбираются предметы, различные по материалу, фактуре, плотности, упругости. Используются игры с детским кремом, который ребенок может размазывать по различным поверхностям: зеркалу, резиновому коврику, мисочке. Игры с кремом хорошо развивают движения пальцев руки.

   

Развитие общих движений

Задачи: развитие и закрепление поворотов с живота на спину, ползания, реакций равновесия в различных положениях, умения садиться и сидеть, вставать, ходить вдоль опоры, развитие двигательной активности детей.

Упражнения, развивающие умение лежать на животе с опорой на ладони выпрямленных рук, предваряют работу по развитию поворотов с живота на спину. Далее важно формировать реакцию, равновесия в положении на животе и на боку. Проводятся игры и упражнения по формированию ползания: "Догоню-догоню", "Догони мячик", "Достань неваляшку", игры с заводными игрушками, инерционными машинками, которые побуждают малышей много, активно и в различных направлениях ползать.

Чтобы научить ребенка садиться, поначалу его "присаживают" при перевороте с живота на спину и со спины на живот.

Ребенка учат вставать на одну коленочку из положения "на четвереньках". Когда ребенок может вставать попеременно на одно и другое колено, ему показывают, как надо вставать к опоре. Следующим этапом является умение опускаться, не падая, вставая при этом на колени или присаживаясь.

Овладев навыком вставания к опоре и умением опускаться, малыши могут начинать передвигаться вдоль опоры приставным шагом. Далее необходимо научить ребенка ходить вдоль барьера, держась одной рукой.  

Развитие предпосылок понимания речи

Задача: развитие понимания речи взрослого - по его побуждению ребенок учится находить взглядом игрушки, понимать жест и слово взрослого.

Вначале ребенок учится находить взглядом игрушку, стоящую на одном и том же месте (куклу, собачку или часики), в ответ на вопрос взрослого - "где?" Следующий этап - ребенок находит две игрушки, называемые взрослым. Затем обучают ребенка находить знакомые игрушки при их перемещении в пространстве.

Одновременно с этим обучают детей понимать названия движений и повторять эти движения под потешки "Ладушки", "Сорока-сорока", "Дай ручку", "Хлоп-хлоп, ты ладошечка". Обучают понимать слова "дай", "на", "до свидания", сопровождаемые жестом, а затем и без него. Знакомят с именами детей и взрослых в группе, с названиями игрушек и предметов, проводя игру - прятки.

   

Нормализация дыхания

В этот период дыхательная гимнастика направлена на тренировку ритмичности движений и дыхания, на увеличение объема, силы и длительности выдоха.

   

Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции

Приемы массажа, применяемые в это время, должны способствовать развитию движений органов артикуляции, формированию лепета. Артикуляционная гимнастика направлена на стимулирование сопротивления мышц ребенка в целях выработки проприоцептивных и кинестетических ощущений.

Развитие предпосылок активной речи

Задачи: вызывание слогов лепета, наращивание цепочки из ряда слогов, вызывание слогов лепета по подражанию, развитие подражания разным интонациям голоса взрослого.

Работа направлена на накопление звуков в лепете. Учитывая то, что в норме ротовые-носовые и звонкие-глухие звуки появляются в лепете одновременно, основное внимание необходимо сосредоточить на вызывании следующих пар звуков: б-м; д-м; п-б; т-д; к-г. Упражнения по ритмичному смыканию губ ребенка создают условия для произнесения губных звуков м, п, б. Упражнения по ритмичному смыканию кончика языка с альвеолами или твердым нёбом создают условия для произнесения переднеязычных звуков н, т-д. Вибрирующие движения указательного пальца в подъязычной ямке ребенка способствуют появлению заднеязычных звуков.

После закрепления этих игр-упражнений детей постепенно приучают произносить слоги лепета по подражанию.

Далее ребенок учится произносить подряд два слога лепета, затем произносить цепочку слогов, включающих разные согласные звуки.

Развивая произнесение по подражанию, вызывают ответные звуки, слоги и цепочки слогов, которыми ребенок уже овладел. Произносят звуки, близкие к имеющимся у ребенка и доступные ему с точки зрения его артикуляторных возможностей, что способствует звуковой активности ребенка. Подражанию интонациям обучают, напевая слоги и цепочки слогов.

