Практико-ориентированный проект «Детская журналистика как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
проект (подготовительная группа) на тему

Жданова Мария Васильевна

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 271 компенсирующего вида»

 

 

 

Октябрьский район,

630083, г.Новосибирск, ул.Обская, 96

т/ф 2694933, ds_271_nsk@nios.ru

 

 

 

Городской конкурс проектов «Инновации в образовании»

 

 

Практико-ориентированный проект

«Детская журналистика как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

 

 

 

 

Автор проекта:

Жданова Мария Васильевна, воспитатель

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2017

Оглавление

1.​ Краткая аннотация

2.​ Описание учреждения

3.​ Постановка проблемы

4.​ Цели и задачи проекта

5.​ Методы реализации проекта

6.​ Ожидаемые результаты

7.​ Оценка качества реализации проекта

8.​ Практическая значимость проекта

9.​  Ресурсы (бюджет проекта)

Приложения

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая аннотация проекта

Проект «Детская журналистика, как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста» реализуется всеми участниками коррекционного воспитательно-образовательного процесса. Проект может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: создание условий детям старшего дошкольного возраста с ТНР для ощущения себя свободной полноценной личностью, равноправным взрослым, включенным в систему коммуникативного общения.

Реализация проекта будет проводиться через: тщательное планирование этапов, консультационно–методическое сопровождение, включение педагогического состава и родителей в образовательный процесс, создание необходимых психолого-педагогических условий для успешной реализации проекта.

При реализации проекта у детей будут сформированы:

​ первоначальные представления о профессиональных журналистских качествах, о мире журналистики;

​  активный познавательный интерес к миру профессий, обществу;

​ такие основы личности как самостоятельность, коммуникативность, активность, любознательность, инициативность;

​ навыки ведения диалога, умения слушать собеседника, общаться в паре, группе, коллективе.

Срок реализации проекта: 1 (один) год

Стоимость проекта:62860руб.

Необходимая сумма: 5800 руб.

 

 

 

 

 

Описание учреждения

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 271 компенсирующего вида начал работать в 1962 году как массовый детский сад. С 1972 года ДОУ первым в городе Новосибирске начал оказывать логопедическую помощь дошкольникам. В настоящее время в ДОУ функционируют 5 групп для детей с тяжелыми нарушениями речи. В основе концепции развития ДОУ, как коррекционной модели дошкольного образовательного учреждения, лежит возможность: ранней диагностики и динамического наблюдения отклонений в речевом  и психофизическом развитии детей; комплексного психолого-медико-педагогического подхода к диагностической, коррекционной работе; вариативного набора разных по срокам обучения программ для детей с учётом их личностных особенностей; интеграции детей с различным уровнем речевого развития.

Система работы с детьми, имеющими ТНР, представляется в следующей цепи: комплексное обследование; индивидуальная коррекционная работа в условиях интегрированного обучения и воспитания детей в ДОУ; анализ и уточнение индивидуальной программы с обоснованием рекомендаций для дальнейшего воспитания и обучения детей.

Основные цели коррекционного воспитательно-образовательного процесса:

1. Обеспечение специалистов ДОУ программой действий, объединяющей аналитическую и коррекционно-развивающую работу с детьми.

2. Внедрение эффективных педагогических технологий, обеспечивающих широкий выбор средств и условий коррекции детей с проблемами в развитии речи.

3. Установление связей с общественностью, социальными институтами.

4. Восстановление традиций семейного воспитания в оздоровлении детей и вовлечение семьи в образовательный процесс.

 

 

В детском саду реализуется Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР. При отборе содержания образовательного процесса педагоги ДОУ руководствуются рекомендациями следующих программ:

​ Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для дошкольников с ТНР под ред. Л.В.Лопатиной, С-П, 2014.

​ От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3 изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.;

​ Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет. ФГОС. Нищева Н. В. 2015. 240с.. изд. Детство-Пресс.)

​ «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой;

​ «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием», Т.Б. Филичевой, Г. В.Чиркиной и другие методические разработки.

 

Постановка проблемы

На сегодняшний день проблема социально-коммуникативного развития современных дошкольников особенно актуальна и обсуждается многими специалистами, которые имеют непосредственное отношение к ней – это и педагоги, и психологи, и социологи. Изучением данной области занимались многие известные отечественные педагоги и психологи прошлых лет: Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, В. С. Мухина, А. В. Запорожец, Г. М. Андреева, и т. д.

Дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек,  дети, прежде всего, тянутся к миру людей, к окружающему миру, природе, ведь они живут в этом мире. Но чтобы быть успешным, компетентным, понимающим, что происходит в обществе, нужно знать определенные нормы, правила, традиции, действующие в нем.

Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования: «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

В нашей группе наблюдается следующая картина: дети очень активны, они любят общаться, но, к сожалению делать этого не умеют. Современные дошкольники все чаще манипулируют взрослыми, что приводит к трудностям в общении и во взаимодействии с людьми любого возраста. У современных дошкольников, добавляя к выше изложенному, также страдает сюжетно-ролевая игра, а именно игра с профессиональным сюжетом, ведь данный вид игры является важной в старшем дошкольном возрасте, так как в процессе нее дети общаются. По всей вероятности, это связано с тем, что дошкольники все более отдаляются от взрослых: скорее всего родители не разговаривают с детьми о своей работе и профессии – оттуда скудные представления о мире профессий и отсутствие интереса. Поэтому возникла идея запустить проект, в котором дети смогут открыться с другой стороны, прочувствовать и попробовать себя в разных ситуациях, научиться общаться, слушать собеседника, научиться вести диалог, как со взрослыми, так и со сверстниками.

В результате анкетирования проведенного с родителями нашей группы МКДОУ д/с № 271 компенсирующего вида, выявились следующие показатели.

 

Результаты анкетирования «Поведение и общение»

Положительные показатели

% детей

% детей

Отрицательные показатели

Вежлив

64%

36%

Не вежлив

Внимательно слушает

36%

64%

Не внимателен

Умеет договариваться с другими людьми

29%

71%

Не умеет договариваться с другими

Может обратиться с просьбой к другому человеку

57%

43%

Испытывает трудности при обращении с просьбой к другому

Может понять состояние другого человека

57%

43%

Не всегда может понять состояние другого человека

Правильно оценивает действия других людей

43%

57%

Испытывает трудности при оценке действий других людей

Может оценить свое поведение

36%

64%

Не всегда правильно оценивает свое поведение

Контролирует свои действия и речь

29%

71%

Испытывает трудности при контроле своих действий и речи

Может сопереживать другим людям

57%

43%

Сопереживание со стороны ребенка не наблюдается

Принимает сочувствие со стороны других людей

57%

43%

Не принимает сочувствие со стороны других

На неудачу реагирует адекватно

21%

79%

На неудачу реагирует неадекватно

На чужой успех реагирует адекватно

43%

57%

На чужой успех реагирует неадекватно

Принимает помощь со стороны других людей

71%

29%

С трудностью принимает помощь со стороны других

Может предложить помощь другим

71%

29%

Предпочитает оставаться в стороне

Стремится к самостоятельности

64%

36%

Предпочитает выполнять что-то с помощью других

Ценит чужой труд

50%

50%

Не ценит чужой труд

 

