Консультация для родителей. Тема: Проблемы адаптации детей в детском учреждении пути их реализации
консультация (младшая группа) на тему

Трубникова Любовь Юрьевна

Эта консультация поможет родителям преодолеть страх и тревогу за своего ребёнка в период привыкания ребёнка в детском дошкольном учреждении.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele1.docx136.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Тема: Проблемы адаптации детей в детском учреждении пути их реализации

Описание материала : Эта консультация поможет родителям преодолеть страх и тревогу за своего ребёнка в период привыкания ребёнка в детском дошкольном учреждении.
Цель: помощь родителям в адаптации детей к детскому саду.
Задачи: снизить тревожность родителей по поводу поступления ребенка в детский сад, подсказать, как можно облегчить адаптацию ребенка к детскому саду

Ход консультации 
Наверно, редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента когда их ребенок должен пойти в детский сад, не испытывал тревоги.
-Как примут малыша в детский коллектив?
-Какие отношения у него сложатся с воспитателем?
-Не будет ли он часто болеть?
Но больше всего волнений связано с тем, насколько ребенок быстро привыкнет, адаптируется в новой обстановке.
Установлено, что в возрасте 1,5- 2 лет ребенок менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним, чем 3-х летний малыш, адаптация его к детскому учреждению происходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода (который может продолжаться иногда в течение полугода) и дальнейшее развитие малыша. Когда ребенок впервые поступает в детское учреждение, для него меняются все основные параметры окружающей его среды.
Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского учреждения. Различают легкую адаптацию, при которой проявляется временное отрицательное эмоциональное состояние ребенка.

