опыт работы «Формирование социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр и элементов театрализованной деятельности»
методическая разработка (старшая группа)

Прошутинская Светлана Сергеевна

«Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное».

Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания.

Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и так),

в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло,

потому что и человеком его надо сделать».

В. А. Сухомлинский

 

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка,

но и формирование его харпктера, эмций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»

Л. С. Выготский

 

Первоначальная функция речи коммуникативная.

Речь есть, прежде всего, средство социального общения,

средство высказывания и понимания.

Л. С. Выготский

Развитие социально-коммуникативных навыков - одна из важнейших проблем педагогики. В социальном окружении дошкольника часто наблюдается нехватка нравственных качеств (доброты, воспитанности, доброжелательности), речевой культуры общения.

Дошкольное детство - небольшой, но очень важный период становления личности. Первоначальные знания об окружающей жизни ребёнок приобретает в дошкольные годы, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учится общаться с окружающими, складывается характер.

Сформированные социально-коммуникативные навыки – главнейший показатель готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности.  Проблемой развития занимались такие ученые, как Выготский Л.С. (советский психолог, связавший психологию с педагогикой), Фролова А.Н. (доктор педагогических наук), и другие. 

В настоящее время о концепции общения как особой коммуникативной деятельности, направленной на формирование взаимоотношений, пишет Лисина М.И. (Мая Ивановна) – детский психолог, доктор психологических наук, профессор. Общение как показатель коммуникативного поведения, как необходимое условие формирования коммуникативных навыков рассматривает Виноградова М.А. (Мария Алексеевна), которая занималась вопросами формирование навыков речевого общения и заявила о себе в коррекционной работе по развитию речи.

Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Если ребенок мало общается со сверстниками, не умеет организовать общение, быть интересным окружающим, то чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Изучая данный вопрос, мы столкнулись с таким явлением, что не у всех детей старшего дошкольного возраста развиты социально-коммуникативные навыки, соответствующие возрастной норме.

Таким образом, актуальность темы исследования заключается в том, что у детей старшего дошкольного возраста социально-коммуникативные навыки недостаточно развиты.

Цель опыта: формирование социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр и элементов театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме использования театрализованной игры как средства развития социально - коммуникативных качеств дошкольников;
  2. Составить и апробировать на основе изученной литературы,  план культурной практики по театрализованной деятельности «Бабушкин чемоданчик»;
  3. Провести мониторинг результатов исследования и обобщить данные результатов работы опыта;
  4. Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах социально – коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование социально -  коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр и элементов театрализованной деятельности»

Театрализованная деятельность в детском саду.

Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театральная деятельность позволяет уберечь ребенка от эстетической глухоты.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она также является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношениями моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.

Задачи театрализованной деятельности в детском саду:

  • Воспитывать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности;
  • Расширять представление детей об окружающей действительности, уточнять представление детей о предметах и явлениях, окружающих их;
  • Развивать диалогическую речь в процессе театральной игровой деятельности;
  • Учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре;
  • Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
  • Расширять элементарные математические, экологические, нравственные представления посредством театральной деятельности;
  • Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые сказки;
  • Развивать представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;
  • Воспитывать инициативы и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей.

По мнению М.Н. Маханевой («Театрализованные занятия в детском саду») целесообразно остановить внимание на содержании занятий с использованием театрализованной деятельности в детском саду. Они могут включать в себя:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • Игры- драматизации;
  • Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • Упражнения по формированию выразительности исполнения;
  • Отдельные упражнения по этике;
  • Упражнения в целях социально- эмоционального развития детей.

Из многообразия средств рекомендуется включать:

  • Специальные театральные этюды и упражнения;
  • Игры на превращения;
  • Игры на действие с воображаемыми предметами или на память физических действий;
  • Ритмопластика;
  • Игры на развитие двигательных способностей;
  • Ритмический этюд;
  • Музыкально-пластические импровизации;
  • Жесты;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • зарядка для губ,
  • зарядка для шеи,
  • зарядка для языка.
  • Упражнения на дыхание;
  • Сочини сказку;
  • Придумай диалог;
  • Расскажи сказку от имени героя или от своего имени;
  • Скороговорки.

Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое интерактивное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это позволяет преодолеть робость, связанную с трудностью общениями, неуверенностью в себе.

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества.

         ФГОС ДО: «Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Прежде всего, это связано с новыми требованиями к образованию, изменениями условий жизни и взросления детей, обобщаемых в понятии «новая социокультурная ситуация развития детства», в основе которой обогащение индивидуальных ресурсов личностного развития ребенка средствами культуры.

Неслучайно в основе реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход, обеспечивающий формирование духовно – нравственной личности, активно приобретающей социокультурный опыт, необходимый для успешной самореализации в условиях современного общества.

ФГОС предъявляет требования и к содержанию Основной Образовательной программы ДО, которые должны обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:

 социально-коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 художественно-эстетическое развитие;

 физическое развитие.

В требованиях к структуре ООП ДО, определяемыми ФГОС ДО так же указано, что в содержательном разделе должны быть представлены:

1) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик….

Кроме того, в ФГОС ДО основные принципы дошкольного образования указывают на то, что:

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

В связи с этим, весьма актуальным на сегодняшний день является поиск подходов к реализации образовательного процесса, с учетом интересов и потребностей, в котором воспитанник занимает активную деятельную позицию и становится субъектом своего обучения и воспитания.

В качестве одного из средств, помогающих решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества в детском саду, социально – коммуникативных навыков может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность через организацию и проведение культурных практик.

Поэтому мной был разработан план культурной практики по театрализованной деятельности «Бабушкин чемоданчик», куда вошли коммуникативные и театрализованные игры.

Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

  1. Создать необходимые условия для творческой активности детей. Организовать в группе соответствующую развивающую предметно-пространственную среду.
  2. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика);
  3. Дать детям представление о разных видах театра (кукольный, музыкальный, детский, театр теней и др.);
  4. Развивать и совершенствовать все стороны речи: активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую и монологическую речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов;
  5.  Развивать у детей эмпатию, эмоциональную сферу, коммуникативные навыки;
  6. Воспитывать навыки театральной культуры, любовь к театру.

Этапы реализации работы

по формированию социально - коммуникативных навыков

у детей старшего дошкольного возраста

посредством коммуникативных игр и элементов театрализованной деятельности:

I этап. Подготовительный:

  1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме;
  2. Составить план деятельности по реализации культурной практики «Бабушкин чемоданчик»;
  3. Подобрать основное оборудование и материалы для оснащения РППС по театральной деятельности;
  4. Разработать структуру проведения театральных минуток;
  5. Сделать подборку (картотеку) стихов, скороговорок, артикуляционных гимнастик, театрализованных и коммуникативных игр.

II этап. Основной (внедренческий)

  1.  Реализация плана культурной практики по театрализованной деятельности «Бабушкин чемоданчик»;
  2.  Участие детей группы в конкурсах и фестивалях театрализованной направленности.

III этап. Обобщающий

1.  Определить эффективность проведённой работы.

2.  Сделать анализ социально – коммуникативных умений детей группы.

Методы работы.

          Основными методами работы являются:

  1. Словесные методы: метод творческой беседы (предлагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога), рассказ.
  2. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
  3. Метод моделирования ситуаций: создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности.
  4. Практические методы: посещение театральных спектаклей с последующим анализом; изготовление атрибутов к спектаклю, рисование иллюстраций к художественному произведению, афиш, изображение героев, просмотр мультфильмов, презентаций по теме, подбор произведений для театрализации с усложнением согласно возрастным особенностям, участия в коммуникативных и театрализованных играх, придумывание сказок.