Результаты анкетирования «Мой ребенок в мире профессий» показали следующее. В своих играх дети отдают предпочтение наиболее известным профессиям, таким как полицейский, врач, продавец и учитель, о существовании других профессий, тем более об использовании их в игровых ситуациях ребенок чаще всего не задумывается. 36% детей затрудняются при ответе на вопрос «Кем работают их родители?». Только 36% детей знают кем работают их ближайшие родственники – это бабушки, дедушки, старшие сестры, братья. 29% родителей показывали свое рабочее место, и только 36% обращали внимание на рабочее место других специалистов. 43% родителей разговаривают о важности тех или иных специальностей со своим ребенком, остальные же дали отрицательный ответ. По ответам родителей, можно сказать, что дети задумываются о том, кем они хотят стать, для мальчиков характерны такие профессии как полицейский, пожарник, девочки же мечтают стать воспитателем, врачом. Дети выбирают профессии, о которых они чаще всего слышат и чаще всего наблюдают. В ответах родителей также присутствовала такая информация: дети отвечали, что хотят стать домохозяйкой, как их мама, а 21% детей и вовсе хотят стать несуществующими персонажами (например ниндзя, феей) 43% детей, судя по ответам родителей, не осознают важность любой профессии.

Сфера журналистики, как основа для проекта, была взята неспроста. Наблюдая за нашими детьми, мы заметили, что все чаще и чаще в своих играх они представляют себя в роли телеведущего, радиоведущего или просто начинают комментировать происходящее в игровой деятельности. Но, приступая к очередной игре, дети не понимали сути своей роли, так как не знали кто такой телеведущий, что он делает, зачем и т. д., к тому же наблюдались некоторые трудности в общении в рамках деятельности: дети не слушали и не слышали друг друга, не учитывали интересы и мнение сверстников, наблюдалась капризность, эгоистичность, а порой даже неуправляемость. Добавляя к уже сказанному, важно отметить, что у нас дети с ТНР, у воспитанников также страдает грамматический строй речи, связная речь, порой детям не под силу высказать свое мнение, оттуда – непонимание со стороны взрослых и сверстников. А настоящий журналист должен уметь красиво и правильно говорить. Учитывая то, что детям интересна эта тема, мы решили запустить проект по детской журналистике, который не только осветит непонятные для наших детей стороны профессиональной журналистской деятельности и не только (так как журналист может, например, брать интервью у представителей других профессий), но и научит их общаться как, друг с другом, так и со взрослым, ведь это самое важное качество для журналиста.

Цель и задачи проекта

Цель: создание условий детям старшего дошкольного возраста с ТНР для ощущения себя свободной полноценной личностью, равноправным взрослым, включенным в систему коммуникативного общения.

Воспитательно-образовательные задачи:

1. Провести анкетирование родителей по проблеме.

2. Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

3. Определить формы, методы работы с родителями по заданной проблеме.

4. Изучить методическую и художественную литературу по изучаемой проблеме.

5. Подобрать игры, упражнения, демонстрационный материал, произведения художественной литературы и т.д. по теме.

6. Определить содержание предметно-развивающей среды.

7. Создать необходимые условия для социально-коммуникативного развития детей с ТНР.

8. Развивать коммуникативность воспитанников и личное взаимодействие друг с другом.

9. Совершенствовать навыки ведения диалога.

10. Способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников.

11. Развивать умение слушать собеседника и общаться в паре, группе, коллективе.

12. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса к миру профессий.

13. Провести качественный анализ проделанной работы.

Коррекционные задачи:

1. Создать необходимые условия для развития связной речи детей с ТНР.

2. Пополнить активный словарь детей в процессе работы над проектом.

3. Развивать связную речь.

Методы реализации проекта

Проект рассчитан на один год.

Реализация проекта будет осуществляться в три этапа.

Этап 1. Подготовительный

 

Задачи

Мероприятия

Ответственные

Срок проведения

1. Провести анкетирование родителей по проблеме

1. Разработка анкет «Мой ребенок в мире профессий», «Поведение и общение», анкетирование родителей. (Приложение 1, Приложение 2)

Воспитатели

 

Сентябрь

2016 г.

1. Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.2. Определить формы, методы работы с родителями по заданной проблеме.

1.Анализ результатов анкетирования. Разработка бесед и индивидуальных консультаций для родителей (Приложение 2), проведение родительского собрания, с целью привлечения родителей к участию в проекте. 2. Создание наглядной информации о деятельности, которые проходят в группе, с рекомендациями для родителей о том, чем и как они могут позаниматься с детьми дома. 3. Введение информационных листков – домашнее задание, которое вручается родителям каждого ребенка. 4. Привлечение родителей к активному участию в реализации проекта (изготовление атрибутов для игр, сбора необходимого материала, организации экскурсий, участие в «открытых дверях» в качестве приглашенного гостя)

 

Воспитатели, учитель-логопед.

Октябрь

2016 г.

1.Определить содержание предметно-развивающей среды.

2.Создать необходимые условия для социально-коммуникативногоразвития детей с ТНР.

 

1. Подбор и анализ методической литературы по теме. 2. Создание детской стенгазеты и назначение ответственных (из детей, родителей, педагогов) 3.Создание нетрадиционных атрибутов для игровой деятельности, нового методического пособия «На игре». (Приложение 3) 4. Создание картотеки игр и упражнений по теме. 5. Организация предметно-развивающей среды в группе.

Воспитатели, учитель-логопед.

Октябрь

2016 г.

Этап 2. Основной

Задачи

Мероприятия

Ответственные

Срок проведения

1.Развивать коммуникативность воспитанников и личное взаимодействие друг с другом.

2.Совершенствовать навыки ведения диалога. 3. Формировать начальное представление о профессиональных журналистских качествах, навыках.

 

 

1. Использование «Метода трёх вопросов». (Что мы знаем о журналистах? Что хотим узнать? Как мы можем это узнать?) 2. Рассматривание иллюстраций с изображениями, относящимися к теме журналистики. 3. Проведение бесед с детьми о профессиях телеведущего, комментатора, корреспондента и т.д.; о любимых телепередачах. 4. Чтение художественных произведений, где упоминается журналистика, а также другие профессии. Чтение детских газет и журналов. Заучивание пословиц, поговорок, скороговорок. 5.Организация и проведение совместно с родителями целевых прогулок и экскурсий. (в пищеблок, в другую группу, в мед. кабинет, к заведующей, в школу, в магазин, в библиотеку, в детский город профессий «Солнечный город» и т.д.)

6.Совместное участие в различных акциях

Воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

В течение реализации проекта

1. Способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников.

 

1.Проведение фотовыставки «Посмотрите – я журналист».