Игровые действия, предметы, с которыми малыш взаимодействует (если у него сформировано деловое или практическое общение) заставляют забыть ребенка о том, что взрослый, находящийся рядом, ему мало знаком. Конечно, ребенок, скорее предпочитает игру с близким человеком, чем с незнакомцем, но если у него имеются средства налаживать деловые контакты, он быстро привыкает к чужому, включая его в новую систему отношений, не требующих эмоциональной близости. Переход к новой форме общения необходим, хоть путь не всегда прост, ведь часто причиной конфликтного поведения детей является противоречие между сильно затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления по мере привыкания к новым условиям все нормализуется.При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевания длится 7-10 дней и завершается без каких – либо осложнений.
Самым нежелательным проявлением течением(иногда несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторное заболевание, часто протекающее с осложнением (отиты, бронхиты, пневмония), либо проявляет стойкие нарушения поведения. Например, дети ни за что не расстаются с какой – ни будь, своей вещью или игрушкой, принесенной из дома, часто стараются спрятаться , уйти куда- ни будь, сидят в приемной и зовут маму, спят только сидя. У таких детей наблюдается в первые дни пребывания в детском саду бурная отрицательная эмоциональная реакция и негативное отношение ко всей обстановке детского сада сменяется часто вялым, безразличным состоянием. Эти дети нуждаются в консультации психоневролога.
Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на развитие, так и на состояние здоровья детей, поэтому первостепенной задачей детского сада является облегчение трудностей адаптационного периода, возможных при соответствующей подготовке ребенка к поступлению в детское учреждение с учетом его индивидуальных особенностей.
От чего же зависит тяжесть адаптационного периода:
- от состояния здоровья и уровня развития ребенка. Совершенно ясно, что здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит всякие трудности;
- от возраста ребенка. Труднее всего переносят разлуку с близкими взрослыми и изменения условий жизни дети в возрасте от 10-11 месяцев до 1,5 лет;
- биологические и социальные факторы. Это токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах – биологические факторы. А неблагоприятные факторы социального плана не дают родителям возможности правильно организовать режим и воспитание ребенка;
- уровень тренированности адаптационных возможностей играет немаловажную роль в длительности и тяжести адаптационного периода детей.
В раннем возрасте у малышей существуют 2 вида общения – эмоциональное и практическое. Эмоциональное общение имеет интимную, личностную основу и связано с привычками к определенному человеку. Эмоциональные отношения строятся на основе опыта личностного общения с самыми близкими людьми.
Дети, которым присущ этот вид общения, сторонятся чужих людей, расставания с матерью принимают болезненно с отчаянием, они отказываются от общения с другими людьми, от игрушек, теряют аппетит т сон.
По сравнению с эмоциональным общением, практическое взаимодействие не связано с привычкой к определенному человеку.
Игровые действия, предметы, с которыми малыш взаимодействует (если у него сформировано деловое или практическое общение) заставляют забыть ребенка о том, что взрослый, находящийся рядом, ему мало знаком. Конечно, ребенок, скорее предпочитает игру с близким человеком, чем с незнакомцем, но если у него имеются средства налаживать деловые контакты, он быстро привыкает к чужому, включая его в новую систему отношений, не требующих эмоциональной близости. Переход к новой форме общения необходим, хоть путь не всегда прост, ведь часто причиной конфликтного поведения детей является противоречие между сильно затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка со взрослыми и становлением новой ведущей деятельности с предметами, требующей другой формы общения – сотрудничества со взрослыми. У малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, адаптация происходит сравнительно легко. Впервые попав в ясли, ребенок быстро откликается на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследует новые игрушки. Если у него чего – ни будь не получается, малыш обращается за помощью ко взрослому, внимательно наблюдает за его действиями, пытаясь их повторить.
Воспитатели, прежде всего, должны установить, какие контакты предпочитает ребенок – эмоциональные или деловые. Преобладание первых свидетельствует о необходимости развития более прогрессивной формы общению. Это не значит, что нужно прекратить личностное общение с малышом и ограничиться лишь обучением его предметным действиям. Доброжелательность, внимание останутся стержнем общения, основой его дальнейшего развития.
Задача взрослых (родителей и педагогов ) – создать условия для выдвижения на первый план предметной деятельности. Задержка на уровне личностного взаимодействия растянет период привыкания.
С ребенком 2-го и 3-го года жизни можно разыграть увлекательные сюжеты игры в дочки – матери, с животными, машинками, кубиками, конструкторами. Каждое прочитанное стихотворение можно превратить в игру – драматизацию. Вначале инициатива будет принадлежать взрослому, а ребенок станет лишь внимательным зрителем разыгрываемых событий. Но вряд ли он долго останется безучастным. В силу своей природной активности он обязательно присоединится к вашей игре.
Вот тут – то вы должны помочь ребенку выбрать нужные игрушки, заменить недостающие предметы другими, научить действовать вместе.
Не забывайте поощрять любые успехи малыша - и когда совместная игра станет для него желанным занятием. Постепенно снижайте свою активность, предоставляя ребенку большую свободу действий. Со временем вы должны поменяться с ним местами, чтобы он стал инициатором нового типа общения.
Регулярные 10 – 15 минутные предметные игры быстро сформируют у ребенка потребность в них. Постепенно активность малыша будет расти, и, в конце концов, он начнет играть самостоятельно, а желание иметь партнера вытеснит гипертрофированное стремление сидеть у вас на коленях или повсюду бегать за вами.
Играя вместе с ребенком, нужно приучать его к дисциплине, аккуратности. Приучение к порядку лучше осуществлять тоже в игровой форме. Ваша фантазия, знание особенностей малыша, профессионализм помогут подобрать верный способ взаимодействия с ребенком.

Самоанализ

Проблемы адаптации детей в детском учреждении пути их реализации

Исходя из цели моей  консультации были намечены  задачи: : снизить тревожность родителей по поводу поступления ребенка в детский сад, подсказать, как можно облегчить адаптацию ребенка к детскому саду

В ходе консультации  был налажен контакт с родителями все

интересующие  родителей вопросы были  раскрыты в полном объёме даны были рекомендации  по соблюдению режима дня. Какие книжки читать детям во что поиграть  про играть  сюжетные игры с ребенком.Чтобы родители рассказали какие игрушки любят их дети во что играют дома

Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок к детскому саду?»

" Готов ли ваш ребенок к детскому саду? "

Эта анкета, поможет родителям оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, Вы получите примерный прогноз для своего ребенка.

1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

- бодрое, уравновешенное -3балла

- неустойчивое - 2балла

- подавленное - 1балл

2. Как ваш ребенок засыпает?

- быстро, спокойно (до 10мин) -3балла

- долго не засыпает - 2балла

- неспокойно - 1балл

3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и т. д.?

- да - 1балл

- нет - 3балла

4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?

- 2часа - 3балл

- 1час - 1балл

5. Какой аппетит у вашего ребенка?

- хороший -4балла

- избирательный 3балла

- неустойчивый - 2балла

- плохой - 1балл.

6. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные качества?

- сосет палец, раскачивается, и т. д. (указать другое)

- да -1балл

- нет - 3балла

7. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

- да -3балла

- иногда - 2балла

- нет -1балл

8. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

- да 3балла

- иногда - 2балла

- нет - 1балл

9. Как Ваш ребенок играет?

