Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с дошкольниками
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Шарычева  Светлана Викторовна

 

Мастер - класс

«Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе»

 

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

Задачи:

1.  Рассмотреть теоретические положения метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

2. Продемонстрировать возможности применения метода мыслительных карт Тони Бьюзена на практике.

3. Развивать рефлексивную культуру и аналитические способности педагогов.

 

План:

 

1.   Организационный момент

2.   Основная часть

- Теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена

- Основные правила составления мыслительных карт

- Работа  группой (практическая часть).

Использование метода в различных видах деятельности (планирование, образовательная деятельность, проектирование, изучение документа)

- Обсуждение результатов работ группы.

 

3.   Рефлексия. Обмен мнениями. Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, следовательно,  при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.

Чтобы   обучение  строилось  на активной основе через  деятельность детей в соответствии с их личными интересами   для  разработки проектов используются различные способы.

  • Системная паутинка по проекту;
  • "Модель трёх вопросов"
  • Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)
  • Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)

 

1.                Теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

Мыслительная карта (от англ.сл. MindMap) на русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты.  Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.

Мыслительные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен в 60-70г. 20 века.

Первоначально этот метод использовался  специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления.  Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.

Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. В нашей голове одновременно «думается» множество мыслей, каждая из которых непрерывно уходит в сторону, разветвляется или пересекается с другими. При столкновении разных мыслей, порождаются новые. Попытки их упорядочить и записать на бумаге в строгой последовательности обычно приводит к плачевным результатам.

Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.

В дошкольном образовании в первую очередь развиваются способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети - правополушарные, поэтому у них возникают сложности при обучении.

Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.

Преимущество мыслительных карт в том, что:

1.                 Их легко составить

2.                 Можно запомнить быстро и качественно много информации

3.                 При составлении мыслительных карт развивается мышление, память, воображение

4.                 Экономия  времени (Писать нужно мало, написать можно быстро)

5.                 В готовой карте видно взаимосвязи, структуру, логику.

6.                 Концентрация информации на важных моментах.

Мыслительные карты могут использоваться для:

1.   изучение нового материала

2.   закрепление материала

3.   обобщение материала

4.   планирования деятельности

5.   подготовка проекта, презентации

6.   написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы

7.   упорядочивания и систематизации информации

8.   конспектирование

Рассмотрение 2-3 примеров использования карт

 

Итак, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить мыслительную карту.

Правила создания карт:

1.       Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

2.       Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

3.       Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

4.       Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

5.       Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

6.       Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

7.       Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

8.       Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

 

Практическая часть

1.                 Работа педагогов по составлению мыслительной  карты с ключевым словом «Зима»

2.       Обсуждение результатов работ, представление  педагогам  карты воспитанников подготовительной группы №10.

Свойства мыслительных карт:

-  Наглядность (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)

- Привлекательность (Хорошая карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)

- Запоминаемость (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается.)

- Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)

- Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)

- Возможность пересмотра (Пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)

Данный метод дает возможность:

- повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность

- развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности

- активизировать деятельность

- выявлять причины затруднений

- корректировать знания воспитанников

3.Рефлексия. Обмен мнениями. Подведение итогов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с детьми"

Цель данного семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных ...

Семинар-практикум «Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с педагогами»

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена....

Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с дошкольниками.

Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с дошкольниками   Актуальность. Метод использования мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с дошкольниками помогает внедрять ...

"Метод мыслительных карт" Тони Бьюзена в работе с дошкольниками.

quot;Метод мыслительных карт" - как один из способов разработки проектов в работе с дошкольниками....

Воркшоп Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе.

Мыслительная карта (от англ. сл. MindMap) на русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума, ментальные, интеллектуальные...

Мастер-класс "Использование интеллектуальных карт Тони Бьюзена в работе с дошкольниками"

Мастер-класс : использование интеллектуальных карт  Тони Бьюзена для запоминания...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Использование ментальных карт Тони Бьюзена в работе с дошкольниками»

Ментальные карты — это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать. С помощью неё развиваются творческие и речевые способности детей, активизируется память и мышление и это её ...