2.Проведение выставок детских работ («Профессия журналист», «Мой любимый мультфильм», «Я и телевидение», «Я в будущем» и т.д.).

3. Организация экскурсии по детскому саду в качестве журналистов.

4. Создание стенгазеты «А у нас …»

5. Организация сюжетно-ролевых игр в рамках группы, охватывающих все разнообразие профессий.

В течение реализации проекта.

 

1. Развивать умение слушать собеседника и общаться в паре, группе, коллективе.

 

1. Организация сюжетно-ролевых игр (Телерепортаж: «Зима в нашем городе»; Телепередача: «В мире животных»; «Вести» и т.д.). 2. 2.Проведение развлекательных игр, программ с участием детей и их родителей (встречи с интересными людьми нашего города, дружеские встречи, литературный вечер «Кем быть?» и т.д.).

 

 

1. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса к миру профессий.

1. Ежемесячное проведение консультаций для родителей.

2.Проведение индивидуальных бесед по теме проекта.

3.Оформление стендов, ширм, папок-передвижек на тему социально-коммуникативного воспитания дошкольников, буклетов, листовок. 4. Приглашение родителей на различные мероприятия в группе.

 

 

 

Этап 3. Заключительный этап

Задачи

Мероприятия

Ответствен-ные

Срок проведения

1.Провести качественный анализ проделанной работы.

 

1. Организация и проведение праздника для детей с участием родителей.

2. Повторное анкетирование родителей.

3.Анализ результатов проделанной работы.

4.Выступление с презентацией о проделанной работе на итоговом педсовете.

Воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель

Май 2017 г.

 

Ожидаемые результаты

1. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

2. Повышение уровня компетентности родителей и педагогов ДОУ в вопросах социально-коммуникативного дошкольников.

3. Создание картотек игр, упражнений, методических пособий, дидактических игр по рассматриваемому вопросу.

4. Ежемесячный выпуск детской газеты «А у нас…»

5. Формирование активного познавательного интереса к профессии.

6. Формирование таких основ личности как самостоятельность, активность, любознательность, инициативность.

7. Создание определенных традиций в группе.

8. Проведение различных праздников, развлекательных мероприятий и акций.

9. Активное участие родителей в жизни ДОУ.

10. Создание необходимых условий для развития связной речи детей с ТНР, пополнение активного словаря детей.

 

 

 

Оценка качества реализации проекта

Способ оценки

Критерии

1.

Периодическое анкетирование родителей

 

Динамика изменений в сфере социально-коммуникативного воспитания, у детей сформированы умения вести разговор, выражать свои чувства и эмоции, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и т.д.

2.

Наблюдение в рамках различных видов деятельности детей

Изменение отношений между детьми появление любознательности, познавательного интереса, инициативы

3.

Беседа с детьми на тему «Детская журналистика»

Пополнился активный словарь, повысился уровень развития связной речи, сформированы первоначальные представления о себе и об окружающем мире

4.

Беседа с родителями, педагогами.

Активное участие субъектов образовательного процесса

5.

Наблюдение за состоянием детей

Высокая и регулярная посещаемость, снижение заболеваемости.

 

 

 

Анализ ресурсов

Необходимые ресурсы

Имеются в

наличии, руб.

Необходимые ресурсы, руб.

Техническое обеспечение:

​ Компьютер

​ Проектор

​ МФУ

​ Фотоаппарат

​ Муз. центр

​ Интернет ресурсы

 

22 300

25 000

4760

5000

3500

+

 

0

0

0

0

0

0

Дидактические игры

Картотека игр

1500

800

800

0

Финансовое обеспечение:

​ Канцелярские принадлежности

​ Пленка для ламинирования

​ Пошив костюмов

​ Экскурсии

 

 

1200

800

1400

1600

Итого

62860

5800

 

 

 

 

 

 

 

Практическая значимость проекта

Целью социально-коммуникативного воспитания и развития является развитие способности ребенка ориентироваться в социальном окружении, осознавая свою ценность и ценность других людей.

Детский сад занимает важное место в социально-коммуникативном развитии ребенка. Именно детский сад – это второй социальный институт, куда ребенок попадает из семьи, здесь он сталкивается с другими людьми, с иными правилами, нормами, традициями. Детский сад – первое общественное учреждение, куда попадает ребенок. Потребность в общении – одна из ключевых потребностей человека. В детском саду ребенок учится общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми.

Одним из условий успешного социально-коммуникативного развития является не только работа с детьми, но и с их родителями. Просвещение родителей в данной области – одно из крайне важных направлений работы ДОУ.

Детский сад является одним из звеньев системы развития личности ребенка. Старший дошкольный возраст особенно важен в социально-коммуникативном развитии детей, так как из детского сада они попадают в другой социальный институт – школу, где больше внимание уделяется образовательной деятельности, а не воспитательной, как это происходит в детском саду. Поэтому так важно социально-коммуникативное развитие в семье и детском саду, причем совместная работа в данном направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Анкета для родителей «Поведение и общение»

Цель: изучение компетентности в поведении и общении ребенка на основе оценки родителей.

Инструкция: «Уважаемые родители! Оцените по 5-балльной шкале проявления в общении и поведении вашего ребенка. Постарайтесь ответить на все представленные вопросы.»
1. Вежлив: здоровается, прощается, благодарит, извиняется. 
2. Внимательно слушает других в разговоре.

3. Умеет договариваться с другими людьми. 
4. Может обратиться к другому человеку с просьбой. 
5. Может понять состояние другого человека.
6. Правильно оценивает действия других людей. 
7. Может оценить свое поведение. 
8. Контролирует свои действия и речь. 
9. Может сопереживать другим людям. 
10. Принимает сочувствие, проявляемое со стороны других людей. 
11. На свою неудачу реагирует адекватно.
12. На чужой успех реагирует адекватно: разделяет радость других, не завидует. 
13. Принимает предложенную помощь. 
14. Сам может предложить помощь товарищу, взрослому. 
15. Стремится к самостоятельности в различных видах деятельности.

16. Ценит чужой труд. 

Дополнительные вопросы для повторного анкетирования:
17. Наблюдаете ли вы за последнее время положительные изменения в поведении ребенка по отношению к взрослым и сверстникам? (да/ нет/ не знаю)
18. Как ребенок знает правила поведения? (недостаточно/ хорошо/ отлично)
19. Назовите положительный, отрицательный поступок ребенка за последнее время, который поразил, удивил вас. __________________________________

Приложение 2

Анкета для родителей «Мой ребенок в мире профессий»

1. Каким профессиям Ваш ребенок больше всего внимания уделяет в своих играх?

2. Разговариваете ли Вы со своим ребенком о своей профессиональной деятельности?

3. Знает ли Ваш ребенок кем работает его мама, папа, и другие ближайшие родственники?

4. Показывали ли Вы своему ребенку свое рабочее место или любого другого специалиста?

5. Разговариваете ли Вы со своим ребенком о существующих профессиях, о важности, значимости тех или иных специалистов?

