Дистантно - информационная консультация по теме «Гиперактивный ребенок»
консультация на тему

Морозова Елена Александровна

В консультации рассматриваются базовые признаки гиперактивности детей. В рекомендациях сформулированы правила поведения взрослых при взаимодействии с гиперактивными детьми. Также есть список игр и упражнений для детей с наличием симптомов гиперактивности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giperaktivnyy_rebenok.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

      Дистантно - информационная консультация

по теме «Гиперактивный ребенок»

      В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о простом подвижном ребенке. Жалобы взрослых чаще всего сводятся к тому, что такие дети не дают им покоя — они постоянно находятся в движении: не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда -нибудь, не дослушивают просьбы и задания до конца, и для того,  чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но «отрицательное внимание» в виде замечаний и наказаний не приносят результатов. У малышей при блокировке данной потребности жесткими правилами поведения, нарастает мышечное напряжение и резко ухудшается внимание, очень сильно падает работоспособность, возникает сильное утомление. Вслед за этими реакциями всегда возникает эмоциональная разрядка, которая выражается в неконтролируемом ребенком двигательном беспокойстве, сильной расторможенности.

      В результате биохимических исследований работы мозга таких детей, было выявлено снижение активности в тех областях мозга, которые ответственны за контроль поведения. В отечественной медицине детям с недостаточной зрелостью отдельных зон головного мозга ставят диагноз «минимальная мозговая дисфункция» (ММД). В ряде случаев сразу после рождения ставится диагноз «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП). И связывают эти диагнозы с определенными «вредностями», переживаемыми плодом во время беременности матери и родов (наличие у матери хронических заболеваний; перенесение при беременности инфекционных заболеваний; токсическое воздействие, спровоцированное курением, алкоголем или принимаемыми медпрепаратами и т. п.). Также на наличие гиперактивности у ребенка влияет наследственная предрасположенность.

      ММД чаще сопровождается снижением внимания и умственной работоспособности и только некоторым детям присуща гиперактивность. Однако гиперактивные дети всегда страдают дефицитом внимания. В последние годы специалисты в таких случаях ставят диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

      Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Между тем, уже в младенчестве можно распознать гиперактивного ребенка и правильно найти к нему подход. Чем раньше удается распознать у ребенка такие особенности нервной системы и предпринять меры, тем меньше трудностей возникнет в будущем.  

      Говорить о «невнимательности», «гиперактивности» и «импульсивности» можно только в случае, если перечисленные ниже признаки сохраняются в течение полугода и выражены постоянно.

      Основными базовыми признаками, соответствующими гиперактивности, обозначают триаду проявлений, а это:

  • повышенная двигательная расторможенность (много бегает; не в состоянии долго усидеть на месте, постоянно вертится, вскакивает без разрешения; не может тихо и спокойно играть и заниматься чем-то, т.е. отсутствие способности к контролю поведения);
  • импульсивность (не может подчиняться правилам; начинает отвечать или выполнять действие, не дослушав вопроса или инструкции; не доводит начатое дело до конца);
  • дефицит активной формы внимания (избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение; не способен удерживать внимание на деталях; часто не слышит, когда к нему обращаются, не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, поэтому создается впечатление, что он просто игнорирует слова и замечания окружающих; легко отвлекается, когда ему читают книгу).

      При благополучном развитии событий функции всех пораженных участков головного мозга будут «разобраны» другими здоровыми клетками, нужные связи восстановлены. Обычно это происходит к 14-15 годам.

      Общепризнанно, что лечить СДВГ нужно комплексно, сочетая медикаментозную терапию и психолого -педагогические методы. Только упорные, последовательные и специальные воспитательные приемы способны сгладить проявления этого состояния. Гиперактивный ребенок не «вредный» и не «плохой», просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват. Нужно помнить, что малыш не хочет ничего плохого, у него просто не получается. Помогите ему!

      В. Оклендер (Вайолет Оклендер (Violet Oaklander)- доктор психологии, специалист по семейному, детскому консультированию, гештальт-терапии) в работе с гиперактивными детьми рекомендует использовать два основных приема: сглаживание напряжения и следование за интересами ребенка.

      Снять напряжение ребенку помогают занятия с глиной, крупой, песком, водой, рисование с помощью пальцев.

