Выступление на МО воспитателей на тему: "Инновационные технологии экологического образования дошкольников младшего и среднего возраста"
учебно-методический материал (младшая, средняя группа)

Кирилюк Светлана Тимофеевна

Указом президента РФ 2017 год объявлен годом Экологии, а потому на федеральном и муниципальных уровнях разработана система мероприятий, посвященных заботе о природе и окружающем мире.

Дошкольные образовательные учреждения в данных мероприятиях принимают непосредственное участие. Воспитателям важно сформировать  гуманно-ценностное отношение к природе, основными проявлениями которого служат:

- понимание значимости  проблемы защиты окружающей среды,

- доброжелательное отношение к живому,

-  эмоциональная отзывчивость, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ,

- желание и умение заботиться о живых существах, создавать условия, необходимые для жизни.

Требования к современному образованию ставят педагогов перед необходимостью работать в постоянном режиме развития. Именно поэтому в образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных, интенсивно внедряют в работу инновационные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад 22» Предгорного муниципального района

Ставропольского края

Инновационные технологии экологического образования дошкольников младшего и среднего возраста

Подготовила: Николаева

 Светлана Тимофеевна,

 воспитатель

Предгорный район, 2017

Инновационные технологии экологического образования дошкольников младшего и среднего возраста

План

Введение

1.Технологии проектной деятельности

2. Технология «Лэпбук»

3.  Информационно-коммуникационные технологии

4. Технология исследовательской деятельности

5. Технология «ТРИЗ»

Заключение

Введение

Указом президента РФ 2017 год объявлен годом Экологии, а потому на федеральном и муниципальных уровнях разработана система мероприятий, посвященных заботе о природе и окружающем мире.

Дошкольные образовательные учреждения в данных мероприятиях принимают непосредственное участие. Воспитателям важно сформировать  гуманно-ценностное отношение к природе, основными проявлениями которого служат:

  • понимание значимости  проблемы защиты окружающей среды,
  • доброжелательное отношение к живому,
  •  эмоциональная отзывчивость, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ,
  • желание и умение заботиться о живых существах, создавать условия, необходимые для жизни.

Требования к современному образованию ставят педагогов перед необходимостью работать в постоянном режиме развития. Именно поэтому в образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных, интенсивно внедряют в работу инновационные технологии.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).

И сегодня поговорим об инновационных технологиях экологического образования дошкольников младшего и среднего возраста.

К числу инновационных образовательных технологий, используемых в экологическом образовании ребенка, можно отнести:

1. Технологии проектной деятельности

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды  в процессе поэтапной, заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.данная технология используется во всех сферах развития ребенка, в том числе и в экологическом воспитании.

В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-практической деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Можно выделить следующие положительные аспекты работы по методу проекта:

  • работа по проекту проводится при наличии интереса и желания у детей, а обучение успешно тогда, когда оно приятно для ребенка, имеет позитивную мотивацию;
  • по ходу проект может дополняться новыми индивидуальными «мини-проектами», учитывающими запросы детей;
  • процесс получения знаний, навыков и умений у детей происходит в различных видах деятельности;
  • дети имеют возможность почувствовать себя самостоятельными, мыслящими личностями и проявить свои знания и умения;
  • работая совместно, дети учатся принимать чужую точку зрения, начинают сами мыслить критически, когда описывают свои идеи;
  • к работе по проектам обязательно привлекаются родители в качестве активных помощников.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

В своей педагогической деятельности применяю данную технологию. С ноября по март мы с детьми реализовали экологический долгосрочный познавательно-творческий проект «Поможем птицам зимой», целью которого было развитие у младших дошкольников нравственных чувств через экологическое воспитание, получение и закрепление знаний воспитанников о зимующих птицах, пропаганда помощи птицам зимой.

В рамках проекта был проведён целый ряд мероприятий: праздник «Синичкин день», беседы о зимующих птицах и необходимости помогать им, дидактический игры, акция «Покормите птиц зимой», изготовление буклетов и памяток для родителей, оформление книжного уголка о птицах, изготовление родителями совместно с детьми кормушек и скворечников.

Также, совсем недавно мы трудились над краткосрочным проектом «Лук», в рамках которого мы беседовали о луке и его полезных свойствах, отгадывали загадки, рисовали и раскрашивали данный овощ, посадили у себя в группе, заботились о нем (поливали, следили, чтобы ему было достаточно солнышка), а затем дети с удовольствием ели свой урожай.