- умеет играть самостоятельно - 3балла

- не всегда - 2балла

- не играет сам - 1балл

10. Какие взаимоотношения со всзрослыми?

- легко идет на контакт - 3балла

- избирательно - 2балла

- трудно - 1балл

11. Какие взаимоотношения с детьми?

- легко идет на контакт - 3балла

- избирательно -2балла

- трудно - 1балл

12. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

- да-3балла

- не всегда - 2балла

- нет -1балл

13. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

- Есть -3балла

- не всегда -2балла

- нет - 1балл

14. Есть ли у вашего ребенка опыт разлуки с близким?

- перенес разлуку легко - 3балла

- тяжело -1балл.

15. Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

- есть -1балл

- нет -3балла

Прогноз адаптации:

Готов к поступлению в ДОУ - 40-55 баллов;

Условно готов - 24-39 баллов;

Не готов - 16-23 балла.

 «Первый раз в детский сад»

 ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

http://psiholog-ds.ucoz.ru/Adaptaziya/semya1.jpgУважаемые родители!

 Убедитесь в собственной уверенности, что детский сад необходим для вашей семьи. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются, и тогда он использует любые ваши колебания для того, чтобы не расставаться с вами. Быстрее и легче привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

Вам необходимо привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками и развиваться. Я хочу, чтобы он пошел в садик».

Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: «Детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих малышей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в детский сад, схожу на работу, а вечером приду за тобой и мы вместе пойдем домой».

Расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее ваш малыш пойдет в детский сад. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что все происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.

Чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.

Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется немного подождать своей очереди. 

http://psiholog-ds.ucoz.ru/Adaptaziya/big_.jpg

Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки другим детям. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше. 

В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Ребенок автоматически примет вашу позицию («Если маме здесь не нравится, то и мне плохо. Я не хочу в детский сад!»).Никогда не пугайте ребенка детским садом! Важно создать положительный образ детского сада.

В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, а потом привыкаешь, и тебе становится интересно. Ты у меня молодец!»

Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Необходимо снизить нервно-психическую нагрузку, избегайте сильных как отрицательных, так и положительных впечатлений. Дома ребенок должен эмоционально отдыхать. 

Физиологами доказано, что к 9-му дню адаптации защитные силы (иммунитет) ослабевают и ребенок заболевает. А после болезни адаптацию приходится проходить заново. Поэтому к концу второй и четвертой недели посещения детского сада желательно оставить ребенка дома отдохнуть и набраться сил.

 Утро в детском саду

 По утрам вам проще будет отправлять малыша в детский сад с игрушкой: и идти веселей, и проще завязывать отношения с другими детьми.

Чтобы спокойно попрощаться с ребенком, соберитесь на 5-10 минут раньше (больше не надо, чтобы не превращать прощание в самостоятельное событие дня). Не сулите ребенку "призов" за то, что он вас отпускает, но если он попросит ему что-то принести, не отказывайте.

Скажите ребенку куда и зачем вы идете (только очень просто: "Я иду на работу, чтобы лечить людей"). Спокойная интонация подскажет ему, что то место, куда идет мама, - хорошее, и дело, которое она будет делать, - полезное и приятное.

Скажите ребенку, как он может определить время, когда вы за ним придете (например, сразу после обеда, прогулки), но тогда уж будьте точны.

Уверенным доброжелательным тоном скажите ребенку, что вам пора идти. Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите, не задерживаясь и не оборачиваясь. Мама, которую плачущий малыш "вернул с порога", которая решила "не травмировать" ребенка, тем самым просто "оттягивает" адаптацию ребенка.

Если у вас есть потребность в контакте со специалистами, педагоги и психолог детского сада ждут вас!

 Любите своих малышей просто за то, что они у вас есть.

Удачи вам! 

C:\Program Files (x86)\Opera\konsultacii.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Условия успешной адаптации детей в детском саду"

Представленный материал поможет успешно адаптироваться малышу к условиям детского сада....

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ /Работа с родителями/ ТЕМА: «Проблема адаптации ребенка в детском саду»

способствовать пониманию родителей (законных представителей) того, что такое адаптация ребенка к детскому саду; сформировать умение адекватно справляться с проблемными ситуациями в процессе адаптации ...

Консультация для родителей "Условия успешной адаптации детей в детском саду"

Представленный материал поможет успешно адаптироваться малышу к условиям детского сада....