      Следовать за интересами ребенка можно, наблюдая за тем, что его увлекает в данный момент, что притягивает его интерес. Например, если ребенок подходит к окну, взрослый делает это вместе с ним и пытается определить, на каком предмете остановился взгляд ребенка, и старается удержать внимание малыша на этом предмете, подробно описывая детали предмета. Если между взрослым и ребенком налажен эмоциональный контакт, гиперактивный ребенок проявляет гиперактивность в гораздо меньшей степени. “Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности” - В. Оклендер.*

Правила поведения взрослых в

рекомендациях по работе с гиперактивными детьми

  1. Правильно устанавливайте контакт («обращаться к ребенку, а не к люстре»): уберите все что мешает контакту (телевизор, игрушку...), недостаточно слов — прикоснитесь, поверните маленького человечка к себе.
  2. Снизить требования к аккуратности выполнения работы (задания), чтобы сформировать чувство успеха.
  3. Во время занятий лучше сажать ребенка рядом с взрослым.
  4. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  5. Не «замечайте» мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается.
  6. Рамки поведения для ребенка (что можно и что нельзя) определены и выполняются всеми взрослыми, которые имеют дело с таким ребенком.
  7. Избегайте повторения слов «Нет!», «Нельзя!».
  8. Чаще применяйте позитивный тактильный контакт (элементы поглаживания, массажа, прикосновения, объятия).
  9. Отвлекайте ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос.
  10. Не читайте нотаций (ребенок все равно их не слышит).
  11. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Таким деткам полезна ежедневная физическая активность, прогулки на свежем воздухе.
  12. Не ограничивайте (без крайней нужды) подвижность ребенка. Нельзя наказывать лишением движения.
  13. Переутомление ребенка приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. К концу  дня ребенок может стать неуправляемым.
  14. Если все же ребенок перевозбужден, следует обеспечить ему более спокойную обстановку, уединение, предложить ему воды.
  15. Хорошим средством для снижения гиперактивных симтомов у детей является принятие успокоительной ванны перед сном.
  16. Быстрее заснуть такому ребенку также помогает массаж или легкая приятная музыка, чтение сказки, но ни в коем случае не просмотр телепередач.

 Игры и упражнения для детей с наличием симптомов гиперактивности

1. Для развития произвольности поведения:

  • «Запретное движение»
  • «Море волнуется»
  • «Летает — не летает»

2. Для развития внимания и памяти:

  • «Что исчезло?»
  • «Слушай хлопки»
  • «Найди игрушку!»

3. Для развития моторики и координации движений:

  • «Я кубик несу и не уроню!»
  • «Хождение по линии»
  • «Перекрестные хлопки»
  • Пальчиковые игры

4. Для активизации подкорковых структур мозга:

  • Дыхательные упражнения (например, ребенок, сидя на полу «по -турецки» и поднимая руки вверх, делает вдох. При выдохе медленно наклоняется вперед, опуская руки вниз).
  • Упражнения на нормализацию мышечного тонуса (например, «Пальчики»: в положении сидя или стоя ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Затем опускает руки, расслабляет и встряхивает кисти рук).
  • Упражнения на пространственную ориентацию (например, «Игра с мячом»: ребенок берет в руки мяч и по команде взрослого поднимает его вверх, опускает вниз, кладет перед собой, справа и слева от себя, кладет его на под, на, за стол и т. п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный лист родителям о Гиперактивном ребенке.

Гиперактивным сейчас готовы назвать почти любого ребенка, который просто активен, не запуган, обладает живыми эмоциями, детской непосредственностью, любит подвигаться и не стесняется выражать себя. Ва...

Консультация на тему "Гиперактивный ребенок"

Вот мы с вами и подошли к важной теме  — что делать родителям с этим неугомонным сгустком энергии.Надеюсь, что после знакомства со статей о том,  что такое гипердинамический синдром, рекомен...

Консультация на тему: "Гиперактивный ребенок"

Понятие детской гиперактивности до сих пор вызывает много споров и разногласий среди педиатров.Тяжело определить, какой ребенок действительно имеет проблемы с поведением, которые могут негативно повли...

Дистантно - информационная консультация по теме «Гиперактивный ребенок в младенчестве»

Консультация позволяет определить наличие признаков гиперактивности в поведении ребенка младенческого возраста и содержит некоторые рекомендации для взрослых....

Дистантно – информационная консультация по теме «Малыш гулит! Малыш лепечет!»

Данная консультация знакомит с простыми приемами для стимулирования коммуникации в младенческом возрасте, а именно гуления и лепета. Для эффективного прохождения стадии гуления и лепета предоставляютс...

Конспект индивидуальной консультации на тему: «Гиперактивный ребенок»

Цели и задачи консультации:Дать понятие гиперактивность и гиперактивный ребенок.Дать советы п овзаимодействию с гиперактивным ребенком....

Консультация на тему: "Гиперактивный ребенок в детском саду и дома"

Консультация на тему: "Гиперактивный ребенок в детском саду и дома"...