Статья "Сочинять лимерики - это весело"
статья по развитию речи на тему

В статье представлен опыт работы по развитию речи у дошкольников посредством обучения их составлению лимериков,  показано, как можно творчески организовать речевую деятельность детей, чтобы она была радостной, желанной и обеспечивала “ фундамент для подготовки детей к развивающему начальному обучению”.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinyat_limeriki_-_eto_veselo.doc980.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинять лимерики – это весело!                                                                                                                                                                       

                                                  Нагодкина Елена Николаевна

                                                             воспитатель МБДОУ

                                           «Детский сад комбинированного вида №62»

                                            Энгельсского муниципального района                            

                                             Саратовской области                                                                                                                                              

В отечественной педагогике всегда уделялось большое внимание вопросам развития речи. Но,  ни для кого не секрет, что,  несмотря на повышенный интерес к данной проблеме, уровень речевого развития современных дошкольников всё  же недостаточен, к тому же многие из них имеют различные нарушения речи.  Поэтому необходимо вести целенаправленную систематическую работу по развитию речи,  профилактике её нарушений, а для этого использовать  на занятиях более эффективные, целесообразные, занимательные  для детей методы и  приёмы, которые способствовали бы  появлению интереса у воспитанников к данному виду деятельности. Ведь, чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

Работая над темой «Использование новых технологий в развитии связной речи детей»,  изучая технологии ТРИЗ и РТВ по данной теме, в  разработках  Т.А. Сидорчук  и  Н. Н. Хоменко мне попался раздел «Составление дошкольниками рифмованных текстов».

 Как известно, стихотворение – одна их форм монологической речи. Работа с такой формой монологического текста благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности.  (1) 

 Мне стало интересно поработать с детьми в этом направлении. В практике дошкольного образования пробуют учить детей составлять стихотворные тексты, но сложившейся методики этой работы нет. А вот в технологии, разработанной на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ, предлагается использовать лимерик для развития словесного творчества одаренных детей.

 Лимерик - короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812 - 1888).   (1)

  Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом:  первая и вторая строка рифмуются между собой, третья рифмуется с четвёртой, а пятая содержит вывод (либо утверждение) и может рифмоваться с первой строкой или не рифмоваться вовсе.
            Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик.

 Короче говоря, чтобы сложить лимерик, надо подобрать две срифмованные пары слов. Например: диван – банан, скакал – летал. Теперь «укладываем» их в строчки. Первые две строки могут выглядеть так:

                          В зале стоял диван,

                          Он был жёлтый, как банан.

Теперь следующие два слова:

                          Ваня по дивану скакал

                          И птицей по залу летал.

Пятая строчка, как мы сказали, должна содержать вывод, мораль и т.д.

Например:

                          Бедный жёлтый диван!

Работу с детьми я начала с проведения игровых упражнений, таких как:  «Складные картинки», «Похожие слова», «Придумай рифмованную строку».

В первой игре детям предлагалось найти картинки, у которых похожие названия. Например: подушка – лягушка, чашка – ромашка и т.д. Если слова не рифмовались, то предлагала изменить их, добавив одинаковые суффиксы (хвостики). Например, с помощью суффикса –очк слова коза – роза превращаются в прекрасную рифму  козочка – розочка.

В игре «Похожие слова» я просто называла любое слово и просила подобрать похожие на него. Опять обращала внимание на одинаковые «хвостики». Причём рифмовали мы не только существительные, но и глаголы, прилагательные.

 Хочу сказать, что эти упражнения детям очень полюбились. Они наперебой выкрикивают разные слова, не всегда, конечно, рифмующиеся, но очень стараются подобрать похожие. Задача воспитателя – выбрать наиболее удачные варианты и обратить на них внимание детей.

  Далее мы пытались сочинять уже целые строки. Это задание для детей очень сложное, т.к. они увлекаются самим сюжетом, постоянно «уходят в сторону». Здесь важно подвести ребят к пониманию того, что строчка должна заканчиваться одним из выбранных слов.

    Дальше – больше. При каждом удобном случае я предлагала поиграть в «поэтов». Раздают дежурные посуду, а мы в это время сочиняем весёлое стихотворение:              

                          На столе стояла тарелка,

                          А вокруг скакала белка.

                          Тарелка на столе стояла,

                          А белка её тихонько лизала.

                          Некрасиво лизать тарелку!

 Лимерик тем и хорош, что представляет  из себя смешную нелепицу. То есть,  можно говорить любую чепуху и не выглядеть при этом глупо. Чем смешнее и неправдоподобнее получается, тем больше стихотворение похоже на лимерик.

Вот ещё несколько примеров нашего с детьми творчества:                  

                           Красивая большая коробка

                   Стояла на длинной полке.

                   Полка на стене висела,

                   А в коробке что-то звенело.

                   Вот такая весёлая коробка!

                                                                     

                                                                     Однажды зелёная лягушка

                                                                     Купила себе мягкую подушку.

                                                                     Весь день на подушке лежала

                                                                     И муху она рисовала.

                                                                     Красивая получилась муха!

                   Бежала лисичка,

                   На ней росла косичка.

                   Лиса была красивая

                   И очень даже милая.

                   Нам бы такую косичку!  

Сочинением лимериков мы занимались в свободное от занятий время. Не могу сказать, что все дети усвоили механизм сочинения лимериков, но большинство с удовольствием складывали рифмы, и сам процесс совместного творчества всем очень нравился.

Подводя итоги, хочу отметить, что в  результате проведённой работы речь детей стала более свободной, развёрнутой. Они перестали бояться высказываться, научились более точно подбирать слова для выражения своих мыслей.

                                                   

         

Используемая литература:

  1. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Сочинять лимерики – весело!"

Мастер-класс для педагогов«Сочинять лимерики – весело!»...

Сочинять лимерики весело и интересно!

Сочинять лимерики весело и  интересно!...

Сочиняем лимерики, веселые стихи для детей в детском саду.

Сочиняем лимерики, веселые стихи для детей в детском саду.Автор: Волченкова Елена ВикторовнаДолжность: воспитательЯ хочу поделиться опытом работы с детьми по созданию рифмованных стихотворений &m...

Мастер-класс «Страна веселых лимериков»

Давайте не упускать то время, когда мы можем сделать наших детей гениальными....

Лимерики-веселые стихи!

Освоение технологии составления стихотворных небылиц с использованием  предложенной модели...

Сочиняем лимерики, веселые стихи для детей в детском саду.

Лимерик — это коротенькое веселое стихотворение из пяти строк,...