6. Кем Ваш ребенок мечтает стать в будущем?

7. Осознает ли он важность любой профессии?

8. Ценит ли он труд других людей?

Дополнительные вопросы для повторного анкетирования:

9. Появился ли интерес у Вашего ребенка к миру профессий (к Вашей профессиональной деятельности или любой другой)?

10. Появились ли какие-то новые знания у Вашего ребенка, связанные с профессиями?

11. Изменилась ли мечта Вашего ребенка по поводу его будущего?

12. Изменилось ли отношение Вашего ребенка к чужому профессиональному труду и труду другого человека в общем?

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Методическое пособие «На игре»

 

image

 

Методическое пособие «На игре» многофункциональный, в зависимости от поставленных задач может использоваться в разных возрастных группах и разных образовательных областях, в различных целях.

Цель пособия: организация совместной деятельности детей посредством игровой деятельности, развитие плавного длительного выдоха, развитие мелкой моторики.

Задачи пособия:

​ развивать умение согласовывать свои действия с действиями других людей;

​ развивать умение работать сообща;

​ формировать умение организовывать совместную деятельность;

​ познакомить детей с малоизвестными для них профессиями (комментатор, телеведущий, оператор, футболист);

​ развивать творческое мышление и воображение;

​ развивать и улучшать мелкую моторику дошкольников;

​ развивать длительный, правильный непрерывный ротовой выдох, активизировать губные мышцы.

 

Описание методического пособия. Методическое пособие представляет собой коробку, имитирующую футбольное поле, где мяч – это легкий шарик из бумаги, а игроков заменяют дети, которые должны с помощью обычных трубочек задуть мяч в ворота противника. Максимальное количество игроков: 4 ребенка. Данное пособие можно использовать как простую игру в футбол, так упражнение для развития дыхания. Но есть еще один момент. Игра может представлять целую сюжетную игру. Где есть игроки – футболисты, есть комментаторы, которые наблюдают и говорят о происходящем, зрители – болельщики, операторы, которые запечатлевают игру в футбол. Также можно изменять и саму игру, вместо трубочки можно использовать и два пальца, которые будут изображать ноги футболистов – это может содействовать развитию мелкой моторики. А в общем, в процессе игры дети общаются между собой, учатся принимать чужую точку зрения и отстаивать свою, учатся распределению ролей, знакомятся с различными профессиями в непосредственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Темы утренних бесед

«Мультфильм в выходные дни»

«Моя любимая телепередача»

«Мой любимый персонаж»

«Кем я хочу стать, когда вырасту»

«Как я представляю себя в профессии (в будущем)»

«Профессии всякие важны, профессии всякие нужны»

«Моя любимая игра»

«Придумай новую профессию»

«Моя любимая книга (рассказ, сказка)»

«Работа моих родителей»

«Полезная (важная) профессия»

«Зачем нужно телевидение?»

«Интересная профессия»

«С каким персонажем (героем) хотелось бы поговорить (взять интервью)?»

 

Художественная литература

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»

Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»

С. Михалков «А что у вас?»

Гаршин В. «Лягушка-путешественница».

Остер Г. Цикл о Котенке по имени Гав.

Толстой А. «Буратино, или золотой ключик»

Житков Б. «Что я видел», «Рассказы о животных», «Как я ловил человечков», «Что бывало»

Крылов И. Басни

Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»

Михалков С. «Дядя Стёпа»

Носов Н. первая книга о Незнайке

Успенский Э. «Чебурашка и Крокодил Гена», «25 профессий Маши Филиппенко», «Гарантийные человечки», «Про Веру и Анфису»

Туве Янсон – «Шляпа волшебника», «Опасное лето», «Мумми-троль и комета», «Зима в Мумми-доле» и др. сказки о мумми-тролях.

Бианки В. «Лесная газета»

Г.Сапгир. «Садовник»

Б.Заходер. «Шофер» «Строители» «Сапожник» «Портниха» «Переплетчица»

С.Маршак. «Почта. Пожар»

С.Маршак. «Как печатали книгу»

В.Маяковский. «Кем быть?»

Г.Х.Андерсен. «Свинопас»

Е.Пермяк. «Для чего руки нужны»

Д.Родари. «Чем пахнут ремесла? Какого цвета ремесла?»

К.Ушинский. «Булочник» «Сапожник» «Куй железо, пока горячо»

Г.Люшнин. «Строители» «Послушный дождик»

К.Чуковский. «Айболит»

В.Тюрин. «Кто главный на корабле?»

А.Барто. «Штукатуры»

Гайда Лагздынь. «Кем ты будешь?»

В.Ланцетти. «Летчик, летчик»

С.Маршак. «Пограничник»

Н.Абрамцева. «Правдивая история о садовнике»

Л.Скребцова. «Чудесный парикмахер»

Р.н. сказка. «Семь Симеонов» и т.д.

 

 

Дидактические игры

«Да и нет»

«Звук потерялся»

«Пишущая машинка»

«Радио»

«Найди лишнее»

«Круги на воде»

«Продолжи предложение»    

«Измени  слово»

«Исправь ошибку»

«Какой? Какая? Какие?»

«Дай описание»

«Подбери сравнение»

«Скажи грамотно»

«Професии»

 

Игры

«Рекламные агенты»

«Буквенное лото»

«Как же сом попал в рот»

«Сложи узор»

«Какие бывают часы»

«Расположи по порядку»

«Крокодил»

«Рассеянный»

«Дружеское интервью»

«Острый глаз»

«Инопланетянин»

«Угадай, о чём спросили?»

«Угадай, о чём я говорю?»

 

 

 

 

Темы буклетов для родителей

«Детские журналы»

«Поговорим с ребенком»

«Ребенок в мире взрослых»

«Телевидение в жизни ребенка»

«Ребенок в мире профессий»

«Сюжетно-ролевая игра для наших детей очень важна»

«Как заинтересовать ребенка»

«Понаблюдаем за нашими детьми»

«Поведение и общение»

«Поиграем с детками»

«Роль детской журналистики в жизни ребенка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Агеева С. И. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. – М.: Лайда, 1995.

2. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей школ. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1993.

3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

4. Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей. М.: Просвещение, 2000.

5. Дейкина А.Ю. Возраст творчества. Содержание и организация практических занятий по детской журналистике. Методические рекомендации. Бийск: НИЦ Бийск БПГУ, 2001.

6. Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: Линка-пресс, 2000.

7. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 2004.

8. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Изд.3-е, испр. и доп. М.: Мозаика-синтез, 2005.

9. Нечаев М.П., Романова Г.А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования. Учебно-методическое пособие. М.: УЦ «Песпектива», 2014.

10. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2010.

11. Рылеева Е. В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя.» - М.: Линка-пресс, 2000.

12. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Телевидение». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 96 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 271 компенсирующего вида»

Октябрьский район,

630083, г.Новосибирск, ул.Обская, 96

т/ф 2694933, ds_271_nsk@nios.ru

Городской конкурс проектов «Инновации в образовании»

Практико-ориентированный проект

«Детская журналистика как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Автор проекта:

Жданова Мария Васильевна, воспитатель

Новосибирск, 2017

Оглавление

  1. Краткая аннотация
  2. Описание учреждения
  3. Постановка проблемы
  4. Цели и задачи проекта
  5. Методы реализации проекта
  6. Ожидаемые результаты
  7. Оценка качества реализации проекта
  8. Практическая значимость проекта
  9.  Ресурсы (бюджет проекта)

Приложения

Литература

Краткая аннотация проекта

Проект «Детская журналистика, как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста»  реализуется всеми участниками коррекционного воспитательно-образовательного процесса. Проект может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: создание условий детям старшего дошкольного возраста с ТНР для ощущения себя свободной полноценной личностью, равноправным взрослым, включенным в систему коммуникативного общения.

Реализация проекта будет проводиться через: тщательное  планирование этапов, консультационно–методическое сопровождение, включение педагогического состава  и родителей в образовательный процесс, создание необходимых психолого-педагогических условий для успешной реализации проекта.

При реализации проекта у детей будут сформированы:

  • первоначальные представления о профессиональных журналистских качествах, о мире журналистики;
  •  активный познавательный интерес к миру профессий, обществу;
  • такие основы личности как самостоятельность, коммуникативность, активность, любознательность, инициативность;
  • навыки ведения диалога, умения слушать собеседника, общаться в паре, группе, коллективе.

Срок реализации проекта: 1 (один) год

Стоимость проекта:62860руб.

Необходимая сумма: 5800 руб.

Описание учреждения

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 271 компенсирующего вида начал работать в 1962 году как массовый детский сад. С 1972 года ДОУ первым в городе Новосибирске начал оказывать логопедическую помощь дошкольникам. В настоящее время в ДОУ функционируют 5 групп для детей с тяжелыми нарушениями речи. В основе концепции развития ДОУ, как коррекционной модели дошкольного образовательного учреждения, лежит возможность: ранней диагностики и динамического наблюдения отклонений в речевом  и психофизическом развитии детей; комплексного психолого-медико-педагогического подхода к диагностической, коррекционной работе; вариативного набора разных по срокам обучения программ для детей с учётом их личностных особенностей; интеграции детей с различным уровнем речевого развития.

Система работы с детьми, имеющими ТНР, представляется в следующей цепи: комплексное обследование; индивидуальная коррекционная работа в условиях интегрированного обучения и воспитания детей в ДОУ; анализ и уточнение индивидуальной программы с обоснованием рекомендаций для дальнейшего воспитания и обучения детей.

Основные цели коррекционного воспитательно-образовательного процесса:

1. Обеспечение специалистов ДОУ программой действий, объединяющей аналитическую и коррекционно-развивающую работу с детьми.

2. Внедрение эффективных педагогических технологий, обеспечивающих широкий выбор средств и условий коррекции детей с проблемами в развитии речи.

3. Установление связей с общественностью, социальными институтами.

4. Восстановление традиций семейного воспитания в оздоровлении детей и вовлечение семьи в образовательный процесс.

В детском саду реализуется Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР.         При отборе содержания образовательного процесса педагоги ДОУ руководствуются рекомендациями следующих программ:

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для дошкольников с ТНР под ред. Л.В.Лопатиной, С-П, 2014.
  • От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3 изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.;
  • Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет. ФГОС. Нищева Н. В. 2015. 240с.. изд. Детство-Пресс.)
  • «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой;
  • «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием», Т.Б. Филичевой, Г. В.Чиркиной и другие методические разработки.

Постановка проблемы

На сегодняшний день проблема социально-коммуникативного развития современных дошкольников особенно актуальна и обсуждается многими специалистами, которые имеют непосредственное отношение к ней – это и педагоги, и психологи, и социологи. Изучением данной области занимались многие известные отечественные педагоги и психологи прошлых лет: Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, В. С. Мухина, А. В. Запорожец, Г. М. Андреева, и т. д.

Дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек,  дети, прежде всего, тянутся к миру людей, к окружающему миру, природе, ведь они живут в этом мире. Но чтобы быть успешным, компетентным, понимающим, что происходит в обществе, нужно знать определенные нормы, правила, традиции, действующие в нем.

Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования: «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

В нашей группе наблюдается следующая картина:  дети очень активны, они любят общаться, но, к сожалению делать этого не умеют. Современные дошкольники все чаще манипулируют взрослыми, что приводит к трудностям в общении и во взаимодействии с людьми любого возраста. У современных дошкольников, добавляя к выше изложенному, также страдает сюжетно-ролевая игра, а именно игра с профессиональным сюжетом, ведь данный вид игры является важной в старшем дошкольном возрасте, так как в процессе нее дети общаются. По всей вероятности, это связано с тем, что дошкольники все более отдаляются от взрослых: скорее всего родители не разговаривают с детьми о своей работе и профессии – оттуда скудные представления о мире профессий и отсутствие интереса. Поэтому возникла идея запустить проект, в котором дети смогут открыться с другой стороны, прочувствовать и попробовать себя в разных ситуациях, научиться общаться, слушать собеседника, научиться вести диалог, как со взрослыми, так и со сверстниками.

В результате анкетирования проведенного с родителями нашей группы МКДОУ д/с № 271 компенсирующего вида, выявились следующие показатели.

Результаты анкетирования «Поведение и общение»

