Комплексное планирование сюжетно-ролевой игры на тематику дорожного движения в средней группе.
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

Пурова Светлана Михайловна

Представлено планирование руководства развитием сюжетно-ролевой игры по четырем направлениям: ознакомление с окружающим, передача игровой культуры (обучающие игры), создание развивающей предметно-пространственной игровой среды, активизация проблемного общения взрослого с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno_rolevaya_igra_shofer.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно ролевые - игры на тематику дорожного движения (средняя группа)

Обогащение представлениями по теме игры

Передача игровой культуры

Создание и обогащение РППС

Активизация проблемного общения взрослого с ребенком

1.Серия наблюдений:

Наблюдение 1:

Знакомство с улицей.

Цель: знакомство с улицей, закрепление умения называть и показывать проезжую часть, тротуар, вспомнить правила поведения на улице.

Наблюдение 2:

Светофор и его сигналы.

Цель: закрепление представлений о назначении светофора, его сигналах, цвете, умение действовать по сигналу.

Наблюдение 3.

Кто водит машину.

Цель: познакомиться с шофером, который привозит продукты в детский сад, задать ему вопросы о работе (водитель дарит детям руль от старой машины) 

Наблюдение 4.

Самостоятельное наблюдение детей на прогулке за транспортом, проезжающим мимо детского сада.

Цель: расширение представлений  о видах транспорта (легковой, грузовой), их функциях.

Наблюдение 5.

За деятельностью работника ГИБДД.

Цель: знакомство с инспектором, ознакомление с его действиями, с тем, как он разговаривает с шоферами, пешеходами.

2.Рассматривание картин и иллюстраций: «Шофер» (из серии «Кем быть?»), иллюстраций в книгах, альбомах.

Цель: способствовать развитию представлений о внешнем виде шофера, о его действиях, о машинах, которые ездят по улице.

3.Рассматривание и составление  рассказа по картине «Едем в автобусе»  (из серии  « Мы играем») Цель: составить рассказ о том, как дети играют; высказать предположения как могут дети играть, что делать, говорить; разыграть некоторые ситуации.

4.Загадывание загадок о транспорте.

5.Тематическая встреча с папой – сотрудником ГИБДД (дарит детям игрушечный жезл и коврик «пешеходный переход»)

Цель: развитие интереса к профессии, желания отображать в игре впечатления, полученные от встречи.

6.Беседа с детьми «Машины на нашей улице»

Цель: развитие навыков рассказывания, проговаривание действий, диалогов.

7.Презентация «Светофор и его друзья».

Цель: знакомство со знаками (осторожно дети, переход, стоянка и т.д.)

8. Восприятие художественной литературы:

Чтение стихов «О правилах поведения в общественном транспорте», обсуждение и инсценировка ситуаций.

Чтение стихов: С.Михалков «Дядя Степа милиционер», «Моя улица», «Скверная история», Н.Кончаловская «Пристают к отцу ребята…», В.Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек»,

В. Кожевников «Светофор»,

Э. Мошковская «К нам бегут автобусы»,

С. Волков «Про ПДД для самых маленьких» и т.д.

Чтение рассказов И.Серяков «Машина, которую рисовать научили», «Ученый дружок», «Улица, где все спешат», Н.Носов «Автомобиль», О.Камакин «Путешествие друзей», «На сказочной поляне», Б.Житков «Что я видел» (главы из книги),  Н. Калинина  «Как ребята переходили улицу»,  Н. Павлова  «На машине»;  Е. Лопатин «Отважная путешественница».

9.Просмотр мультфильмов: «Азбука безопасности», «Уроки тетушки совы».

1.Строительно-конструктивные игры: строительство автобуса, легковой и грузовой машины.

2.Дидактическая игра «Светофор», «Дорожные знаки»

Цель: закрепление представлений детей о назначении светофора и его сигналах, о дорожных знаках.

3. Совместная с воспитателем сюжетно-дидактическая игра  (ребенок (шофёр), а воспитатель с остальными детьми выполняют второстепенные роли (пассажиры, кондуктор, контролёр, бензозаправщик, инспектор ГИБДД, слесарь-ремонтник). Включение в обучающие игры сюжетов со сменой ролей: я – шофер – веду машину, машина изломалась – нужно ее починить, я буду механиком и т.д..

Цель: развитие умения брать на себя роль, выполнять действия в соответствии с ролью; вступать в ролевые диалоги; изменять роль в соответствии с ситуацией.

4. Пантомимическая игра с воображаемыми предметами

5.Игра «Чудесный мешочек» (с предметами-заместителями)

Цель: развитие воображения в процессе придумывания игровых действий с предметами-заместителями.

6.Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы».

Цель: закрепление знаний детей об инструментах, необходимых для работы на автотранспорте, ГИБДД.

7. Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль».

Цель: развитие умения передавать с помощью движений характерные особенности транспорта, развитие умения ориентироваться в пространстве.

8. Рассказ воспитателя с обыгрыванием с помощью театра игрушек «Случай на дороге»

9. Словесные игры «Кто, что делает» (кто больше назовет действий шофера, инспектора ГИБДД, механика и т.д.), «Хорошо-плохо» (машина, дорога, автобус и т.д.).

10.Социально-эмоциональные игры «Угадай, кто я!», «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».

11. Игра «Разговор по телефону» (шофер-механик, шофер-пассажир, пассажир-пассажир, шофер-инспектор ГИБДД и т.д.).

12..Игры-драматизации по сюжетам литературных произведений (см. первый столбик).

13.Решение проблемных ситуаций, разрешение противоречий (нужно ехать, а на улице гололед; груз большой, а машина маленькая; мост изломался - как перевезти груз с другого берега и т.д.