2. Технология «Лэпбук»

Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новая технология, она представляет собой одну из разновидностей метода проекта.

Лэпбук– это книжка-раскладушка или самодельная папка, с кармашками, дверками,  окошками, подвижными деталями. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

При  этом  лэпбук  –  не  просто  поделка.  Это  заключительный  этап  исследовательской  работы,  которую  ребенок или дети проделали в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребятам  нужно выполнять   определенные    задания,  проводить  наблюдения,    изучать  представленный     материал.

Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки школьного обучения.

Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать коллективную книжку.

Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!

В  своей практике мы с детьми, а также с помощью родителей создаем подобные лэпбуки. Это очень увлекательно и познавательно. По экологии мы создали пока два лэпбука: «Природа» и «Птицы». Дети любят помогать создавать данные папки и с интересом выполняют все собранные в них задания, закрепляя в памяти полученные знания.

3.  Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный  ребенок, стремительно изменяется. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию – образование  с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

 Преимущества компьютера:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • обладает стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
  • демонстрацией.

В работе использую ИКТ технологии, однако не в полном объеме ввиду отсутствия технических средств. В своей практике использую видеоролики, которые помогают продемонстрировать те явления природы, которые невозможно в любое назначенное время показать вживую. Например, молния, радуга, туман, водопад и др. Также аудио и видеозаписи позволяют ребенку вживую услышать звуки природы -  раскаты грома, рычание льва и прочее.

4. Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

•        эвристические беседы

•        постановка и решение вопросов проблемного характера

•        наблюдения

•        моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе)

•        опыты

•        фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности

•        «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы

•        подражание голосам и звукам природы

•        использование художественного слова

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1. Опыты (экспериментирование)

•        Состояние и превращение вещества.

•        Движение воздуха, воды.

•        Свойства почвы и минералов.

•        Условия жизни растений.

2. Коллекционирование (классификационная работа)

•        Виды растений.

•        Виды животных.

3. Путешествие по карте

•        Стороны света.

•        Рельефы местности.

•        Природные ландшафты и их обитатели.

5. Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

        Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем.

Применение  методов и приемов ТРИЗ в экологическом воспитании   позволит заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователями  и защитниками природы. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут входить как часть любой образовательной деятельности с детьми.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

ТРИЗ учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.

В своей практике использую элементы ТРИЗ-технологии. Например, мы говорим о животных, птицах, насекомых. И перед ребенком ставится задание – представить, что он птица, рассказать, где он живет, что он кушает. Также используемпутешествия в сказочный лес, где дети могут превратиться в лесных зверят и повстречаться с лесными жителями.  Дети с интересом воспринимают подобные задания. Мы формируем умение перевоплощаться в другой образ и посмотреть на мир его глазами.

Ещё, к примеру, мы говорим о том, что растет на деревьях, а что не может вырасти. Потом детям предлагаем подумать, каких деревьев не бывает, и нарисовать свое «чудо-дерево». Дети рисуют конфетные деревья, деревья с игрушками.

Заключение

Технологии, используемые педагогом, должны помогать ребятам ежедневно открывать новые страницы книги познания.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.Основная цель для нас –   это воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним. Так что экспериментируйте с технологиями, старайтесь заинтересовать детей! Творческих вам успехов!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии экологического образования дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников

Система взаимодействия детского сада и семьи по экологическому воспитанию дошкольников....

Обобщение опыта работы, презентация по теме: «Экологическое воспитание дошкольников младшего и среднего возраста»

Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма напряжённой экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своём благополучи...

Презентация на тему: Инновационные технологии экологического образования дошкольников.

В материале представлены новые технологии в экологическм образовании дошкольников: кейс-технологии, детский фоторепортаж, экологический театр, эко-квест....

Участие в семинаре по теме" Инновационные игровые технологии в обучении дошкольников и младших школьников. Дидактические пособия Татьяны Барчан"

Участие в семинаре по теме" Инновационные игровые технологии в обучении дошкольников и младших школьников. Дидактические пособия Татьяны Барчан"...

Методическая разработка по теме: ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «ЭКОЛЯТА» автор: Лебедева Татьяна Львовна

Для экологического образования в системе дошкольного и общего образования.Ключевые слова: экология; воспитание; дошкольник; дошкольники.T. Lebedeva (Russia). INNOVATIVE APPROACH TO ECOLOGICAL EDUCATIO...

Выступление на семинар Инновационные технологии экологического образования дошкольников

Выступление на семинарИнновационные технологии  экологического образования дошкольников ...