Положительные показатели

% детей

% детей

Отрицательные показатели

Вежлив

64%

36%

Не вежлив

Внимательно слушает

36%

64%

Не внимателен

Умеет договариваться с другими людьми

29%

71%

Не умеет договариваться с другими

Может обратиться с просьбой к другому человеку

57%

43%

Испытывает трудности при обращении с просьбой к другому

Может понять состояние другого человека

57%

43%

Не всегда может понять состояние другого человека

Правильно оценивает  действия других людей

43%

57%

Испытывает трудности при оценке действий других людей

Может оценить свое поведение

36%

64%

Не всегда правильно оценивает свое поведение

Контролирует свои действия и речь

29%

71%

Испытывает трудности при контроле своих действий и речи

Может сопереживать другим людям

57%

43%

Сопереживание со стороны ребенка не наблюдается

Принимает сочувствие со стороны других людей

57%

43%

Не принимает сочувствие со стороны других

На неудачу реагирует адекватно

21%

79%

На неудачу реагирует неадекватно

На чужой успех реагирует адекватно

43%

57%

На чужой успех реагирует неадекватно

Принимает помощь со стороны других людей

71%

29%

С трудностью принимает помощь со стороны других

Может предложить помощь другим

71%

29%

Предпочитает оставаться в стороне

Стремится к самостоятельности

64%

36%

Предпочитает выполнять что-то с помощью других

Ценит чужой труд

50%

50%

Не ценит чужой труд

Результаты анкетирования «Мой ребенок в мире профессий» показали следующее. В своих играх дети отдают предпочтение наиболее известным профессиям, таким как полицейский, врач, продавец и учитель, о существовании других профессий, тем более об использовании их в игровых ситуациях ребенок чаще всего не задумывается. 36% детей затрудняются при ответе на вопрос «Кем работают их родители?». Только 36% детей знают кем работают их ближайшие родственники – это бабушки, дедушки, старшие сестры, братья. 29% родителей показывали свое рабочее место, и только 36% обращали внимание на рабочее место других специалистов. 43% родителей разговаривают о важности тех или иных специальностей со своим ребенком, остальные же дали отрицательный ответ. По ответам родителей, можно сказать, что дети задумываются о том, кем они хотят стать, для мальчиков характерны такие профессии как полицейский, пожарник, девочки же мечтают стать воспитателем, врачом. Дети выбирают профессии, о которых они чаще всего слышат и чаще всего наблюдают. В ответах родителей также присутствовала такая информация: дети отвечали, что хотят стать домохозяйкой, как их мама, а 21% детей и вовсе хотят стать несуществующими персонажами (например ниндзя, феей) 43% детей, судя по ответам родителей, не осознают важность любой профессии.

Сфера журналистики, как основа для проекта, была взята неспроста. Наблюдая за нашими детьми, мы заметили, что все чаще и чаще в своих играх они представляют себя в роли телеведущего, радиоведущего или просто начинают комментировать происходящее в игровой деятельности. Но, приступая к очередной игре, дети не понимали сути своей роли, так как не знали кто такой телеведущий, что он делает, зачем и т. д., к тому же наблюдались некоторые трудности в общении в рамках деятельности: дети не слушали и не слышали друг друга, не учитывали интересы и мнение сверстников, наблюдалась капризность, эгоистичность, а порой даже неуправляемость. Добавляя к уже сказанному, важно отметить, что у нас дети с ТНР, у воспитанников также страдает грамматический строй речи, связная речь, порой детям не под силу высказать свое мнение, оттуда – непонимание со стороны взрослых и сверстников. А настоящий журналист должен уметь красиво и правильно говорить. Учитывая то, что детям интересна эта тема, мы решили запустить проект по детской журналистике, который не только осветит непонятные для наших детей стороны профессиональной журналистской деятельности и не только (так как журналист может, например, брать интервью у представителей других профессий), но и научит их общаться как, друг с другом, так и со взрослым, ведь это самое важное качество для журналиста.

Цель и задачи проекта

Цель: создание условий детям старшего дошкольного возраста с ТНР для ощущения себя свободной полноценной личностью, равноправным взрослым, включенным в систему коммуникативного общения.

Воспитательно-образовательные задачи:

1. Провести анкетирование родителей по проблеме.

2. Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

3. Определить формы, методы работы с родителями по заданной проблеме.

4. Изучить методическую и художественную литературу по изучаемой проблеме.

5. Подобрать игры, упражнения, демонстрационный материал, произведения художественной литературы и т.д. по теме.

6. Определить содержание предметно-развивающей среды.

7. Создать необходимые условия для социально-коммуникативного развития детей с ТНР.

8. Развивать коммуникативность воспитанников и личное взаимодействие друг с другом.

9. Совершенствовать навыки ведения диалога.

10. Способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников.

11. Развивать умение слушать собеседника и общаться в паре, группе, коллективе.

12. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса к миру профессий.

13. Провести качественный анализ проделанной работы.

Коррекционные задачи:

1. Создать необходимые условия для развития связной речи детей с ТНР.

2. Пополнить активный словарь детей в процессе работы над проектом.

3. Развивать связную речь.

Методы реализации проекта

Проект рассчитан на один год.

Реализация проекта будет осуществляться в три этапа.

Этап 1. Подготовительный

Задачи

Мероприятия

Ответственные

Срок проведения

1. Провести анкетирование родителей по проблеме

1. Разработка анкет «Мой ребенок в мире профессий», «Поведение и общение», анкетирование родителей. (Приложение 1, Приложение 2)

Воспитатели

Сентябрь

2016 г.

1. Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.2. Определить формы, методы  работы с родителями по заданной проблеме.

1.Анализ результатов анкетирования. Разработка бесед и индивидуальных консультаций для родителей (Приложение 2), проведение родительского собрания, с целью привлечения родителей к участию в проекте. 2. Создание наглядной информации о деятельности, которые проходят в группе, с рекомендациями для родителей о том, чем и как они могут позаниматься с детьми дома. 3. Введение информационных листков – домашнее задание, которое вручается родителям каждого ребенка. 4. Привлечение родителей к активному участию в реализации проекта (изготовление атрибутов для игр, сбора необходимого материала, организации экскурсий, участие в «открытых дверях» в качестве приглашенного гостя)

Воспитатели, учитель-логопед.

Октябрь

2016 г.

1.Определить содержание предметно-развивающей среды.

2.Создать необходимые условия для социально-коммуникативногоразвития детей с ТНР.

1. Подбор и анализ методической литературы по теме. 2. Создание детской стенгазеты и назначение ответственных (из детей, родителей, педагогов) 3.Создание нетрадиционных атрибутов для игровой деятельности, нового методического пособия «На игре». (Приложение 3) 4. Создание картотеки игр и упражнений по теме. 5. Организация предметно-развивающей среды в группе.

Воспитатели, учитель-логопед.

Октябрь

2016 г.

Этап 2. Основной

Задачи

Мероприятия

Ответственные

Срок проведения

1.Развивать коммуникативность воспитанников и личное взаимодействие друг с другом.

2.Совершенствовать навыки ведения диалога. 3. Формировать начальное представление о профессиональных журналистских качествах, навыках.

1. Использование «Метода трёх вопросов». (Что мы знаем о журналистах? Что хотим узнать? Как мы можем это узнать?) 2. Рассматривание иллюстраций с изображениями, относящимися к теме журналистики. 3. Проведение бесед с детьми о профессиях телеведущего, комментатора, корреспондента и т.д.; о любимых телепередачах. 4. Чтение художественных произведений, где упоминается журналистика, а также другие профессии. Чтение детских газет и журналов. Заучивание пословиц, поговорок, скороговорок. 5.Организация и проведение совместно с родителями целевых прогулок и экскурсий. (в пищеблок, в другую группу, в мед. кабинет, к заведующей, в школу, в магазин, в библиотеку, в детский город профессий «Солнечный город» и т.д.)

6.Совместное участие в различных акциях

Воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

В течение реализации проекта

1. Способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников.

1.Проведение фотовыставки «Посмотрите – я журналист».

2.Проведение выставок детских работ («Профессия журналист», «Мой любимый мультфильм», «Я и телевидение», «Я в будущем» и т.д.).

3.  Организация экскурсии по детскому саду в качестве журналистов.

4. Создание стенгазеты «А у нас …»

5. Организация сюжетно-ролевых игр в рамках группы, охватывающих все разнообразие профессий.

В течение реализации проекта.

1. Развивать умение слушать собеседника и общаться в паре, группе, коллективе.