Примерная структура проведения культурной практики по театрализованной деятельности

«Бабушкин чемоданчик»

 с детьми старшего дошкольного возраста.

Культурная практика по театрализованной деятельности «Бабушкин чемоданчик» проводилась 1 раз в неделю в вечернее время. Сигналом для игровой деятельности было звучание сказочной музыки. Дети легко и быстро убирали свои рабочие и игровые места, ставили стулья улыбкой и начиналась речевая разминка, затем перед детьми ставилась проблема, с разрешением которой «Бабушкин чемоданчик» открывался. Дети находили картинки или предметы для предстоящей театрально - игровой деятельности.

1 часть - Вводная

2 часть - Продуктивная

3 часть - Заключительная

Задачи: установить контакт с детьми, настроить на совместную работу.

  1. Заинтересовывающий момент, постановка задач театрализованной деятельности;
  2. Речевая разминка (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика);
  3. Скороговорки и игры на эмоции.

Задачи: установить контакт детей друг с другом, развивать и совершенствовать все стороны речи, развивать у детей эмпатию, эмоциональную сферу, коммуникативные навыки, внимание, умение владеть своим телом;

  1. Игры из «Бабушкиного чемоданчика»: этюды; художественное слово, театральные импровизации, коммуникативные игры;
  2. Объяснение нового материала, если идёт работа над сказкой; рассматривание иллюстраций;
  3. Рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей;
  4. Репетиция спектакля, отработка диалогов;
  5. Просмотр презентаций, мультфильмов4
  6. Чтение художественной литературы.

Задачи: переход к продуктивной деятельности (изготовление декораций, поиск костюмов для предстоящих постановок), определение планов на следующее занятие, творческие домашние задания.

Перспективное планирование культурной практики по театрализованной деятельности на год

Месяц

Деятельность

Задачи:

Октябрь

  1. Ситуация общения «Бабушкин чемоданчик»;
  2.  Игра «В гостях у бабушки Забавы»;
  3. Артикуляционная гимнастика;
  4. Разучивание скороговорки «Добыл бобов Бобыль»;
  5. Игра «Позови друга ласково;
  6. Игра «Лягушка»;
  7. Планирование игровой деятельности на следующее занятие.
  1. Дать представление детям о дидактическом пособии «Бабушкин чемоданчик»;
  2. Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать всё окружающее пространство;
  3. Развивать выразительность жестов, мимики, голоса;
  4. Воспитывать умение слушать друг друга;
  5.  Формировать у детей доброжелательное отношения друг к другу;
  6. Упражнять в умении выбирать материал, предлагать идеи для изготовления декораций, распределять обязанности.
  1. Чтение сказки «Три поросёнка»;
  2. Обсуждение характеров и поступков героев;
  3. Изготовление декораций к сказке «Три поросёнка» (куклы).

Ноябрь

  1. Заинтересовывающий момент, постановка задач театрализованной деятельности;
  2. Артикуляционная гимнастика;
  3. Проговаривание новых скороговорок;
  4. Игры – пантомимы (животные);
  5. Игра «Лягушка»;
  6. Игра «Перебежки»;
  7. Игра «Пластилин»;
  8. Игра «Тесто»;
  9. Игра «Тишина».
  1. Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать всё окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог.
  2. Развивать выразительность жестов, мимики, голоса;
  3. Воспитывать умение слушать друг друга;
  4.  Формировать у детей доброжелательное отношения друг к другу;
  5. Развивать дисциплинированность, выдержку;
  6. Развивать пантомимические навыки и творческое воображение.

Декабрь

  1. Заинтересовывающий момент, постановка задач театрализованной деятельности;
  2. Артикуляционная гимнастика;
  3. Проговаривание новых скороговорок, выученных детьми дома с заданной эмоцией;
  4. Игра «Изобрази вкус яблока;
  5. Игры на выбор детей: «Лягушка», «Самолёт», «Пластилин», «Глаза в глаза», «Горячий мяч»; «Передай сигнал», «Тишина»;
  6. Анализ, планирование деятельности на следующее занятие.