   

Нормализация навыков, необходимых ребенку в процессе кормления

Задачи: нормализация положения губ и языка при питье из чашки и еде из ложки; обучение пить самостоятельно, держать корочку хлеба в руке при еде.

Так же, как и на первых двух этапах работы, перед началом кормления педагог проводит массаж и артикуляционную гимнастику для губ и языка. Во время кормления применяются коррекционные приемы, регулирующие движения нижней челюсти, ребенка учат произвольно открывать рот и плотно его закрывать. Детей обучают держать корочку хлеба в руке и пить из чашки, не спеша, делая паузы между глотками. Побуждают детей придерживать ручками чашку.

При этом предполагается обязательное обучение персонала, занятого в процессе кормления детей (воспитатели, няни группы).

   

Основные позиции ребенка и взрослого при проведении игр и упражнений

Одна из позиций - ребенок на коленях у взрослого, который при этом может стимулировать у ребенка присаживание, упражнять в предметных действиях, развивать предпосылки активной речи, предпосылки к сотрудничеству, понимание речи.

Поза сидя между ног взрослого, когда грудь взрослого создает опору для позвоночника ребенка, удобна для развития восприятия ребенком отражения в зеркале (своего и того взрослого, который с ним занимается),  для развития предметных действий, предпосылок активной речи и понимания речи, сотрудничества со взрослым, благоприятна для проведения массажа и артикуляционной гимнастики перед зеркалом.

Позиция ребенка на животе с опорой на голень или бедро взрослого удобна для проведения игр, развивающих предметные  действия, предпосылки понимания речи.

Используются и неконтактные позиции ребенка и взрослого: положение ребенка на спине, на животе, на боку; положение сидя, стоя. Чередование контактных и неконтактных позиций ребенка и взрослого на занятии повышает активность детей и способствует формированию предпосылок к ситуативно-деловому общению со взрослым.

   

IV этап коррекционно-педагогической работы

(работа с детьми, уровень психомоторного развития которых соответствует 9-12 мес. нормально развивающихся детей)

Сенсорное развитие

Задачи: совершенствование дифференцированного восприятия окружающего, развитие ассоциативных связей между зрением, слухом, осязанием и изменением положения тела в пространстве.

На начальных этапах IV периода работа посвящена умению рассматривать игрушки и предметы, а также плоскостные изображения игрушек и предметов. Малышей обучают в ответ на вопрос "где?" находить знакомого взрослого на фотографии.

Продолжается работа по развитию зрительного предвосхищения. Малышей обучают ожидать появление игрушки в одном месте, а через некоторое время в другом месте. Развивают умение детей находить спрятанную на глазах у ребенка игрушку. Закрепляют умение рассматривать себя, взрослого и другого ребенка в зеркале.

Значительное внимание уделяется умению различать форму двух предметов: кирпичика и кубика. С этой целью значительное количество игр должно быть направлено на развитие действий с этими предметами. Продолжается работа по умению более длительно слушать звучание различных инструментов, пение взрослого. Закрепляется умение находить невидимый источник звучания, в то время как меняется его положение в пространстве. Побуждают ребенка по-разному реагировать на мелодии плясового и спокойного характера, различать интонации запрета, поощрения и радости.

Развитие положительных эмоциональных реакций

Задачи: стимулирование и поддержание радостного настроения. Радостное состояние вызывается и поддерживается на занятиях неожиданным появлением и исчезновением ярких игрушек, веселыми подвижными играми, играми с пальчиками малыша, эмоционально насыщенной атмосферой и т.д.

   

Формирование предпосылок к ситуативно-деловому общению ребенка со взрослыми

Задача: формирование потребности в сотрудничестве.

Детям в этот период требуется соучастие взрослого при выполнении одного с ним "дела", практическая деятельность рядом с ним. Поэтому важное значение придается совместным играм ребенка и взрослого: катанию мяча, прокатыванию машинки, прокатыванию шариков с наклонной плоскости, играм с воздушным шариком, пианино, бубном, русскими народными деревянными игрушками, имитирующими орудия труда. Подобные игры развивают умение соблюдать очередность действий. Большое внимание должно уделяться организации общения по поводу способа действия с дидактической игрушкой: пирамидкой, матрешкой и т.п. Важная роль отводится общению по поводу действий с игрушками, позволяющими развить некоторый сюжет в игре: с куклой, мишкой, лошадкой. В ходе организации подобного сотрудничества ребенок, воспитывающийся в условиях интернатного учреждения, ощущает внимание взрослого, его доброжелательность и, кроме того, в его лице он имеет соучастника занимающих его действий.