1. Организация сюжетно-ролевых игр (Телерепортаж: «Зима в нашем городе»; Телепередача: «В мире животных»; «Вести» и т.д.). 2. 2.Проведение развлекательных игр, программ с участием детей и их родителей (встречи с интересными людьми нашего города, дружеские встречи, литературный вечер «Кем быть?» и т.д.).

1. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса к миру профессий.

1. Ежемесячное проведение консультаций для родителей.

2.Проведение индивидуальных бесед по теме проекта.

3.Оформление стендов, ширм, папок-передвижек на тему социально-коммуникативного воспитания дошкольников, буклетов,  листовок. 4. Приглашение родителей на различные мероприятия в группе.

Этап 3. Заключительный этап

Задачи

Мероприятия

Ответствен-ные

Срок проведения

1.Провести качественный анализ проделанной работы.

1. Организация и проведение праздника для детей с участием родителей.

2. Повторное анкетирование родителей.

3.Анализ результатов проделанной работы.

4.Выступление с презентацией о проделанной работе на итоговом педсовете.

Воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель

Май 2017 г.

Ожидаемые результаты

1. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

2. Повышение уровня компетентности родителей и педагогов ДОУ в вопросах социально-коммуникативного дошкольников.

3. Создание картотек  игр, упражнений, методических пособий, дидактических игр  по рассматриваемому вопросу.

4. Ежемесячный выпуск детской газеты «А у нас…»

5. Формирование активного познавательного интереса к профессии.

6. Формирование таких основ личности как самостоятельность, активность, любознательность, инициативность.

7. Создание определенных традиций в группе.

8. Проведение различных праздников, развлекательных мероприятий и акций.

9. Активное участие родителей в жизни ДОУ.

10. Создание необходимых условий для развития связной речи детей с ТНР, пополнение активного словаря детей.

Оценка качества реализации проекта

Способ оценки

Критерии

1.

 Периодическое анкетирование родителей

Динамика изменений в сфере социально-коммуникативного воспитания, у детей сформированы умения вести разговор, выражать свои чувства и эмоции, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и т.д.

2.

Наблюдение в рамках различных видов деятельности детей

Изменение отношений между детьми появление любознательности, познавательного интереса, инициативы

3.

Беседа с детьми на тему «Детская журналистика»

Пополнился активный словарь, повысился уровень развития связной речи, сформированы первоначальные представления о себе и об окружающем мире

4.

Беседа с родителями, педагогами.

Активное участие субъектов образовательного процесса

5.

Наблюдение за состоянием детей

Высокая и регулярная посещаемость, снижение заболеваемости.

Анализ ресурсов

Необходимые ресурсы

Имеются в

наличии, руб.

Необходимые ресурсы, руб.

Техническое обеспечение:

  • Компьютер
  • Проектор
  • МФУ
  • Фотоаппарат
  • Муз. центр
  • Интернет ресурсы

22 300

25 000

4760

5000

3500

+

0

0

0

0

0

0

Дидактические игры

Картотека игр

1500

800

800

0

Финансовое обеспечение:

  • Канцелярские принадлежности
  • Пленка для ламинирования
  • Пошив костюмов
  • Экскурсии

1200

800

1400

1600

Итого

62860

5800

Практическая значимость проекта

Целью социально-коммуникативного воспитания и развития является  развитие способности ребенка ориентироваться в социальном окружении, осознавая свою ценность и ценность других людей.

Детский сад занимает важное место в социально-коммуникативном развитии ребенка. Именно детский сад – это второй социальный институт, куда ребенок попадает из семьи, здесь он сталкивается с другими людьми, с иными правилами, нормами, традициями. Детский сад – первое общественное учреждение, куда попадает ребенок. Потребность в общении – одна из ключевых потребностей человека. В детском саду ребенок учится общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми.

Одним из условий успешного социально-коммуникативного развития является не только работа с детьми, но и с их родителями. Просвещение родителей в данной области – одно из крайне важных направлений работы ДОУ.

Детский сад является одним из звеньев системы развития личности ребенка. Старший дошкольный возраст особенно важен в социально-коммуникативном развитии детей, так как из детского сада они попадают в другой социальный институт – школу, где больше внимание уделяется образовательной деятельности, а не воспитательной, как это происходит в детском саду. Поэтому так важно социально-коммуникативное развитие в семье и детском саду, причем совместная работа в данном направлении.

Приложение 1

Анкета для родителей «Поведение и общение»

Цель: изучение компетентности в поведении и общении ребенка на основе оценки родителей.

Инструкция: «Уважаемые родители! Оцените по 5-балльной шкале проявления в общении и поведении вашего ребенка. Постарайтесь ответить на все представленные вопросы.»
1. Вежлив: здоровается, прощается, благодарит, извиняется. 
2. Внимательно слушает других в разговоре.

3. Умеет договариваться с другими людьми. 
4. Может обратиться к другому человеку с просьбой. 
5. Может понять состояние другого человека.
6. Правильно оценивает действия других людей. 
7. Может оценить свое поведение. 
8. Контролирует свои действия и речь. 
9. Может сопереживать другим людям. 
10. Принимает сочувствие, проявляемое со стороны других людей. 
11. На свою неудачу реагирует адекватно.
12. На чужой успех реагирует адекватно: разделяет радость других, не завидует. 
13. Принимает предложенную помощь. 
14. Сам может предложить помощь товарищу, взрослому. 
15. Стремится к самостоятельности в различных видах деятельности.

16. Ценит чужой труд.         

Дополнительные вопросы для повторного анкетирования:
17. Наблюдаете ли вы за последнее время положительные изменения в поведении ребенка по отношению к взрослым и сверстникам? (да/ нет/ не знаю)
18. Как ребенок знает правила поведения? (недостаточно/ хорошо/ отлично)
19. Назовите положительный, отрицательный поступок ребенка за последнее время, который поразил, удивил вас. __________________________________

Приложение 2

Анкета для родителей «Мой ребенок в мире профессий»

1. Каким профессиям Ваш ребенок больше всего внимания уделяет в своих играх?

2. Разговариваете ли Вы со своим ребенком о своей профессиональной деятельности?

3. Знает ли Ваш ребенок кем работает его мама, папа, и другие ближайшие родственники?

4. Показывали ли Вы своему ребенку свое рабочее место или любого другого специалиста?

5. Разговариваете ли Вы со своим ребенком о существующих профессиях, о важности, значимости тех или иных специалистов?

6. Кем Ваш ребенок мечтает стать в будущем?

7. Осознает ли он важность любой профессии?

8. Ценит ли он труд других людей?

Дополнительные вопросы для повторного анкетирования:

9. Появился ли интерес у Вашего ребенка к миру профессий (к Вашей профессиональной деятельности или любой другой)?

10. Появились ли какие-то новые знания у Вашего ребенка, связанные с профессиями?

11. Изменилась ли мечта Вашего ребенка по поводу его будущего?

12. Изменилось ли отношение Вашего ребенка к чужому профессиональному труду и труду другого человека в общем?