  1. Развивать выразительность жестов, мимики, голоса; воображение;
  2. Воспитывать умение слушать и слышать взрослого, друг друга;
  3.  Формировать у детей доброжелательное отношения друг к другу;
  4. Упражнять в умении реагировать на сигнал сбора на театрализованную деятельность (волшебная музыка);
  5. Развивать дисциплинированность, выдержку;
  6. Развивать пантомимические навыки.

Январь

  1. Заинтересовывающий момент, постановка задач театрализованной деятельности;
  2. Артикуляционная гимнастика;
  3. Проговаривание скороговорок с заданной эмоцией, громко, тихо;
  4. Игры на выбор детей: «Лягушка», «Самолёт», «Пластилин», «Глаза в глаза», «Горячий мяч»;
  5. Упражнение «Маленький народ»;
  6. Упражнение «Танцы на стуле»;
  7. Игра «Снежинки»;
  8. Отработка диалогов в сказке «Три поросёнка» под музыкальное сопровождение;
  9. Анализ деятельности, планирование на следующее занятие.
  1. Упражнять детей в умении свободно двигаться, используя все окружающее пространство;
  2. Помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах;
  3. Развивать дисциплинированность, выдержку.
  4. Упражнять в умении нести на себе роль, не выпадая из спектакля при управлении куклами;
  5. Формировать умение импровизировать под заданную музыку; активизировать детей, снять зажатость, стеснение.

Февраль

  1. Заинтересовывающий момент, постановка задач театрализованной деятельности;
  2. Артикуляционная гимнастика;
  3. Игра со скороговорками «Ручной мяч»;
  4. Работа над кукольным спектаклем для малышей и родителей «Хорошо, когда мама рядом»;
  5. Игра «Снежинки»;
  6. Игра «Снеговик»;
  7. Игра «Тишина»;
  8. Танцы на стуле.
  9. Анализ деятельности, планирование на следующее занятие.
  1. Развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия;
  2. Упражнять в умении напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса;
  3. Формировать у детей доброжелательное отношения друг к другу;
  1. Развивать дисциплинированность, выдержку;
  2. Развивать пантомимические навыки.

Март

  1. Заинтересовывающий момент, постановка задач театрализованной деятельности;
  2. Артикуляционная гимнастика;
  3. Игра со скороговорками «Змейка с воротцами»;
  4. Игра «Театр Пантомим» - две команды;
  5. Игра «Насос и надувная кукла»;
  6. Игры на развитие выразительной мимики.
  7. Анализ деятельности, планирование на следующее занятие.

  1. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей о предметном мире;
  2. Упражнять в умении напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «с» и «ш»; действовать с воображаемым предметом;
  3. Упражнять детей в умении использовать выразительную мимику для создания яркого образа;
  4. Развивать пантомимические навыки.

Апрель

  1. Заинтересовывающий момент, постановка задач театрализованной деятельности;
  2. Артикуляционная гимнастика;
  3. Игра со скороговорками «Испорченный телефон»;
  4. Игра «Театр Пантомим» - две команды;
  5. Игра «Насос и надувная кукла»;
  6. Анализ деятельности, планирование на следующее занятие.

  1. Продолжать формировать умение детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений;
  2. Воспитывать умение слушать и слышать взрослого, друг друга;
  3.  Формировать у детей доброжелательное отношения друг к другу;
  4. Развивать дисциплинированность, выдержку.

Май

  1. Заинтересовывающий момент, постановка задач театрализованной деятельности;
  2. Артикуляционная гимнастика;
  3. Игра со скороговорками «Кто лучше»;
  4. Игра «Театр Пантомим» - две команды;
  5. Игра «Насос и надувная кукла»;
  6. Анализ деятельности, планирование на следующее занятие.

