Сочинять лимерики весело и интересно!
статья на тему

Зайцева Ольга

Сочинять лимерики весело и  интересно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinyat_limeriki_eto_veselo.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинять лимерики весело и  интересно!

 «Начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту гениальность утрачивает. В восьмилетних детях ее уже нет и в помине, так как надобность в ней миновала». 

Корней Чуковский

Многие исследователи отмечают, что словотворчество – естественный способ освоить лексическое богатство родного языка, осмыслить разнообразие грамматических форм. Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка.

 Детское словесное творчество, по мнению О. С. Ушаковой, – деятельность, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни, выражающаяся в создании устных сочинений: рассказов, сказок, стихов. Это наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка, связанный с его общим развитием. Существует прямая зависимость между развитием речи детей и их творчеством, так как само творчество немыслимо без овладения богатством того языка, на котором ребёнок говорит, думает.

Как известно, стихотворение – одна их форм монологической речи. Работа с такой формой монологического текста благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности.

В своей книге «Азбука стихов» М. Шварц заметил: «Писать стихи – не сложно. Главное – это понять, как они устроены. А когда вы поймете, как устроены стихи, почувствуете их ритм, музыку, услышите рифму, научитесь передавать в словах свое настроение – вы увидите, что писать стихи не так уж сложно». В практике дошкольного образования пробуют учить детей составлять стихотворные тексты, но сложившейся методики этой работы нет. А вот в технологии, разработанной на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ, предлагается использовать лимерик для развития словесного творчества  детей.

Детское стихосложение, с точки зрения Н.Н. Хоменко, есть система упорядоченности отвлечённых звуковых признаков текста, созданная детьми самостоятельно или при помощи взрослого. Т.А. Сидорчук выделяет лимерик как основной вид детского стихосложения, называя его «любимой словесной игрушкой ребёнка».

 Лимерик является одним из средств развития детского речевого творчества. Как правило, это стихотворение из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Строки в нем рифмуются следующим образом: первая со второй, третья с четвертой, а пятая содержит вывод и может рифмоваться с первой, или не рифмоваться вовсе. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик. Сочинять лимерики начали в городе Лимерик (Ирландия). Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812 - 1888).

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов возможно начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы - игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.

В качестве подготовки я стала использовать следующие словесные игры и творческие задания: «Доскажи словечко», «Склад – несклад», «Чистоговорки», «Сочини дальше», «Исправь меня», «Дразнилка».

Чтобы научить  детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются, и самостоятельно подбирать рифмованные слова, начинаю работу с проведения игровых упражнений, таких как:  «Складные картинки» и «Придумай рифмованное слово».  Детям предлагается найти картинки, которые рифмуются. Например: подушка – лягушка, рубаха – черепаха и т.д. Если не получается рифма, то предлагаю изменить их, добавив одинаковые суффиксы (хвостики).  Или назвать любое слово и прошу подобрать похожее на него. Опять же обращаю внимание на одинаковые «хвостики». Причем рифмуются не только названия предметов, но и их действия и признаки. Самое главное – выбрать наиболее удачные варианты и обратить на них внимание детей.

В игре «Придумай рифмованную строку» учу детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию. Это задание для детей очень сложное, т.к. они увлекаются самим сюжетом, постоянно «уходят в сторону». Здесь важно подвести их к пониманию того, что строчка должна заканчиваться одним из выбранных слов.

В игре «Сочиняем разные лимерики» знакомимся с моделью составления лимерика и упражняемся  в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы, используя табличку с моделью составления лимерика и записывая его схемами:

Жил-был объект

Какой?

Что делал?

С кем общался?

Вывод

Предлагаю детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (грач - калач, сидел - свистел). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми  сочиняем текст лимерика по модели. Лимерик повторяется несколько раз детьми.

Жил-был чёрный грач,

Был он круглый как калач.

Червяков он много ел,

С мячом летать не хотел.

Вот какой ленивый грач!