Приложение 3

Методическое пособие «На игре»

Картинки по запросу футбольное поле из коробки из под пиццы

Методическое пособие «На игре» многофункциональный, в зависимости от поставленных задач может использоваться в разных возрастных группах и разных образовательных областях, в различных целях.

Цель пособия: организация совместной деятельности детей посредством игровой деятельности, развитие плавного длительного выдоха, развитие мелкой моторики.

Задачи пособия:

  • развивать умение согласовывать свои действия с действиями других людей;
  • развивать умение работать сообща;
  • формировать умение организовывать совместную деятельность;
  • познакомить детей с малоизвестными для них профессиями (комментатор, телеведущий, оператор, футболист);
  • развивать творческое мышление и воображение;
  • развивать и улучшать мелкую моторику дошкольников;
  • развивать длительный, правильный непрерывный ротовой выдох, активизировать губные мышцы.

Описание методического пособия. Методическое пособие представляет собой коробку, имитирующую футбольное поле, где мяч – это легкий шарик из бумаги, а игроков заменяют дети, которые должны с помощью обычных трубочек задуть мяч в ворота противника. Максимальное количество игроков: 4 ребенка. Данное пособие можно использовать как простую игру в футбол, так упражнение для развития дыхания. Но есть еще один момент. Игра может представлять целую сюжетную игру. Где есть игроки – футболисты, есть комментаторы, которые наблюдают и говорят о происходящем, зрители – болельщики, операторы, которые запечатлевают игру в футбол. Также можно изменять и саму игру, вместо трубочки можно использовать и два пальца, которые будут изображать ноги футболистов – это может содействовать развитию мелкой моторики. А в общем, в процессе игры дети общаются между собой, учатся принимать чужую точку зрения и отстаивать свою, учатся распределению ролей, знакомятся с различными профессиями в непосредственной деятельности.

Приложение 4

Темы утренних бесед

«Мультфильм в выходные дни»

«Моя любимая телепередача»

«Мой любимый персонаж»

«Кем я хочу стать, когда вырасту»

«Как я представляю себя в профессии (в будущем)»

«Профессии всякие важны, профессии всякие нужны»

«Моя любимая игра»

«Придумай новую профессию»

«Моя любимая книга (рассказ, сказка)»

«Работа моих родителей»

«Полезная (важная) профессия»

«Зачем нужно телевидение?»

«Интересная профессия»

«С каким персонажем (героем) хотелось бы поговорить (взять интервью)?»

Художественная литература

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»

Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»

С. Михалков «А что у вас?»

Гаршин В. «Лягушка-путешественница».

Остер Г. Цикл о Котенке по имени Гав.

Толстой А. «Буратино, или золотой ключик»

Житков Б. «Что я видел», «Рассказы о животных», «Как я ловил человечков», «Что бывало»

Крылов И. Басни

Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»

Михалков С. «Дядя Стёпа»

Носов Н. первая книга о Незнайке

Успенский Э. «Чебурашка и Крокодил Гена», «25 профессий Маши Филиппенко», «Гарантийные человечки», «Про Веру и Анфису»

Туве Янсон – «Шляпа волшебника», «Опасное лето», «Мумми-троль и комета», «Зима в Мумми-доле» и др. сказки о мумми-тролях.

Бианки В. «Лесная газета»

Г.Сапгир. «Садовник»

Б.Заходер. «Шофер» «Строители»  «Сапожник»  «Портниха» «Переплетчица»

С.Маршак. «Почта. Пожар»

С.Маршак. «Как печатали книгу»

В.Маяковский. «Кем быть?»

Г.Х.Андерсен. «Свинопас»

Е.Пермяк. «Для чего руки нужны»

Д.Родари. «Чем пахнут ремесла? Какого цвета ремесла?»

К.Ушинский. «Булочник»  «Сапожник» «Куй железо, пока горячо»

Г.Люшнин. «Строители» «Послушный дождик»

К.Чуковский. «Айболит»

В.Тюрин. «Кто главный на корабле?»

А.Барто. «Штукатуры»

Гайда Лагздынь. «Кем ты будешь?»

В.Ланцетти. «Летчик, летчик»

С.Маршак. «Пограничник»

Н.Абрамцева. «Правдивая история о садовнике»

Л.Скребцова. «Чудесный парикмахер»

Р.н. сказка. «Семь Симеонов» и т.д.

Дидактические игры

«Да и нет»

«Звук потерялся»

«Пишущая машинка»

«Радио»        

«Найди лишнее»

«Круги на воде»

«Продолжи предложение»    

«Измени  слово»

«Исправь ошибку»

«Какой? Какая? Какие?»

«Дай описание»

«Подбери сравнение»

«Скажи грамотно»

«Професии»

Игры

«Рекламные агенты»

«Буквенное лото»

«Как же сом попал в рот»

«Сложи узор»

«Какие бывают часы»

«Расположи по порядку»

«Крокодил»

«Рассеянный»

«Дружеское интервью»

«Острый глаз»

«Инопланетянин»

«Угадай, о чём спросили?»

«Угадай, о чём я говорю?»

Темы буклетов для родителей

«Детские журналы»

«Поговорим с ребенком»

«Ребенок в мире взрослых»

«Телевидение в жизни ребенка»

«Ребенок в мире профессий»

«Сюжетно-ролевая игра для наших детей очень важна»

«Как заинтересовать ребенка»

«Понаблюдаем за нашими детьми»

«Поведение и общение»

«Поиграем с детками»

«Роль детской журналистики в жизни ребенка»

Литература

1. Агеева С. И. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. – М.: Лайда, 1995.

2. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей школ. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1993.

3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

4. Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей. М.: Просвещение, 2000.

5. Дейкина А.Ю. Возраст творчества. Содержание и организация практических занятий по детской журналистике. Методические рекомендации. Бийск: НИЦ Бийск БПГУ, 2001.

6. Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: Линка-пресс, 2000.

7. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 2004. 

8. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Изд.3-е, испр. и доп. М.: Мозаика-синтез, 2005.

9. Нечаев М.П., Романова Г.А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования. Учебно-методическое пособие. М.: УЦ «Песпектива», 2014.

10. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2010.

11. Рылеева Е. В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя.» - М.: Линка-пресс, 2000.

12. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Телевидение». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...

Детская журналистика как средство повышения речевого развития детей старших дошкольников.

Для развития речи и коммуникативной деятельности детей разработан проект "Мы-журналисты". Указаны задачи проекта. Материал оформлен в форме консультации для воспитателей....

Проект "Театральная студия как средство эффективного социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста"

    Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одной из наиболее эффективных в наши дни является проектная д...

опыт работы «Формирование социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр и элементов театрализованной деятельности»

laquo;Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное».Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравствен...

Мастер-класс для воспитателей «Игровые технологии как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей«Игровые технологии как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...

Детская журналистика как средство повышения речевого развития детей старшего дошкольного возраст

Детская журналистика как средство повышения речевого развития детей старшего дошкольного возраст...