  1. Развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве; формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству; развивать навыки имитации; упражнять в умении выражать свои эмоции.
  2. Развивать дисциплинированность, выдержку;
  3. Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; упражнять детей интонационно выразительно проговаривать фразы; сочетать движения и речь; развивать воображение.

Результат деятельности: 

  1. Создана соответствующая РППС в группе. Это центр театрализованной деятельности, включающий в себя:
  • настольный театр;
  • театр резиновой игрушки;
  • пальчиковый театр;
  • кукольный театр «Бибабо»;
  • магнитный театр;
  • театр на фланелеграфе;
  • театр теней;
  • маски;
  • шапочки;
  • костюмерная;
  • декорации;
  • занавес.
  1. Работа с детьми, включающая в себя творческую деятельность детей, как совместную со взрослым (1 раз в неделю проводятся театральные минутки «Бабушкин чемоданчик»), так и самостоятельную. Это:
  • игровое творчество;
  • сочинение сказок, рассказов;
  • сопровождение движений кукол словами, песенкой;
  • театральные импровизации;
  • изготовление декораций, афиш.

В результате работы культурной практики:

  • созданы картотеки театрализованных и коммуникативных игр,
  • дети являются участниками и победителями городского и регионального конкурсов театрального мастерства (приложение),
  • праздничные утренники проходят на основе сказочных постановок,
  • прошли и планируются постановки кукольных спектаклей и драматизаций для детей младших групп и родителей группы.

Одна из главных задач современного педагога – научить детей культуре здорового, комфортного для других и безопасного образа жизни, о чём говорит нам и ФГОС ДО –

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия….

Эмоциональную сферу можно рассматривать как один из главных факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду – это его положительные эмоции, чувство эмоционального комфорта, защищенности и доверия

Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций.

Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений, коммуникатировать и взаимодействовать в коллективе.  Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи, удачи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Что подтверждают и данные диагностики (см. Приложение)

        Взаимодействие с семьёй обеспечила более полное выявление потенциала каждого ребенка, тем самым способствуя реализации поставленных задач.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность способствует формированию социально – коммуникативных навыков старших дошкольников, самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, и взрослых, и детей, т.к. и взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия.

Культурная практика по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, помогла сделать эту работу по формированию социально – коммуникативных умений систематичной, глубокой, интересной для детей и взрослых.

 Именно в театрализованной деятельности ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, сверстников, перенимая правила взаимодействия и культуру поведения. Кроме того, в театрализованной деятельности дети и взрослые лучше узнают друг друга, особенности характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение, забота к неповторимой личности каждого, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали и

нравственности. А чем они богаче,

тем успешнее идет развитие духовного

мира детей…

(психолог - Б. М. Теплов)

Список литературы

  1. Антипина Е.А. театрализованная деятельность в детском саду. М., 2009
  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991. -127 с.
  3. Арушанова А. Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011 (Модули Программы ДОУ).
  4. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. / Н. Ф. Голованова. СПб. : Речь, 2004.
  5. Доронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М.: Просвещение, 2005.
  1. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник  игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006.
  2. Макаренко Л. К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству //Дошкольное воспитание. – 1994. - №4. – С.32-33.
  3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.
  4. Петрова Т.И, Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М., «Школьная пресса» -2000 г.
  5. Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр// Дошкольное воспитание. – 1988. - №8. – С.55-58.
  6. Интернет ресурсы.

Приложение №1

Сравнительная диагностика.

ОО социально - коммуникативное развитие

 (в мониторинге участвовало 24 ребёнка)

Приложение №2

Сравнительная диагностика

«Уровни развития ребёнка в театрализованной деятельности»

(методика Г. А. Урунтаевой). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»

Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия...

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения. Данный материал презентует опыт работы воспи...

опыт работы "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста с ТНР в театрализованной деятельности"

способствовать развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста с ТНР через театрализованную деятельность....

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

*Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка.  Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуник...

«Формирование социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности».

laquo;Формирование социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованной дея...