   

Формирование первых контактов между детьми

Задача: формирование предпосылок к игровому взаимодействию между детьми - переходу от игры "рядом" к совместным игровым действиям.

Организуя игровое взаимодействие между детьми, взрослый проводит совместные игры нескольких детей с одной игрушкой, а также игры-забавы: катание мяча, машинки, игру в прятки. В целях развития контактов между детьми с ними организуют игры "Догоню-догоню", "Ку-ку", "Куку, вот и я"; показы ярких  музыкальных игрушек - неваляшки, музыкальной уточки, паровозика, машинки, юлы; побуждают детей протягивать ручки за игрушкой; искать и просить игрушку, спрятанную другим ребенком.

Нормализация нервно-мышечного тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев руки

Нормализация нервно-мышечного тонуса на IV этапе работы должна способствовать развитию разнообразных предметных действий ребенка, умению захватывать предметы различными способами.

   

Развитие действий с предметами

Задачи: развитие действий с дидактическими игрушками; развитие первых сюжетных действий; развитие координации движений руки; совершенствование мелкой моторики рук и осязания.

Совершенствуются исследовательские действия ребенка. Взрослый учит малышей соотносить игрушки, с которыми он имеет дело, и свои действия: выкладывать из различных емкостей (мисочки, ведра, коробки, ящика, мешочка) и собирать в них разные предметы, снимать и надевать кольца со стержня пирамидки, открывать и закрывать по-разному устроенные крышки.

Детей обучают разнимать на две части такие игрушки, как матрешка, бочонок, деревянное яйцо, формочка для песка.

Затем дети учатся собирать эти предметы.

Совершенствуются противоположные по значению действия: вынимание - вкладывание, разъединение - соединение, надевание-снимание.  

Одновременно с развитием умения соотносить действия с предметом необходимо формировать первые орудийные действия, а затем первые сюжетные действия ребенка; продолжать совершенствовать движение руки, направленное к предмету: петлеобразное, захватывающее сверху, скользящее, обхватывающее сверху, сбоку или снизу; развивать умение перераспределять пальцы рук в зависимости от формы, объема и величины предмета, захватывать предметы двумя или тремя пальцами руки; обучать детей действовать кончиками пальцев; продолжать проводить игры с кремом и гуашью.

   

Развитие общих движений

Задача: развитие самостоятельной ходьбы.

В ходе игр и упражнений ребенок учится ходить при поддержке за обе руки, затем за одну ручку. Детей побуждают делать первые шаги, переходя от предмета к предмету, привлекая их внимание к ярким и звучащим игрушкам, обучают стоять без опоры и ходить самостоятельно, без поддержки.

Закрепляется умение удерживать равновесие в различных положениях: лежа; на спине, на животе, на боку, сидя.

   

Развитие предпосылок понимания речи

 

Задачи:  развитие регулирующей функции речи, увеличение количества понимаемых слов, формирование понимания первичных обобщений.

Детей обучают по слову взрослого находить знакомую игрушку среди двух знакомых игрушек, затем - среди многих знакомых игрушек, собранных в ящике, лежащих на полу. Обучают выполнять простые поручения, опираясь на понимание жеста в сочетании со словом, формируют умение приносить знакомые игрушки, предметы, отдавать их взрослым и детям.

Необходимо развивать умение рассматривать яркую картинку, открывать и закрывать книжечку, рассматривать две картинки в книжке.

Учат первичным обобщенным понятиям: по просьбе взрослого дети показывают и приносят игрушки, имеющие некоторые различия, но одно и то же назначение и название (кукла - резиновая, целлулоидная, мягконабивная, деревянная, би-ба-бо и т.д.).

Значительное внимание должно быть уделено развитию понимания одних и тех же действий с различными игрушками. Необходимо знакомить детей с именами окружающих детей, взрослых, названиями предметов быта, одежды и мебели; закреплять умение понимать и выполнять движения под потешки.

В целях формирования активности ребенка в общении со взрослыми следует развивать понимание различных жестов и действий и побуждать их использовать жест со словом "возьми", жест типа "дай-дай", жест "на" - с протягиванием предмета, "ай, нет" - прятанье ручек за спину, "до свидания" - помахивание рукой, "пока" - воздушный поцелуй, "малыш, хороший" - поглаживание по голове ручкой, "ку-ку, вот и я" - закрывание ручками глаз.