14. Включение имитационных упражнений в утреннюю гимнастику, музыкальные и физкультурные занятия «Машина» (ходьба топающим шагом), сюжетные комплексы общеразвивающих упражнений «На машине».

1.Игрушки, ролевые атрибуты: элементы костюма инспектора, жезл, свисток; игрушки для ремонта: отвертки, гаечный ключ, плоскогубцы, шуруповерт; рули для автомобиля, машины; телефон, микрофон и т.д.

2.Ширмы, объединяющие игрушки, нарисованное панно: скамеечка с рулем, боковая часть машины, накидки на стулья, панно – улица города, мастерская, пост гаи, заправка и т.д.

3.Коробка  с предметами-заместителями.

4.Бросовый материал, бумага, карандаши, клей для изготовления самоделок (билеты на автобус, водительские документы, коллективное панно «Улица» и т.д.).

5.Крупные модули для построек машины, модуль «Светофор», бензоколонка, стройматериал.

6. Магнитно-маркерная панель, на которой можно разместить нарисованные панно или нарисовать маркером необходимый для развития игры сюжет.

1.Создание ситуаций для развития игры, предметно-игровой среды:

- Я шофер, а это мой автобус, сейчас подкачаю колеса и можно отправляться. Кто поедет со мной?

- Внимание, автобус скоро отправляется, кто намерен ехать, проходите в автобус.

- На дороге лежит поваленное дерево (воображаемый предмет), что делать?

- Какой большой автобус, а кто будет шофером?

-Товарищ водитель, мы доедем на вашем автобусе до этого города? Далеко ли нам ехать?

Вы подскажите, где нам выходить?

-В автобусе стало плохо пассажиру, что делать (кому позвонить).

- Автобус сломался по дороге.

- На дороге – авария.

-Дети из детсада собрались ехать в зоопарк, но автобус сломался.

-Семья опаздывает на пароход.

2.Советы, напоминание в процессе игры: перед отправлением нужно проверить исправна  ли машина;  кончается бензин, необходимо заехать на заправку; нужно, наверное, позвонить инспектору ГИБДД (в мастерскую).

3.Предложения в ходе игры по смену роли: пассажиру плохо, а давай ты теперь будешь доктором – нужно помочь человеку;  машина изломалась – я теперь буду не шофером, а механиком; пассажир в автобусе хулиганит – я теперь буду не пассажиром, а полицейским и т.д. 4. 4.Обращения по ходу игры: «Пассажиры, просьба, в автобус заходить по одному, не торопиться»; «Пассажиры! Держитесь за поручни»  (воображаемый предмет); «Пассажиры, билеты все купили, никто не забыл»;

мне нужно срочно доехать до больницы; машину, что - то заносит, может вы превысили скорость или мокрый асфальт и т.д.

5. Создание ситуаций с целью «помешать игре»: пассажир просит остановить автобус – ему не нравится, как шофер ведет его;  пассажир говорит, что кондуктор не передал ему билет; инспектор не разрешает дальше ехать шоферу; один из пассажиров начинает хулиганить в автобусе; капризный водитель машины не доволен как ее отремонтировали, вымыли; шофер не хочет дальше везти пассажиров и т.д.

6.Поощрение:

- «У тебя чистый автобус, значит, ты за ним ухаживаешь, ты очень хороший водитель».

Роли и ролевые действия

Водитель

Заправляет машину бензином, ремонтирует, моет, ухаживает за ней, меняет колесо, накачивает шины, одевает чехлы, встраивает магнитолу.

Кондуктор

Пропускает пассажиров в автобус, обилечивает их, проверяет билеты, разрешает спорные вопросы.

Пассажиры

Приобретают билеты, рассаживаются на места, уступают места пожилым людям, передают за проезд.

Заправщик

Заправляет машину бензином, желает водителям счастливого пути, следит за порядком на заправке.

Контролер

Проверяет билеты, выписывает штраф безбилетникам, сверяет номера билетов кондуктора.

Способы выхода из игры

1.Рабочий день закончился, автобус отправляется в парк.

2.Автобус изломался, дальше никуда  не едет.

3.Закончился бензин

4.Кондуктор объявляет, что недобросовестный пассажир не хочет платить за проезд. Автобус дальше следовать не будет.

5.У водителя резко поднялось давление. Управлять транспортом не может.

6.Водитель автобуса, нарушил правила дорожного движения, его остановил инспектор ГИБДД  для выяснения обстоятельств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное планирование сюжетно-ролевой игры "Пароход" в средней группе

Представляю перспективный план по комплексному руководству сюжетно-ролевой игрой "Пароход" в средней группе, который включает в себя четыре направления: ознакомление дошкольников с окружающим, передач...

Комплексное планирование сюжетно-ролевой игры "Зоопарк" (для детей 4-5 лет)

Предлагается планирование сюжетно-ролевой игры "Зоопарк" для детей 4-5 лет на основе комплексного подхода к руководству сюжетно-ролевой игрой, который включает следующие позиции: ознакомление детей с ...

Дидактические игры по правилам дорожного движения для средней группы

Дидактические игры по правилам дорожного движения для средней группы...

Перспективное планирование организованной образовательной деятельности по правилам дорожного движения в средней группе

Перспективное планирование организационной образовательной деятельности по ПДД в средней группе...

Играем в правила дорожного движения в средней группе с привлечением родителей

Играем в правила дорожного движения в средней группе с привлечением родителей...

Методическая разработка "Игра по правилам дорожного движения в средней группе"

Веселое занятие для малышей 4-х лет с речевками, загадками и трудными вопросами....

Игры по правилам дорожного движения для средней группы

Игры по правилам дорожного движения для средней группы«Сигналы светофора»Взрослый показывает сигналы светофора (можно использовать цветную бумагу, которая соответствует сигналу светофора),...