Дети составляют рифмованный текст и записывают его схемами. Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью схемы. Схема должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста. С помощью схематической фиксации текста можно работать над интонационной выразительностью речи детей. При помощи определенных условных знаков можно обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную, повествовательную интонации, паузу.

Изначально ребятам было сложно составить даже двустрочники, но с каждым разом стихи получаются все интереснее по содержанию и больше по размеру строк.

В игре «Что получится, то и получится» учимся составлять небылицы. Дети отвечают на вопросы: « Кто? Что? Какой? Что делает? Где?» Сформулировав вопрос, педагог выслушивает ответы детей и вписывает в таблицу. Когда колонки будут заполнены, нужно прочитать детям небылицы, начиная фразу с прилагательного («Пушистый чемодан летает в будке»).

В ходе игры следует проговаривать детям правильно построенную фразу и фразу с нарушениями в согласовании слов, например: «Круглый платье  скачет на горе». Пусть дети заметят ошибку и исправят ее. Такие упражнения полезны для совершенствования грамматического строя речи.

Далее в игре «Стишок про нас» дети учатся создавать рифмованные тексты из 5-6 строк на основе пережитых событий.

Жил-был мальчик Кирилл,

И неправильно он говорил.

Заниматься он не хотел

Звуки и буквы она ел.

Учись Кирилл красиво говорить!

В игре «Придумаем стишок или лимерик про занятие» упражняю детей в создании рифмованных текстов на основе знаний, полученных на занятиях. Предлагаю детям в конце какого-либо занятия составить стишок или лимерик о том, что они узнали.

Жила – была счётная палочка

Длинная как скакалочка.

Считать она не умела

С дирижером дружить хотела.

Вот какая интересная палочка!

Жила – была буква А,

Острая как стрела.

В начале слова стояла

И место никому не уступала.

Какая невоспитанная буква!

И после это переходим к непосредственному сочинению лимериков. А так как лимерики это узаконенная нелепица, такое сочинение доставляет детям огромное удовольствие. Сочиняем в групповой комнате, на прогулке, сочиняем к каждой лексической теме. Работа эта продолжается дома с родителями (после проведенной с ними работы). Не могу сказать, что все дети усвоили механизм сочинения лимериков, но большинство с удовольствием складывают рифмы, и сам процесс совместного творчества всем очень нравится.  Лимерик тем и хорош, что представляет  из себя смешную нелепицу. То есть,  можно говорить любую чепуху и не выглядеть при этом глупо. Чем смешнее и неправдоподобнее получается, тем больше стихотворение похоже на лимерик.

Подводя итоги, хочу отметить, что в  результате проведённой работы речь детей стала более свободной, развернутой. Они перестали бояться высказываться, научились более точно подбирать слова для выражения своих мыслей.

Предложите своим детям сочинить лимерик. Желаю удачи!

Литература:

  1. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004.
  2. Гербова В.В., Развитие речи в детском саду: старшая группа. – М. МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Сочинять лимерики – весело!"

Мастер-класс для педагогов«Сочинять лимерики – весело!»...

Статья "Сочинять лимерики - это весело"

В статье представлен опыт работы по развитию речи у дошкольников посредством обучения их составлению лимериков,  показано, как можно творчески организовать речевую деятельность детей, чтобы она б...

Сочиняем лимерики, веселые стихи для детей в детском саду.

Сочиняем лимерики, веселые стихи для детей в детском саду.Автор: Волченкова Елена ВикторовнаДолжность: воспитательЯ хочу поделиться опытом работы с детьми по созданию рифмованных стихотворений &m...

Сочиняем лимерик.

Сочинение стихов юмористического содержания....

" Сочиняем лимерики дома!"

Совершенствование речи детей – развитие речи, речевого творчества, выразительности речи - главные направления по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Одним из показателей уровня ра...

Сочиняем лимерики, веселые стихи для детей в детском саду.

Лимерик — это коротенькое веселое стихотворение из пяти строк,...