   

Нормализация дыхания

Дыхательные упражнения на этом этапе работы направлены на увеличение силы и длительности вдоха и выдоха.

Кроме пассивных дыхательных упражнений в этот период возможно с некоторыми детьми проводить игры, стимулирующие активные дыхательные движения с включением элементов подражания.

   

Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции

Дифференцированный массаж лицевых жевательных мышц направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений.

   

Развитие предпосылок активной речи

Задача: развитие подражания новым слогам лепета и первым лепетным словам.

Работа предполагает развитие подражания тем слогам, которых нет в лепете ребенка, при том используется прием "переклички".

Обучение первым лепетным словам наиболее успешно проходит в процессе предметно-игрового сотрудничества ребенка со взрослым. Значительно облегчает усвоение лепета двигательная и эмоциональная активность детей, а также использование лепета и лепетных слов в сочетании с жестом.

   

Нормализация навыков, необходимых ребенку в процессе кормления

Задача: развитие самостоятельности в  процессе кормления.

Проводя дифференцированный массаж и активную артикуляционную гимнастику перед кормлением детей, дефектолог особое внимание должен уделять активным движениям языка и губ ребенка.

Занятия с персоналом на IV этапе работы могут не проводиться, поскольку к этому периоду все воспитатели и няни обучены необходимым коррекционным приемам.

   

Основные позиции ребенка и взрослого при проведении игр и упражнений

Важным условием успешности осуществляемой работы является система позиций ребенка и взрослого при проведении игр и упражнений.

По-прежнему активно должны использоваться контактные позиции ребенка и взрослого: позиции ребенка "сидя на коленях у взрослого", "сидя между ног у взрослого", "сидя между ног у взрослого, лицом к лицу", которые способствуют развитию предметных действий, предпосылок активной речи и понимания речи, сотрудничества со взрослым.

   

Обучение на подгрупповых занятиях

На IV этапе коррекционно-педагогической работы кроме индивидуальных целесообразно проводить подгрупповые занятия. Начинать заниматься с подгруппой детей можно тогда, когда у малышей имеется некоторый запас сенсорных, двигательных или предметно-игровых умений.

Необходимо проводить подгрупповые занятия, направленные на развитие понимания речи и ориентировки в окружающем, на развитие подражания звукам и действиям взрослого. Это показы "сюжетных" игрушек в действии: появляющейся и убегающей собачки, плавающей уточки, скачущего зайчика; это показ укачивания куклы, укладывания куклы спать, кормления кошки (куклы, зайчика), катания игрушек на лошадке (машинке), катания игрушек с горки; показ игрушек и настенных картин, расположенных в разных местах группового помещения. Проводятся игры, направленные на развитие движений и повышение двигательной активности детей: игры в мяч, игры с воздушным шариком, разбрасывание и собирание шаров, кубиков, кирпичиков.

Представленный методический материал может служить основой для составления индивидуальной программы развития ребенка, воспитывающегося в условиях специализированного учреждения.

Многолетние исследования и опыт по апробированию предлагаемого материала дают основание утверждать, что ранняя педагогическая работа способствует коррекции и предупреждению вторичных нарушений в развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя и ребенка первого года жизни в режимных моментах (в условиях дома ребенка)

1.     Особенности формирования личности ребенка в условиях депривации.2.     Теоретические пути решения проблемы формирования личности в условиях депривации.3....

Коррекционная логопедическая работа с детьми второго, третьего года жизни в условиях Дома ребенка.

Направления коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка....

Планирование занятий по развитию элементарных математических представлений у ребенка третьего года жизни в условиях Дома ребенка.

Предлагается система игр - занятий по формированию восприятия  формы  для детей 3-го года жизни...

Социализация на первом году жизни воспитанника в доме ребенка

Блок программы по социализации детей в домах ребенка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КИНЕЗИОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА (ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ЗПР)

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВЦель:    Способствовать овладению навыков у коллег применять элементы кинезиологии в коррекционной работе с воспитанниками дома ребенка для повышения эффективност...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА

   В домах ребенка воспитываются дети раннего, оставшиеся без попечения родителей. Социально- бытовые условия, экологические неблагополучия, ранняя беременность, отсутствие культурно-...