Планирование занятий по развитию элементарных математических представлений у ребенка третьего года жизни в условиях Дома ребенка.
учебно-методический материал (младшая группа)

Петухова Алла Павловна

Предлагается система игр - занятий по формированию восприятия  формы  для детей 3-го года жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель – дефектолог Петухова Алла Павловна

Планирование занятий по развитию элементарных математических представлений  у детей третьего года жизни в условиях Дома ребенка.

Одной из важнейших особенностей развития ребенка третьего года жизни является развитие речи. Ребенок понимает смысл высказываний. Речь теперь является для него регулятором поведения. Быстро растет активный словарь. С развитием речи начинает развиваться мышление. Для нас это важно, так как обобщенное значение приобретают слова, обозначающие качества предметов - цвет, форму, величину.

Деятельность ребенка носит характер предметной деятельности. Он постоянно обследует предметы, исследуя их свойства. Результатом производимых ребенком экспериментов являются его первые умозаключения. Он переходит от способа «проб и ошибок» к способу «примеривания» и зрительного соотнесения. Теперь, действуя с предметами, он учитывает их форму, цвет, величину, расположение в пространстве. Выполняя определенные действия, ребенок может следовать словесной  инструкции взрослого. Также совершенствуется координация движений руки под контролем глаза  - это открывает новые возможности при выборе диагностического материала игр ребенка.

Занятия по сенсорному развитию строятся на основе показателей нервно- психического развития детей первых трех лет жизни разработанных   В. Пантюхиной, К.Л. Печорой, Э. Л. Фрухт. Используется «Программа воспитания и обучения детей в Доме ребенка» рекомендованная Министерством  здравоохранения.

Программой рекомендовано проводить:

Дидактические игры: для развития ориентировки в цвете, величине, форме, массе и количестве предметов, умения их различать и называть.

Использовать в игре пирамидки: 6-8 колец до 2 лет 5 месяцев, 8-12 колец после 2 лет 5 месяцев.

Матрешки, бочонки, шары с вкладышами, разрезные картинки, складные кубики, мозаика, волчки.

Занятия по сенсорному развитию с ребенком возраста 2 года – 2 года 5 месяцев:

- учить группировать однородные предметы по одному из признаков  (величина, цвет, форма);

- использовать для обозначения формы  названия предметов: прямоугольник- кирпичик, овал – яйцо, цилиндр – труба; трехгранная призма – крыша;

- различать и группировать предметы по цвету: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный;

- различать и группировать предметы по форме: круг, квадрат, прямоугольник, призма, треугольник, овал;

-  учить группировать предметы, резко различные по величине: большой – маленький; по форме: квадрат – круг, треугольник – овал; по цвету: красный – синий, желтый – черный.

Затем более близкие по величине и форме: круг – овал; прямоугольник – овал; по цвету: красный – желтый, синий – зеленый.

Проводить занятия с пирамидками  из 6-8 колец, вкладками и кубами по 4-6, матрешками по 4-6 штук.

Разрезные картинки – 2 части, складные кубики -   4 части.

Предлагаю систему игр – занятий по формированию восприятия формы для детей третьего года жизни.

ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ
(для детей 3-го года жизни)

Месяц

Неделя

Тема

            Название игры

Сентябрь

1-2

3-4

Части тела

Дом,. семья

Кубики и матрешки

Подарки для всей семьи

Октябрь

1-2

3-4

Игрушки

Фрукты, овощи

Собери кубики

Собираем урожай

Ноябрь

1-2

3-4

Осень

Одежда

Что нам осень принесла?

Новое платье

Декабрь

1-2

3-4

Домашние животные

Праздник елки

Водопой

Укрась елку

Январь

1-2

3-4

Зима

Зимние забавы

Построим дом для снеговика

Лепим снежную бабу

Февраль

1-2

3-4

Мебель

Дикие животные

Вот это стул – на нем сидят…

Помоги лесным животным найти свой дом

Март

1-2

3-4

Наша мама

Транспорт

Мамочку я поздравляю

Еду, еду я домой на машине грузовой

Апрель

1-2

3-4

Весна

Обувь

Ручеек и кораблик

Вытираем обувь

Май

1-2

3-4

Посуда

Цветы, деревья

К нам в гости пришли

Почки и листочки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Адаптация ребенка третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Опыт работы "Адаптация ребенка третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения" представленный на профессиональном конкурсе "Воспитатель года - 2010"...

Консультация для родителей: «Занятия по рисованию и лепке с ребенком третьего года жизни»

Консультация для родителей:  «Занятия по рисованию и лепке с ребенком третьего года жизни»...

Коррекционная логопедическая работа с детьми второго, третьего года жизни в условиях Дома ребенка.

Направления коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка....

Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка. Разенкова Ю. А.

Разенкова Ю. А. это замечательный автор публикаций, помогающий специалистам Домов ребенка грамотно построить логопедическую работу. ...

Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка третьего года жизни в условиях ДОУ

Обобщение педагогического опыта во время адаптации детей третьего года жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения...

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА

   В домах ребенка воспитываются дети раннего, оставшиеся без попечения родителей. Социально- бытовые условия, экологические неблагополучия, ранняя беременность, отсутствие культурно-...